1.                   Общая  характеристика школы

 

С 26  декабря 2006г. в системе образования республики дан старт марафону  мероприятий, посвященных 10-летию Президентской  программы «Новая  школа». В рамках  этого  марафона в Чурачикской СОШ разработан специальный  план  мероприятий  по теме «Путь к новому качеству образования». Согласно этому плану 30 января 2007г. состоится публичный отчёт директора школы  «Школа за 1997-2007гг.

26 октября 2006г. Министерстве образования и науки под председательством Министра А.А.Фурсенко  состоялось заседание межведомственной рабочей группы по  реализации приоритетного национального проекта «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. На этом  заседании А.А.Фурсенко отметил: «Текущий год показал, что национальный проект начал выполнять ту миссию, ради которой он был задуман. Благодаря различным  направлениям  национального проекта в нашей системе образования начали происходить достаточно серьёзные подвижки, начался процесс совершенствования, модернизации. Думаю, что в следующем, 2007 году мы учтём весь огромный опыт, который у нас появился, и сможем ещё больше распространить позитивные изменения на все части образовательной системы, существенно повысить качество и конкурентоспособность российского образования. Главное, не останавливаться на достигнутом, а продолжать идти вперёд, чтобы надолго закрепить  передовые позиции нашего образования».   

 

                                  Краткая история школы

1840 г. август 31- Удельным  ведомством открыто  сельское  училище  в селе  Чурачики, в которое  принято  для  обучения  50 мальчиков.

(ГАУО). 

 В 1872 году в школе (тогда это  было  земское  училище)   побывал  инспектор  народных  училищ  Илья Николаевич  Ульянов. Он отметил,  что  обучение  ведётся на должном  уровне.

 С 1938 года  школа стала  средней. В 1938-39 учебном  году  начали  строительство  нового  здания  школы.

 В  январе 1940 года состоялось  открытие  Чурачикской  средней  школы. Это была  вторая  средняя школа  в районе: Комсомольская №1 и Чурачикская №2. 15  июня  1941 года  44 ученика стали  первыми  выпускниками  Чурачикской  средней  школы  №2.

В 50-ые   годы  школой  руководил Сокольников  Юрген Петрович. В 1958 году в  Чебоксарах  вышла  книга  Ю.П. Сокольникова «Коллектив  сельской  школы на  творческом пути», в которой  изложен  опыт  работы  Чурачикской средней  школы в  этот  период. Ныне  он профессор, академик РАПН, председатель  Совета  Центра системного подхода к воспитанию, заслуженный  учитель  ЧР.

 В 1969 году  был  произведён капитальный  ремонт  школы.

Из стен этой  школы вышли такие  знаменитости  как  Зубов Николай  Васильевич- доктор  технических  наук, член-корреспондент РАЕН и РИА, лауреат  Государственной  премии 2000 года. У нас учились Еремеев Кирилл  Иванович – доктор  наук, автор  экономических  учебников для  вузов, Гильманов Рафаким Гельметдинеович – кандидат педагогических  наук, отличник  народного  просвещения, Еремеев Иван Михайлович – кандидат  экономических  наук, Тумаланов Николай Васильевич – кандидат  экономических  наук. Из нашей  школы  вышла чемпионка СССР по  лыжным  гонкам Вера  Чернова. Также школа  дала старт многим  заслуженным  работникам  просвещения,  медицины, сельского и  лесного хозяйства, промышленности и  строительства и других  отраслей народного хозяйства.

 

2.                   Структура управления школы

 

Структура  управления  школы  содержит в себе следующие  штаты:

директор – 1 шт.ед.-Пушкина А.Н.,

заместитель директора по  учебной  работе- 0,5 шт.ед.-Никифоров В.В.,

заместитель  директора по воспитательной работе – 0,5 шт.ед.-Пушкина Г.П.,

старшая  вожатая –0,5 шт.ед.-Макарова Т.В.

 В управлении  школой  участвует  также Попечительский Совет, в составе  которой  следующие  родители: 

 

1)Иванов Сергей Алексеевич-председатель

2)Трофимов Геннадий  Васильевич

3)Макаров Валерий Николаевич

4)Шуряшкин  Дмитрий  Иванович

5)Шикарев  Михаил  Николаевич

6)Лукиянов  Юрий  Геннадьевич

7)Поляков  Евгений Мефодьевич

8)Кириллов Александр  Леонидович

9)Шуряшкин Владимир Васильевич

10)Григорьев Геннадий  Васильевич

11)Гимальдинов Шейхулла

12)Александров Викентий Александрович

13)Шарафутдинов Наил Шейхлисламович

14)Николаев Василий Петрович

14) Абулханов Рафаиз Рахимович.

 

Особую заботу по  решению  проблем  школы проявляет председатель Попечительского Совета Иванов  Сергей  Алексеевич, члены Лукиянов Юрий Геннадьевич и Николаев Василий Петрович. Это они  убедили  районное и республиканское  начальство в том, что в селе  Чурачики  необходимо  построить новую  школу. Иванов С.А. профинансировал  начало  строительства  новой  школы.  Благодаря  их  стараниям  на  наших  глазах  выросло новое  двухэтажное здание,  которое  обещают  нам  пустить в  эксплуатацию  к  1 сентября  2007  года.

Отрадно отметить,  что в подготовке  площади под  строительство  нового  здания с  большим  энтузиазмом работали  как  учителя, так и  учащиеся нашей  школы. Устраивались субботники по  выкорчёвыванию деревьев, слому и  разборке  старых ветхих  зданий,  попадающих  под  строительство.                                                                                 

Чурачикская  СОШ работает в  тесной  связи с СХПК  «Труд» и администрацией  Чичканского  сельского  поселения, так  как  ученики  наши    - это  из  села   Чурачики и  деревни  Чичканы,  образующие указанные  кооператив и  сельское  поселение. 

Из  всех  компонентов управленческой  деятельности в  образовательном  учреждении на  первый  план вышел  контроль, формы и методы  которого весьма  хорошо  разработаны.

Мониторинг является  информационной  основой управления  образовательным  учреждением.   

Внедряя  внутришкольную  систему мониторинга  качества  обучения,  необходимо  оценивать  образовательный  потенциал  ученика, его  достижения  в  разных  видах  деятельности. Такое исследование проводится через  портфолио  учащихся. Организовать и  разработать  структуру  портфолио  должна  администрация  школы  (ответственным лицом  является  заместитель  директора  по  учебной  части); учёт документов,  входящих  в  портфолио, осуществляет  классный  руководитель.

В 10-11 классах обучаются  дети  двух  национальностей - чувашской и татарской. Классные руководители  этих классов  очень  много  работают по сплочению нового  коллектива. Как правило, это удаётся.

 

3. Спектр образовательных услуг

 

Дети, достигшие 6,5 лет, по  заявлению  родителей поступают в 1-ый класс. Специальная районная  комиссия, в состав  которой  входят логопед и психолог, проводит  тестирование поступающих в  школу на  уровень  подготовленности детей к обучению.

Школа  работает  в одну  смену,  занятия  начинаются в8ч.00мин., продолжительность  уроков составляет  45 мин.

По  учебному  плану  недельная  нагрузка  на  учащихся   следующая:

1класс – 20  ч.

2класс – 25ч.

3класс – 25ч.

4класс – 25ч.

5класс – 31ч.

6класс – 32ч.

7класс – 34ч.

8класс – 35ч.

9класс – 35ч.

10класс – 36ч.

11класс – 36ч.

В  школьной  столовой  питается 109 учеников, что  составляет 100% обучающихся. 1-8 классы – после второго  урока, 9-11 классы после  третьего.

60 р. в день необходимо, чтобы  каждый  школьник получил  вкусный  обед – такие данные  были  озвучены  министром  образования и науки Российской  Федерации  А.А.Фурсенко  на  ежегодном   Всероссийском  совещании руководителей  органов  управления  образованием субъектов Российской  Федерации  « О приоритетах развития  Российской  системы  образования в 2006-2007 годах», которая  прошло  27-28 сентября в  Москве.

Расчёты экспертов  также  показали, что  обеспечение  полноценного  питания в школе – достаточно « дорогое  удовольствие», для  этого  необходимы не  только  качественные и свежие продукты, но и современное  оборудование,  специально  подготовленные  повара, новая  организация  труда. « Ни федеральный, ни региональные  бюджеты сегодня  и  сейчас с  этой  задачей  вряд ли справятся», - сказал министр.

Только  благодаря  тому, что  на пришкольном  участке  школьники  летом  выращивают все  необходимые  овощи, в  школе  организовано горячее  питание при  родительском  взносе  размером  50р. в  месяц.

 

4. Условия  осуществления образовательного процесса

 

·кадровый  потенциал, уровень  квалификации, оплаты, возрастной и полный  состав, вакансии,

·текучесть  кадров,

·материально – техническая  база, книгообеспеченность, пополнение  библиотеки,

·финансовая  деятельность, расходы  на  одного  ученика,

·средства родителей и  их  использование,

·доля  образовательных  расходов в  текущих  затратах,

·методы, формы и  средства  организации образовательного  процесса.

 

МОУ «Чурачикская СОШ» в  основном укомплектована  квалифицированными  кадрами.

Всего учителей 19, 13  женщин и  6  мужчин.

Из них  1-ую квалификационную категорию имеют 10 человек, вторую – 5  человек, у  троих  учителей вышли  сроки действия  квалификационной  категории. А один  учитель  работает  первый  год.

Совместителей – 4 учителя.

Пенсионеров –3 учителя.

Имеется  одна  вакансия  учителя  физкультуры.

Материально – техническая  база  оставляет  желать  лучшего, хотя  силами  учителей и учащихся из  года в год стараемся  пополнять  её.

Так, на  средства,  поступившие от  реализации   картофеля,  полученного от  СХПК «Труд» в виде  натуроплаты, приобрели  музыкальный  центр с караоке, цифровой  фотоаппарат , сканер, футбольные и волейбольные  мячи.

В  2000-ом году школа  отметила большой  юбилей – 160 лет  со  дня  основания. Прибыло  много  гостей. В  организации этого  вечера  большую  поддержку  оказали СХПК «Труд» и некоторые  другие  организации. На деньги, вырученные от  спонсорской  помощи, в этом  же  году  купили  телевизор и видеоплеер.

Школа живёт и работает по  принципу   подушевого  финансирования из  расчёта  6286 р. на  одного  ученика.

Родительские  взносы собираются  только  на  питание в  размере 50р.  в месяц  и пополнение  книжного фонда (учебников).

В  библиотеке 1424 учебника  федерального  комплекта  (с 2000-ого года  издания), 787 учебников республиканского  комплекта  (с 1996 года  издания).

 В  этом  году  приобретено  на  родительские  средства 272  учебника на  сумму 26661 р. Для  обучающихся из  малоимущих  семей прислано 15  учебников  на  сумму  1920 р. Учебники  республиканского  комплекта  присылаются  бесплатно – в этом  году  прислан  31 учебник на  сумму 2314р.

В этом  учебном  году с учащихся собирали по 20р. за  каждый  используемый  учебник.

С  сентября 2003  года школу   Чувашии  работали в  экспериментальном  режиме профилизации  старшей  школы.

Готовясь  к  профильному  обучению, наша  школа  также  ввела в программу  курсы  элективных  занятий. На  этих  занятиях стараемся  помочь  ученикам  в выборе  профессии.

Особым  фактором  выбора  профессии является влияние  значимых  людей: родителей, друзей, педагогов. Известно, что  это  влияние  может  оказаться как  позитивным, так и  негативным. Поэтому  важно, с одной  стороны,  помочь  взрослым  осмыслить  характер  своего  профориентационного  влияния  на  детей, а с другой  стороны, способствовать  развитию у  старшеклассников самостоятельности  в  принятии  решений.

 

5.  Результаты  образовательной деятельности, включающие в себя результаты  внешней  оценки (ЕГЭ, олимпиады, конкурсы)

 

Успешность  образовательного  процесса  определяется степенью  заинтересованности  всех  его   участников  в  положительных, лично  значимых  результатах.

Достижения  высоких  образовательных  результатов каждым  ученику возможно  при  решении  задачи  оптимального  сочетания:  основного и  дополнительного  образования; разнообразных  форм  учебной  деятельности; требований  стандарта  и  индивидуальных  способностей  учащихся; эмоционально – психологической  комфортности и интенсивной  учебной  деятельности – при использовании  новых  информационно – коммуникативных  технологий и электронных  учебно -  методических комплексов.

Одними  из первых в  Чурачикской СОШ был  создан  компьютерный  класс. В настоящее  время  школа  укомплектована пятью  новыми  компьютерами и  одним  мультимедийным проектором. Школа  подключена к сети  Интернет, что  имеет немаловажное значение для  подготовки учителей к урокам. Услугами связи  Интернет больше  пользуются учитель  информатики Лукиянов С.А., истории Никифоров В.В. и  географии    Пушкин С.В.

Благодаря  новым  информациям учителя  добиваются высоких результатов в обучении учащихся. Только в этом  учебном  году в школе  стало 13  призёров районных олимпиад. Из  них  5 первых  мест. Учительница русского  языка и  литературы Никифорова Г.Ф. подготовила двух  призёров  районной  олимпиады, учитель  истории и обществознания Никифоров В.В. – трёх  призёров  районной  олимпиады и одного  призёра  республиканской олимпиады. Чернова Е.Н., Мезитова Р.Р. и Еремеева  Е.А.- двух  призёров, Пушкин С.В. и Поргунова Л.П. по  одному  призёру.

Анализируя результаты  олимпиад за  последние годы, можно  сделать  вывод, что  больше  призовых  мест по  татарскому  языку и  литературе, русскому  языку и  литературе, географии, экономике, праву, английскому  языку и  химии.

Первая  пятилетка с ЕГЭ пройдена самый  главный  « плюс» ЕГЭ -  внешняя  экспертиза. Задания,  которые  к нам  приходят в  форме КИМ, создаются профессионалами, специалистами НИИ. Получается, что  выпускник  приходит  сдавать  экзамен не своему  педагогу, которому он  отвечал на  уроках многие  годы, а  беспристрастному листку  бумаги. Он либо  знает  ответ, либо  не  знает.

Вторая  выигрышная  позиция  ЕГЭ заключается в том, что  раньше  ребята  из  сельской  глубинки в лучшем  случае ехали  поступать в чебоксарские  вузы. А теперь  перед  ними  раскрываются широкие  перспективы. Введение ЕГЭ наложило  большую  ответственность, как на  учащихся, так и на  учителей. Если  учитель  математики раньше  готовил  учащихся к выполнению двух  вариантов весьма  предполагаемых задач  то  сейчас  он  должен  подготовить  ученика  на  выполнение по  меньшей  мере  15  вариантов, которые  содержат  около  тридцати  заданий. Из  них  часть С требует  наиболее высокой  подготовленности.

 

 

6. Ближайшие  перспективы

 

К 1-му сентября 2007 года администрация Комсомольского района обещает пустить в эксплуатацию здание  новой  школы. Надеемся, что это  будет большим стимулом в обучении и воспитании для  учителей и получения  знаний для  учащихся.

Мы мечтаем о школе счастливых людей, учеников и их родителей. Все они должны быть счастливы от общения друг с другом,  счастливы по тому, что имеют уникальную возможность дарить друг другу радость, которая не измеряется оценками, зарплатой и цветами 1-ого сентября и в день последнего звонка. Это должно быть счастье учителя, которому дано быть учителем, который нашёл себя в жизни, который полностью реализовался, для которого Школа – это больше, чем работа. Это должно быть счастье ученика, которого не только хорошо учат, но и любят, понимают, а если и журят, то всегда справедливо и с огромной болью и тревогой за его судьбу. Это счастье родителей, которые всегда могут быть уверены в том, что их ребёнку не навредят и что школа, которой они отдали предпочтение, - это надёжная школа, где всё на высоте: и уроки и перемены, и будни и праздники, и гардероб, и столовая. Мы хотим школу видеть такой.