Историко-краеведческий отдел музея

 

Историко-краеведческий отдел был открыт в марте 1995 года. Он  располагается на 2-м этаже Дома-музея и занимает 3 зала: зал археологии, зал о знаменитых людях Козловского района и города Козловка, зал этнографии.

Зал археологии

  Среди памятников археологии Козловского района выделяется Балановский могильник (эпоха бронзы) – могильник грунтовый 16 – 15 вв. до н. э., расположенный в 1,5 км к юго-востоку от д.Баланово, недалеко от р.Большой Аниш, на высоком холме под названием Карабай. Балановский могильник является одним из крупнейших по своим размерам на территории Чувашии, который представляет Фатьяновскую культуру. Раскопки производились в 1933 г. работниками Чувашского республиканского краеведческого музея, в 1936 – 1937 гг. – экспедицией Московского отделения Государственной академии истории материальной культуры, в 1940 г., в 1943 г. – экспедицией Института антропологии Московского Государственного университета. В 1957 г. могильник исследовала экспедиция Государственного Эрмитажа. В балановских погребениях обнаружено много глиняных сосудов шаровидной формы, они имеют невысокую шейку, круглое дно, украшены узором в виде зигзагообразных, треугольных или ломаных линий. Частыми находками явились кремневые наконечники стрел, скребки и медные предметы. Часть этих ценных находок представлена в нашей экспозиции, как и кости ископаемых животных четвертичного периода.

   Курганы на территории Козловского района имеются  близ селений Бишево, Тюрлема,  Картлуево (2 кургана), Осинкино, Катергино (2 кургана), Казаково, Тоганашево, Новая Тюрлема, Новородионовка, Еметкино. Большинство из них относятся к Абашевской культуре. Из  археологических памятников железного века раскопано городище в 1,5 км южнее д.Катергино. Результаты исследований свидетельствуют о принадлежности городища к Городецкой культуре. Огромный научный интерес представляет Криушинская стоянка, расположенная на дюне. Вероятно, ранее поселение людей на дюне появилось ещё в эпоху мезолита. Криушинская дюна является исключительным памятником, так как, кажется, не было эпохи, когда здесь не жили бы люди.

  Все  археологические  памятники Козловского района занесены в список памятников истории и культуры Чувашской Республики, которые находятся  на государственной охране.

 

 

 

 

Зал этнографии

     Приобщению, в первую очередь, подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края способствует экспозиция, оформленная в зале этнографии, благодаря которой можно познакомиться с многочисленными предметами материальной культуры.       Козловский район, как и сам г. Козловка, многонационален. Здесь проживают разные этнические группы: и чуваши, и русские, и татары. К каждой культуре и языку, мировоззрению и обычаям люди относятся уважительно, более того проявляют внимание и интерес. Тем более, история и современная действительность дают благодатный материал, свидетельствующий о многовековом взаимодействии, глубоком плодотворном влиянии разных народов и этнических групп друг на друга. Так и в экспозиции представлены предметы домашней утвари, одежда и обувь  не только чуваш, но и татар, русских.

     Посуду и все необходимые в хозяйстве емкости наши предки изготавливали из глины, древесины, металла, кости и кожи.

     Глиняная посуда (там сават-сапа) известна с глубокой древности. В экспозиции  представлены различные кувшины для молока (майла чулмек), для пива (какшам), горшки (куршак) и миски (там чашак).

      У народов лесной полосы, в том числе и  чуваш, была сильно развита обработка дерева. По способу изготовления и характеру использования, деревянную утварь можно разделить на несколько групп: 1. Утварь, долбленная с цельным дном.

           2. Долбленная со вставным дном.

           3. Клепаные изделия.

           4. Посуда из бересты, луба, коры.

           5. Плетеная из лозы, лыка, дранки, корней.

Долбленые сосуды были удобны были удобны для обработки и хранения зерна, круп, муки. В основном цельнодолбленной была столовая посуда – чаши, солонки, ковши, ложки. Формы и размеры столовой посуды, вид дерева, выбираемый для нее, диктовались ее назначением. Большая деревянная чаша (тирек, пысак чашак, чара) служила для подачи первого или второго блюда – каши, мыса на всех членов семьи. Малолетним детям пищу давали в мисочках (чаплашка). Столовую посуду изготавливали из мягких (липа, ветла, осина) и твердых (дуб, береза) пород деревьев, из цельного куска дерева или корневища. Из крепкого корня делались лучшие образцы больших ковшей – братин (алтар), малых ковшей для пива (курка).  Долбленной была корытообразная утварь – начевки для муки (такана), корыто (валашка, кункара, шан).

    Долбленая посуда со вставным дном использовалась для хранения и переноски продуктов в поле. Замечательное изделие этого вида – супсе – выдолбленная из толстой липы кадушка – укладка для хранения одежды. К этому же типу относится пахтаница (уйран супси), которая используется и в наши дни для сбивания масла. Ведра (черес – чиряс) были также долбленные со вставным дном. Для того чтобы внутрь вставить дно, делали вырезки и нижнюю часть посудины помещали в воду, чтобы она набухла. А дно сильно высушивали, оно уменьшалось в размерах, и его вгоняли во внутренние вырезы. Такой сосуд использовали не только для хранения питья, но и для еды. 

    Бондарные изделия (бочки, кадушки) изготовлялись из клепок – расколотых и тесаных досок.

     В быту широко пользовались посудой из бересты. Сшитые из коры липы, вяза кузова служили для хранения зерна, муки и др. продуктов, сбора грибов и ягод.

     Плетеные предметы (в том числе из лыка, лозы, пучков травы, соломы, полосок бересты) находили разнообразное применение. Широкий набор плетенок из лыка (пушат) известен под общим названием кошель (кушел). В кушел – аккуратно сделанную плетеную сумку с крышкой – укладывали продукты и мелкий скраб на дорогу.

     Из дерева изготовляли также такие предметы кухонного обихода, как ложки и половники, лопаточки для меда и яиц, деревянные совки, лопаты для перекладывания хлебов и пирогов в печь (сакар кересси).

        Из образцов зернодробилок представлена ручная мельница (ал армане). Она имелась почти в каждом хозяйстве. После первого пропуска зерен сквозь ручную мельницу они превращались в крупу, а при пропуске от 3 до 5 раз, в зависимости от тяжести верхнего жернова, они смалывались в муку.

   Металл также занимал важное место в жизни чуваш. Они владели высокой техникой металлообработки. Кузнецы изготавливали разнообразную продукцию: домашнюю утварь (ухваты, заслонки, кочерги, сковородники, вьюшки, ведра и т.п.), различные инструменты (топоры, ножи, молотки, клещи, ножницы, долота и т.д.), металлические части сельскохозяйственных орудий (сошники, лемехи, палицы, мотыги, лопаты, серпы, косы, вилы).  Одним из древних сосудов, без которого не могла обойтись ни одна семья, являлся чугунный котел (хуран). К числу старинной посуды относится сковорода (сатма). Наряду с чугунной посудой использовали медную: жбан (чам), рукомойник (камкан).

  Весьма ценными экспонатами, представленными в экспозиции, являются железные весы и пила 1847 года.

  

 

 

Чуваши использовали горизонтальный ткацкий стан (пир выране) с бердом (хес) и подножками-педалями. Также бытовал старинный ткацкий станок без рамы. В орнаментации народной одежды использовалась техника узорного тканья. Сырьем для этого вида тканья являлись лен, конопля, овечья шерсть, покупной шелк-сырец, позже – бумажные нитки и гарус. Техника узорного тканья в основном была браной, и применялась оно при изготовлении сурпанов, платков (пус тутри). Можно выделить три основных типа узорного тканья: двухцветное, полихромное на белом фоне и полихромное на красном фоне. Ткали также различные сорта тесьмы (хаю) и поясов (писиххи) из льняных, хлопчатобумажных или шерстяных ниток. Из толстых ниток ткали дорожки, полог (шаналак), покрывала (сивитти).

     Одежда имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного значения – защиты тела от воздействий окружающей среды – она обладала символическими и ритуальными функциями. Материалом для одежды служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Праздничную одежду шили из тонкого холста (синсе пир), а из хоста среднего качества (ватам пир) – рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти шло на праздничные и свадебные кафтаны (сахман), грубое – на обычные кафтаны и чапаны. 

     Издавна чуваши славились своей национальной вышивкой. В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию, вышиванию (тере терлени). К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Вышивкой украшали женские рубашки, платья, головные повязки, полотенца, покрывала, мужские рубашки, свадебные платки и т.д.

     Основной обувью у мужчин и женщин были лапти (сапата).

 

Представленные экспонаты являются частью богатейшей сокровищницы материальной культуры прошлого.

  

 

 

 

 

 

 

Зал о знаменитых людях Козловского района и  г. Козловка

    Славится Козловская земля высокой «плотностью» выдающихся людей, чьи имена золотыми буквами вошли в историю города, района, республики, да и всей страны.

    В годы Великой Отечественной войны район прославили семь Героев Советского Союза (С.Н.Бутяков, А.И.Казаков, Н.Н.Марков, М.А.Салихов, А.Н.Ленкин, А.Г.Тухланов, В.Д.Харитонов) и два Кавалера Ордена Славы трех степеней (Я.Г.Бикчантаев, Л.А.Блажевич), в мирное время – три Героя Социалистического Труда (А.М.Зуева, Л.Я.Дорофеева, П.Г.Шорков).       6 виднейших военачальников дослужились до чина генералов (В.Г.Воскресенский, А.А.Дементьев, В.Н.Евстигнеев, А.С.Елехин, Н.Н.Николаев, М.А.Салихов). Кстати, генерал-полковник А.А.Дементьев (д. Комаровка) – единственный из уроженцев Чувашии кавалер двух орденов Александра Невского.

     Немало  у нас и государственных, политических деятелей. К примеру, отец и сын Горчаковы (с. Аттиково): Александр Васильевич – известный дипломат, Овидий Александрович – легендарный советский разведчик, писатель.

     Многочисленные деятели литературы, науки и искусства внесли огромный вклад в сокровищницу культуры чувашского народа. Богата наша Козловская земля талантами. В д. Кудемеры родился будущий заслуженный врач РСФСР, заслуженный деятель искусств ЧАССР, народный писатель ЧАССР, драматург первой чувашской оперы «Айдар» Петр Николаевич Осипов. Деревня Байгулово подарила чувашской культуре талант драматической актрисы Ольги Ырзем (Шестипалова), писателей, как Марфа Трубина, Иван Вашки. Проживал в Козловке Никифор Мранька – автор многотомного романа «Жизнь прожить – не поле перейти», родом отсюда писатель Николай Стуриков. Заслуженный деятель искусств,   писательница   Мария   Ухсай       уроженка д. Карачево. Тамара Ивановна Чумакова (д. Дятлино) является заслуженной артисткой РСФСР и народной артисткой ЧАССР, лауреатом Государственной премии ЧР имени К.В.Иванова. Светлана Бубнова (г. Козловка) – заслуженная и народная артистка ЧР.   Уроженцами Козловского района и Козловки являются 13 заслуженных врачей РСФСР (И.Е.Виноградов, Н.А.Лысякова, Н.П.Беловощева и др.), 38 заслуженных врачей ЧР, 13 заслуженных учителей школ РСФСР (Н.Г.Барабанова, Ф.М.Макова, И.Н.Нилов и др.), 55 заслуженных учителей ЧАССР, 4 заслуженных работника культуры России (Л.Г.Ефимова, М.К.Кабетова, Н.Г.Краснов, Л.Н.Нянина), более 30 заслуженных работников культуры ЧР. Во всех сферах народного хозяйства есть наши земляки, достойно себя проявившие и заслужившие высоких званий.

      Ценность каждой фамилии составляет золотой фонд истории района и города. Наша задача – бережно хранить ее для будущего поколения.