Школа за березами

 

МАКИШ - Малокибечская школа

Малокибечская средняя общеобразовательная школа  им. А. Я. Яковлева  

 

 

 

  Начало Можем поделиться (методические разработки) Психология

 

 Про нас

Можем поделиться

Архив

Выпускники

Можем посоветовать (ссылки)

 

Классный час «Смысл жизни»

Данное мероприятие дает учащимся возможность задуматься о поиске смысла жизни, в ходе этого классного часа развиваются навыки ведения дискуссии, умение формулировать свою точку зрения, умение поставить себя на место другого, умение работать в группе.

Перед проведением этого классного часа было проведено анкетирование по методике «Что я выбираю», опубликованной в газете «Школьный психолог» №15 за 1999 год.
На доске или на ватмане написаны высказывания о смысле жизни:

Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна. (К/ф «Человек с бульвара капуцинов»)

Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе. (Дж. Рейнуотер)

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастен, а плохо приспособлен к жизни. (А. Эйнштейн)

Каждый сам является хозяином своего жизненного пути. (Народная мудрость)

Имеет человек в жизни зацепку – и хорошо ему (А.П.Чехов)

Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и твоя вера поможет этому факту свершиться. (У.Джеймс)

Всю жизнь последовательно идти к цели можно, если она постоянно отодвигается. (Ежи Лец)

Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (Паскаль)

 

1. Начинается классный час с небольшой разминки. Ребята сидят в кругу, ведущий предлагает поменяться местами тем,

·        кто знает тему классного часа;
·        кто прочитал надписи на доске;
·        кто считает, что его настоящая жизнь ещё не началась;
·        кто хоть раз задумывался над тем, зачем человек живет;
·        кто согласен с М.Ю.Лермонтовым, что жизнь – «такая пустая и глупая шутка»;
·        кто размышлял и говорил с друзьями о смысле жизни;
·        кому понравилась хоть одна надпись на доске.

Можно продолжить эту разминку, используя сменного ведущего (количество стульев на 1 меньше участников, кому не хватило стула – тот ведущий). Обычно школьники поддерживают заданную тему.

2. «Четвертая планета»
Ведущий говорит:
– Есть такой фильм «Четвертая планета». В этом фильме космонавты попали на Марс и столкнулись с чем-то (или кем-то), что исполняло их самые заветные желания, это нечто проникало в мозг космонавтов и само выбирало то, чего им хотелось больше всего. Причем желания эти в реальном земном мире были неисполнимыми. Например, один из героев фильма встретился с дедушкой, который уже умер, другой получил возможность изменить свое прошлое. Я прошу вас подумать, а что выполнило бы это нечто для вас.
Учащимся дается время подумать. Желающие делятся своими мыслями.

3. Анализ анкеты «Что я выбираю». Возможен также сравнительный анализ анкет за прошлые годы.

4. Ведущий читает стихотворение Э. Асадова «Счастье».

 

Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».

Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания. 

По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться. 

Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета! 

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

– Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного это любовь, для другого – дом, дача, квартира, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении.
Давайте попробуем поразмышлять над некоторыми из этих существующих смыслов жизни.

1) Я прошу вас разбиться на 4 группы. После жеребьевки, каждая группа стремится защитить ту точку зрения, которая ей досталась, независимо от того, как вы сами к ней относитесь. Постарайтесь привести как можно больше аргументов в ее пользу.
Через 15-20 минут идет общее обсуждение в кругу.

2) То же самое, но теперь группа старается найти аргументы против. Как и в первом случае после обсуждения в группах идет обсуждение в кругу.

Вот материал для обсуждения, который получается группам:

Найти свое место в жизни, свое призвание

Когда человек чувствует себя на месте, он становится лучше.
Д. Гранин
Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.
К. Гельвеций
Главное, делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь.
Л. Ландау
Что человек сделал, то у него и есть.
Каппони
Сделай что-либо - и обретешь силу.
Эмерсон
Родиться мало - надо еще состояться.
Ксенокрит
Нельзя быть счастливым и довольным, если не чувствует себя на своем месте.
А. П. Чехов

 Жизнь как познание (себя, окружающих, мира)

Развитие воли - цель нашего существования.
Эмерсон
Не стоит жить, если не изучать жизнь.
Сократ
Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в самом себе.
Ларошфуко
Человек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни, и главный долг в том, чтобы думать пристойно.
Б. Паскаль
Величие человека - в его способности мыслить.
Б. Паскаль
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Остается лишь одно - стремление к истине. Оно передается от поколения к поколению, сквозь любые разочарования и катастрофы.
Д. Гранин

Жизнь ради удовольствия

Человек создан для счастья, как птица для полета.

После нас - хоть потоп.

Надо ловить каждый момент, каждую возможность сделать свою жизнь ярче и интереснее.
Л. Ландау
Позавчера уже нету. И завтра нету. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым.
Д. Гранин
Радость - основной принцип жизни.
Н. Энкельманн
Успешно прожить один день - с этого начинается искусство жить.

Белоус

Жизнь для людей

В жизни ничего нет дороже людей! Ничего!

А. П. Чехов

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям!

М. Горький

Все остается людям: дурное и хорошее… И в этом оставшемся мое - забвение или бессмертие.
К/ф "Все остается людям"

Стань необходимым для кого-нибудь!

Эмерсон
Спешите делать добро.
Гааз

Нет большего счастья, чем чувствовать что люди любят тебя и радуются твоему присутствию.

Ш. Бронте

Уважение к людям есть уважение к самому себе.

Дж. Голсуорси.

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

А. П. Чехов

5. Австрийский психотерапевт В.Франкл утверждал, что для развития индивидуальности человека, для его физического и психического здоровья необходимо соотносить свою жизнь, свои решения и поступки с чем-то внеличным, ради чего стоит жить, чему можно посвятить свою жизнь.
В.Франкл обнаружил это в фашистском концлагере. «Когда я заболел тифом, – вспоминает он, – то лежа на нарах, я записал на маленьких листочках много разных заметок, важных при переделке рукописи, как будто я уже дожил до освобождения. Я уверен, что эта переработка потерянной рукописи в темных бараках концентрационного лагеря Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс». Он заметил, что в лагере выживали те, кому было для чего жить.
Очень часто неврозы, депрессии, апатии порождаются тем, что человек не понимает смысла своей жизни.
Существует немало проповедников, предлагающих людям некий единый, одинаковый для всех смысл жизни. Но смысл своей жизни нельзя получить готовым из чужих рук.
Человек вынужден сам обнаружить смысл жизни.
«Смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени…
Мы не должны искать абстрактного смысла жизни…»
У каждого свое собственное призвание и предназначение в жизни, каждый должен выносить его в своей душе и попытаться реализовать. Жизнь конкретного человека неповторима.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям

Материал составлен и подготовлен Фоминой Татьяной Алексеевной

Скачать

 

 

  Начало Можем поделиться (методические разработки) Психология

 

 

Наш адрес:
Республика Чувашия, Канашский р-н, с. Малые Кибечи, ул. Центральная 8
E-mail:
makish1@yandex.ru,  sch_mkib@kanash.cap.ru

 

Webmaster::tataynaf@yandex.ru