Этапы становления пожарной охраны г. Канаша

Пожарная команда в Канаше была создана в 1924 году в связи с ростом и превращением поселка в город. В то время поселок и станция являлись перевалочным пунктом в Чувашии, и в примитивных складах хранилось немало материальных ценностей. С учетом этого и была орга­низована пожарная команда, состоящая из одного работника при од­ной лошади, хотя имелись три конных хода на выезд. На вооружении были два конных хода с ручными пожарными насосами и один конный ход с баграми.

Команда содержалась за счет городского добровольного пожарно­го общества (ДПО), работники которого участвовали в тушении по­жаров. Вначале пожарная команда находилась в неотапливаемом са­рае (принадлежавшем ДПО) по улице Кооперативной. В конце 1925 года к этому сараю пристроили жилую избушку для несения службы и проживания пожарных, конюшню. В штат был принят еще один ра­ботник. С 26 октября 1925 года установили круглосуточное дежурство работников пожарной команды. И вот эта дата стала днем организа­ции в Канаше постоянной, самостоятельной пожарной охраны.

Дежурство личного состава команды было бессменным, спецодежды и обмундирования не имели, пользовались только очередным отпуском. Пожарные сами без всякой оплаты заготавливали на отведенных участ­ках сено для лошадей, ухаживали за ними. Чтобы как-то изыскать сред­ства для лучшего содержания команды и личного состава, в 1925-26 гг. ДПО заключило договор с почтовой конторой по доставке почты на же­лезнодорожную станцию, однако в 1927 году его отменили.

В 1927 году штат личного состава увеличили до 6 человек при 4-х лошадях. Саму команду перевели в ведение коммунального хозяйства исполкома горсовета. В первые два года службы пожарные получали заработную плату в размере 19 рублей в месяц, а в последующие годы -27 рублей. Вскоре появилась должность брандмейстера с окладом в 30 рублей.

В 1930-31 годах по инициативе республиканского управления пожар­ной охраны при НКВД ЧАССР за счет средств Госстраха на улице Свобо­ды построили новое деревянное одноэтажное здание пожарного депо на 3 пары выездных ворот с каланчой. К этому времени штат личного состава довели до 18 человек при шести лошадях. Из Казани получили два кон­ных бочковых хода с ручным насосом и один бочковый ход.

В 1933 году со стороны двора к зданию пожарного депо пристроили жилое помещение и отдельный дом. В помещении устроили общежитие для личного состава, а в доме - квартиры для начсостава.

В 1935 году во дворе у пруда был построен еще один дом для личного состава и тесовый сарай с небольшим складом для хранения имущества сезонного обоза. Все строительные работы велись бесплатно самими по­жарными. Руководили стройкой начальник межрайонного управления пожарной охраны М.И. Ковшов и брандмейстер команды Осипов. Сле­дует отметить, что межрайонное УПО было организовано в 1932 году, а в 1934 году его ликвидировали в связи с введением должности районных пожарных инспекторов и передачи городской пожарной команды в веде­ние пожарной охраны при НКВД Горьковского края по ЧАССР.

Рост материально-технической базы команды позволил в 1933 году увеличить штат личного состава до 44 человек при 8 лошадях. В 1934 году пожарным выделили мотопомпу на двухколесном ходу, которую затем по инициативе М.И. Ковшова приспособили на четырехколесный ход, а в штате появилась должность моториста.

Первая автоцистерна ПМЗ-2 поступила в 1936 году. Ее обслуживал сначала лишь водитель, затем у него появились помощники. В 1948 году поступила еще одна пожарная машина ПМГ-1.

С появлением автотехники отпала надобность в конном обозе и в 1949 году его ликвидировали. Произошли структурные изменения и в штате команды. В 1949 году личный состав команды состоял из 34 человек, в штате появилась должность пожарного инспектора и политрука, правда политрука сократили в 1951 году.

1950 --60 г.г. были годами полного технического перевооружения ко­манды. Взамен устаревшей техники поступили автоцистерны нового об­разца закрытого типа. Первая такая машина с облегченным центробеж­ным насосом ПН-25А была получена в 1956 году. В 1957 году поступила автоцистерна повышенной проходимости ПМГ-19 и автонасос с прице­пом на шасси ГАЗ-69.

В 1959 году в команде организовали газодымозащитную службу с при­менением кислородно-изолирующих противогазов (КИП-5). В этом

же году технический парк команды пополнился новой машиной ПМЗ-13 и мотоциклом с коляской (К-750), а в 1962 году еще одной пожарной машиной с мощным насосом ПН-ЗОК.

По мере поступления современной техники старые машины переда­вали в колхозы и во вновь организуемые пожарные команды. Те авто­машины, которые по своему назначению не подлежали дальнейшей тех­нической эксплуатации, переделывали под грузовые и использовали у себя в команде.

Оснащение команды новейшей техникой, укомплектование коман­дного состава технически грамотными кадрами увеличили его значе­ние в жизни города.

В марте 1964 года был заложен фундамент под здание нового по­жарного депо по улице Пушкина на четыре выездные машины. СУ-102 треста "Казтранстроя" в сжатые сроки завершило строительство депо и 1 июня 1965 года пожарные справили новоселье. Это позволило со­здать все необходимые условия для нормальной работы и отдыха де­журных караулов, размещения техники.

В 1964 году в боевой расчет команды ввели автоцистерну АЛГ-17. Штат шоферов был увеличен на 4 человека и доведен до 13 человек. К ноябрю 1967 года Канашская профессиональная пожарная часть (ко­манда получила новый свой статус) имела на вооружении три пожар­ные машины, способные решать любые тактические задачи по туше­нию огня, одну автолестницу с 17-метровой выдвижной стрелой, оперативную машину ГАЗ-69, два мотоцикла с коляской, а для хозяй­ственных нужд за счет средств, сэкономленных при строительстве но­вого депо, приобрели грузовую автомашину ГАЗ-51.

Осенью 1965 года на пустыре около части разбили сад, посадили 50 яблонь. На следующий год - еще 20 яблонь.

В 1967 году штат личного состава части состоял из 51 человека. Де­журство велось круглосуточно, караульно по 24 часа в 4 смены. Поми­мо дежурства в круг обязанностей рядового и шоферского состава вхо­дила и профилактическая работа в жилом секторе города. Кроме того, водители осуществляли надзор за городскими водоисточниками. На­чальствующий состав имел ненормированный рабочий день. За ним были закреплены предприятия и организации, приходилось дежурить в караулах, выезжать на пожары. Пожарная часть в оперативном от­ношении подчинялась начальнику горотдела милиции и начальнику Государственной инспекции пожарного надзора Канашского района.

В 1983 году городская профессиональная пожарная часть была вое­низирована и укомплектована молодыми сотрудниками. В 1992 году был организован отряд Государственной противопожарной службы № 9, куда вошли две пожарные части - ПЧ-15 и ПЧ-56. В отряде служат сотрудники, прошедшие суровые испытания в «афганской войне», в других «горячих точках» и награжденные правительственными награ­дами. Они являются примером выполнения своих служебных обязан­ностей.

../upload/nach3.jpgПо основным показателям оперативно-служебной деятельности ОГПС-9 в числе лучших подразделений Государственной противо­пожарной службы МВД Чувашской Республики.

ПЧ-15 создана для охраны г. Канаша и Канашского района от по­жаров. На базе части организован опорный пункт тушения крупных пожаров, где сосредоточены основная и специальная техника: пожар­ная насосная станция ПНС-110, автомобиль порошкового тушения АП-5, автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-20, рукавный автомобиль и т.д. В настоящее время опорный пункт обслуживает семь районов на­шей республики (южный куст).

Личный состав ПЧ-15 принимал и принимает активное участие при тушении крупных пожаров как на территории города и района, так и в соседних районах республики, проявляя при этом самоотверженность, стойкость и героизм. Последнее десятилетие XX века оставило в памя­ти горожан ряд крупных пожаров, происшедших в Канаше. Так, 3 июля 1991 года произошел пожар в ООО "Полимерстройматериалы". Гус­той едкий дым охватил значительную часть города, на самом предпри­ятии горели цеха, взрывались бочки с легковоспламеняющимися жид­костями.

К месту пожара первыми прибыли подразделения СВПЧ-15 во гла­ве с майором внутренней службы В.Н. Нягиным, который в это время проводил совещание с офицерами части. В неимоверно сложных усло­виях пожарные повели борьбу с огнем, из горящих цехов выводили людей. Так, из ада огня В. Н. Нягин с начальником СВПЧ-15 В. В. Вол­ковым вывели трех рабочих, получивших сильные ожоги, затем сотруд­ники части А. С. Егоров и А. А. Моисеев нашли еще одного рабочего.

Учитывая всю сложность обстановки, В.Н. Нягин взял на себя руко­водство по борьбе с огненной стихией. Оперативно были созданы три боевых участка во главе с В.В. Волковым, А.А. Моисеевым, А.С. Его­ровым. Начальник тыла П.И. Сергеев организовал бесперебойную по­дачу воды от ТЭЦ ВРЗ и за счет подвоза ее на спецтехнике. Но силы были неравны, горение набирало силу. Небо покрылось черным ды­мом, от накаленного воздуха и от паров токсичных веществ трудно было дышать. Среди жильцов соседних домов стала зреть паника. В этих условиях руководители РТП-1 В.Н. Нягин организовал обход священ­нослужителей совместно с работниками милиции и пожарными жилых домов, людей знакомили с обстановкой, предлагали увести детей и ста­риков в безопасное место. Это предотвратило панику. А подоспевшая помощь из Чебоксар и из соседних районов республики при четком руководстве всеми подразделениями позволило вначале локализовать пожар, затем и потушить его. Нелегко далась эта борьба. Ряд сотруд­ников пожарной охраны, в их числе В.В. Волков, В.В. Смирнов, А.А. Моисеев, В.Н. Нягин, А.С. Егоров, Л.Н. Андреев получили отравление продуктами горения и парами токсичных веществ. Лишь после долго­го лечения они смогли приступить к несению своих служебных обязан­ностей.

Правительство России высоко оценило героизм огнеборцев, награ­див 8 сотрудников СВПЧ-15 медалями "За отвагу".

15 августа 1993 года (вследствие воспламенения накопившихся па­ров бензина от воздействия искр электрической дуги пускателя при от­ключении работающего насоса) произошел пожар на Канашской неф­тебазе. Паровоздушная смесь образовалась в результате разлива бензина при его перекачке, которая воспламенилась. Для тушения это­го пожара были задействованы крупные силы и средства. На помощь прибыли подразделения Чебоксарского гарнизона, из соседних райо­нов. К месту пожара были вызваны 5 пожарных поездов, автомобили с порошком и пенообразователем из республик Татарстан, Марий Эл, Мордовии, Нижегородской и Ульяновской областей.

Одновременно через Канашскую городскую администрацию был объявлен сбор самосвалов, бульдозеров, поливомоечных машин, бен­зовозов с водой.

К моменту прибытия пожарных подразделений горел бензин А-76 в двух резервуарах, затем загорелся третий резервуар. Это создало угро­зу распространения огня на соседние резервуары, на сливно-наливную эстакаду, где находились 5 железнодорожных цистерн с бензином, на здание гаража и жилые дома.

Сигнал о пожаре в диспетчерскую СВПЧ-15 поступил в 00 час. 50 мин.Первыми в борьбу с огнем вступили 6 отделений пожарной охра­ны Канашского гарнизона под руководством начальника караула ст. лейтенанта внутренней службы В.П. Язвова. Оценив обстановку, Яз-вов запросил дополнительную помощь из г. Чебоксар, а затем присту­пил к тушению огня и охлаждению задвижек резервуаров №№ 2, 3, 9 и соседних резервуаров.

В 1 час 25 мин. на пожар прибыл заместитель начальника ОВПО-9 капитан внутренней службы А.С. Егоров. К этому моменту удалось ло­кализовать горение резервуара №32, задвижек резервуаров №№ 2, 3, 9 и трубопроводов масляной группы. Однако сбить пламя с резервуара № 31 не удалось. И тогда Егоров начал подготовку к пенной атаке.

В 2 час, 05 мин. к месту ЧП прибыла оперативная группа МВД ЧР во главе с министром внутренних дел генерал-майором милиции И.Ф. Киселевым, взявшая на себя общее руководство. Пенные атаки были продолжены.

К 5 час. 10 мин. горение в резервуарах №№ 30, 32 было ликвидиро­вано, однако происходило интенсивное горение внутри резервуара № 31, а также на уровне земли, где истекал нефтепродукт через фланце­вые уплотнители задвижек резервуаров №№ 31 и 32, да и в обваловке скопилось немало разлившегося нефтепродукта.

И тогда было принято решение: организовать завоз речного песка самосвалами с последующим переносом его ведрами по цепочке сотруд­никами Канашского ГОВД пожарным, которые и погасили последний очаг горения.

Материальный ущерб от пожара составил 4,7 млн. рублей, а спасе­но от огня материальных ценностей на 151,5 млн. рублей.

Указом Президента Российской Федерации за проявленное муже­ство и героизм сотрудников ПЧ-15 В.П.Язвов, В.П. Степанов, В.М. Максимов, А.С. Егоров, А.Е. Трофимов, А.М. Иванов, В.Ф. Васильев, В.В. Петров награждены медалью "За отвагу". Эту награду получил и В.В. Муллин, работавший в то время начальником ГАИ ГОВД.

14 мая 1996 г. в Шумерлинском районе около разъезда Мыслец про­изошло крушение грузового поезда № 2651, следовавшего от станции Юдино на станцию Сергач. Из 75 вагонов и цистерн 24 сошли с рель­сов и опрокинулись. В трех из опрокинувшихся цистерн был жидкий фенол, в 14-дизтопливо, в 7 вагонах - полиэтилен. В результате аварии ряд цистерн оказались деформированными, получили пробоины: из них потекла горючая жидкость. Кроме того, были обрушены 4 опоры кон­тактной сети. Сорванные провода искрили при соприкосновении с ва­гонами и цистернами, в результате чего возник пожар. В зоне горения оказалось 24 вагона и цистерна, близлежащий лес. При тушении пожа­ра были задействованы и силы ПЧ-15. Сотрудники ПЧ-15 А.Н. Васи­льев (он награжден орденом Мужества), А.В.Данилов, А.Н. Грачев, В.Н. Григорьев, В.С.Григорьев, Н.Н. Маркелов приняли самое актив­ное участие в противоборстве с огнем.


ДС