У истоков Шихран
Как
известно, город Канаш возник из небольшого поселка Шихраны. А как возникли сами
Шихраны? По утверждению историка-краеведа Л.И. Иванова, поселок образовался
на основе селения Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, принявший мусульманскую
веру. В 1588 г. Атищ переселился со среднего течения реки Вятка, т.е. с Арской
земли, где проживало чувашское население. В писцовой книге Свияжского уезда
за 1646-1647 г.г. сказано, что в Атищево в то время было три двора. Спустя сто
лет число дворов возросло до 132.
В конце XVII века из Атищево выделились крестьяне, переселившиеся на территорию
нынешнего Комсомольского района, где основали деревню Новое Бикмурзино (+.н.
Шёхран). Сама деревня Шихраны образовалась в результате второго притока чувашского
населения из Казанского уезда в 60-х г.г. XVII века, которая входила в состав
Арской дороги. В
1781 г. Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в
одну деревню и стали называться Атищево-Шихраны (по "мирскому" Шихраны).
В 1784 г. здесь проживало 148 человек. К 1796 г. из Атищево-Шихраны выделился
околоток Сугайкасы, в 1811 г. - Мурзыванкасы и Огушкасы. В некоторых документах
Атищево-Шихраны тож выступают как Старое Бикмурзино. В 1905 г. - после строительства
церкви - Шихраны стали называть селом. В 1917 г. в нем проживало 1447 человек.
Шихраны в
начале 90-х г.г. XIX века располагались в лесистой местности, богатой дубовыми
лесами. В хозяйстве чувашских крестьян ведущее место занимало земледелие. Основными
хлебными культурами являлись рожь, овес, которые занимали до половины посевной
площади, выращивали картофель. Урожайность зерновых была низкой, вследствие
низкого уровня агротехники в засушливые годы хлеб не урождался.
Важным подспорьем были животноводство, охота, домашние промыслы, под влиянием
русских распространялось пасечное пчеловодство. Лес
давал материал для строительства и на изготовление разных орудий труда, а также
топлива.
Казалось, ничто не изменит быт селян, каким он был уже на протяжении многих
лет. Но царская Россия вступила в период бурного развития капитализма, который
пришелся на 90-е годы XIX века. С развитием крупной промышленности и формированием
внутреннего рынка расширились и транспортные связи. Тогда-то и появился проект
соединения Москвы с Казанью. Для постройки и эксплуатации новой дороги было
создано Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе общества,
в качестве председателя, был поставлен крупный магнат фон Мекк.