Взаимодействие образовательной системы с правоохранительными
органами в предупреждении распространения ПАВ
Среди подростков наиболее
распространены групповые формы употребления психоактивных
веществ. Группы создаются обычно «негативными лидерами», нередко взрослыми,
имеющими опыт употребления ПАВ, доступ к источникам их получения.
Организационный и методический центр борьбы с наркотизацией учащихся - кабинет
профилактической работы среди подростков наркологического диспансера. Здесь
осуществляется учет подростков, употребляющих наркотики, динамическое
наблюдение за ними, организуется их лечение.
Выявление учащихся, употребляющих наркогенные
вещества, осуществляется через взаимодействие преподавательских коллективов
образовательных учреждений с органами внутренних дел, прежде всего с
подразделениями по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ПППН) по
месту дислокации и месту жительства учащегося, с сотрудниками подросткового наркокабинета, а также с подростковыми кабинетами
поликлиник. Формы этого взаимодействия таковы.
Органы внутренних дел незамедлительно направляют в
наркологические учреждения сообщения о несовершеннолетних правонарушителях, в
отношении которых получены данные о немедицинском потреблении наркотических и
других психоактивных веществ, вызывающих состояние
опьянения.
В свою очередь, из образовательных учреждений сведения об
учащихся, употребляющих наркотические, психотропные и иные вещества,
вызывающие состояние опьянения, передаются для постановки подростков на учет в
подразделения ППН по месту их жительства в соответствии с приказом МВД России
от 26 мая
Подростковые кабинеты поликлиник также передают
соответствующую информацию в обязательном порядке как в подразделения ППН, так
и в наркокабинеты и администрации образовательных
учреждений.
Факты употребления ПАВ обязательно отражаются в
характеристиках учащихся, передаваемых из школ по требованию в
правоохранительные органы.
В целях обеспечения по возможности более
полного выявления случаев наркотизации среди учащихся наркологи, занимающиеся
подростковым контингентом, обеспечивают педагогические коллективы
образовательных учреждений необходимой информацией о признаках (прямых и
косвенных) употребления ПАВ. Объем информации, сообщаемой наркологами
работникам образовательных учреждений, непосредственно устанавливается, исходя
из конкретной наркологической ситуации в плане распространенности и доступности определенных наркогенных
веществ. Предоставляются сведения о клинической картине наблюдаемых в районе,
городе, области нарко- и токсикомании, динамике их формирования, о заболеваниях,
возникающих вследствие приема наркотиков, его социальных последствиях. При
необходимости для принятия профилактических мер указываются возможные источники
получения наркогенных веществ, особенно при их территориальной
близости к образовательным учреждениям, их производстве или применении на тех
промышленных, сельскохозяйственных, бытовых, медицинских предприятиях и
учреждениях, к которым учебный процесс имеет непосредственное отношение.
Администрация и преподавательский состав образовательных
учреждений должны проявлять максимальную «наркологическую бдительность» в плане
возможного употребления учащимися наркогенных веществ в случаях обнаружения у них:
1) каких-либо таблеток, ампул, других медицинских форм лечебных
препаратов;
2) каких-либо приспособлений для инъекций (уколов)-
шприцов, специальных игл, жгутов и т.д., а также следов на коже, сосудах от
инъекций, свежих и давних - в виде изменений поверхностных и глубоких вен в
области локтевых сгибов, предплечий и в других местах;
3) тех или иных химических веществ - растворов, реактивов,
особенно из класса органических растворителей, а также специфического
«химического» запаха выдыхаемого воздуха либо запаха, исходящего от одежды,
волос, кожи лица, рук;
4) различных приборов (или их деталей) для обработки
растений, перегонки или очистки химических препаратов и т. п.
Преподаватели во всех случаях обнаружения у учащихся
признаков возможного употребления наркогенных
веществ должны немедленно направлять их для углубленного осмотра к
медицинскому работнику образовательного учреждения. В случае подтверждения
признаков наркотического воздействия руководитель учреждения принимает решение
о направлении подростка в наркологический диспансер. Если наркологи подтверждают
факт наркотизации учащегося, то он ставится на учет в наркологическом
диспансере или наркокабинете. В случаях, когда наркотизация
- при анализе ее личностных и обусловленных микросредой причин - представляется
однократной, объективно случайной, подросток ставится в наркодиспансере
на профилактический учет. При повторном или
систематическом употребления наркогенных веществ -
или даже единичного их приема, но сочетающегося с активной тенденцией к дальнейшей
алкоголизации или наркотизации, наличием других личностных, семейных, средовых
факторов риска девиации, - подростки ставятся на
диспансерный учет.
Рис. 1. Основные субъекты реализации государственной политики по контролю за наркотиками в России.