Взаимодействие образовательной системы с правоохрани­тельными органами в предупреждении распространения ПАВ

 

         Среди подростков наиболее распространены групповые формы употребления психо­активных веществ. Группы создаются обычно «негативными лидерами», нередко взрослыми, имеющими опыт употребления ПАВ, доступ к источникам их получения. Организационный и методический центр борьбы с наркотизацией учащихся - кабинет профилактической ра­боты среди подростков наркологического диспансера. Здесь осуществляется учет подрост­ков, употребляющих наркотики, динамическое наблюдение за ними, организуется их лече­ние.

Выявление учащихся, употребляющих наркогенные вещества, осуществляется через взаимодействие преподавательских коллективов образовательных учреждений с органами внутренних дел, прежде всего с подразделениями по профилактике правонарушений несо­вершеннолетних (ПППН) по месту дислокации и месту жительства учащегося, с сотрудника­ми подросткового наркокабинета, а также с подростковыми кабинетами поликлиник. Фор­мы этого взаимодействия таковы.

Органы внутренних дел незамедлительно направляют в наркологические учреждения сообщения о несовершеннолетних правонарушителях, в отношении которых получены данные о немедицинском потреблении наркотических и других психоактивных веществ, вызывающих состояние опьянения.

В свою очередь, из образовательных учреждений сведения об учащихся, употребляю­щих наркотические, психотропные и иные вещества, вызывающие состояние опьянения, пе­редаются для постановки подростков на учет в подразделения ППН по месту их жительства в соответствии с приказом МВД России от 26 мая 2000 г. №569. Указанный нормативный правовой акт объявил Инструкцию по организации работы подразделений ППН. Сведения о таких подростках незамедлительно письменно передаются также районным наркологам (по месту учебы и месту жительства).

Подростковые кабинеты поликлиник также передают соответствующую информацию в обязательном порядке как в подразделения ППН, так и в наркокабинеты и администрации образовательных учреждений.

Факты употребления ПАВ обязательно отражаются в характеристиках учащихся, пере­даваемых из школ по требованию в правоохранительные органы.

В целях обеспечения по возможности более полного выявления случаев наркотизации среди учащихся наркологи, занимающиеся подростковым контингентом, обеспечивают пе­дагогические коллективы образовательных учреждений необходимой информацией о при­знаках (прямых и косвенных) употребления ПАВ. Объем информации, сообщаемой нарко­логами работникам образовательных учреждений, непосредственно устанавливается, исхо­дя из конкретной наркологической ситуации в плане распространенности и доступности определенных наркогенных веществ. Предоставляются сведения о клинической картине наблюдаемых в районе, городе, области нарко- и токсикомании, динамике их формирования, о заболеваниях, возникающих вследствие приема наркотиков, его социальных послед­ствиях. При необходимости для принятия профилактических мер указываются возможные источники получения наркогенных веществ, особенно при их территориальной близости к образовательным учреждениям, их производстве или применении на тех промышленных, сельскохозяйственных, бытовых, медицинских предприятиях и учреждениях, к которым учебный процесс имеет непосредственное отношение.

Администрация и преподавательский состав образовательных учреждений должны проявлять максимальную «наркологическую бдительность» в плане возможного употребле­ния учащимися наркогенных веществ в случаях обнаружения у них:

1) каких-либо таблеток, ампул, других медицинских форм лечебных препаратов;

2) каких-либо приспособлений для инъекций (уколов)- шприцов, специальных игл, жгу­тов и т.д., а также следов на коже, сосудах от инъекций, свежих и давних - в виде изменений поверхностных и глубоких вен в области локтевых сгибов, предплечий и в других местах;

3) тех или иных химических веществ - растворов, реактивов, особенно из класса орга­нических растворителей, а также специфического «химического» запаха выдыхаемого воз­духа либо запаха, исходящего от одежды, волос, кожи лица, рук;

4) различных приборов (или их деталей) для обработки растений, перегонки или очи­стки химических препаратов и т. п.

Преподаватели во всех случаях обнаружения у учащихся признаков возможного упо­требления наркогенных веществ должны немедленно направлять их для углубленного ос­мотра к медицинскому работнику образовательного учреждения. В случае подтверждения признаков наркотического воздействия руководитель учреждения принимает решение о направлении подростка в наркологический диспансер. Если наркологи подтверждают факт наркотизации учащегося, то он ставится на учет в наркологическом диспансере или нарко­кабинете. В случаях, когда наркотизация - при анализе ее личностных и обусловленных ми­кросредой причин - представляется однократной, объективно случайной, подросток ста­вится в наркодиспансере на профилактический учет. При повторном или систематическом употребления наркогенных веществ - или даже единичного их приема, но сочетающегося с активной тенденцией к дальнейшей алкоголизации или наркотизации, наличием других лич­ностных, семейных, средовых факторов риска девиации, - подростки ставятся        на        диспан­серный           учет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                             

 

Рис. 1. Основные субъекты реализации государственной политики по контролю за наркотиками в России.