Тренинг по предупреждению употребления психоактивных веществ для учеников 7-9 классов

 

Проведение тренинговых занятий по профилактике подростковой наркомании (формирование навыков со­циальной и личностной компетентности).

Продолжительность курса —три дня. Продолжительность одного учебного дня — четыре астрономических часа. Класс делится на две приблизительно равные части. В каждой подгруппе занятия ведут два психолога.

Цель: обучение подростков здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоактивных ве­ществам (алкоголю и наркотикам)

Задачи:

1.  Сформировать навыки, которые помогут подросткам лучше понимать себя, сделать  положительный выбор в жизни, принимать решение с четким сознанием собствен­ного поведения и с ответственным отношением к соци­альным и культурным требованиям общества.

2.  Сформировать навыки самозащиты и предупреждения возникновения проблем.

Решение каждой из этих задач предполагает формиро­вание определенного социально-психологического навыка:

общения,

принятия решения,

решения проблем,

критического мышления,

межличностных контактов,

регуляции эмоционального состояния

умения постоять за себя и договориться с другими,

сопротивления негативным влияниям сверстников,

социального приспособления.

 

            Первый день

Занятие 1 "Знакомство"

Цель: создать тренинговое пространство

Задачи:

       знакомство ведущего с участниками занятий;

       знакомство учащихся между собой;

   установление правил работы в группе. Сначала необходимо познакомиться с участниками за­нятий — учащиеся делают "визитки" и в свободном порядке говорят о себе, своих увлечениях, что нравится и что не нравится в жизни.

1. Определение знаний учащихся:

Дискуссия: «Что такое группа? Как и для чего она создается?"

2. Ознакомление с информацией:

Установление правил работы в группе:

      Каждый имеет право отказаться от предложения вы­ступить, пропустить игру

      Все что происходит в группе не выходит за ее преде­лы

      Высказываться только от своего имени

      Не критиковать точку зрения другого

      Не перебивать

      Высказываться только от своего имени — "Я считаю", "Я чувствую"

Санкции к нарушителям, предлагают сами учащиеся. На каждом занятии ведущий выбирает "помощника" и "док­ладчика", который в конце занятия сообщает всем осталь­ным о проделанной работе.

Необходимо определить время перерыва.

3.Упражнение "Близкие знакомые". Водящий, отвернувшись, должен описать внешний вид одноклассников (во что одет, какого цвета глаза; усложнение - задаются
вопросы, например, кто одет в зеленую рубашку, у кого карие глаза и т.п.).

4.   "Представление себя". Участники на листе бумаги пишут о своих качествах, способностях, интересах и т.п.
Затем ведущий собирает своеобразные характеристики подростков на самих себя и поочередно зачитывает их, предлагая угадать, кто является автором данной характе­ристики.

5.   Упражнение  "Взаимные претензии". Ведущий говорит о том, что у нас накопилось достаточно претензий по отношению к противоположному полу. Затем просит группу  разбиться на две команды по признаку пола. Каж­дой команде выдается по листу бумаги и ручка. Задание - сформулировать и написать список претензий по отноше­нию к  противоположному полу. Например: "Я бы больше уважал девушек, если бы они меньше болтали, меньше кокетничали и т.д." "Я бы больше уважала парней, если бы они были более внимательны, аккуратны и т.д." Далее ведущий зачитывает общий список претензий от одной и дру­гой команды. Список вывешивается на видном месте.

Затем участники образуют два круга — внутренний и внешний. Один круг — мальчики, другой — девочки. Они выстраиваются лицом друг к другу. Каждый участник дол­жен выбрать по своему усмотрению три претензии по от­ношению к другому полу и высказать их человеку, оказав­шемуся напротив него. Партнер отвечает, выбирая один из трех возможных ответов:

            "Это не про меня";

            "Это так, и я могу это изменить";

            "Это так, но это мое, я не могу или не хочу это
менять. Это мое".

После этого они меняются ролями.

По сигналу ведущего участники перемещаются к сле­дующему человеку и процедура повторяется. Это происхо­дит до тех пор, пока все участники не обменяются друг с другом претензиями.

Обсуждение: ведущий предлагает обсудить следующие вопросы:

   какие чувства вы испытывали, высказывая претензии;

      что было трудно, приятно, неприятно;

      какие чувства вы испытываете сейчас;

   как вы думаете, испытывали бы вы те же чувства,
услышав все это от своей девушки (парня);

   что лучше: чтобы девушка (парень) высказывала вам
свои претензии или нет.

 

Занятие 2 "Виды отношений между людьми"

 

 Цель: сформировать представление о разнообразии межличностных отношений      Задачи:

-формирование представления о причинах возникнове­ния межличностных отношений;

-формирование стремления к удовлетворению своих по­требностей в принадлежности к какой-либо группе;

-формирование способов исследования характера отно­шения к человеку со стороны других людей.

1. Дискуссия:

      "Как вы считаете, какого рода отношения бывают меж­ду  людьми? С чем связано, что между людьми возни­кают неодинаково ровные отношения?"

      "Какие существуют различию между такими понятия­ми, как "знакомство", "дружба", "любовь"

2.Упражнение "Плюс и минус". Ведущий раздает уча­стникам игры карточки с обозначением знака "плюс" или "минус". Необходимо, чтобы участников с карточкой "ми­нус" было ровно столько же, сколько участников с карточ­кой "плюс". Ведущий просит ребят прикрепить карточки к верхней одежде и хаотично расположиться в помещении. Инструкция к игре: «Представьте, что вы заряженные части­цы. Одни из вас положительно заряженные, другие отрица­тельно. На расстоянии вытянутой руки "минус" и "плюс" при­тягивают друг друга, образуя своеобразное соединение. К ним могут присоединяться другие частицы. Если на рассто­янии вытянутой руки встречаются одинаково заряженные частицы, то они "отталкиваются" друг от друга на расстоя­ние трех шагов». Таким образом, участники игры должны образовать "цепочки соединений". После образования "це­почек" ведущий просит участников занятий, которые соста­вили отдельные группы, рассказать про характер отноше­ния друг с другом в школе и вне нее.

Обсуждение: почему вы образовали именно такие "це­почки"; что нового вы узнали о том, как к вам относятся одноклассники

3.  Дискуссия:

      "Какие качества  личности  помогают поддержания  дружеские отношения?"

      "Какие существуют "роли" внутри группы какой-либо компании или класса?"

      "Ощущение одиночества! Какие причины возникно­вения?"

4.  Упражнение "Ролевые шапки". В игре принима­ют участие шесть человек. Остальные учащиеся обра­зуют "аквариум" вокруг действующих лиц игры. Веду­щий каждому участнику игры надевает на голову бу­мажный ободок, на котором написана одна из социальных ролей: "козел отпущения", "лидер", "шут", "свой парень", "ботаник",  "громила". Для изготовления бумажного обод­ка надо скрепить между собой два листа бумаги фор­мата А4 по их ширине. Соединить листы бумаги можно при помощи степлера. Ведущий просит участников игры начать разговор на любую отвлеченную тему (напри­мер, какой подарок купить классной руководительнице на День учителя). Манера  обращения к каждому герою игры должна соответствовать его социальной роли. Ве­дущий предупреждает, что ни в коем случае нельзя гово­рить участникам игры о социальных ролях, которые закреплены за ними. После завершения игры участники должны предположить, какие социальные роли они пред­ставляли.

Обсуждение: впечатление от игры, сложности в выпол­нении задания игры.

 

 

Занятие 3 "Инструменты общения"

 

Цель: расширить арсенал способов межличностного общения

 

Задачи:

     формирование представления о том, что такое инструменты общения;

     формирование убеждения о необходимости сотруд­ничества при разрешении конфликтных ситуаций;

     формирование навыков конструктивного общения при  решении спорных вопросов.

1.  Дискуссия:

       "Каким  способом  вы пытаетесь разрешить конфликт­ную ситуацию?"

       "Что вы предпринимает, когда необходимо отстоять свою точку зрения?"

       "Для чего нужна критика?"

2.  Упражнение "Цивилизация". Игра представляет собой историю существования и отношений друг с дру­гом двух цивилизаций. Участники делятся на две коман­ды, которые придумывают историю возникновения сво­ей цивилизации и уклад жизни людей, живущих в этой цивилизации. Участникам игры необходимо определить, кто в их команде будет отвечать за основные направле­ния политики: дипломатия, государственная безопас­ность, социальное обеспечение и т.п. После распреде­ления обязанностей внутри группы ведущий "втягивает" две цивилизации в конфликтную ситуацию, которая мо­жет обернуться войной. Участники команды должны в этой ситуации перестроить "мирное существование" своих цивилизаций и принять решение о способах выхода из конфликта.

Обсуждение: используемые средства давления на мне­ние другого человека, способы решения конфликта, сво­евременность уступки или компромисса.

3.  Дискуссия:

   "Какие существуют способы влияния на мнение дру­гого человека?"

4.  Упражнение "Судебный процесс". Инсценировка судебного процесса, на котором принимается "Закон о школьных предметах". Участники делятся на три команды:
сторона обвинения, защита, присяжные заседатели. Так же необходимо выбрать судью, который будет вести засе­дание. Главный обвинитель (прокурор) и адвокат подби­рают себе команду из свидетелей, которые будут отстаи­вать их интересы, например: педагог и ученик, соответ­ственно. Цель игры — выработать законодательный акт об уроках в школе.

Обсуждение: способы отстаивания своей  точки  зрения, использованные  методы убеждения.

 

Второй день

Занятие 1 "Стресс. Способы преодоления стресса"

 

 Цель: обучить конструктивным способам преодоления негативных переживаний.

Задачи:

      актуализировать представления о стрессе и стрес­совых ситуациях;

      освоить способы преодоления стресса;

      обучить технике "Я-высказывание".

1.  Дискуссия о том, когда эмоции проявляются наиболее сильно и в каких формах могут выражаться.

Ведущий акцентирует внимание на том, что наиболее сильные эмоции мы испытываем в критических (не типич­ных) ситуациях. Приводит 2—3 примера стрессовых ситуа­ций и просит подростков дополнить его ситуациями из соб­ственной жизни.

2.   Обсуждение факторов, делающих организм наибо­лее уязвимым для стресса: никотин, алкоголь, низкая фи­зическая активность;

              -факторы, способствующих противо­стоянию стрессу: физическая активность, правильное пи­тание, навыки  саморегуляции.

3.   Упражнение "Релаксация". Ведущий просит подростков сесть как можно удобнее, держа спину прямо. Ноги не скрещивать, руки свободно лежат на коленях, глаза
закрыть. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем  последовательно  напрягать мышцы тела, начиная со стоп, затем икры, бедра, таза, живота, груди, кистей  рук,
предплечья, плеч, шеи  и закончить мышцами головы.
При этом мышцы всего тела должны оказаться  в напряжении. Это напряжение держим несколько секунд, доведя его до
максимума, а затем резко расслабляемся. Отдыхаем одну минуту, спокойно сидя на стуле при этом внутренним взгля­дом пытаемся представить все свое тело.

На этом можно закончить, так как этого упражнения достаточно для снятия неприятных симптомов стресса. Это упражнение можно дополнить визуализацией образа моря, леса, луга, залитого солнцем и т.д.

4.  Дискуссия на тему "Причины стресса":

  всегда ли мы четко можем сказать, почему мы испытываем те или иные эмоции;

  для чего нужно знать причины возникновения того или иного состояния;

 

5.  Программа 4 шагов борьбы со стрессом:

1.  Определите источник стресса.

2.  Дайте точное определение эмоциям, которые вы испытываете.

3.  Наметьте шаги преодоления стрессовой ситуации.

4.  Выполните намеченные решения

 

6.  Упражнение «Стресс». Ведущий предлагает разбить­ся на две команды. Выдает подросткам карточки с какой-нибудь стрессовой ситуацией и предлагает разрешить пред­ложенную ситуацию, используя 4-шаговую модель преодо­ления стресса.

7.  Дискуссия о том насколько важно, чтобы другие люди понимали, какие ты испытываешь эмоции. Какие пробле­мы могут возникнуть, если другие не понимают, какие эмо­ции ты испытываешь (обида, прекращение взаимоотноше­ний и т.д.). Как показать другому человеку, какие ты испы­тываешь чувства. Ведущий подчеркивает, что наиболее эффективным способом в таких ситуациях — разговор о своих чувствах. Причем говорить нужно от первого лица (Я- высказывания): "Я чувствую, что...", "У меня такое ощу­щение, что...", "Мне кажется, что...".

8.  Упражнение "Выход из конфликта" . Ведущий пред­лагает разбиться на пары. Одна пара проигрывает обыч­ное для подростков развитие конфликта. Другая пара про­игрывает ту же ситуацию, но с Я-высказываниями:

Шаг 1-й:  вырази свое чувство (ключевая фраза: "Я ...").

Ты можешь быть сердитым, огорченным, разочарован­ным или испытывать другие чувства. Очень важно устано­вить как для себя, так и для других то, что ты испытываешь. Например, если твой десятилетний сын возвращается до­мой из школы слишком поздно, ты чувствуешь скорее вол­нение, чем гнев. Зная о твоем волнении, сын быстрее пой­мет, почему нежелательно позднее возвращение из школы и впредь постарается не допускать такого рода поступков.

Шаг 2-й: установи, какое конкретное событие вызвало у тебя это чувство (ключевая фраза: "Я... потому что...").

Будь точным и конкретным. Воспользуйся ситуацией, чтобы попытаться изменить конкретный поступок, а не це­ликом личность своего ребенка.

"Я волнуюсь, потому что ты не подготовился к конт­рольной работе".

"Я огорчен, потому что видел тебя с бутылкой пива".

Шаг 3-й: объясни, почему то или иное событие вызвало у тебя это чувство (ключевая фраза: "Когда ты..., то я почувствовал...).

Разъяснение  почему то или иное событие вызывает у тебя конкретное чувство, позволяет подростку узнать, что твои чувства имеют причину, и это подтолкнет твоего ре­бенка к решению проблемы.

"Когда ты не подготовился к контрольной работе, я по­чувствовал, что ты не беспокоишься о получении хороших отметок".

"Когда ты был замечен с бутылкой пива, я подумал, что ты пытаешься приобрести дешевый авторитет в глазах своих друзей".

 

Занятие 2 "Острые коммуникации"

 

Цель: предоставить учащимся арсенал способов кон­структивного разрешения остроконфликтных ситуаций, свя­занных с унижением достоинства человека.

Задачи:

      формирование представления о причинах возникновения остроконфликтных ситуациях, имеющих отно­шении к особенностям личности человека;

      формирование уважительного самоотношения в си­туации нанесения оскорбления;

      формирование умения выстраивать отношения с людьми, без ущемления своих прав.

1.  Дискуссия:

      "По каким причинам возникают конфликты между сверстниками, переходящие в драку?"

      "Почему сверстники дают друг другу прозвища?"

      "Почему возникает пренебрежительное отношение к однокласснику со стороны других учащихся?"

2.  Игра "Сказка для взрослых". Участники делятся на три команды. Каждая из команд определяет сказку, кото­рая станет основой для создания новой "сказки для взрос­лых". Ведущий дает следующее задание: "Придумайте но­вый сценарий сказки, которую вы выбрали. Для этого по­ложительные герои сказки должны примерить на себе мас­ку злодея, а отрицательные — маску добродетеля. В связи с этим, конечно, измениться сюжет сказки. Для начала определите, кто в команде будет исполнять роль перечис­ленных вами героев сказки. Постарайтесь наполнить сю­жет сказки многочисленными выяснениями отношений между "сильными" и "слабыми", "умными" и "глупыми".
Эти отношения могут принимать характер унижения, ос­корбления, глумления, издевательства и т.п.". После того, как учащиеся придумали сюжет, команды по очереди ­
по
казывают свою "новую сказку".

Обсуждение: впечатление от игры; ощущения, которые испытали участники игры в ситуации "выяснения отноше­ний"; примеры из жизни, когда учащиеся сталкивались с недоброжелательным отношением со стороны сверстни­ков  или взрослых людей

3.  Дискуссия:

   "Как себя вести в ситуации "вымогания" денег, "придирок" сверстников, шантажа и других "козней" свер­стников?"

   "Какие черты характера, особенности личности че­ловека определяет уживчивый и конфликтный стиль отношений с людьми?"

4. Упражнение "Наезд". Участники делятся на три груп­пы: первая команда, вторая команда и два эксперта игры. Перед началом игры ведущий просит, чтобы внутри пер­вой и второй  команды учащиеся поделились на пары. Игра состоит из нескольких раундов (по числу пар в играющих командах). Ведущий  на каждый  раунд задает проблемную ситуацию, связанную с "острыми" коммуникациями между подростками ("выбивание" денег, шантаж, угроза физи­ческой расправы, вовлечение в драку, оскорбление и т.п.). От каждой команды в игре принимает участие по одной  паре, т.е. раунд состоит из "выяснения отношений" между двумя парами, защищающими интересы своих команд. Перед началом "выяснения отношений" ведущий опреде­ляет, какая из пар будет "наезжать" и "отвечать за базар" (кто нападающий и кто защищающийся в инсценируемой ситуации). Игру оценивают два эксперта, которые засчи­тывают баллы по двум пунктам:

       за конструктивный способ разрешения проблемы

       за находчивость в деле обострения конфликта

 

№ пары

Первая команда

Вторая команда

 

"нападение"

"защита"

"нападение"

"защита"

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

В начале игры только один представитель от каждой пары принимает участие в "завязке" проблемы. Интрига игры состоит в том, что эксперт в любой момент разыгры­вания ситуации может хлопнуть в ладоши и участники пар должны сменить друг друга. Эксперты между собой дого­вариваются, какой из команд они будут сигнализировать о смене участника игры. Таким образом, сюжетная линия "выяснения отношений" может состоять из взлетов и паде­ний, успехов и неудач.

При каждом новом раунде команды меняются ролевы­ми позициями — кто был нападающим, теперь должен от­разить противоположный характер "выяснения отношений".

В конце игры эксперты суммируют баллы, полученные командами, и определяют победителя.

Обсуждение: впечатление от игры, трудности в выпол­нении задания

 

 

 

 

 

 

Третий день

Занятие 1 "Я и взрослые"

 

Цель: сформировать представление о различие в сти­ле общения с родителями, преподавателями и другими взрослыми людьми

Задачи:

    формирование представления о сотрудничестве со взрослыми;

    формирование уважительного отношения к мнению взрослых;

    формирование способов  решения  проблем в сотруд­ничестве со взрослыми.

1.  Дискуссия:

    "С кем из взрослых людей вам приходится общаться изо дня в день?"

    "Чем отличаются манера обращения и содержание беседы с перечисленными вами взрослыми людь­ми?"

    "Что о вас думают и как относятся к вам эти взрослые люди? Нет ли противоречия между тем, что они думают и как ведут себя с вами? Нет ли такого про­тиворечивого отношения со взрослыми у вас?"

2.  Упражнение "Я хочу попросить..." Участники за­нятий делятся на подгруппы из пяти человек и распреде­ляют между собой роли: подросток, папа (мама), препода­ватель, незнакомый взрослый человек, хорошо знакомый взрослый человек (например, сосед). Участник игры, ис­полняющий роль "подростка", должен по очереди  попро­сить у остальных героев упражнения помочь нарисовать ему в полный рост тело человека. Для проведения игры используются: карандаши, маркеры, однотонные обои.

Обсуждение: манера обращения друг к другу, как взрос­лые отреагировали на столь необычную просьбу - что по­думали и как себя повели в такой ситуации.

3.  Информация к занятию:

    Понятие о форме обращения к различным категори­ям взрослых людей.

    Рассмотрение атрибутов взрослой и подростковой "картины мира" (интересы, заботы, род занятий и т.п.)

    Чем похожи и чем отличаются отношением  к жизни подростки и взрослые?

    Чему можно и не следует подражать подростку из мира взрослых?

4.         Упражнение "Стенка на стенку". Участники заня­тий делятся на две подгруппы. Одна подгруппа представляет интересы взрослых, другая защищает интересы под­ростков. Игра  проходит в форме вопроса и ответа. "Под­ростки" задают какой-либо каверзный вопрос, касающий­ся  взаимоотношений с взрослыми, а команда "Взрослых" должна на него ответить. Затем в качестве "ответчиков" выступает команда "Подростков" и так далее. Желатель­но, чтобы каждый из участников игры имел возможность задать и ответить на вопрос.

Примерные вопросы: "Зачем подростки носят такие широкие штаны?" "Почему взрослые постоянно учат  как нам жить?" и т.п.

Обсуждение: общее впечатление от игры, когда было трудно и легко принимать участие в обсуждении пробле­мы взаимоотношения с взрослыми.

 

Занятие 2 "Я и сверстники"

Цель: сформировать представление о механизме воз­никновения различных подростковых групп

Задачи:

     формирование представления о терпимом отноше­нии к людям, чьи взгляды не совпадают с мнением  большинства;

     формирование уважительного отношения к точки   зре­ния другого человека;

     формирование навыков дипломатического разрешения спорных вопросов между сверстниками.

1. Дискуссия:

     "Каким образом можно поделить ребят вашего воз­раста, с которыми вы общаетесь изо дня в день?"

     "По каким признакам  ребята объединяются  в различного рода группы?"

     "Чем отличаются ваши отношения со сверстниками, которых вы отнесли в разные группы?"

2. Упражнение "Подписание мирного договора".
Участники делятся на четыре подгруппы "металлисты", "рэперы", "ботаники", "футбольные фанаты". Командам пред­лагается написать историю возникновения их группы, пра­вила, по которым они живут в мире, девиз и кто может стать участником их "тусовки". Затем один из представи­телей каждой команды зачитывает этот своеобразный "Ус­тав" группы. Далее участники игры высказываются о том, что их больше всего раздражает в поведении ребят, кото­рые принадлежат к другой группе. Заканчивается игра со­вместным сочинением мирного договора, под которым под­писываются все участники игры.

Обсуждение: впечатление от игры, примеры реальных ситуаций противоборства между различными неформаль­ными объединениями молодежи.

3.    Информация к занятию:

    Почему важно терпимо относится к людям, чьи взгляды  на жизнь и интересы не совпадают с мнением дру­гих людей?

    Почему подростки с негодованием относятся к свер­стникам, которые каким-либо образом отличаются от них?

4.Упражнение "Ты мне нравишься тем...". Участни­ки встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участ­ников, говоря при этом "Мне в тебе нравится..." и называя понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившееся ему качество этого человека. Мяч должен
побывать у всех участников.

 

Занятие 3 "Алкоголь"

Цель: сформировать негативное отношение к употреб­лению алкогольных напитков в подростковом возрасте

 Задачи:

    формирование представления о причинах начала употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте;

    формирование негативного отношения к употребле­нию алкогольных напитков;

    формирование навыков сопротивления групповому давлению в ситуации приобщения к алкоголю.

1.  Дискуссия:

     "Причины первых проб алкогольных напитков"

2.  Упражнение "Между молотом и наковальней".

Участники делятся на три подгруппы. Ребята из первой команды по правилам игры не определились в своем от­ношении к алкогольным напиткам. Вторая команда — ло­яльно относится к употреблению алкогольных напитков. Третья — категорично против употребления алкоголя. Ве­дущий в этой игре выступает в роли режиссера. Игра со­стоит из трех этапов:

1. Участники первой команды беседуют между собой на отвлеченную тему

2.   Вторая команда приносит с собой бутылку вина и предлагает ее распить с ребятами из первой команды

3.   Через некоторое время подходят ребята из третьей команды и отговаривают участников первой команды непробовать алкогольный напиток.

Таким образом, участники первой команды находятся под перекрестным давлением ребят из второй и третьей команды.

Обсуждение: способы давления на мнение человека

 

 3. Упражнение "Фэнтэзи". Участники делятся на три команды. Ведущий дает следующие задание: "Используя слова: вино, компания, боль, родители, страшно, весело, девушка, парень, рвота, музыка, уговоры и школа, — попы­тайтесь придумать небольшой рассказ о неудачном  зна­комстве с алкогольным напитком  одного из героев вашего рассказа".

Обсуждение: возможные негативные последствия употребления алкогольных напитков в подростковом воз­расте.

Занятие 4 "Наркотики"

Цель: сформировать отрицательное отношение к про­бам любого наркотика.

Задачи:

    ознакомление с основными "мифами", имеющими от­ношение к употреблению наркотических веществ;

    формирование чувства опасения к лицам, предлага­ющим попробовать наркотик;

    формирование навыка безопасного поведения в ситуации принуждения к пробе наркотического веще­ства.

1. Дискуссия:

    "Причины первых проб наркотиков"

    "Что является самым опасным при употреблении нар­котиков?"

2. Упражнение "Ангел-хранитель". Для проведения игры ведущий набирает пятерых добровольцев. Между со­бой ребята распределяют роли — "гость вечеринки", "хо­зяин вечеринки", "друг хозяина вечеринки", "ангел-храни­тель" и "дьявол-искуситель". Игровая ситуация состоит в следующем — главному герою игры ("гостью вечеринки") знакомые ребята ("хозяин вечеринки" и его "друг") пред­лагают попробовать вместе с ним "марихуану". У главного героя есть два ангела: "ангел-хранитель", который помо­гает отказаться от навязчивых  предложений попробовать  наркотик, и дьявол-искуситель, который уговаривает  по­пробовать  наркотик.

В процессе игры участники могут меняться ролями. Так как у всех участников игры достаточно активные  ролевые позиции, ведущий перед началом проведения игры напо­минает ребятам о том, что нельзя перебивать друг друга и говорить в унисон.

Обсужление: способы давления и отстаивания своей точки зрения.

 

3.  Упражнение "Мифы". Ведущий всем участникам раздает по одной карточки. На одной стороне карточки написано "МИФ", на другой — "ПРАВДА". В ходе игры ве­дущий зачитывает утверждения, имеющие отношение к употреблению наркотиков, например:

    Марихуана не вызывает зависимости

    Если употреблять наркотики в меру, то никогда не станешь наркоманом

    После начала употребления наркотиков человек в среднем живет 5—10 лет

    Употребление наркотиков тесно связано с риском за­ражения гепатитом и ВИЧ-инфекцией

    Употребление наркотиков никогда не бывает без правонарушения

    "Ломок" наркомана не существует. Это просто один из методов запугивания молодых людей

Если участник согласен с утверждением, он показывает карточку, где написано "ПРАВДА", если не согласен -"МИФ".

Обсуждение: причины формирования искаженного пред­ставления о наркотиках.

 

4.   Социальный ролик "Нет наркотикам". При помощи плакатов, игровых сцен участники двух подгрупп дол­жны придумать антирекламу наркотикам.

5.   "Коллаж". Для этого занятия необходимы: два листа ватмана, карандаши, журналы, клей, ножницы, фотогра­фии участников занятий.

Во время проведения занятий можно сделать несколько фотографий, которые в дальнейшем пригодятся для со­здания коллажа. Если такой возможности нет, можно по­просить ребят принести на последнее занятие свои фото­графии.

Коллаж создается как хроника событий в группе — что было интересного, чему научились. Ребята обязательно должны отразить в коллаже свое отношение к ПАВ.