Тренинг по
предупреждению употребления психоактивных веществ для учеников 7-9 классов
Проведение тренинговых
занятий по профилактике подростковой наркомании (формирование навыков социальной и
личностной компетентности).
Продолжительность
курса —три дня. Продолжительность одного учебного дня
— четыре астрономических часа. Класс делится
на две приблизительно равные части. В каждой подгруппе занятия ведут два
психолога.
Цель: обучение
подростков здоровому стилю жизни и навыкам
сопротивления приобщению к психоактивных веществам
(алкоголю и наркотикам)
Задачи:
1. Сформировать навыки, которые помогут подросткам лучше понимать себя, сделать
положительный выбор в жизни, принимать решение с
четким сознанием собственного поведения и с
ответственным отношением к социальным и
культурным требованиям общества.
2. Сформировать навыки самозащиты и предупреждения возникновения проблем.
Решение каждой из этих задач предполагает
формирование определенного
социально-психологического навыка:
—общения,
—принятия решения,
—решения проблем,
—критического мышления,
—межличностных контактов,
—регуляции эмоционального состояния
—умения постоять за себя и договориться с другими,
—сопротивления негативным влияниям сверстников,
—социального приспособления.
Первый день
Занятие 1
"Знакомство"
Цель: создать
тренинговое пространство
Задачи:
•
знакомство ведущего с участниками занятий;
•
знакомство учащихся между собой;
• установление правил
работы в группе. Сначала необходимо познакомиться с участниками занятий —
учащиеся делают "визитки" и в свободном порядке говорят о себе, своих увлечениях, что нравится и что не нравится в жизни.
1. Определение
знаний учащихся:
Дискуссия: «Что такое группа? Как и для чего
она создается?"
2. Ознакомление
с информацией:
Установление правил работы в группе:
•
Каждый имеет право отказаться от предложения
выступить, пропустить игру
•
Все что происходит в группе не выходит за ее
пределы
•
Высказываться только от своего имени
•
Не критиковать точку зрения другого
•
Не перебивать
•
Высказываться только от своего имени — "Я считаю", "Я чувствую"
Санкции к нарушителям, предлагают сами учащиеся. На каждом занятии ведущий выбирает
"помощника" и "докладчика",
который в конце занятия сообщает всем остальным о проделанной работе.
Необходимо определить время перерыва.
3.Упражнение "Близкие
знакомые". Водящий, отвернувшись, должен описать внешний вид одноклассников (во что
одет, какого цвета глаза; усложнение - задаются
вопросы, например, кто
одет в зеленую рубашку, у кого карие глаза и т.п.).
4.
"Представление
себя". Участники на листе бумаги пишут о
своих качествах, способностях, интересах и т.п.
Затем ведущий собирает своеобразные
характеристики подростков на самих себя и поочередно зачитывает их, предлагая угадать, кто является автором данной
характеристики.
5.
Упражнение "Взаимные претензии". Ведущий говорит о том, что у нас накопилось
достаточно претензий по отношению к противоположному полу. Затем
просит группу
разбиться на две команды по признаку пола. Каждой команде
выдается по листу бумаги и ручка. Задание - сформулировать
и написать список претензий по отношению
к противоположному полу. Например:
"Я бы больше уважал девушек,
если бы они меньше болтали, меньше кокетничали
и т.д." "Я бы больше уважала парней, если бы они были более внимательны, аккуратны и
т.д." Далее ведущий зачитывает
общий список претензий от одной и другой
команды. Список вывешивается на видном месте.
Затем
участники образуют два круга — внутренний и внешний. Один круг — мальчики,
другой — девочки. Они выстраиваются лицом
друг к другу. Каждый участник должен
выбрать по своему усмотрению три претензии по отношению к другому полу и
высказать их человеку, оказавшемуся
напротив него. Партнер отвечает, выбирая один из трех возможных ответов:
•
"Это не про меня";
•
"Это так, и я могу это изменить";
•
"Это так, но это мое, я не могу или не
хочу это
менять. Это мое".
После этого они меняются ролями.
По сигналу ведущего участники перемещаются к
следующему человеку и процедура повторяется.
Это происходит до тех пор, пока все участники не
обменяются друг с другом претензиями.
Обсуждение: ведущий предлагает обсудить следующие вопросы:
• какие чувства вы испытывали, высказывая претензии;
•
что было трудно, приятно, неприятно;
•
какие чувства вы испытываете сейчас;
• как вы думаете, испытывали бы вы те же чувства,
услышав все это от своей девушки
(парня);
• что лучше: чтобы девушка (парень) высказывала вам
свои претензии или нет.
Занятие 2 "Виды отношений между людьми"
Цель: сформировать представление о разнообразии межличностных отношений Задачи:
-формирование представления о причинах
возникновения межличностных отношений;
-формирование стремления к удовлетворению
своих потребностей в принадлежности к какой-либо группе;
-формирование способов исследования характера
отношения к человеку со стороны других людей.
1. Дискуссия:
•
"Как вы считаете, какого рода отношения
бывают между людьми? С чем связано, что между людьми возникают
неодинаково ровные отношения?"
•
"Какие существуют различию между такими
понятиями, как "знакомство", "дружба",
"любовь"
2.Упражнение "Плюс и минус". Ведущий раздает участникам игры карточки с обозначением знака
"плюс" или "минус".
Необходимо, чтобы участников с карточкой "минус" было ровно столько же, сколько
участников с карточкой
"плюс". Ведущий просит ребят прикрепить карточки к верхней одежде и хаотично расположиться в
помещении. Инструкция к игре:
«Представьте, что вы заряженные частицы. Одни из вас положительно заряженные,
другие отрицательно. На расстоянии вытянутой руки "минус" и
"плюс" притягивают друг
друга, образуя своеобразное соединение. К ним могут присоединяться другие частицы. Если на расстоянии вытянутой руки встречаются одинаково
заряженные частицы, то они
"отталкиваются" друг от друга на расстояние трех шагов». Таким образом, участники игры
должны образовать "цепочки соединений".
После образования "цепочек"
ведущий просит участников занятий, которые составили отдельные группы,
рассказать про характер отношения
друг с другом в школе и вне нее.
Обсуждение: почему вы образовали именно такие "цепочки"; что нового вы узнали о том, как к вам относятся одноклассники
3. Дискуссия:
•
"Какие качества личности помогают поддержания дружеские
отношения?"
•
"Какие существуют "роли"
внутри группы какой-либо компании или класса?"
•
"Ощущение одиночества! Какие причины
возникновения?"
4. Упражнение "Ролевые шапки". В игре принимают участие шесть человек. Остальные учащиеся образуют "аквариум" вокруг действующих лиц игры. Ведущий каждому участнику игры надевает на голову бумажный ободок, на котором написана одна из социальных ролей: "козел отпущения", "лидер", "шут",
"свой парень", "ботаник", "громила". Для изготовления
бумажного ободка надо скрепить между собой два листа бумаги
формата А4 по их
ширине. Соединить листы бумаги можно при помощи степлера.
Ведущий просит участников игры начать
разговор на любую отвлеченную тему (например, какой подарок купить классной руководительнице на День учителя). Манера обращения к каждому герою игры должна соответствовать его социальной роли.
Ведущий предупреждает, что ни в коем
случае нельзя говорить участникам игры о социальных ролях, которые закреплены за ними. После завершения игры участники должны предположить, какие социальные роли они
представляли.
Обсуждение: впечатление от игры, сложности в выполнении задания игры.
Занятие 3 "Инструменты общения"
Цель: расширить арсенал способов межличностного общения
Задачи:
•
формирование представления о том, что такое
инструменты общения;
•
формирование убеждения о необходимости
сотрудничества при разрешении конфликтных ситуаций;
• формирование навыков конструктивного общения при решении спорных
вопросов.
1. Дискуссия:
•
"Каким способом вы пытаетесь разрешить конфликтную ситуацию?"
•
"Что вы предпринимает, когда необходимо
отстоять свою точку зрения?"
•
"Для чего нужна критика?"
2. Упражнение "Цивилизация". Игра представляет собой историю существования и отношений друг с
другом двух цивилизаций. Участники делятся на две команды, которые придумывают историю возникновения своей цивилизации и уклад жизни людей, живущих в этой
цивилизации. Участникам игры необходимо определить, кто в их команде
будет отвечать за основные направления
политики: дипломатия, государственная безопасность, социальное обеспечение и т.п. После распределения обязанностей внутри группы ведущий
"втягивает" две цивилизации
в конфликтную ситуацию, которая может
обернуться войной. Участники команды должны в этой ситуации перестроить "мирное
существование" своих цивилизаций
и принять решение о способах выхода из конфликта.
Обсуждение: используемые средства давления на мнение другого человека, способы решения конфликта, своевременность уступки или компромисса.
3. Дискуссия:
• "Какие существуют способы влияния на мнение
другого человека?"
4. Упражнение "Судебный
процесс". Инсценировка судебного процесса,
на котором принимается "Закон о школьных
предметах". Участники делятся на три команды:
сторона обвинения, защита, присяжные заседатели. Так же необходимо выбрать судью, который будет вести
заседание. Главный обвинитель (прокурор) и адвокат подбирают себе команду из свидетелей, которые будут
отстаивать их интересы, например:
педагог и ученик, соответственно. Цель игры — выработать
законодательный акт об уроках в школе.
Обсуждение: способы отстаивания своей точки зрения, использованные
методы убеждения.
Второй день
Занятие 1
"Стресс. Способы преодоления стресса"
Цель: обучить конструктивным способам преодоления негативных переживаний.
Задачи:
•
актуализировать представления о стрессе и стрессовых ситуациях;
•
освоить способы преодоления стресса;
•
обучить технике "Я-высказывание".
1. Дискуссия о том, когда эмоции
проявляются наиболее сильно и в каких формах могут
выражаться.
Ведущий акцентирует внимание на том, что
наиболее сильные эмоции мы испытываем в критических
(не типичных) ситуациях. Приводит 2—3 примера стрессовых ситуаций и просит подростков дополнить его ситуациями
из собственной жизни.
2.
Обсуждение факторов, делающих организм наиболее уязвимым для
стресса: никотин, алкоголь, низкая физическая
активность;
-факторы, способствующих противостоянию
стрессу: физическая активность, правильное питание,
навыки саморегуляции.
3.
Упражнение
"Релаксация". Ведущий просит подростков сесть как можно удобнее, держа спину прямо. Ноги не скрещивать, руки свободно лежат на коленях, глаза
закрыть.
Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем последовательно
напрягать мышцы тела, начиная со стоп, затем икры, бедра, таза, живота, груди,
кистей рук,
предплечья, плеч, шеи и закончить мышцами головы. При этом
мышцы всего тела должны оказаться в
напряжении. Это напряжение держим
несколько секунд, доведя его до
максимума, а затем резко
расслабляемся. Отдыхаем одну минуту,
спокойно сидя на стуле при этом внутренним взглядом пытаемся представить все свое тело.
На этом можно закончить, так как этого упражнения достаточно для снятия неприятных симптомов
стресса. Это упражнение можно дополнить визуализацией образа моря, леса, луга, залитого солнцем и т.д.
4. Дискуссия на тему
"Причины стресса":
— всегда ли мы четко можем сказать, почему мы испытываем те или иные эмоции;
— для чего нужно знать причины возникновения того или иного состояния;
5. Программа 4 шагов борьбы
со стрессом:
1. Определите источник стресса.
2. Дайте точное определение эмоциям, которые вы испытываете.
3. Наметьте шаги преодоления стрессовой ситуации.
4. Выполните намеченные решения
6. Упражнение «Стресс». Ведущий
предлагает разбиться на две команды. Выдает подросткам
карточки с какой-нибудь стрессовой ситуацией и предлагает
разрешить предложенную ситуацию, используя 4-шаговую
модель преодоления стресса.
7. Дискуссия о том насколько важно, чтобы другие люди понимали, какие ты испытываешь эмоции. Какие проблемы могут возникнуть, если другие не понимают, какие эмоции ты испытываешь (обида, прекращение взаимоотношений и т.д.). Как показать другому человеку, какие ты испытываешь чувства. Ведущий подчеркивает, что наиболее эффективным
способом в таких ситуациях — разговор о своих чувствах. Причем говорить нужно
от первого лица (Я-
высказывания): "Я чувствую, что...", "У меня такое ощущение,
что...", "Мне кажется, что...".
8. Упражнение
"Выход из конфликта" . Ведущий
предлагает разбиться на пары. Одна пара
проигрывает обычное для подростков
развитие конфликта. Другая пара проигрывает
ту же ситуацию, но с Я-высказываниями:
Шаг 1-й: вырази свое чувство
(ключевая фраза: "Я ...").
Ты можешь быть сердитым, огорченным,
разочарованным или испытывать другие чувства. Очень
важно установить как для себя, так и для других то, что
ты испытываешь. Например, если твой десятилетний сын
возвращается домой из школы слишком поздно, ты чувствуешь скорее волнение, чем гнев. Зная о твоем волнении, сын быстрее поймет, почему нежелательно позднее возвращение из школы и впредь постарается не допускать такого рода поступков.
Шаг 2-й:
установи, какое конкретное событие вызвало у
тебя это чувство (ключевая фраза: "Я... потому что...").
Будь точным и конкретным. Воспользуйся
ситуацией, чтобы попытаться изменить конкретный
поступок, а не целиком личность своего ребенка.
"Я волнуюсь, потому что ты не подготовился к контрольной работе".
"Я
огорчен, потому что видел тебя с бутылкой пива".
Шаг 3-й: объясни, почему то или иное событие вызвало у тебя это
чувство (ключевая фраза: "Когда ты..., то я почувствовал...).
Разъяснение почему то или иное событие
вызывает у тебя конкретное чувство, позволяет подростку
узнать, что твои чувства имеют причину, и это подтолкнет твоего ребенка к решению проблемы.
"Когда ты не подготовился к контрольной
работе, я почувствовал, что ты не беспокоишься о
получении хороших отметок".
"Когда ты был замечен с бутылкой пива, я подумал, что ты пытаешься приобрести дешевый авторитет в глазах своих друзей".
Занятие 2 "Острые коммуникации"
Цель: предоставить
учащимся арсенал способов конструктивного разрешения
остроконфликтных ситуаций, связанных с унижением
достоинства человека.
Задачи:
•
формирование представления о причинах
возникновения остроконфликтных ситуациях, имеющих отношении к особенностям личности человека;
•
формирование уважительного самоотношения в ситуации нанесения оскорбления;
•
формирование умения выстраивать отношения с людьми, без ущемления своих прав.
1. Дискуссия:
•
"По каким причинам возникают конфликты
между сверстниками, переходящие в драку?"
•
"Почему сверстники дают друг другу прозвища?"
•
"Почему возникает пренебрежительное
отношение к однокласснику со стороны других учащихся?"
2. Игра "Сказка для взрослых". Участники делятся на три команды. Каждая из
команд определяет сказку, которая станет основой для
создания новой "сказки для взрослых".
Ведущий дает следующее задание: "Придумайте новый сценарий сказки, которую вы выбрали. Для этого положительные герои сказки должны примерить на себе маску злодея, а
отрицательные — маску добродетеля. В связи с этим, конечно, измениться сюжет сказки. Для
начала определите, кто в команде
будет исполнять роль перечисленных вами героев сказки. Постарайтесь наполнить
сюжет сказки многочисленными
выяснениями отношений между
"сильными" и "слабыми", "умными" и
"глупыми".
Эти отношения могут принимать характер унижения, оскорбления, глумления, издевательства и т.п.".
После того, как учащиеся придумали
сюжет, команды по очереди
показывают свою "новую сказку".
Обсуждение: впечатление от игры; ощущения, которые испытали участники игры в ситуации "выяснения отношений"; примеры из жизни, когда учащиеся сталкивались с недоброжелательным отношением со стороны сверстников или взрослых людей
3. Дискуссия:
• "Как
себя вести в ситуации "вымогания" денег, "придирок" сверстников, шантажа и других
"козней" сверстников?"
• "Какие
черты характера, особенности личности человека
определяет уживчивый и конфликтный стиль отношений с людьми?"
4. Упражнение "Наезд". Участники
делятся на три группы: первая команда,
вторая команда и два эксперта игры. Перед
началом игры ведущий просит, чтобы внутри первой и второй команды учащиеся
поделились на пары. Игра состоит из
нескольких раундов (по числу пар в играющих командах). Ведущий на каждый раунд задает проблемную ситуацию, связанную с "острыми"
коммуникациями между подростками
("выбивание" денег, шантаж, угроза физической расправы,
вовлечение в драку, оскорбление и т.п.). От каждой команды в игре принимает участие по одной паре,
т.е. раунд состоит из "выяснения отношений" между двумя парами, защищающими интересы своих команд. Перед началом "выяснения отношений"
ведущий определяет, какая из пар будет "наезжать" и "отвечать
за базар" (кто нападающий и кто
защищающийся в инсценируемой ситуации). Игру оценивают два эксперта,
которые засчитывают баллы по двум пунктам:
•
за конструктивный способ разрешения проблемы
•
за находчивость в деле обострения конфликта
№ пары |
Первая команда |
Вторая команда |
||
|
"нападение" |
"защита" |
"нападение" |
"защита" |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
В начале игры только один представитель от
каждой пары принимает участие в "завязке" проблемы. Интрига игры состоит в том, что эксперт в любой момент
разыгрывания ситуации может хлопнуть
в ладоши и участники пар должны
сменить друг друга. Эксперты между собой договариваются, какой из команд они будут сигнализировать о смене участника игры. Таким образом, сюжетная
линия "выяснения
отношений" может состоять из взлетов и падений, успехов и неудач.
При каждом новом раунде команды меняются
ролевыми позициями — кто был нападающим, теперь должен отразить противоположный характер "выяснения
отношений".
В конце игры эксперты суммируют баллы,
полученные командами, и определяют победителя.
Обсуждение: впечатление от игры, трудности в
выполнении задания
Третий день
Занятие 1 "Я и взрослые"
Цель: сформировать
представление о различие в стиле общения с родителями, преподавателями и
другими взрослыми людьми
Задачи:
□
формирование представления о сотрудничестве со взрослыми;
□
формирование уважительного отношения к мнению
взрослых;
□
формирование способов решения проблем в сотрудничестве со взрослыми.
1. Дискуссия:
□
"С кем из взрослых людей вам приходится
общаться изо дня в день?"
□
"Чем отличаются манера обращения и
содержание беседы с перечисленными вами взрослыми людьми?"
□
"Что о вас думают и как относятся к вам эти взрослые люди? Нет ли противоречия между тем, что они думают и как ведут себя с вами? Нет ли такого противоречивого
отношения со взрослыми у вас?"
2. Упражнение "Я хочу попросить..." Участники занятий делятся на подгруппы из пяти человек и
распределяют между собой роли: подросток, папа
(мама), преподаватель, незнакомый взрослый человек, хорошо
знакомый взрослый человек (например, сосед). Участник игры, исполняющий роль "подростка", должен по
очереди попросить у остальных
героев упражнения помочь нарисовать ему в
полный рост тело человека. Для проведения игры используются: карандаши, маркеры, однотонные обои.
Обсуждение: манера обращения друг к другу, как взрослые
отреагировали на столь необычную просьбу - что подумали и как себя повели в такой ситуации.
3. Информация к занятию:
□
Понятие о форме обращения к различным
категориям взрослых людей.
□
Рассмотрение атрибутов взрослой и
подростковой "картины мира" (интересы, заботы,
род занятий и т.п.)
□
Чем похожи и чем отличаются отношением к жизни подростки и
взрослые?
□
Чему можно и не следует подражать подростку из
мира взрослых?
4. Упражнение
"Стенка на стенку". Участники занятий делятся на две подгруппы. Одна подгруппа представляет интересы взрослых, другая защищает интересы подростков. Игра проходит в форме
вопроса и ответа. "Подростки" задают какой-либо каверзный вопрос,
касающийся взаимоотношений с взрослыми, а команда
"Взрослых" должна на него ответить. Затем в качестве
"ответчиков" выступает команда "Подростков" и так далее.
Желательно, чтобы каждый из участников игры имел
возможность задать и ответить на вопрос.
Примерные вопросы: "Зачем подростки носят
такие широкие штаны?" "Почему взрослые
постоянно учат как нам жить?"
и т.п.
Обсуждение: общее впечатление от игры, когда было трудно и легко принимать участие
в обсуждении проблемы взаимоотношения с
взрослыми.
Занятие 2 "Я и сверстники"
Цель: сформировать представление о механизме возникновения различных подростковых групп
Задачи:
□
формирование представления о терпимом отношении к людям,
чьи взгляды не совпадают с мнением большинства;
□
формирование уважительного отношения к точки зрения другого человека;
□
формирование навыков дипломатического разрешения спорных вопросов между сверстниками.
1. Дискуссия:
□
"Каким образом можно поделить ребят
вашего возраста, с которыми вы общаетесь изо дня в день?"
□
"По каким признакам ребята объединяются в различного рода группы?"
□
"Чем отличаются ваши отношения со
сверстниками, которых вы отнесли в разные группы?"
2. Упражнение "Подписание мирного договора".
Участники делятся на четыре подгруппы
"металлисты", "рэперы",
"ботаники", "футбольные фанаты". Командам предлагается
написать историю возникновения их группы, правила, по
которым они живут в мире, девиз и кто может стать
участником их "тусовки". Затем один из
представителей каждой команды зачитывает этот своеобразный
"Устав" группы. Далее участники игры
высказываются о том, что их больше всего раздражает в поведении
ребят, которые принадлежат к другой группе. Заканчивается игра совместным сочинением мирного договора, под которым подписываются все участники игры.
Обсуждение: впечатление от игры,
примеры реальных ситуаций противоборства между различными
неформальными объединениями молодежи.
3. Информация
к занятию:
□
Почему важно терпимо относится к людям, чьи
взгляды на жизнь и интересы не
совпадают с мнением других людей?
□
Почему подростки с негодованием относятся к
сверстникам, которые каким-либо образом
отличаются от них?
4.Упражнение "Ты мне нравишься тем...". Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом "Мне в тебе
нравится..." и называя понравившееся качество (несколько качеств).
Участник, получивший мяч, бросает
его другому человеку и называет понравившееся
ему качество этого человека. Мяч должен
побывать у всех участников.
Занятие 3 "Алкоголь"
Цель: сформировать
негативное отношение к употреблению алкогольных напитков
в подростковом возрасте
Задачи:
□
формирование представления о причинах начала употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте;
□
формирование негативного отношения к
употреблению алкогольных напитков;
□
формирование навыков сопротивления
групповому давлению в ситуации приобщения к алкоголю.
1. Дискуссия:
□ "Причины
первых проб алкогольных напитков"
2. Упражнение
"Между молотом и наковальней".
Участники делятся на три подгруппы. Ребята из первой
команды по правилам игры не определились в своем отношении к
алкогольным напиткам. Вторая команда — лояльно
относится к употреблению алкогольных напитков. Третья — категорично
против употребления алкоголя. Ведущий в
этой игре выступает в роли режиссера. Игра состоит из трех этапов:
1. Участники первой команды беседуют между собой на отвлеченную тему
2.
Вторая команда приносит с собой бутылку вина
и предлагает ее распить с ребятами из первой
команды
3.
Через некоторое время подходят ребята из
третьей команды и отговаривают участников первой
команды непробовать алкогольный напиток.
Таким
образом, участники первой команды находятся под
перекрестным давлением ребят из второй и третьей команды.
Обсуждение: способы давления на
мнение человека
3.
Упражнение "Фэнтэзи". Участники
делятся на три команды. Ведущий дает следующие задание: "Используя слова: вино, компания, боль, родители, страшно,
весело, девушка, парень, рвота, музыка,
уговоры и школа, — попытайтесь придумать небольшой рассказ о неудачном знакомстве
с алкогольным напитком одного из героев
вашего рассказа".
Обсуждение: возможные негативные последствия употребления
алкогольных напитков в подростковом возрасте.
Занятие 4 "Наркотики"
Цель: сформировать отрицательное отношение к пробам
любого наркотика.
Задачи:
□
ознакомление с основными "мифами",
имеющими отношение к употреблению наркотических веществ;
□
формирование чувства опасения к лицам,
предлагающим попробовать наркотик;
□ формирование навыка безопасного поведения в ситуации
принуждения к пробе наркотического вещества.
1. Дискуссия:
□
"Причины первых проб наркотиков"
□
"Что является самым опасным при
употреблении наркотиков?"
2. Упражнение
"Ангел-хранитель". Для проведения игры ведущий набирает пятерых добровольцев. Между
собой ребята распределяют роли — "гость вечеринки", "хозяин вечеринки", "друг хозяина
вечеринки", "ангел-хранитель" и "дьявол-искуситель".
Игровая ситуация состоит в следующем — главному герою игры ("гостью
вечеринки") знакомые ребята ("хозяин вечеринки" и его
"друг") предлагают попробовать
вместе с ним "марихуану". У главного героя есть два ангела: "ангел-хранитель", который помогает отказаться от навязчивых предложений попробовать наркотик, и дьявол-искуситель, который
уговаривает попробовать наркотик.
В процессе игры участники могут меняться
ролями. Так как у всех участников игры достаточно активные ролевые позиции,
ведущий перед началом проведения игры напоминает ребятам
о том, что нельзя перебивать друг друга и говорить в
унисон.
Обсужление: способы давления и отстаивания своей точки зрения.
3. Упражнение "Мифы". Ведущий всем участникам раздает по одной карточки. На одной стороне
карточки написано "МИФ", на другой — "ПРАВДА". В ходе
игры ведущий зачитывает утверждения, имеющие
отношение к употреблению наркотиков,
например:
□
Марихуана не вызывает зависимости
□
Если употреблять наркотики в меру, то никогда
не станешь наркоманом
□
После начала употребления наркотиков человек в
среднем
живет 5—10 лет
□
Употребление наркотиков тесно связано с
риском заражения гепатитом и ВИЧ-инфекцией
□
Употребление наркотиков никогда не бывает без
правонарушения
□
"Ломок" наркомана не существует.
Это просто один из методов запугивания молодых людей
Если участник согласен с утверждением, он
показывает карточку, где написано "ПРАВДА", если не согласен -"МИФ".
Обсуждение: причины формирования искаженного представления о наркотиках.
4.
Социальный ролик "Нет
наркотикам". При помощи плакатов, игровых сцен участники
двух подгрупп должны придумать антирекламу наркотикам.
5.
"Коллаж". Для этого занятия необходимы: два листа ватмана, карандаши, журналы,
клей, ножницы, фотографии участников
занятий.
Во время проведения занятий можно сделать
несколько фотографий, которые в дальнейшем пригодятся
для создания коллажа. Если такой возможности нет,
можно попросить ребят принести на последнее занятие
свои фотографии.
Коллаж создается как хроника событий в группе — что было интересного, чему научились. Ребята
обязательно должны отразить в
коллаже свое отношение к ПАВ.