Доклад

управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Вурнарского района

на августовское совещание

 «От нравственности, здорового образа жизни –

к процветанию нации»

 

«Скоро осень, за окнами август…» Эта поэтическая строка для нас, работников образования имеет особое звучание  и значение: по традиции мы ежегодно собираемся на свой августовский педсовет.

Канун нового учебного года у педагогов – это всегда и период душевного подъема после летних отпусков, прилив сил, энергии, хорошее самочувствие и стремление в школу. Августовское совещание всегда воспринимается как старт начала нового учебного года.

Новые задачи, новые проблемы встают перед каждым образовательным учреждением и каждым педагогом.

Год назад мы с вами определили стратегию развития системы образования района в рамках модернизации российского образования.

Сегодняшнее совещание мы решили посвятить самому главному вопросу нашей деятельности: вопросу духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодежи в учреждениях образования района. Выбор этой проблемы в качестве ведущей не случайный. 2004 год  ознаменован двумя важнейшими,  значимыми событиями в государственной образовательной политике республики: он объявлен Президентом Чувашской Республики Н.В. Фёдоровым Годом молодёжи и здорового образа жизни и  ежегодное Послание Президента Государственному Совету Чувашской Республики  ставит  четкие ориентиры перед обществом: «Путь к благополучию – через духовность и здоровый образ жизни». Последние несколько лет общество вновь задумалось о духовном здоровье детей. К этому побуждают негативные явления в детской и подростковой среде, связанные с отсутствием воспитания и усилением асоциального поведения. Не может быть полноценного образования без воспитания личности. Хочу напомнить замечательные слова классика научной педагогики А.С. Макаренко: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость,  плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Сегодняшние школьники – это граждане нового XXI века. И от того, какой будет система воспитания и образования во многом зависит направление развития России (республики, района) в наступившем тысячелетии.

С целью осуществления системного подхода в решении задач по формированию духовности, культуры, гражданской ответственности, здорового образа жизни в организацию воспитательного процесса включены все воспитательные структуры района: учреждения образования, общественные организации, заинтересованные ведомства. Поставлены конкретные задачи, решение которых стало определяющим при планировании и осуществлении работы в различных направлениях воспитания.     

Навыки здорового образа жизни прививаются ребенку уже в дошкольном возрасте. Среди дошкольных образовательных учреждений проводятся различные мероприятия по формированию здорового образа жизни. Проведены спортивно-оздоровительные игры «Малышиада», которые способствовали активизации деятельности коллективов дошкольных образовательных учреждений по созданию условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников средствами физической культуры. У дошкольников имеется большой потенциал физических, двигательных и творческих способностей. Команда воспитанников ДОУ №4 «Березка» приняла участие в зональных играх-соревнованиях «Малышиада» среди ДОУ в г. Канаше. Следует отметить, что с целью обеспечения непрерывности образования «Детский сад – семья» в данном детском саду  разработана и осуществляется единая программа физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье. 

В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма проведен районный смотр-конкурс дошкольных образовательных учреждений «Светофорик». Победитель районного смотра-конкурса коллектив ДОУ №6 «Сеспель» принял участие в республиканском смотре-конкурсе.   

Проводимая в данном направлении работа дает положительные результаты. В районе улучшились показатели здоровья детей дошкольного возраста. (слайд)

Основным звеном для обеспечения качественной физкультурно-оздоровительной работы с детьми являются общеобразовательные школы. 

Работает МО учителей физической культуры. Руководит этой работой учитель высшей категории Калининской СОШ Михайлов А.Ф.. На заседаниях МО рассматриваются актуальные вопросы преподавания предмета. Хочется отметить уроки А.К. Степанова ("Заслуженный учитель ЧР", Янгорчинская СОШ).  Используя современные методы проведения уроков, технические средства, нестандартное оборудование, он добивается  высокой моторной плотности уроков, интенсивности занятий, трудолюбия и высокой дисциплины учащихся. Достаточно  хорошо налажена в школе и внеклассная  работа по физической культуре и спорту. Ежемесячно проводятся Дни здоровья и спорта, в которых принимают участие почти все учащиеся. Школьники посещают различные спортивные кружки и секции. Они отличаются подтянутостью, ловкостью, физическим здоровьем. Юноши, возвращаясь из службы в армии, по дороге домой со словами благодарности заходят к своему старшему наставнику. Не эта ли  самая высокая награда для учителя? 

Хорошо поставлена  спортивно-массовая работа в Малояушской СОШ, где все спортивные мероприятия отличаются активным участием школьников, учителей и родителей. Ежегодно проходит спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». К этому мероприятию учащиеся и родители готовятся в течение года. В этом большая заслуга принадлежит учителю Павлову Н.Д.

Хорошие успехи отмечаются в этом направлении в Калининской СОШ. В школе разработана система  организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на уроках и во внеурочное время. Учителя школы активно используют здоровьесберегающие технологии. Участвуя в  республиканском конкурсе «Школа года» в номинации "Школа здоровья", она заняла III место. Значительный вклад в эту победу вложил    учитель физкультуры Михайлов А.Ф.  

В Вурманкасинской школе нет спортивного зала, и для проведения уроков физической культуры используется неплохо оборудованная  спортивная площадка. В школе разработана и утверждена «Комплексная программа физического воспитания  учащихся». Эта программа включает в себя все формы школьной физической культуры, составляющие  целостную систему. Для стимулирования спортсменов всего класса в школе проводятся конкурсы  «Лучший спортсмен школы» и «Самый спортивный класс». Выпускается школьная спортивная газета. В этой школе уже более 5 лет во всех классах проводится пять уроков физкультуры в неделю. Опыт работы данной школы должен быть применен во всех малокомплектных школах района.  

Понятно, что лишь в рамках учебного времени задачу физического развития  и раскрытия способностей детей не решить. Необходима и система внеучебных занятий физкультурой и спортом. Могу перечислить немало мероприятий в этом направлении, как Спартакиада   школьников, Президентские состязания и т.д. Благодаря Дому детского творчества в районе получило развитие  туристско-краеведческое направление, теннисный спорт. Имеем постоянное призерство и даже первенство на республиканских соревнованиях.

В различных кружках и секциях спортивной направленности в школах района занято 2400 (39%) учащихся 5-11 классов. слайд

Уважаемые коллеги! Есть известное выражение "На ошибках учатся". По-моему, оно не имеет смысла. Учатся прежде всего на достижениях, на опыте. Потому я и остановилась подробнее в своем выступлении на положительных моментах, примерах. И, конечно, в данной работе ещё очень и очень немало  недостатков и упущений. Особенно в создании условий для качественного выполнения  учебных программ.

Действительно, спортивная материальная база в образовательных учреждениях, если её рассматривать как одну из причин, не позволяющих качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу, то она везде недостаточная, а в иных образовательных учреждениях и вовсе слабая. Хотя за   последние 4 года построена  Ораушская школа, к началу учебного года готовы принять ребят два спортивных зала, завершается газификация сельских школ,   проектируется строительство спортивного комплекса в п. Вурнары. 1 сентября будут введены в эксплуатацию 6 учебных классов, спортивный и актовый залы Кюстюмерской средней школы. И все это благодаря умелым деловым контактам главы администрации района с различными ведомствами на республиканском уровне.

Вот все говорят: не хватает лыж. Действительно, проблема. Но решаема. Проводили мы выездное совещание директоров в Кольцовской СОШ, и были удивлены приставленными к стене у входа многочисленным  парам лыж. Оказалось, "поработав" с родителями, педагоги добились того, что последние приобрели для своих детей зимний "транспорт", и дети теперь добираются из соседних деревень на лыжах. А в Азимсирминской школе в школьных мастерских изготавливают лыжи, которые почти не отличаются от фабричных изделий.

Мы благодарны МО ЧР  за покупку и выделение спортоборудования для района, в этом году мы получили его на сумму 194 тысячи рубля, до конца года должны получить ещё на сумму 53 тысячи рубля. Ну и школы сами пытаются получить его, участвуя в республиканских мероприятиях. Так, за участие в разных номинациях конкурса "Школа года" Чирш-Хирлепская ООШ, Азимсирминская и Калининская, Буртасинская и Вурнарская №1 школы получили спортинвентарь и оборудование на сумму 55 тысяч рублей.

Говоря о преподавании физической культуры, не могу не остановиться и на тех грубых нарушениях охраны жизни и здоровья детей которые, я уверена, можно встретить во многих школах. Так, в день посещения Большеяушской школы учитель физкультуры отсутствовал на уроке, дети были предоставлены самим себе. Многие учителя физкультуры дают мячи детям, а сами в это время занимаются своими делами. Кто будет отвечать, если с учеником что-нибудь случится? Сам учитель или администрация школы, которая не проконтролировала эти уроки.   

Из всего вышесказанного хочу заключить, что пытаться оправдать нашу недостаточную работу по воспитанию физически здорового поколения отсутствием только материальной базы или ещё чем-то другим, просто непорядочно.   Очень важно воспитать в нашем ученике потребность в заботе об укреплении своего здоровья через занятия физической культурой и  ведение здорового  образа жизни. Также важно при этом увидеть конечные результаты своего труда в этом направлении. А это – здоровый ученик.

По оперативным сводкам медицинских осмотров в общеобразовательных учреждениях по отдельным направлениям мы имеем некоторые позитивные результаты. За 3 последних года снизилась заболеваемость учащихся эндемическим зобом, сколиозом, снизились показатели нарушения остроты зрения и опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания. Результаты медицинского освидетельствования юношей при первоначальной постановке на воинский учет за последние 3 года указывают на увеличение % абсолютно годных к воинской службе.   (слайд №)

Вместе с тем в формировании здорового образа жизни детей и подростков имеются серьезные проблемы. Одна из них – необученность педагогических кадров технике здоровьесбережения; неумение педагогов сделать занятие по-настоящему оправданным, исходя из критерия здоровьеобеспечения.

В свою очередь каждый школьник ещё недостаточно понимает необходимость участия в деле сохранения и укрепления своего здоровья, у него не выработалось  сознательное отношение к собственному  здоровью, стремление быть здоровым. В педагогической практике по этому поводу часто произносим фразу: «Пока сам ребенок не осознает ценность своего здоровья, заставлять быть здоровым едва ли не бесполезно». Научить ребенку этому – наипервейшая наша задача. 

Среди перечня причин, негативно влияющих на здоровье школьников, есть и такая, как учебные перегрузки. Каждый из учителей-предметников считают свой предмет самым главным и стремится максимально загрузить ребенка  А ведь необходимо каждый урок строить на здоровьесберегающих технологиях. Сегодня все школы получили спецвыпуск  журнала «Халах шкуле» с подзаголовком «Педагогика здоровья». В нем  есть материалы, которые должны  послужить толчком для  изменения своей  педагогической  системы практически для каждого педагога.

Острой проблемой общеобразовательных школ остается питание учащихся, Общеизвестно, что хорошо организованное питание помогает школьникам лучше учиться, сохраняет и укрепляет здоровье. Не секрет, что растет число детей из неблагополучных семей, которые горячее питание получают только в стенах учреждений образования. Сегодня нам необходимо добиваться не только 100% охвата школьников бесплатным горячим питанием, но и сделать все возможное, чтобы питание было качественным.

Как организовать полноценное питание в школах? Ведь на 1-50 в день, выделяемых нормативом бюджетного  финансирования на питание одного ученика, сбалансированное, качественное питание не обеспечить.

Большинство школ района имеют земли, на которых получают доход от выращенной сельскохозяйственной продукции, создают микрофермы и обеспечивают себя мясом, молоком; устанавливать связи с СХПК для получения дополнительных средств, необходимых для полноценного питания; используют возможности родителей.

В районе немало школ, где созданы хорошие условия для обеспечения нормального питания учащихся. Среди них: Азимсирминская, Абызовская, Санарпосинская, Тузи-Сярмусская, Шинерская, Янгорчинская, Вурманкасинская и др. школы. В этих школах работа на выделенной земле, в микрохозяйстве позволяет получать дополнительные средства не только на питание, но и на оборудование классов и приобретение современных учебных пособий. Кроме того, работа в подсобных хозяйствах прививает учащимся трудовые навыки и профессиональное отношение к труду в сельском хозяйстве.

Вместе с тем, родители зачастую не знают о финансовом положении школы, что вызывает разные толки о родительских взносах, использовании спецсредств. Администрации школ должны отчитываться перед коллективом и родителями, на что предназначены эти денежные средства.  

Нельзя говорить о полноценном питании, когда в образовательных учреждениях не осуществляются меры по профилактике заболеваний, не выполняются требования санитарного законодательства. В ряде школ (М-Яушская, Азимсирминская, Т-Муратская, Алгазинская, В-Кибекская)  пользуются некачественной посудой, не соблюдается маркировка посуды, сроки хранения и реализации скоропортящихся продуктов. В Малояушской, Тузи-Муратской, Вурман-Кибекской школах не соблюдаются правила личной гигиены и режим мытья столовой и кухонной посуды. Высеваемость кишечной палочки в смывах составляет в Т-Муратской СОШ – 60%, Вурман-Кибекской СОШ – 20%. 

В районе созданы определенные условия для отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период. В загородных оздоровительных лагерях республики отдохнули 190 детей (72 – из многодетных, малообеспеченных семей, 19 – детей-сирот и полусирот), кроме того, 18 детей – в детских санаториях.

Летом на базе 20 пришкольных лагерей, 4 лагерей труда и отдыха, 8 профильных лагерей трудилось и отдыхало 1015 учащихся, через Центр занятости населения устроен 371 подросток.

Нас волнует не только физическое, но и моральное здоровье наших детей. Конечно, немало делается в районе по воспитанию детей, подростков.

В общеобразовательных школах используются традиционные родительские собрания (школьные, классные), родительские конференции. В последние годы появляются и новые формы: собрание-диспут, семейная гостиная, вечер вопросов и ответов, тренинг для родителей, встреча за круглым столом и другие. Заметно стала меняться и тематика педагогического просвещения.

Так, в Чирш-Хирлепской ООШ работает дискуссионный клуб для родителей, практикуются открытые классные часы  с их приглашением.

В Азимсирминской школе проводится диагностирование с целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе. На родительских собраниях с родителями проводятся анкетирование и тестирование  

Большое воспитательное значение имеют проводимые в Хирпосинской ООШ семейные гостиные, куда приглашаются родители учащихся. На этих занятиях ученики выступают с сообщениями на тему, показывают архивные документы, рассказывают о реликвиях своей семьи – о дедушкиной царской грамоте, о мамином свадебном платье, о бабушкином сундуке…  Дети учатся ценить вещи не за их цену в денежном выражении, а за память о ком-то, т.е. дают духовную оценку.

Во многих учреждениях образования родители привлекаются к проведению совместных праздников, спортивных соревнований, выставок, творческих работ, кружков по интересам, спортивных секций, экскурсий.

Однако проводимая работа ещё не всегда дает результаты. Мы с вами не полностью добились, чтобы у каждого школьника сформировались навыки адекватного поведения, невосприятия и противостояния негативному влиянию.

Об этом свидетельствует рост правонарушений среди несовершеннолетних. В текущем году школьниками совершено 12 правонарушений. Увеличилось число правонарушений, совершенных учащимися Кольцовской, Хумушской, Азимисирминской, Вурнарской №2 школ. Это говорит о неэффективности методов и приемов профилактической работы.

В районе растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их в районе 120, из них - круглые сироты - 48.

За 2003 год лишены родительских прав 13 человек, ограничен в дееспособности - 1.  За период с января по июль месяцы 2004 года лишены всего - 7 человек, в т.ч. за пьянство - 4; за жестокое обращение с ребенком - 1. Также за жестокое обращение отобран от матери и устроен в школу-интернат 1 ребенок. слайд

Ежегодно растет количество неблагополучных семей. В настоящее время на учете образовательных учреждений состоят 172 семьи, не выполняющих свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Сегодня, когда количество детей, оставшихся без попечения родителей ежегодно растет, а число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях увеличивается, утверждение, что семья – наилучшее место для нормальной жизни и развития ребенка – становится всё более актуальным. Однако в нашем районе пока ещё  проводится недостаточная работа по реализации Закона ЧР «О социальных гарантиях приемной семье». Органу опеки и попечительства необходимо начать работу по развитию семейных форм устройства детей-сирот.

Все ещё много недостатков и упущений в работе по родительскому всеобучу. В течение учебного года в районной газете, по радио было мало выступлений наших педагогов по просвещению родителей. Даже информация о том, какая работа проводится в школах, отсутствует на сайтах школ и администрации.   Школы не пополняют сайты интересными мероприятиями, проведенными совместно с родителями, учащимися. Как исключение хочется сказать о Вурнарской СОШ №2. В этой школе каждое проведенное мероприятие, итоги учебы по четвертям и полугодиям отражаются на сайте района. Информации о наиболее интересных мероприятиях размещаются на республиканском сайте. Необходимо всем учреждениям образования вести работу в этом направлении. 

Следующей проблемой в работе с родителями является то, что в школьных мероприятиях участвуют одни и те же родители. А родителям детей «группы риска» некогда посещать школу, интересоваться, чем живет их ребенок в школе. 

В образовательных учреждениях встречаются случаи равнодушного отношения педагогов к судьбам детей. Они знают, что ребенок иногда недоедает, знают о недостойном поведении родителей. Однако не торопятся сообщить об этих случаях в соответствующие органы. Ничем не объяснить то равнодушие педагогического коллектива Алгазинской СОШ по отношению к многодетной, малообеспеченной семье Раковых. Один из детей ушел из Алгазинской школы, но администрация школы не проследила прием этого ребенка в другую школу. 13-летний подросток был предоставлен самому себе и как итог – совершил правонарушение. Только после вмешательства работников прокуратуры и управления образования стал вопрос о лишении родительских прав по отношению к 2 несовершеннолетним детям этой семьи. Надо заметить, что в этой же школе бывают  случаи психологического давления учителей на учащихся. Среди педагогического коллектива царит нездоровая психологическая атмосфера  

Теме профилактики правонарушений посвящено и собрание депутатов Вурнарского района, состоявшееся  в августе текущего года, на котором принято решение: считать приоритетной задачей неукоснительное выполнение на территории района законодательных актов, направленных на профилактику противоправных действий, укрепление партнерства между субъектами профилактики правонарушений. Указано на необходимость улучшения качества проводимых мероприятий, направленных на повышение культурного поведения, правовое и нравственное воспитание. 

Ни один здоровый, физически развитый ребенок не сможет   стать полноценным и равноправным членом общества, если не овладеет специфическими для этого общества отношениями между людьми, той системой морали общественных идеалов, задач и способов поведения, которые позволили бы ему участвовать в жизни этого общества. Поэтому приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса становится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В детских садах проводятся много мероприятий, на которых дети учатся размышлять над нравственной сутью каждого поступка.

Большую роль в воспитании и развитии общечеловеческих ценностей играют общеобразовательные школы. Важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса является обеспечение высокого уровня учебного процесса. Поэтому особое внимание в школах стало уделяться усилению воспитывающей функции уроков.

И здесь трудно переоценить роль - историко-обществоведческих дисциплин, которые  формируют у школьников интерес к прошлому и настоящему родной страны, воспитанию любви к Отечеству, уважению к истории и культуре народов, проживающих на территории республики.  У учителей    истории и обществознания – особая миссия. На протяжении  всех последних лет им  было  едва ли не сложнее всех, т.к. в их предметах изменилось практически все. В настоящее время идет формирование новой методологии, допускающей многообразие подходов к изучению исторического процесса.

Большую воспитательную направленность имеют уроки учителей: истории – Алексеевой Т.А. (ВСШ №2), Малицкой И.Н. (ВСШ №1); Егоровой И.Г. (Абызовская СОШ); музыки – Кузнецова А.Д. (ВСШ №1), Сергеева В.М. (Кольцовская СОШ), начальных классов – Алексеевой Н.Н. (Б-Яушская СОШ), Соловьевой Н.П. (Т-Сярмусская СОШ), иностранных языков – Николаевой Л.М. (ВСШ №1), Петровой Е.Г. (Т-Сярмусская СОШ), биологии, химии – Романовой И.П. (Абызовская  СОШ), Егоровой Г.И. (Санарпосинская СОШ), географии – Васильевой Л.Ф. (ВСШ №2), изобразительного искусства и черчения – Стеклова В.Ф. (ВСШ №1), Сергеевой Л.Г. (ВСШ №2). 

Уроки литературы обладают особым потенциалом в духовно-нравственном  воспитании личности, развитии её моральных качеств. С большой практической и методической пользой для коллег проводятся уроки учителями русского языка и литературы Нараткиной Г.В., Буславской М.В., Сероженко Л.А. (Вурнарская СОШ №1), Горбуновой Е.Н. (Вурнарская СОШ №2), Максимовой А.А. (Калининская СОШ), Кузьминой Н.И. (Вурманкасинская ООШ), Скворцовой Т.В. (Шинерская СОШ), учителями чувашского языка и литературы – Степановой Р.Т. (Шинерская СОШ), Васильевой Е.В. (Янгорчинская СОШ)  и др. Нужно отметить, что современная дети и молодежь, увы, если и читают, то боевики и детективы. Нравится нам это или нет, но эта литература вытесняет классику. И учителям-филологам надо искать пути смягчения их негативного воздействия, создавать авторские программы, сегодня они востребованы в наших школах.        

Уважаемые коллеги! Всё, что происходит сегодня в системе образования, направлено на выполнение главной задачи, решаемой в ходе модернизации  -  повышение качества и доступности. И это касается всех уровней образования. Основная задача ДОУ – это дальнейшее увеличение охвата детей услугами дошкольного образования через развитие новых, менее затратных форм организации деятельности. Если в 2002 году в районе группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста функционировали на базе 10 школ, с 2004 года они стали работать уже в 26 школах. Работа в этом направлении будет продолжена.

В соответствии с Концепцией модернизации образования деятельность общеобразовательных учреждений района направлена на обеспечение современного качества школьного образования и его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Выделено несколько основополагающих позиций, на решение которых сосредоточили материальные, организационные и другие ресурсы.

Первая касается совершенствования структуры и содержания  образования. Вурнарская СОШ №2 продолжает участвовать в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начатый с осени 2001 года. Дети перешли в четвертый класс. Можно делать сравнительные характеристики обучения и развития детей, обучающихся по традиционной программе и по программе «Школа 2000-2100». На уроках в этом классе присутствовали многие учителя начальных классов и директора школ района. Посещали уроки математики, информатики, русского языка, чтения, иностранного языка. Дети отличаются развитием, четкостью мышления, объемом знаний, хотя по развитию это средний класс. слайд

Администрация и педколлектив школы считают, что необходимо продолжить обучение детей по этой программе, чтобы в дальнейшем дети были конкурентоспособными на фоне выпускников гимназий, лицеев и частных школ.

Продолжается работа по реструктуризации сельских школ в рамках проекта «Реформа системы образования». Цель проекта – создание такой модели современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления. Проект финансируется из Займа международного банка реконструкции и развития. В районе Калининская СОШ является экспериментальной площадкой в реализации данного проекта. Она в будущем должна стать школой с современной материальной базой, с возможностью углубленного изучения предметов, введение профильного обучения в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в высших учебных заведениях.

На днях школа получила оборудование для мастерской по деревообработке, до конца августа будет завершена поставка оборудования для спортзала. В сентябре в школе будет оборудован новый компьютерный класс. 

В последние годы в районе уделяется серьезное внимание обучению иностранным языкам. При этом эффективно решается одна из стратегических задач модернизации образования – раннее (со 2 класса) обучение иностранному языку: в 2003/04 учебном году оно было организовано в 16 школах района (к сравнению: в 2000 году таких школ было 4).

В текущем учебном году образовательным учреждениям предстоит обеспечить выполнение программных целей развития личности ребенка, приобщения детей к новому социальному опыту  с использованием иностранного языка.

Сегодня молодёжи непросто выбрать профессию: для многих этот выбор часто мотивируется сиюминутной конъюнктурой и не ориентирован на перспективы развития рынка труда. В последние годы в нашей стране ощутимо повысился спрос на квалифицированные кадры. Как реагировать на это образовательной школе?

Ясно, что профильная дифференциация старшей школы, при которой будут учитываться потребности, склонности, способности и познавательные интересы старшеклассников, поможет им в профессиональном самоопределении. Профильное обучение позволит ребятам получить углублённые знания и умения по базовым общеобразовательным дисциплинам, еще в стенах школы пройти предпрофессиональную подготовку, укрепиться в своём выборе.

Очень важно, чтобы выпускники школы и их родители владели полной информацией о перспективных потребностях рынка труда.

В целях создания системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии во всех 9 классах школ района начнется предпрофильная подготовка. В течение прошлого учебного года шла подготовительная работа по переходу на предпрофильную подготовку. Составлены планы работ, подготовлены информационные материалы по элективным курсам, проведены педсоветы, родительские собрания, анкетирование и профориентационная работа среди учащихся. С 2005-06 гг. должен начаться переход к профильному обучению в 10-11 классах.  Этот учебный год для девятиклассников будет подготовительным этапом.

Важным направлением обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования является введение единого государственного экзамена. Четвертый год наши выпускники наряду с традиционными экзаменами сдают экзамены в форме ЕГЭ. В отличие от других лет единый государственный экзамен по русскому языку в текущем году стал обязательным для всех 457 выпускников школ района.

Нас радует, что средние баллы по всем предметам (кроме английского языка и биологии), полученные выпускниками наших школ, выше средних республиканских показателей. А в отдельных школах средние баллы учащихся выше районных показателей (слайд).

Также увеличилось количество выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями. (слайд)

Еще одно важное направление нашей деятельности – формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.  

Информационные технологии широко применяются на уроках и во внеурочное время.  Учителя занимаются  самообразованием в  компьютерных классах, готовятся и проводят  уроки с  использованием учебных компакт-дисков. Все это, конечно, зависит от заинтересованности учителей-предметников и их умений и навыков работы с компьютером.  Использование  компьютеров на уроках заметно повысил интерес учащихся  к изучаемым предметам. Поэтому всем учителям необходимо использовать  возможности применения учебных компакт-дисков на уроках

Особое внимание руководителям школ нужно обращать на использование компьютеров во внеурочное и каникулярное время. В большинстве школ в летнее время компьютерные классы были закрыты.

Уважаемые коллеги! В последние годы особенно актуальной становится идея подготовки талантливой молодежи. Воспитание и обучение одаренных детей, создание для них оптимальных условий для интеллектуального роста является стратегической задачей любого государства.

В районе за последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми. 

Разработана районная подпрограмма «Одаренные дети» на 2004-06 годы. 

Ежегодно в районе проводятся различные интеллектуальные соревнования: предметные олимпиады, конференции, конкурсы и т.д.

По сравнению с прошлым годом, в 2004 году результаты участия школьников в республиканских олимпиадах выше. На республиканской олимпиаде учащаяся лицейского класса ВСШ №1 Сергеева Юлия  заняла 2 место по немецкому языку, ученица 9 кл. ВСШ №2 Иванова Ольга 3 место по русскому языку, ученица Кюстюмерской СОШ – Николаева Алена 2 место по чувашскому языку в интеллектуальной игре среди младших школьников.

Однако нельзя не отметить низкие результаты участия школьников в олимпиадах по предметам естественно-математического цикла.

Выявление всесторонне одаренного ученика, которому посильны и умственные, и творческие, и музыкально-художественные задачи – вот цель педагога-учителя, наставника. Такой формой выявления способных, одаренных детей явился ставший традиционным районный конкурс «Лучший ученик года», который прошел в районе во время зимних каникул. По итогам всех конкурсов лучшим учеником года среди учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ стал ученик Вурнарской СОШ №2. 

Международные игры-конкурсы «Кенгуру» по математике, «Русский медвежонок - языкознание для всех» по русскому языку, «Чувашская ласточка - языкознание для всех» по чувашскому языку завоевали большую популярность среди школьников нашего района. Есть первые итоги конкурса «Русский медвежонок – 2003». Ученик 9 класса Ермошкинской СОШ занял в республике 1 место, ученик  Кумашской СОШ в конкурсе «Чувашская ласточка» также в республике занял призовое место.

В районе и республике осуществляется определенная поддержка участия детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, творческих фестивалях, соревнованиях.

В 2004 году 3 ученика общеобразовательных школ района удостоены Президентской стипендии за особую творческую устремленность. Руководству района присуще постоянное внимание к системе образования. В соответствии с Постановлением главы администрации Вурнарского района «О мерах по поддержке одаренных детей и подростков, обучающихся в учреждениях образования Вурнарского района», и решением районной комиссии назначены стипендии главы администрации Вурнарского района на период с 1 января по 31 августа 2004 г. 10 учащимся общеобразовательных школ. С 1 сентября 2004 года стипендию главы администрации района будут получать другие ученики.

Современное качественное образование немыслимо без наличия в образовательных учреждениях соответствующей учебно-материальной базы. Поэтому одной из серьезных проблем является оснащенность и комплектация школьных библиотек качественной учебной литературой. Анализ состояния школьных библиотек показывает, что имеются школы где  на полках залеживаются учебники 80-х годов выпуска, которые давно пора убрать. В настоящее время идет становление новой системы образования. Поэтому необходимы и новые учебники. слайд

Содержание учебно-воспитательной работы в конкретной школе во многом зависит от личности педагога, его компетентности, интересов, склонностей и способностей, нравственно-педагогической позиции.

В районе созданы благоприятные условия для проведения аттестации педагогических и руководящих кадров. слайд Сложилась и продолжает совершенствоваться система повышения квалификации кадров. В среднем по району более 16% (116) чел.) ежегодно проходят курсовую подготовку. В прошедшем учебном году все директора школы прошли курсы повышения квалификации при ЧРИО. У преподавателей кафедры управления о наших директорах остались благоприятные впечатления как об опытных и компетентных руководителях школ республики.  

Говоря о потенциале кадров нельзя не остановиться и на проблемах.  Из-за низкой заработной платы, отсутствия жилья молодые специалисты не идут работать в школу или уходят из неё через год-два. Что необходимо предпринимать в этой ситуации? Управление образования ведет строгий учет вакантных должностей в образовательных учреждениях. Руководителям  школ необходимо ликвидировать дефицит кадров, осуществлять контроль за учебой студентов в педагогических ввузах, особое внимание обратить не тех, кто поступил по целевому направлению в Чувгоспедуниверситет, ЧГУ, педколледж и за их возвращением на работу в образовательные учреждения района.

Не могу не напомнить и о том, что воспитывает все: манера держаться, культура речи, внешний вид учителя, да и территория вокруг школы, оформление классов, коридоров. О каком же воспитании может идти речь, когда учитель неряшливо одет, не причесан, прокурен, или же учитель физкультуры на уроке без спортивной формы, не оформлены по современным требованиям кабинеты? 

В целях выявления талантливых, творчески работающих педагогов, развития и совершенствования их профессионального мастерства ежегодно в районе проводятся профессиональные конкурсы: «Учитель года», «Лучшая медицинская сестра ДОУ», «Школа года», «Лучший учебный кабинет», «Образцовый учебный кабинет», «Вперед, вожатый!», смотр-конкурс художественной самодеятельности работников образования.  

Победитель районного конкурса «Учитель года – 2004» Рыжова В.В. приняла участие в республиканском конкурсе.

В результате всех конкурсных испытаний «Лучшей медицинской сестрой» дошкольных образовательных учреждений стала Еремеева И.С. (МДОУ №5 «Рябинка»).

На районном конкурсе «Вперед, вожатый!» 1 место   по итогам всех конкурсов заняла старшая вожатая Калининской средней школы Васильева Т.Ф., ей было присвоено звание «Вожатая года». Она добилась успеха и в республиканском конкурсе: отмечена дипломом  в номинации «Надежда Чувашии».

Всегда радуют своими артистичными выступлениями на сцене коллективы работников детского сада №3 «Ромашка», №5» «Рябинка», Чирш-Хирлепской, Тузи-Сярмусской, Шинерской школ. 

В соответствии с планом работы кафедры физико-математических дисциплин ЧРИО и в целях повышения научно-методического уровня преподавания физики и математики, распространения передового педагогического опыта и новых педагогических технологий, повышения интереса к изучению физики и математики в феврале 2004 года в Вурнарском районе  прошел XV республиканский фестиваль методических идей «Урок физики, математики в современной школе». В фестивале приняли участие 34 учителя из разных районов республики и 96 учителей из нашего района. Это был большой праздник.

Несколько лет назад предметные фестивали проводились на уровне района. Почему бы их не возобновить? Методическому кабинету в новом учебном году надо серьезно поработать над этим вопросом.

В целях укрепления и развития учебно-материальной базы, создания оптимальных условий для совершенствования преподавания предметов и успешного решения учебно-воспитательных задач в прошедшем учебном году в общеобразовательных школах  объявлен смотр-конкурс учебных кабинетов. Для подготовки и проведения районного смотра были созданы предметные комиссии, которые изучали содержание кабинетов-лабораторий: наличие необходимой документации, систему накопления, хранения и использования материалов по предмету, эстетическое оформление. Однако заявку на участие в смотре-конкурсе подали всего 10 школ.

В целях модернизации образования, внедрения информационных технологий обучения, развития экспериментальной и инновационной деятельности проводится республиканский конкурс «Школа года». Наши школы ежегодно принимают самое активное участие в этом конкурсе. В прошлом году в нем участвовали три школы. Калининская СОШ в номинации «Школа здоровья» заняла 3 место. В этом году будут участвовать Тузи-Муратская СОШ, Б-Яушская СОШ, Вурнарская СОШ №1, Янгорчинская СОШ. Пусть сопутствует вам удача!

Уважаемые коллеги! В приобщении детей к нравственным и духовным ценностям, развитии их способностей и дарований важную роль играют педагоги Дома детского творчества. 

Проблема, над которой они работают, - формирование устойчивого интереса школьников к занятиям в объединениях, поиски новых путей и форм сотрудничества.

Одно из направлений  деятельности Дома детского творчества – развитие детского туризма и краеведения. Однако данное направление в школах района не получило должного внимания. Прошедший в прошлом учебном году республиканский слет туристов, краеведов, экологов не дал начало массовому развитию туризма. Используют воспитательный потенциал туризма лишь ВСОШ №1, ВСОШ №2, Бурдасинская, Калининская, Санарпосинская, Тузи-Муратская, Тузи-Сярмусская, Апнерская, Чарклинская школы. Усилий Дома детского творчества мало. Необходимо этот вопрос решать на местах. Ключевая роль в этой работе принадлежит педагогам общеобразовательных школ.

С большим интересом занимаются учащиеся в объединении «Краевед».  К 60-летию Победы юные краеведы собирают материал о партизанском движении, ведут поисковую работу. Итогом проделанной работы является успешное ежегодное   участие в республиканском слете туристов, краеведов, экологов. Два года подряд команда краеведов занимает 1 место, участвуя во Всероссийском слете в этом году заняли 2 место (рук. Шарипова Е.И.).

Экологическое воспитание является составной частью общей культуры каждого гражданина, формирует личность. Ничего не изменится в нашей стране в лучшую сторону, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание. Большая работа по охране природы проводится школьными лесничествами Чарклинской ООШ, Кюльхиринской ООШ, Бурдасинской СОШ. Заслуженного успеха в республиканском слете школьных лесничеств добилась Чарклинская ООШ, заняв 1 место. Здесь свою роль сыграл опыт, энтузиазм, увлеченность и преданность начатому делу учителя биологии Спиридонова Виктора Алексеевича. В том, что ребята серьезно озабочены проблемами окружающей среды, показал Слет юных друзей природы. Незабываемые впечатления оставила выставка работ из бытовых отходов. Пластиковые бутылки, фантики, коробки от конфет, магнитофонные ленты обрели новую жизнь.

Самоуправление  школьников  - необходимый  компонент  содержания современного  воспитания  личности.  Ученическое  самоуправление  расширяет возможности гражданского и личностного самоопределения. Однако нам тут хвалиться нечем. Работа тут непочатый край. Старшим вожатым, классным руководителям необходимо развивать детскую инициативу, создавая особую среду, которая побуждала бы ребят к творчеству, общению, деятельности. 

Таким образом, при всем многообразии нашей внеурочной и внеучебной деятельности необходимо в заключении ещё раз подчеркнуть следующее.

Постоянно важно помнить: в центре воспитательного процесса всегда находится конкретный ребенок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Место учителя, и в первую очередь, классного руководителя, рядом с воспитанником, чтобы помочь, посоветовать, оградить, защитить. Качество воспитания определяется не объемом проводимых мероприятий, а качеством отношений между детьми, взаимоотношений их с окружающими и взрослыми, в том числе, с учителями.

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Впереди – новый учебный год! От того, как начнет коллектив учебный год, как он будет организован, во многом зависит эффективность его дальнейшей деятельности.

Сегодня педагогические коллективы района  стоят у истоков качественно нового образования 21 века, направленного на формирование культуры духовного и физического здоровья детей, подростков и молодежи.

От нас с вами во многом зависит, какими станут наши ученики, какие нравственные ценности для них будут главным. Будут ли они людьми здоровыми,  добрыми, с широко развитыми духовными потребностями,  подготовленными к труду, к жизни.

Нам необходимо четко сформулировать для себя, что такое современный ученик. Мы должны строить образовательный процесс исходя из новых  реалий и потребностей общества Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных педагогических подходах, их подсказывает нам сама жизнь и здравый смысл, если только мы не безразличны к судьбе наших детей нашей Родины. Сегодня идет учиться не первое поколение детей, выросших при новой государственной системе. Они выросли в условиях изменившейся социально-культурной среды и во многом отличаются от учеников 70-80-х  годов прошлого века. Не учитывать этого нельзя. И если каждый  на своем месте выстроит свою работу на пользу общего дела, тогда и сможем дать молодежи здоровье, знания и соответствующее духу времени воспитание, то есть культуру в широком смысле слова.

Успехов всем нам в этом деле!