Введение

 

В 2006 году с учетом посланий Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики и Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003–2010 годы, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 25 июня 2003 г. № 61, деятельность отрасли здравоохранения направлена на улучшение демографической ситуации и состояния здоровья населения, повышение качества и доступности медицинской помощи.

Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в сочетании c региональными инициативами, системный подход к комплексной реструктуризации отрасли и рациональная бюджетная политика, основанная на программно-целевом подходе, позволили перераспределить финансовые потоки и создать дополнительные возможности для внедрения инновационных проектов в практику учреждений здравоохранения.

За три прошедших года продолжительность жизни населения республики увеличилась на 6 месяцев и составила в 2005 году 66,38 года, что на 1,08 года больше, чем в среднем по России (65,3 года). В 2006 году продолжился рост рождаемости, составив 10,3 промилле. Общая смертность населения за 2006 год уменьшилась на 3,3% (14,7), оставаясь стабильно ниже среднего по России (15,2‰) и ПФО (15,6‰). В результате естественная убыль населения  в 2006 году уменьшилась на 13,7%.

Реализация комплексных медико-социальных мер в сфере охраны материнства и детства позволяет сохранять в республике  по сравнению с субъектами ПФО и РФ более благоприятные показатели материнской, младенческой и перинатальной смертности.

Стратегия профилактики и лечения основных «значимых» классов заболеваний реализуется в рамках республиканских программ: Вакцинопрофилактика на 2006–2010 годы; развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002–2006 годы; предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера (2005–2008 годы); профилактики и лечения артериальной гипертонии в Чувашской Республике на 2002–2008 годы; совершенствования кардиологической помощи населению в Чувашской Республике на 2006–2010 годы; совершенствования первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике на 2006–2010 годы; совершенствования специализированных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики на 2004–2006 годы; комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2005–2009 годы; по ограничению курения табака в Чувашской Республике на 2005–2007 годы; «Дети Чувашии» на 2004–2006 годы; «Семья» на 2004–2006 годы; содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004–2006 годы; «Старшее поколение» на 2005–2007 годы; улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005–2007 годы; содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004–2006 годы; «Здоровое питание» (2006–2010 годы); обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой на 1999–2010 годы; повышения экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006–2010 годы; развития физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2007–2010 годы.

Законодательное закрепление приоритетности профилактических мероприятий, программно-целевой подход позволили уменьшить инвалидизацию населения, заболеваемость с временной утратой трудоспособности и смертность населения от основных причин.

В 2006 году от болезней системы кровообращения первичный выход на инвалидность населения республики снизился на 25%, смертность – на 9,1%; от травм, отравлений и других воздействий внешних причин смертность снизилась на 1,5%, в том числе в результате транспортных травм – на 5,6%, первичный выход на инвалидность сократился на 15%; от новообразований смертность снизилась на 3,2%, увеличилась пятилетняя выживаемость больных до 53,8% (в 2005 году – 53,2%), ранняя выявляемость – до 42,3% (в 2005 году – 42,2%).

Сдерживаются темпы и масштабы распространения в республике социально значимой патологии: в 2006 году уменьшилось число алкогольных психозов на 14,0%, заболеваемость алкоголизмом – на 4%, смертность от случайного отравления алкоголем – на 14,6%, заболеваемость наркоманией и токсикоманией – на 19% и 43% соответственно (распространенность указанной патологии в 3 раза меньше среднего по России показателя), в течение трех последних лет не регистрируются случаи наркомании среди несовершеннолетних; заболеваемость ВИЧ-инфекцией снизилась на 6%, распространенность вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) на 100 тыс. населения составила 53,6 при среднем показателе по Российской Федерации – 231,6, ПФО – 301,5; распространенность туберкулеза за последние три года снизилась на 16,1%, смертность – на 1,4%.

Комплексные программы по обеспечению санитарно-эпидемиологическо­го благополучия позволяют сдерживать рост числа инфекционных заболеваний в республике: положительная динамика зарегистрирована по 30 из 72 нозологических форм (41,7%). За последние три года заболеваемость населения воздушно-ка­пельными инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики, снизилась: коклюшем – в 4,5 раза, корью – в 11,3 раза, не зарегистрированы случаи заболеваний дифтерией. Итогом массовой вакцинации более 400 тыс. граждан в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения стало снижение заболеваемости гриппом в 2 раза, вирусным гепатитом В среди детей – в 5,6 раза, полностью ликвидированы случаи синдрома врожденной краснухи.

В 2006 году в республике в рамках реализации указов Президента Чувашской Республики «Об организации движения «Чувашия – здоровый регион», «О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004–2010 годы» продолжена реализация комплексной стратегии поощрения здоровых жизненных привычек, формирования потребности быть здоровым. В 26 муниципалитетах республики созданы межведомственные команды по социальному партнерству в области охраны и укрепления здоровья населения; разработано и презентовано 16 «профилей здоровья» районов и городов Чувашской Республики, на основании которых в гг. Чебоксары и Новочебоксарске разработаны стратегические планы действий по развитию здоровья и качества жизни населения до 2010 года; реализуются «малые» программы/инициативы в области охраны и укрепления здоровья по 11 тематическим направлениям. В соответствии с требованиями европейского регионального бюро ВОЗ гг. Чебоксары и Новочебоксарск аккредитованы как члены европейской сети ВОЗ «Здоровые города». В 2006 году на конференции мэров региональной сети утверждены Положение о региональной сети «Здоровые города/районы/поселки» в Чувашской Республике, состав исполнительного комитета и основные направления деятельности региональной сети.

Особое внимание в 2006 году было уделено вопросам повышения доступности и качества медицинской помощи населению республики на основе реализации Стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003–2010 годы (утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2003 г. № 95) и мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В рамках Указа Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. № 14 «О дополнительных мерах по развитию семейной медицины в Чувашской Республике» в республике открыто около 400 отделений врача общей практики, которые обслуживают 39,6% населения, в сельской местности – 48%.

Повышение оплаты труда медицинских работников, осуществляющих реализацию мероприятий приоритетного национального проекта (врачей – в 2,05 раза, среднего медицинского персонала – в 1,9 раза), способствовало повышению укомплектованности участковыми врачами до 95,9%, средними медицинскими работниками – до 96,6%. Коэффициент совместительства на начало 2007 года составил 1,05, подобных результатов в Российской Федерации смогли добиться всего 3 региона.

В целях укрепления материально-ресурсной базы амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения дополнительно в рамках национального проекта «Здоровье» в Чувашскую Республику поставлено 447 единиц диагностического оборудования (100,0% плана на год) на общую сумму 148,5 млн. рублей.  В  результате обновлено 50% изношенного рентгеновского оборудования (инсталлировано 29 новых рентгеновских аппаратов), 83% – УЗИ аппаратов, 66% – эндоскопического оборудования, 62% – лабораторного.

На реализацию республиканских целевых программ из всех источников финансирования в 2006 году выделено 3 066 млн. рублей, в рамках сотрудничества с  Международным банком реконструкции и развития привлечено финансовых средств в размере 10,1 млн. рублей. В 2006 году по сравнению с 2005 годом объем инвестиций на строительство новых и реконструкцию действующих объектов здравоохранения и социальной защиты увеличился в 3,2 раза и составил 350,3 млн. рублей. Введены в эксплуатацию Республиканский центр восстановительного лечения для детей в г. Чебоксары, первая очередь детского противотуберкулезного санатория в с. Чуварлеи Алатырского района; инфекционное отделение МУЗ «Канашская городская больница»; в стадии завершения – вторая очередь лечебного корпуса ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница».

В 2006 году Чувашия полностью выполнила взятые на себя обязательства по строительству нулевого цикла Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, открытие которого в 2007 году позволит обеспечить высокотехнологичной помощью данного профиля не только население республики, но и других регионов ПФО.

 

В рамках приоритетного национального проекта и сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития на 100% обновлен автопарк службы скорой медицинской помощи, реализован принцип оперативного управления машинами в условиях единой диспетчерской службы с использованием спутникового позиционирования. В результате снижена стоимость вызова, время ожидания больными бригад скорой медицинской помощи сократилось до 18 минут (по России – 25 минут). В ближайшее время планируется интеграция на базе существующей сети связи других служб жизнеобеспечения (противопожарной безопасности, ГИБДД, школьных автобусов). Созданная система стала основой картирования федеральных и республиканских трасс на территории Чувашии по «зонам ответственности» с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма. Активная работа по профилактике заболеваний, передача врачам первичного звена функции по оказанию неотложной медицинской помощи привели к уменьшению потребности в вызовах скорой медицинской помощи до 259,0 на 1 тыс. населения, что на 20% ниже среднероссийского уровня (по России – 318,0).

Комплекс мероприятий, направленных на реорганизацию стационарной помощи с поэтапной реструктуризацией коечного фонда, организацией межтерриториальных центров, интенсификацией процессов лечения только за последние пять лет позволил реорганизовать 8% простаивающего коечного фонда, довести среднюю длительность стационарного лечения до 12,7 дня (по России – 13,8 дня), увеличить число пациентов, пролеченных в условиях дневных стационаров и стационаров на дому, в 2,2 раза.

В центре внимания учреждений здравоохранения и социальной защиты – вопросы социальной поддержки и реабилитации инвалидов. В 2006 году в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, расходы увеличились по сравнению с 2005 годом в 1,5 раза; в среднем один пациент получил медикаменты на сумму 10996 рублей, что в 2,7 раза больше, чем в 2005 году.

В 2007 году в целях повышения качества жизни населения и формирования человеческого капитала в рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года деятельность органов и учреждений здравоохранения будет направлена на:

улучшение демографической ситуации;

повышение доступности и качества медицинской помощи;

улучшение состояния здоровья населения и развития здорового образа жизни;

реализацию мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения по созданию центров малоинвазивной хирургии, реализации программ по профилактике травматизма и созданию современных травматологических и анестезиологических служб;

реализацию «пилотного» проекта по повышению качества медицинской помощи по таким направлениям как переход на преимущественно одноканальное финансирование с оплатой стационарной помощи по согласованным объемам и законченному случаю; внедрение дифференцированной оплаты труда медицинских работников стационаров на основе стимулирующих доплат и надбавок в зависимости от качества медицинской помощи; персонификация учета всех медицинских услуг и расходов на их оказание в едином информационном пространстве.