Раздел VI

ресурсы системы здравоохранения и организация
Медицинской помощи населению

 

В развитии отрасли здравоохранения в 2006 году особое внимание было уделено повышению доступности и качества медицинской помощи населению республики на основе реализации Стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003–2010 годы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2003 г. № 95 (далее – Стратегический план), и мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

 

6.1. Система предоставления медицинской помощи

В 2006 году медицинскую помощь населению республики оказывали 80 ЛПУ на 36226 посещений в смену с общим коечным фондом 13602 койки. Кроме того, в Чувашии функционируют 83 медицинских организации и учреждения негосударственной формы собственности.

В рамках инвестиционных программ на строительство объектов здравоохранения в 2006 году направлено из бюджетов всех уровней 351,0 млн. рублей, что в 3,2 раза больше, чем в 2005 году. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы в республику поступило 27,8 млн. рублей, республиканской адресной инвестиционной программы – 287,6 млн. рублей, из местных бюджетов муниципальных образований – 4,5 млн. рублей.

В 2006 году введены в эксплуатацию республиканский центр восстановительного лечения для детей в г. Чебоксары на 500 посещений в смену; первая очередь детского противотуберкулезного санатория в с. Чуварлеи Алатырского района; инфекционное отделение МУЗ «Канашская городская больница»; 100 отделений врача общей/семейной практики. В стадии завершения находится вторая очередь лечебного корпуса Республиканской психиатрической больницы.

В рамках Республиканской адресной инвестиционной программы на 2006 год осуществляются строительство лечебных корпусов МУЗ «Мариинско-Посадская ЦРБ» и МУЗ «Ядринская ЦРБ», ввод в эксплуатацию которых запланирован на 2007 год, а также реконструкция корпуса реанимационного и хирургического отделений с операционным блоком МУЗ «Шемуршинская ЦРБ» и хирургического корпуса МУЗ «Канашская городская больница».

В 2006 году объем капитальных вложений на ремонт объектов, находящихся в ведении Минздравсоцразвития Чувашии, увеличился на 45%, из всех источников финансирования направлены средства в объеме 89,6 млн. рублей. На выделенные средства проведен капитальный ремонт нейрохирургического отделения и поликлиники ГУЗ «Республиканская клиническая больница № 1», хирургического отделения ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер»; поликлиники ГУЗ «Республиканский кардиологический диспансер», ГУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы», ГУЗ «Дом ребенка «Малютка», ГУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро»; корпуса ГУЗ «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка»; зданий ГУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро», РГУ «Кугесьский дом-интернат для умственно отсталых детей», РГУ «Ибресинский психоневрологический интернат», РГУ «Шомиковский психоневрологический интернат» и др.

            В 2006 году Чувашия полностью выполнила взятые на себя обязательства по строительству нулевого цикла Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, открытие которого в 2007 году позволит обеспечить высокотехнологичной помощью данного профиля не только население республики, но и других регионов ПФО.

 

Первичная медико-санитарная помощь

Развитие первичной медико-санитарной помощи Чувашской Республики осуществляется в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. № 14 «О дополнительных мерах по развитию семейной медицины в Чувашской Республике», подпрограммы «Семейная медицина» Республиканской программой развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002–2006 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 г. № 261), республиканской целевой программы «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике на 2006–2010 годы» (утверждена постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2005 г. № 301).

Первичная медицинская помощь в Чувашской Республике оказывается поликлиниками (как самостоятельными, так и в составе муниципальных медицинских учреждений), СВА в составе ЦРБ. Отдельной формой организации первичной медицинской помощи сельскому населению являются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, число которых по состоянию на 1 января 2007 г. составило 635.

Специализированная амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь населению республики осуществлялась в поликлинических отделениях 10 диспансеров: 1 противотуберкулезного, 1 онкологического, 1 кожно-венерологичес­ко­го, 1 психоневрологического, 3 врачебно-физкультурных, 1 эндокринологического, 1 наркологического, 1 кардиологического, где применяются новый организационно-методический подход к обслуживанию населения с обеспечением преемственности в оказании медицинской помощи, высокотехнологичные методы обследования и лечения.

Общая мощность амбулаторно-поликлинического звена за последние 5 лет увеличилась на 2,3% и в 2006 году составила 36226 посещений в смену. Обращаемость населения за первичной медицинской помощью ежегодно увеличивается, в 2006 году в среднем каждый житель республики обратился за медицинской помощью 10–11 раз (по России – 8,9, по ПФО – 9,3, по данным 2005 года). Обращаемость городского населения в поликлинику в 2,5 раза превышает обращаемость жителей села.

Одним из основных направлений работы первичного звена медицинской помощи является профилактическая деятельность. Выполнение плана периодических профилактических осмотров в республике ежегодно составляет не менее 90%.

Приоритетным направлением в работе первичного звена оказания медицинской помощи населению является развитие института врачей общей практики (семейных врачей) в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. № 14 «О дополнительных мерах по развитию семейной медицины в Чувашской Республике» и подпрограммы «Семейная медицина». С 2000 года организована работа 400 общих врачебных практик различных организационных моделей (рис. 6.1), которые обслуживают 39,6% населения, в сельской местности – 48%.

 

Рисунок 6.1

 

Подпись: Число отделений врача общей (семейной) практики
 


 

Организация общей врачебной (семейной) практики расширила диапазон предоставляемых врачом медицинских услуг за счет оказания многопрофильной первичной медицинской помощи. В структуре приема врачей общей практики прием по смежным специальностям составляет 38,7%: заболевания ЛОР-органов – 14,1%, неврологический профиль – 13%, хирургический профиль – 6,7%, офтальмологический профиль – 3,0%, дерматовенерологический профиль – 1,9%.

За 2001–2006 годы нагрузка на врача общей практики возросла с 19,6 до 23,6 посещения в день; число направлений пациентов к «узким» специалистам снизилось на 15% (с 8,8% в 2002 году до 2,7% в 2006 году); госпитализация обслуживаемого врачом общей практики населения составляет 4,6 на 100 населения (22,9 в целом по республике); доля вызовов скорой помощи к «хроническим» пациентам снизилась на 25%.

Осуществление денежных выплат в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» стало действенным стимулирующим фактором, позволившим решить проблемы дефицита кадров в первичном звене: на 9,7% увеличилось число врачей в первичном звене, укомплектованность достигла 95,7%, коэффициент совместительства составил 1,0.

В соответствии с основными направлениями реструктуризации системы оказания медицинской помощи в республике активно развиваются стационарозамещающие технологии.

В 2006 году в ЛПУ республики функционировало 2477 коек дневного пребывания (в 2002 году – 2043). Из них 1238 (50,0%) развернуты в больничных учреждениях, 1239 – при 110 амбулаторно-поликлинических учреждениях. Внедряется и такая форма работы, как стационар на дому: медицинскую помощь в них в 2006 году получил 13431 больной (в 2005 году – 10867). Общее число больных, пролеченных в условиях стационарозамещающих технологий, увеличилось за 5 лет в 1,5 раза (рис. 6.2).

Организована работа 5 центров амбулаторной хирургии, в том числе 1 детского, где выполняется свыше 70 тыс. оперативных вмешательств в год, что позволяет разгрузить дорогостоящие хирургические стационары.

Разработаны и внедрены современные организационные технологии: функционирование приемно-диагностических отделений, долечивание и реабилитация на амбулаторном этапе, организация служб управления госпитализацией, проведение операций в день поступления больного, внедрение современных клинических протоколов (стандартов), основанных на принципах доказательной медицины, и др.

 

Рисунок 6.2

Подпись: Число пациентов, пролеченных в условиях 
стационарозамещающих технологий
 


         Получили дальнейшее развитие новые организационные формы медико-социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами. В 2006 году функционировало 6 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальных центров социального обслуживания на базе общих (семейных) врачебных практик: Кзыл-Чишминского Батыревского района, Лащ-Таябинского Яльчикского района, Карамышевского Козловского района, Октябрьской участковой больницы Мариинско-Посадского района, Шераутской участковой больницы Комсомольского района, в с. Тяптяево Ядринского района.

 

Скорая медицинская помощь

Для оказания скорой медицинской помощи в республике в 2006 году организована работа 4 городских станций скорой медицинской помощи, 20 отделений при районных и городских больницах и 19 филиалов отделений скорой медицинской помощи при участковых больницах с 394 выездными и 98,5 круглосуточными бригадами.

В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и благодаря стратегическому сотрудничеству со Всемирным банком реконструкции и развития в республику поступило 177 единиц автотранспорта, что позволило на 100% обновить автопарк службы скорой медицинской помощи и реализовать принцип оперативного управления машинами в условиях единой диспетчерской службы с использованием спутникового позиционирования.

Из числа работающих в службе бригад 43,9% имеют в своем составе только фельдшеров. Из 154 врачебных бригад 70,1% являются общепрофильными, 29,9% – специализированными. Фельдшерские бригады обслуживают до 12% вызовов скорой помощи в городах и до 40% вызовов в сельской местности.

Число вызовов, выполненных бригадами службы скорой медицинской помощи, снизилось по сравнению с прошлым годом на 3,6% и в расчете на 1 тыс. населения составило в среднем по республике 258,4, что ниже показателя по России и ПФО в целом более чем на 23%. В большинстве районов республики уменьшилось число лиц, которым оказана помощь службой скорой медицинской помощи (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

 

Число лиц, которым оказана медицинская помощь при выездах

скорой медицинской помощи, по административным территориям

Чувашской Республики (на 1 тыс. населения)

 

Административные

территории

2005 г.

2006 г.

Аликовский

222,8

213,5

Батыревский

203,5

194,1

Вурнарский

239,8

224,1

Ибресинский

237,7

238,3

Канашский

176,9

164,8

Козловский

280,9

266,3

Комсомольский

269,4

182,2

Красноармейский

478,8

504,3

Красночетайский

243,9

205,1

Мариинско-Посадский

351,5

324,2

Моргаушский

270,5

242,8

Порецкий

301,7

279,2

Урмарский

139,1

155,8

Цивильский

306,4

294,5

Чебоксарский

155,6

159,3

Шемуршинский

567,7

348,7

Ядринский

274,6

252,6

Яльчикский

265,7

267,8

Янтиковский

218,6

206,8

г. Алатырь

299,7

341,2

г. Канаш

369,5

301,2

г. Новочебоксаpск

301,7

322,8

г. Чебоксары

304,3

296,9

г. Шумерля

347,6

339,1

Всего по республике

289,2

277,9

 

Нагрузка на 1 круглосуточную бригаду в среднем по республике за три года уменьшилась с 10,2 вызова в день в 2003 году до 9,8 в 2006 году; в городе и на селе она составляет 13,4 и 7,1 соответственно.

Число своевременно выполненных вызовов зависит от радиуса обслуживания, обеспеченности бригадами, плотности поступления вызовов и колеблется от 39,3% в Красночетайском районе до 95,8% в г. Канаше, в среднем по республике показатель увеличился с 79,6 до 82,3%. За счет оптимизации работы службы время ожидания больными бригад скорой медицинской помощи сократилось до 18 минут (по России – 25 минут).

В структуре вызовов по причинам ведущее место занимают сердечно-сосудистые заболевания (24,6%); на травмы приходится 12,0% вызовов. Из общего числа пациентов, обратившихся в «скорую», госпитализируются 27,3%; около 86% вызовов обслуживается на дому.

 

Стационарная помощь

На начало 2007 года в республике функционировали 58 больничных учреждений, из которых 43 являются муниципальными, 15 – государственными. Из общего числа муниципальных стационаров в сельской местности размещено 20, в городах – 23.

Комплекс мероприятий, направленных на реорганизацию стационарной помощи на основе внедрения современных организационно-управленчес­ких механизмов, за последние пять лет позволил реорганизовать 8% простаивающего коечного фонда (975 коек) (рис. 6.3, 6.4).

 

Рисунок 6.3

Подпись: Число коек круглосуточного пребывания
 


Рисунок 6.4

 

Обеспеченность населения круглосуточными койками

в 2006 году (на 10 тыс. населения)

В 2006 году вследствие нерентабельности реорганизовано в СВА 4 УБ, в отделения общеврачебной практики – 5. Закрытие и реорганизация нерентабельных больниц сопровождались организацией межтерриториальных (окружных) медицинских центров.

Межтерриториальные медицинские центры организованы на базе Шумерлинской, Батыревской ЦРБ, Канашской, Новочебоксарской городских больниц и в г. Чебоксары на базе 6 взрослых и 4 детских больниц, где сосредоточена медицинская помощь по таким специальностям, как травматология, акушерство и гинекология, кардиология, нейрохирургия и др.

Интенсификация работы стационарного звена достигнута внедрением современных организационных технологий (плановая операция в день поступления, организация работы по типу функциональных блоков, долечивание на амбулаторном этапе), использование которых привело к уменьшению средней длительности пребывания больного на круглосуточной койке с 13,2 в 2002 до 12,7 дня – в 2006 году (по России – 13,8, по ПФО – 13,6 в 2005 году) (табл. 6.2, табл. 6.3).

 

Таблица 6.2

 

Показатель обеспеченности круглосуточными койками и уровень

госпитализации населения по административным территориям

Чувашской Республики

 

Административные

территории

Обеспеченность койками

(на 10 тыс. населения)

Уровень

госпитализации

(на 1 тыс. населения)

2005 г.

2006 г.

2005 г.

2006 г.

Алатырский, г. Алатырь

55,5

52,0

137,1

126,7

Аликовский

59,4

60,6

157,9

161,5

Батыревский

62,8

57,9

173,8

161,5

Вурнарский

60,3

57,4

164,4

155,2

Ибресинский

64,2

43,2

161,5

130,1

Канашский

60,0

60,0

166,1

146,4

Козловский

58,6

49,8

163,2

143,5

Комсомольский

67,9

46,2

187,8

138,5

Красноармейский

74,7

75,1

186,1

185,0

Красночетайский

68,3

60,3

179,9

164,0

Мариинско-Посадский

66,8

61,2

158,6

140,5

Моргаушский

68,9

67,0

194,7

181,9

Порецкий

75,5

63,1

94,8

155,1

Урмарский

85,6

74,0

184,9

162,3

Цивильский

74,8

70,7

208,6

191,4

Чебоксарский

61,5

60,9

174,2

166,7

Шемуршинский

82,2

57,1

226,7

187,2

Шумерлинский,

г. Шумерля

66,9

63,9

178,4

174,3

Ядринский

57,0

55,7

168,4

154,2

Яльчикский

76,4

52,4

183,8

145,1

Янтиковский

61,5

62,2

166,6

163,7

г. Канаш

53,7

53,2

164,9

161,4

г. Новочебоксарск

57,6

57,8

168,9

173,7

г. Чебоксары

72,9

73,0

210,6

213,4

Всего по республике

99,2

96,1

234,9

228,9

 

В целом реструктуризация коечного фонда повлекла за собой сокращение объемов помощи в стационарах круглосуточного пребывания (на 10,6% по сравнению с 2002 годом). В 2006 году число койко-дней, проведенных в круглосуточных стационарах, составило 2940,7 на 1 тыс. жителей.

 

Таблица 6.3

 

Деятельность круглосуточных коек по административным территориям

Чувашской Республики в 2006 году

 

Административные территории

Число дней
работы койки
в году

Средняя длительность пребывания больного
в стационаре

Оборот

койки

Алатырский

296,1

12,1

24,5

Аликовский

296,8

11,0

27,0

Батыревский

276,6

10,3

27,0

Вурнарский

307,6

11,4

27,0

Ибресинский

338,4

10,4

32,5

Канашский

286,0

11,7

24,4

Козловский

286,0

10,2

28,1

Комсомольский

262,2

10,5

24,9

Красноармейский

266,6

10,8

24,6

Красночетайский

299,0

11,0

27,3

Мариинско-Посадский

278,6

12,1

23,1

Моргаушский

284,1

10,5

27,2

Порецкий

270,0

9,9

27,3

Урмарский

226,3

10,4

21,9

Цивильский

290,1

10,9

26,6

Чебоксарский

313,4

11,4

27,4

Шемуршинский

307,3

9,4

32,7

Шумерлинский

280,7

10,8

26,1

Ядринский

299,7

10,7

27,9

Яльчикский

291,3

10,5

27,8

Янтиковский

279,5

10,4

26,8

г. Канаш

310,3

10,3

30,1

г. Новочебоксарск

327,2

10,9

30,0

г. Чебоксары

307,7

10,5

29,2

г. Шумерля

377,2

11,7

32,2

Всего по республике

305,8

12,9

23,8

 

Одним из приоритетных направлений системы здравоохранения является оказание населению высокотехнологичной медицинской помощи.

Республиканские центры ежегодно наращивают объемы кардиохирургической (число операций аорто-коронарного шунтирования в сравнении с 2002 годом выросло в 1,8 раза; ангиопластики коронарных артерий – в 2 раза), нейрохирургической, ортопедической, диализной помощи (увеличилось число процедур гемодиализа в 1,5 раза в сравнении с 2002 годом), вспомогательной репродукции (в 1,8 раза увеличились объемы использования методов  экстракорпорального оплодотворения).

Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи осуществляется как республиканских центрах высоких медицинских технологий, так и в федеральных клиниках. Согласно выделенным квотам Минздравсоцразвития России, дорогостоящую (высокотехнологичную) медицинскую помощь в федеральных клиниках с начала года получили 1037 человек, в том числе 445 детей. Наиболее востребованные профили – сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, офтальмология.

В 2007 году Чувашская Республика (1 из 17 субъектов Российской Федерации) отобрана для участия в пилотном эксперименте по повышению качества медицинских услуг.

Основными направлениями реализации «пилотного» проекта в сфере здравоохранения, направленного на повышение качества услуг с ориентацией на конечный результат, определены:

переход на преимущественно одноканальное финансирование системы здравоохранения с включением в территориальную программу ОМС социально значимых видов медицинской помощи;

совершенствование деятельности субъектов медицинского страхования с расширением тарифа по законченному случаю стационарной медицинской помощи до частично-полного, внедрением частичного фондодержания в поликлинических учреждениях для развития системы межучрежденческих и внутриучрежденческих расчетов;

стандартизация услуг в сфере здравоохранения с  использованием в работе врача принципиально новых экспертных информационно-аналитических программ;

создание системы персонифицированного учета предоставляемых населению медико-социальных услуг на основе внедрения комплексной системы контроля качества и организации автоматизированных рабочих мест медицинских работников на всех этапах оказания медицинской помощи;

разработка дифференцированной системы оплаты труда работников стационаров (стимулирующие доплаты по результатам работы), в том числе присуждение грантов за особые достижения по внедрению медицинских и организационных технологий, имеющих высокую инновационность и социально-экономическую эффективность;

создание единого информационного пространства;

реализация стандартов оснащения и кадрового обеспечения ЛПУ;

реструктуризация сети лечебных учреждений, перенос акцентов со стационарного звена на амбулаторно-поликлиническую помощь и стационарзамещающие формы работы.

В Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года предусматривается увеличение в 2010 году числа врачей общей (семейной) практики до 540. Охват населения обслуживанием по принципу общеврачебной (семейно) практики к 2010 году составит 77%.

Развитие различных видов внебольничной помощи (дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия) направлено на снижение нагрузки на дорогостоящие круглосуточные стационары, в результате чего к 2010 году обеспеченность населения круглосуточными койками должна составить не более 88,0 на 10 тыс. населения, койками дневного пребывания не менее – 19,5, врачами – не менее 53,6 на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом – не менее 113,5 на 10 тыс. населения.

 

6.2. Кадровые ресурсы

В 2006 году в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики работало 5732 врача (1126 – в сельских районах), 13775 специалистов среднего звена (4770 – на селе).

Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в 2006 году составила 44,6, средним медицинским персоналом – 107,1, что находится в пределах аналогичных показателей по России и ПФО (рис. 6.5).

 

Рисунок 6.5

Подпись: Обеспеченность населения медицинскими кадрами 
в 2006 году (на 10 тыс. населения)
 


 

Обеспеченность населения республики основными врачебными специальностями на протяжении ряда лет соответствует показателям по России (рис. 6.6).

 

Рисунок 6.6

 

Показатели обеспеченности врачами в 2006 году

(на 10 тыс. населения)

Подпись: рентгенологи-радиологи

стоматологи

дерматовенерологи


фтизиатры

психиатры 

неврологи


отоларингологи

офтальмологи


педиатры 

акушеры-гинекологи


хирурги 

терапевты
 


В целом по республике обеспеченность медицинскими кадрами в течение последних 5 лет выросла на 1,2% (табл. 6.4).

Соотношение числа врачей и сестринского персонала в Чувашской Республике последние годы остается стабильным и составляет 1:2,4 (по Российской Федерации – 1:2,3, по ПФО – 1:2,5, по данным 2005 года), на селе 1:4 (по Российской Федерации – 1:4,8, по ПФО – 1:5, по данным 2003 года) при оптимальном соотношении 1:5 (табл. 6.4).

 

Таблица 6.4

 

Медицинские кадры по административным территориям

Чувашской Республики в 2006 году

 

Административные

территории

Врачи

Средние медицинские работники

Соотношение врачей и средних медицинских работников

обеспеченность

(на 10 тыс. населения)

укомплектованность (%)

коэффициент совместительства

обеспеченность

(на

10 тыс. населения)

укомплектованность (%)

коэффициент совместительства

1

2

3

4

5

6

7

8

Алатырский

19,1

90,0

1,5

76,3

100,0

1,0

1:3,9

Аликовский

22,2

91,5

1,4

93,4

100,3

1,1

1:4,2

Батыревский

17,8

86,6

1,2

86,5

99,8

1,0

1:4,9

Вурнарский

16,2

94,6

1,3

72,8

97,8

1,0

1:4,5

Ибресинский

20,5

85,7

1,3

75,5

89,7

1,0

1:3,7

Канашский

14,6

80,4

1,4

80,3

101,4

1,0

1:5,7

Козловский

22,9

89,4

1,1

67,3

97,6

1,0

1:2,9

Комсомольский

17,1

95,0

1,3

92,4

99,5

1,0

1:5,4

Красноармей-ский

19,5

85,5

1,2

78,7

86,7

1,0

1:4,0

Красночетай-ский

16,7

93,4

1,2

91,2

100,0

1,0

1:5,5

Мариинско-Посадский

18,3

82,2

1,3

77,2

100,5

1,1

1:4,2

Моргаушский

24,3

93,2

1,2

78,2

97,9

1,1

1:3,2

Порецкий

19,4

64,1

1,3

103,8

93,2

1,0

1:5,4

Урмарский

18,1

99,2

1,4

83

100,0

1,0

1:4,6

Цивильский

20,4

92,3

1,3

71,5

97,4

1,1

1:3,5

Чебоксарский

21,2

100,5

1,3

66,2

99,7

1,1

1:3,1

Шемуршинский

19,5

71,3

1,2

93,5

96,0

1,0

1:4,8

Шумерлинский

27,4

94,7

1,4

82,3

99,6

1,0

1:3,3

Ядринский

21,7

93,8

1,3

73,7

99,4

1,0

1:3,4

Яльчикский

23,1

82,9

1,1

90,0

99,2

0,9

1:3,9

Янтиковский

23,3

91,0

1,1

92,8

99,3

0,9

1:4,0

1

2

3

4

5

6

7

8

г. Алатырь

в районе

67,9

1,4

в районе

95,7

1,2

1:4,6

г. Канаш

26,1

88,1

1,4

86,8

97,4

1,1

1:3,3

г. Чебоксары

47,1

96,9

1,3

92,6

97,1

1,3

1:2,0

г. Шумерля

в районе

93,2

1,3

в районе

102,2

1,1

1:2,6

г. Новочебок-сарск

37,6

95,0

1,3

77,8

99,1

1,1

1:2,1

Всего по республике

44,6

93,0

1,3

107,1

96,9

1,2

1:2,4

 

Укомплектованность штатными врачебными кадрами в лечебно-профи­лак­ти­чес­ких учреждениях в 2006 году в целом по республике составила 93,0% при коэффициенте совместительства 1,3; укомплектованность средними медицинскими работниками – 96,9% и 1,2 соответственно. Укомплектованность сельских ЛПУ врачами составляет 89,1 (по Российской Федерации – 88,5, по ПФО – 88,5, по данным 2004 года), средним медицинским персоналом – 98,3 (в 2003 году – 100,2) (табл. 6.4).

С целью реализации системы мер по обеспечению эффективной занятости на селе и закрепления врачебных кадров в сельской местности с 2003 года для выпускников общеобразовательных учреждений используются целевые направления Минздравсоцразвития Чувашии для поступления на бюджетной основе на медицинские факультеты ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». В 2006 году выпускникам различных образовательных учреждений районов Чувашской Республики выделено 40 направлений по различным специальностям для целевого приема на медицинские факультеты университета.

 
Последипломная подготовка медицинских кадров

Последипломная подготовка специалистов отрасли в основном осуществляется в образовательных учреждениях Чувашии: ГОУ «Институт усовершенствования врачей», ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» и филиале ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» в г. Канаше. Обучение проводится также в федеральных и межрегиональных институтах усовершенствования врачей. ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии готовит медицинских специалистов по следующим направлениям: профессиональная переподготовка (общая врачебная практика (семейная медицина), стоматология ортопедическая, стоматология хирургическая); повышение квалификации по 35 специальностям; клиническая интернатура по 20 специальностям; клиническая ординатура по 9 специальностям.

В 2006 году в ГОУ «Институт усовершенствования врачей» обучено 2157 специалистов, из них 562 – из сельской местности, 1595 – из городской (рис. 6.7). На бюджетной основе обучено 1121, на внебюджетной – 1036 специалистов. Проведено 27 выездных циклов усовершенствования с общим числом слушателей 715 человек.

 

 

 

 

 Рисунок 6.7

 

Количество курсантов, прошедших обучение в ГОУ
«Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии

Объемы подготовки в интернатуре ГОУ «Институт усовершенствования врачей» в 2006 году составили 229 человек. С учетом потребности практического здравоохранения подготовка врачей-интернов проводилась по 18 специальностям в 23 базовых лечебно-профилактических учреждениях.

В 2006 году на базе ведущих федеральных учреждений последипломного образования в целевую клиническую ординатуру получили направление и обучаются 22 врача-специалиста, в аспирантуре – 3 специалиста, и 74 врача разных специальностей проходили обучение по программам переподготовки, повышения квалификации или стажировку на рабочем месте.

В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и в соответствии с планом мероприятий по подготовке и профессиональному развитию специалистов первичного звена здравоохранения на базе ГОУ «Институт усовершенствования врачей» проведено 9 сертификационных циклов, в том числе 3 по договору с ГОУ ВПО «Нижегородская медицинская академия»: по вопросам терапии – 4 цикла, на которых обучено 95 врачей-терапевтов участковых, по педиатрии – 4 цикла, подготовку на которых прошли 126 врачей-педиат­ров участковых, для врачей общей практики – 1 цикл, на котором обучено 28 специалистов. По программе переподготовки врачей общей практики обучение закончили 71 врач общей практики (план – 64). Всего в 2006 году сертификаты получили 320 специалистов первичного звена.

В рамках развития высокотехнологичных видов медицинской помощи и строительства Федерального центра травматологии и ортопедии по разным формам обучения в 2006 году обучено 36 врачей-специалистов и 125 специалистов среднего звена. В клиническую ординатуру и аспирантуру по специальностям «Травматология – ортопедия» поступили 12 специалистов, «Анестезиология и реаниматология» – 4.

В республике с 2000 года создана и успешно функционирует многоуровневая система подготовки сестринских кадров, включающая базовый, повышенный, высший уровень образования. Базовый уровень подготовки осуществляют  ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» и филиал ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» г. Канаш. Обучение проводится по 7 специальностям: лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, фармация, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, стоматология профилактическая.

Специалистов с высшим сестринским образованием по дневной и очно-за­оч­ной форме обучения с 1995 года готовит медицинский факультет ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». За период с 1999 по 2006 годы подготовлено 208 специалистов по специальности «сестринское дело», квалификацияменеджер.

В 2006 году на базе ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» проведен набор группы сестер милосердия при участии Чебоксарско-Чувашской епархии. В дополнение к государственному образовательному стандарту сестры милосердия изучают духовные дисциплины; по окончании сестры получат диплом государственного образца по специальности «Сестринское дело» и удостоверение сестер милосердия от Чебоксарско-Чувашской Епархии.

С 2002 года на базе ГОУ «Институт усовершенствования врачей» организована Школа сестер милосердия. За прошедшие годы Школу окончили 39 сестер и братьев милосердия, в 2006 году – 13 человек. Большинство из них работают в молитвенных комнатах ЛПУ, оказывают патронажную помощь на дому.

С 2001 года ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» осуществляет целевую подготовку медсестер углубленного уровня подготовки по специальности «Сестринское дело» по 3 направлениям: «Организатор сестринского дела», «Семейная медицинская сестра», «Сестринское дело в психиатрии». В 2006 году подготовлено 27 семейных медицинских сестер и 55 организаторов сестринского дела.

Подготовка медицинских сестер общей практики осуществляется на базе ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» и его филиала в г. Канаше. В 2006 году специализацию по специальности «Общая практика» прошли 319 медицинских сестер.

С 2005 года в Чувашии реализуется международный проект «Российско-канадские сестринские инициативы». Целью проекта является создание системных регуляторов, направленных на обеспечение качества сестринской помощи, являющегося неотъемлемым условием улучшения показателей здоровья  населения.

Созданная в республике система послевузовского профессионального образования и усовершенствования позволяет постоянно поддерживать достаточный уровень подготовки специалистов здравоохранения. В 2006 году сертификат специалиста получили 1250 человек (рис. 6.8).

 


Рисунок 6.8

 

Подпись: Численность слушателей на сертификационных курсах повышения ква-лификации ГОУ «Институт усовершенствования врачей»
 


Сертификат специалиста в Чувашской Республике имеют 4789 врачей, что составляет 83,5%, и 10424 специалиста среднего звена – 75,7% (в 2004 году по России – 62,6 и 43,6%, в ПФО – 50,1 и 33% соответственно). Увеличивается доля медицинских работников, имеющих квалификационную категорию, данные показатели выше показателей по Российской Федерации и ПФО (рис. 6.9).

По-прежнему недостаточно активно решаются вопросы аттестации в г. Алатыре (11,1%), Козловском (41,1%), Красночетайском (26,5%), Мариинско-Посадском (41,7%) районах. Не уделяется должного внимания сертификации специалистов в Алатырском (75,0%), Батыревском (74,6%), Красноармейском (54,5%) районах. Так же, как и в предыдущие годы, остается на низком уровне процент сертифицированных специалистов среднего звена в Красноармейском (60,9%), Порецком (55,4%) районах.

 

Рисунок 6.9

 

Удельный вес медицинских работников,

имеющих квалификационную категорию (%)

В 2006 году звание «Заслуженный врач Российской Федерации» получили 1 человек, «Заслуженный врач Чувашской Республики» – 18 человек, «Заслуженный работник здравоохранения Чувашской Республики» – 4, Почетной грамотой Минздравсоцразвития России награждены 57 медицинских работников. Всего в 2006 году за особый вклад в развитие здравоохранения и добросовестный труд награждены 676 работников здравоохранения.

В 2006 году в отрасли работали 6 докторов и 72 кандидата медицинских наук, 215 заслуженных врачей Чувашской Республики, 18 заслуженных врачей Российской Федерации, 208 отличников здравоохранения, 18 заслуженных работников здравоохранения Чувашской Республики, 188 работников, награжденных Почетной грамотой Минздравсоцразвития России.

 

Перспективы развития кадровой политики

Основными направлениями совершенствования кадровой политики в республике являются:

обеспечение соответствия числа и профильной структуры медицинских работников потребностям практического здравоохранения и задачам структурной реорганизации отрасли;

формирование государственных заказов на подготовку специалистов с учетом реальной потребности и возможности дальнейшего трудоустройства медицинских работников;

повышение роли среднего медицинского персонала в системе оказания медико-социальной помощи;

укомплектование сельских лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения квалифицированными врачами.