1.                   Деятельность МЧС России в сфере обеспечения пожарного надзора.

(Изменения, связанные с вступлением в силу  Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

С 1 мая 2009 году вступил в силу федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Его цель – упорядочить нормативную базу, регламентирующую сферу пожарной безопасности, которая на момент принятия закона насчитывала более двух тысяч документов, содержащих свыше 150 тысяч требований. Принятие Технического регламента позволило сократить количество данных требований в 100 раз.

Основными задачами «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» являются:

    - комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территории, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;

    - установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;

    - внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.

 

Закон вносит ряд новаций, касающихся подтверждения  соответствия продукции предприятия или объекта требованиям пожарной безопасности.

Теперь владелец может сам выбирать способ пожарной защиты своего объекта. Если, например, он выберет независимую оценку рисков, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не предполагается. Однако у собственника появляется не только свобода выбора способа пожарной защиты объекта, он несет персональную ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности на своем предприятии, в том числе и перед третьими лицами.

Продукция,  определенная в перечне технического регламента,  должна получить сертификат пожарной безопасности. Например,  продукция, которая применяется на путях эвакуации,  должна иметь определенные показатели  по горючести, токсичности, дымообразованию. Продукция, которая служит для обеспечения пожарной безопасности, например,   пожарный извещатель,  тоже должна  получить сертификат соответствия, подтверждающий, что она способна выполнить свою функцию по обнаружению пожара и передаче сигнала о возгорании на соответствующую приемную станцию. 

Обязательное требование – предоставление владельцами объектов декларации норм пожарной безопасности. Такая декларация должна быть направлена в уведомительном порядке в орган государственного пожарного надзора по месту нахождения объекта в течение года с момента вступления в силу Технического регламента, то есть до 1 мая 2010 года. Требования к составлению деклараций достаточно просты, и для большинства владельцев предприятий составить ее будет несложно. Форму декларации и порядок ее регистрации можно увидеть на сайте МЧС России.

Новый закон имеет явно выраженную антикоррупционную направленность, способствует снижению административной нагрузки на бизнес, вводит простые и понятные требования в сфере пожарной безопасности. Технический регламент и нормативная база, обеспечивающая его реализацию разрабатывались при непосредственном участии представителей бизнес-сообщества, заинтересованных организаций, экспертов. Все проекты нормативных правовых документов прошли публичное обсуждение (были размещены на сайте ВНИИПО МЧС России).

В настоящее время также при участии представителей бизнеса, заинтересованных ведомств, экспертов проводится мониторинг соответствующих нормативных правовых актов с целью своевременного внесения в них необходимых изменений.

На сайте МЧС России открыта «Горячая линия» по вопросам реализации закона.

 

Дополнительная информация:

Комментарий должностного лица МЧС России для СМИ в случае выявления случаев коррупционных проявлений со стороны сотрудника Государственного пожарного надзора.

 

В случаях выявления коррупционных проявлений со стороны инспекторов Государственного пожарного надзора и появления соответствующей негативной информации в СМИ следует не уходить от комментария, а дать исчерпывающие разъяснения по данному факту.

 

Примерный комментарий:

 

Действительно, был выявлен факт коррупции (если факт получил подтверждение решением суда). К нарушителю применены необходимые меры взыскания (уточнить меры взыскания).

МЧС России  принимает необходимые меры, чтобы подобные случаи не повторялись.

Необходимо отметить, что в последние годы количество коррупционных проявлений со стороны сотрудников государственного пожарного надзора резко сократилось.

В год инспекторы проводят более 1 500 000 мероприятий по контролю за пожарной безопасностью. При этом случаи коррупции единичны. За 2008 год уголовные дела были возбуждены в отношении 38 сотрудников из более чем 15 тысяч инспекторов пожарного надзора. И только потому, что эти факты не замалчиваются, предаются гласности, складывается впечатление о распространенности данного явления.

Между тем, инспекторы ГПН выполняют колоссальные объемы важнейшей работы. В год они предлагают к исполнению до 7 500 000 противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 000 пожаров, сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.

Но поскольку проблема коррупции существует, МЧС России принимает самые жесткие меры для ее искоренения.

В Министерстве создана комиссия по предупреждению и пресечению коррупции. Ведется постоянная работа по реализации основных направлений ведомственной антикоррупционной программы. Проводятся открытые встречи и семинары с представителями бизнес-сообществ и хозяйствующих субъектов по вопросам взаимоотношений с надзорными органами и прозрачности деятельности МЧС России при осуществлении государственного пожарного надзора.

Издан «Сборник по вопросам осуществления государственного надзора и взаимодействию с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проведении мероприятий по контролю», получивший одобрение бизнес-сообщества и используемый им в работе.

За деятельностью должностных лиц ГПН при осуществлении ими функций по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется строжайший контроль. 

Снижению административного давления на бизнес и количества коррупционных проявлений способствует и принятый федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,  внедрение системы аудита пожарной безопасности. Теперь собственник может самостоятельно выбирать форму пожарной защиты своего объекта. В случае проведения на объекте процедуры независимой оценки рисков, контроль со стороны ГПН не предусматривается. 

С июля 2008 года при МЧС России действует Комиссия по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, в состав которой входят представители бизнес-сообщества. Члены комиссии участвуют в разработке проектов нормативных актов, регулирующих сферу пожарной безопасности, в том числе обеспечивающих реализацию положений «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».

На портале МЧС России создан раздел, посвященный вопросам борьбы с коррупцией, предусмотрена обратная связь: о фактах коррупции в системе МЧС можно сообщить по указанному на сайте электронному адресу. 

В субъектах Российской Федерации действуют «телефоны доверия». Их список размещен на официальном сайте МЧС России. Номера телефонов постоянно публикуются в региональных СМИ. А с декабря 2007 года в МЧС России начал функционировать единый федеральный круглосуточный «телефон доверия» - (495) 449-99-99. Его цель - изучение общественного мнения о работе подразделений МЧС России и выявление фактов превышения полномочий сотрудниками Министерства. По этому телефону также можно получить консультации по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах.

Хотелось бы напомнить всем главам хозяйствующих субъектов о том, что факт коррупции – это преступление, как со стороны того, кто берет взятку, так и со стороны того, кто ее дает. 
К сожалению, некоторые руководители, не желая обеспечить выполнение норм и правил пожарной безопасности в полном объеме, пытаются решить вопросы другими путями. Не задумываясь о возможных последствиях – потере имущества, а подчас – здоровья и жизни людей.

 

2.                  Разграничение полномочий МЧС России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах тушения лесных пожаров.

 

Тушение лесных пожаров не является законодательно закрепленной функцией МЧС России. МЧС России оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ликвидации лесных пожаров. Силы МЧС России привлекаются для тушения пожаров, возникающих вблизи населенных пунктов, когда существует угроза жизни и здоровью людей, а также безопасности потенциально-опасных объектов.

 

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

 

В соответствие со  статьей 83 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации» полномочия по охране лесов, в том числе тушение лесных пожаров, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с передачей субвенций из федерального центра и должны реализовываться ими самостоятельно.

(ст. 83 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации»: Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров);

Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на осуществление полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.)

 

14 марта 2009 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№32-ФЗ). Пунктом 13 статьи 1 закона внесены изменения в статью 97 (Государственный пожарный надзор в лесах) Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 13 статьи 1 Федерального закона от 14.03.2009 №32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2010 г. государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 837 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений",  субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), на землях лесного фонда.

 

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 г. № 146-р, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

согласовывает до начала пожароопасного сезона порядок взаимодействия при тушении лесных пожаров территориальных органов управления лесным хозяйством с территориальными органами и подразделениями МЧС России, Минсельхоза России, Минобороны России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в лесах

 

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 г. № 146-р, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано: обеспечивать координацию действий организаций при проведении мероприятий по борьбе с лесными пожарами и привлечение для тушения лесных пожаров населения, рабочих и служащих, а также противопожарной техники и транспортных средств этих организаций; осуществлять контроль за подготовкой организаций к пожароопасному сезону, а также за соблюдением противопожарных правил при проведении отжига травы и стерни на территориях, прилегающих к землям лесного фонда; принять меры по совершенствованию системы охраны лесов от пожаров на землях поселений.

 

Полномочия МЧС России:

 

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 г. № 146-р, МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает:

пожарную безопасность населенных пунктов и объектов экономики во время лесных пожаров;

участие сил и средств подразделений гражданской обороны и государственной противопожарной службы в ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров в соответствии с решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

 

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

 

В соответствии с данными Правилами, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются:

 

а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

3.                  Разграничение полномочий органов государственной власти в вопросах тушения пожаров на территории населенных пунктов.

Полномочия федеральных органов государственной власти - МЧС России:

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожаротушения в соответствии со ст. 16 гл. 3  Федерального закона «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ относится: осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в организациях, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Полномочия органов государственной власти субъектов  Российской Федерации:

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожаротушения в соответствии со статьей 18 гл.3 Федерального закона «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ относятся: организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Полномочия органов местного самоуправления  поселений и городских округов:

 

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов в соответствии со статьей 19 гл. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

 

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим (ст. 30, гл. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ).

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

 

Гарнизоны пожарной охраны.

 

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Приказом Министра МЧС России № 240 от 05.05.2008 «Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» созданы гарнизоны пожарной охраны (соответственно - территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «гарнизон пожарной охраны - это совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ».

 

Для обеспечения согласованных и эффективных действий при тушении пожаров и осуществлении аварийно-спасательных работ начальником местного гарнизона пожарной охраны разрабатывается расписание выездов на территории муниципального района, городского округа. Расписание выездов, согласовывается с начальником Главного управления МЧС России, с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, и представляется на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

При разработке расписания выездов устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

Также разрабатывается план привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).

Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны,  гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается в соответствии с планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны и расписаниями выездов.

Такое объединение всех сил на территории позволяет при грамотном предварительном планировании обеспечить общие согласованные и четко скоординированные действия из единого центра. Например, дает возможность независимо от формы собственности или принадлежности подразделения обеспечивать максимально сжатые сроки прибытия к месту возгорания или чрезвычайной ситуации. Слаженность действий достигается  за счет совместных тренировок и учений, в ходе которых отрабатывается взаимодействие отдельных подразделений, понимание необходимости единого подхода к подготовке личного состава, изучение маршрутов возможного выезда.

 

4.                  Разграничение полномочий органов государственной власти в вопросах обеспечения безопасности людей на водных объектах.

 

Согласно статистическим данным 2008 года, основное количество несчастных случаев в местах массового отдыха и туризма связано с гибелью людей на воде (более 56%). Это обусловлено тем, что в большинстве субъектов Российской Федерации основными местами отдыха и туризма является отдых на воде.

Максимальное количество утонувших людей приходилось на июнь и  июль. Большинство несчастных случаев произошло в местах либо запрещенных для купания, либо на диких пляжах, в потенциально опасных местах.

Основными причинами несчастных случаев на воде является незнание правил поведения на воде и несоблюдение мер предосторожности, а также купание в состоянии алкогольного опьянения.

Основная причина гибели детей на воде - отсутствие контроля за детьми со стороны взрослых.

 

 Одно из приоритетных направлений деятельности МЧС России – работа по обеспечению безопасности людей на водных объектах. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) МЧС России осуществляет надзорно-контрольные функции. Деятельность, связанная с осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах и оборудованием зон отдыха вблизи водных объектов  находится в ведении органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

 

Полномочия ГИМС МЧС России:

 

- осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, за их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

- обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

 

ГИМС МЧС России осуществляет следующие основные функции:

 

- организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;

- осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;

- осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;

- осуществляет аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;

- осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

- осуществляет учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде;

- участвует в поиске и спасении людей на водных объектах;

- осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании;

- проводит разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах;

- выполняет иные функции в пределах своих полномочий.

 

 

Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право (в соответствие с Приказом МЧС России № 499 от 29.06.05):

- запрещать в установленном порядке эксплуатацию маломерных судов, а также помещать их на стоянку и хранение;

- запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания;

- останавливать при необходимости маломерные суда, проверять у судоводителей удостоверения на право управления маломерными судами и регистрационные документы на судно;

- отстранять от управления судами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также лиц, не имеющих удостоверения на право управления маломерными судами или грубо нарушивших правила пользования этими судами;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, применять в пределах своей компетенции административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение;

- использовать в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов суда и транспортные средства юридических и физических лиц, кроме судов и транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным организациям.

 

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

 

Согласно «Федеральному закону Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья относятся:

- согласно пункту 26 статьи 14 к вопросам местного значения поселения;

- согласно пункту 24 статьи 15 к вопросам местного значения муниципального района;

- согласно пункту 32 статьи 16 к вопросам местного значения городского округа.

 

В соответствие со статьей 27 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2007) в полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений входит:

- установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд;

- предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

 

В полномочия органов местного самоуправления входит также оборудование зон отдыха вблизи водных объектов. 

 

Согласно пункту 7 статьи 25 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ в полномочия органов государственной власти субъектов РФ входит утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах. Согласно пункту 8 той же статьи – утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.

 

Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил пользования водными объектами, которые устанавливают органы местного самоуправления в соответствии со статьей 6 «Водного Кодекса Российской Федерации».

 

Дополнительная информация:

 

Комментарий должностного лица МЧС России для СМИ в случае выявления случаев коррупционных проявлений со стороны сотрудника ГИМС.

 

В случаях выявления коррупционных проявлений со стороны инспекторов ГИМС и появления соответствующей негативной информации в СМИ следует не уходить от комментария, а дать разъяснения по данному факту.

 

Примерный комментарий:

 

Действительно, был выявлен факт коррупции (если факт получил подтверждение решением суда). МЧС России  принимает необходимые меры, чтобы подобные случаи не повторялись. (Уточнить меры взыскания)

Необходимо отметить, что случаи коррупции среди сотрудников ГИМС единичны. При этом, как показывает статистика, из 8 случаев возбуждения уголовных дел по подозрению в коррупции до суда доходит 2. Остальные прекращаются из-за отсутствия состава преступления.

На сегодняшний день в ГИМС работает 2930 инспекторов. Таким образом, меньше трех тысяч людей обеспечивают безопасность на всех водных объектах страны. К сожалению, эта колоссальная работа остается «за кадром», а в поле внимания СМИ попадают единичные негативные факты.

Тем не менее, проблема коррупции в ГИМС существует, и МЧС России принимает самые жесткие меры для ее искоренения.

В Министерстве создана комиссия по предупреждению и пресечению коррупции. Ведется постоянная работа по реализации основных направлений ведомственной антикоррупционной программы.

За деятельностью должностных лиц ГИМС при осуществлении ими функций по обеспечению безопасности на водных объектах осуществляется строжайший контроль. 

Сделать работу инспекторов ГИМС более прозрачной и в то же время направить их усилия на реальных нарушителей позволяет недавно введенная в действие автоматизированная информационная система ГИМС. В эту систему заносятся данные обо всех зарегистрированных ГИМС маломерных судах, и инспектор, находясь на водном объекте и имея при себе портативный компьютер, всегда может проверить, зарегистрировано ли судно, прошло ли техосмотр и т.д.

В субъектах Российской Федерации действуют «телефоны доверия». Их список размещен на официальном сайте МЧС России. Номера телефонов постоянно публикуются в региональных СМИ. А с декабря 2007 года в МЧС России начал функционировать единый федеральный круглосуточный «телефон доверия» - (495) 449-99-99. Его цель - изучение общественного мнения о работе подразделений МЧС России и выявление фактов превышения полномочий сотрудниками Министерства. По этому телефону также можно получить консультации по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах.

Хотелось бы напомнить о том, что факт коррупции – это преступление, как со стороны того, кто берет взятку, так и со стороны того, кто ее дает. 
К сожалению, некоторые владельцы маломерных судов, не желая обеспечить выполнение норм и правил безопасности в полном объеме, пытаются решить вопросы другими путями. Не задумываясь о том, что такая халатность может нанести непоправимый вред здоровью и жизни людей.

 

5.                  Деятельность по оказанию помощи туристам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации.

Под безопасностью туристической деятельности понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий (из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

 

Наибольшее количество поисково-спасательных работ, связанных с несчастными случаями с людьми в местах отдыха, рыбалки, сбора ягод происходит, как правило, в период с июля по конец октября, что обусловлено  отпусками на период рыбалки, охоты, созревания ягод, грибов.

Основными причинами происшествий в горно-таежной местности являются:

отсутствие элементарных знаний по ориентированию в горно-таежной местности;

незнание простейших методов выживания;

переоценка своих возможностей.

Растет число россиян, занимающихся активными видами туризма: пеший, горный и водный туризм, альпинизм, сплав по горным рекам, спелеологические спуски, экстремальный туризм. Вместе с тем, по статистике,  из путешествующих по  маршрутам, классифицированным по категориям сложности, из  10-ти тысяч пеших туристов  несчастье с тяжелым исходом случается  в среднем с 4-мя; из 10-ти тысяч лыжников - 5-ю; из 10-ти тысяч водных туристов  - 15-ю  и из 10-ти  тысяч альпинистов – 24-ю.

Основные причины тяжелых травм на спортивных (категорированных) маршрутах распределяются следующим образом:

            гибель на воде - 40%;

            травмы на элементах горного рельефа (в условиях горных, пеших и лыжных походов) - 19%, в том числе в лавинах  - 6%;

            переохлаждение (в условиях пеших и лыжных походов) - 13%;           автомобильные катастрофы (на активных маршрутах всех видов)  - 12%; прочее - 16%.

            При анализе данных по спортивным самодеятельным маршрутам (неорганизованный туризм) распределение несчастных случаев в зависимости от основных причин тяжелых травм выглядит следующим  образом:

            гибель на воде  - 46%, в том числе при перевороте плавсредств - 40%;

            травмы на элементах горного рельефа  - 45%, в том числе в лавинах - 17%;

            прочее (болезни, переохлаждение) -  9%.

 

Несчастные случаи распределяются  неравномерно по географическим районам станы. Так, для самодеятельных спортивных групп в порядке наибольшей повторяемости происшествий с тяжелым исходом можно назвать Кавказ, Южную Сибирь (Алтай, Саяны), Урал. Для туристов организованных маршрутов - Кавказ, Европейский Центр, Южную Сибирь, Урал, Дальний Восток. На первые три из этих районов приходится две трети случаев тяжелого травматизма, на последние два - менее одной десятой.

Приведенные данные подтверждают, что большинство тяжелых травм происходит в районах, давно освоенных в туристическом отношении. На первом месте среди них стоит Кавказ, причем не Центральный, высокогорный и труднодоступный, а причерноморские склоны Западного и Северного Кавказа. Замыкают список территории, сравнительно мало освоенные, посещаемые большей частью достаточно опытными туристами, например Кольский полуостров и Дальний Восток.

Количество поисково-спасательных работ, связанных с туризмом, зависит от сезонности и вида туризма. Так, в межсезонье (февраль-апрель) туристы посещают, в основном, горную местность, в летний период – массовость приобретает водный туризм.

 

Основными причинами несчастных случаев с людьми в местах массового отдыха и туризма являются:

- игнорирование туристами необходимости регистрации в поисково-спасательных формированиях, что приводит к несвоевременному реагированию спасателей в случае возникновения ЧС;

- полное отсутствие информации о выбранном маршруте, контрольных сроках прохождения, уровне подготовки;

- неисправное снаряжение (лыжи, ботинки, крепления);

- неправильные экипировка и  выбор снаряжения;

- недостаточная подготовленность склонов и бугельных подъёмников;

- отсутствие опытных инструкторов;

- недостаточная подготовка туристов или отдыхающих, особенно на горнолыжных базах;

- неправильный выбор и слабые знания местности и маршрутов;

- игнорирование предупредительных знаков;

- слабое руководство туристическими группами или его отсутствие;

- одиночное хождение, отсутствие внимания при движении;

- незнание метеообстановки и прогноза погоды на маршруте движения;

- принятие неправильных решений при попадании в экстремальные ситуации;

- употребление алкоголя;

- отсутствие радиосвязи;

- несоблюдение мер безопасности на маршрутах движения в горах и пещерах;

- воздействие природных факторов (камнепады, лавины, плохие метеоусловия, сели, землетрясения);

- выход на водные акватории на маломерных судах, не прошедших технический осмотр, в неблагоприятные погодные условия;

- слабые навыки в умении плавать;

- купание в неустановленных местах при плохих метеоусловиях (шторм, гроза, сильное течение и др.);

- низкий уровень ответственности глав муниципальных образований, руководителей туристских учреждений и баз отдыха к организации безопасности отдыха граждан на водоемах в границах территориального образования;

- ложная самоуверенность, переоценка своих сил и возможностей людей, находящихся в местах массового отдыха и туризма.

Проблема обеспечения безопасности людей в местах массового отдыха и туризма остается актуальной и на ее решение должны быть направлены усилия органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами: МЧС России и иными службами спасения, действующими на территории Российской Федерации.

Туристы, путешествующие в пределах России, могут в добровольном порядке оформить страховой полис. Однако, как показывает практика, делается это достаточно редко.

В случаях возникновения чрезвычайной ситуации за пределами Российской Федерации государство принимает меры по защите интересов российских туристов, оказавшихся в зоне данной ЧС, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания. Организацию и осуществление эвакуации осуществляют уполномоченные министерства и ведомства: МИД и МЧС России.

В случае если законодательством страны временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.

Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.

По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.

У «самодеятельных» туристов, отправляющихся зачастую в довольно рискованные путешествия, как правило, нет практики страхования собственной жизни и здоровья. Нередко они отправляются в путь, не уведомив о маршруте своего передвижения спасательные службы. В таких случаях, если происходит чрезвычайная ситуация, оплата спасательных работ осуществляется за счет средств государственного бюджета. При этом спасательная операция – достаточно дорогостоящее мероприятие. Так, только 1 час работы вертолета стоит порядка 100 тысяч рублей. А  поисково-спасательная операция, например, по поиску пропавших туристов, может продолжаться несколько дней.

В Положении об МЧС России предусмотрено безвозмездное оказание помощи. Спасатели обязаны бесплатно спасать не только российских, но и иностранных граждан, оказавшихся в чрезвычайной ситуации.

 

6.                  Разграничение полномочий органов государственной власти в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствие со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 28 октября 2002 г.): «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»: «Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».

 

В соответствие с пунктом 10 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794): «Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

локальной - силами и средствами организации;

муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти».

Полномочия органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации.

В соответствие со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 28 октября 2002 г.):

«1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;

г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

и) создают при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.»

 

Полномочия федеральных органовгосударственной власти.

 

В соответствие со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 28 октября 2002 г.):

«1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;

утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;

обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)».

 

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

- на федеральном, межрегиональном, региональном уровне – МЧС России;

- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

 

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

 

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Основные мероприятия, проводимые

органами управления и силами РСЧС:

 

а) в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

 

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

 

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.