Программа

модернизации здравоохранения

Чувашской Республики на 2011–2012 годы

 

Региональная программа модернизации здравоохранения разработана в целях создания условий равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение задач укрепления материально-технической базы медицинских учреждений, внедрения современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи.

Общая прогнозная сумма финансирования Программы составляет 4,032 млрд. руб.

Модернизация системы оказания медицинской помощи определена по 6 основным профилям – сердечно-сосудистый, травматологический, онкологический, акушерско-гинекологический, педиатрический, социально значимая патология (фтизиатрия, психиатрия, наркология) -

и направлена на дальнейшее совершенствование результатов деятельности отрасли здравоохранения республики, достигнутых в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», Стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи до 2010 г

Программа сформирована с учетом особенностей состояния здоровья и потребности населения в различных видах медицинской помощи; демографических процессов; обеспеченности медицинскими кадрами; состояния материально-технической базы существующей сети учреждений; форм и методов организации амбулаторной и стационарной помощи, предоставляемой населению.

Объемы планируемой к оказанию медицинской помощи рассчитаны с учетом необходимости выполнения Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в Чувашской Республике.

С учетом технического состояния для ряда ЛПУ из сформированного перечня предусмотрено проведение ремонтных работ и оснащение оборудованием в соответствии с требованиями федеральных порядков оказания медицинской помощи.

Запланировано оснащение оборудованием преимущественно республиканских специализированных и межрайонных центров с оказанием медицинской помощи по 2 и более профилям по направлениям травматология, онкология, кардиология, кардиохирургия, неврология, гастроэнтерология, акушерство-гинекология, неонатология, педиатрия, социально значимая патология, паллиативная помощь.

В рамках Программы модернизации предусмотрены средства на проведение капитального ремонта 17 городских и 8 сельских больниц в объеме 784,7 млн. руб. по направлениям акушерство-гинекология, педиатрия, кардиология, неврология, травматология, онкология, психиатрия, наркология, фтизиатрия, ремонт 5 ФАП и укрепление лабораторно-диагностической службы.

Прогнозируемый рост распространенности заболеваний населения определяет необходимость дальнейшего развития первичного звена здравоохранения в рамках настоящей Программы.

Запланировано дальнейшее расширение деятельности 6-ти центров здоровья для взрослых и детей.

С открытием дополнительных офисов семейного врача в рамках программы модернизации (21 ОВОП), завершится формирование региональной сети общеврачебных практик, что будет сопровождаться развитием стационарзамещающих технологий, специализированных консультативных амбулаторно-поликлинических кабинетов и центров. Во всех поликлиниках центральных районных и городских больниц будет обеспечена организация работы кабинетов врачей-кардиологов.

Стационарные отделения учреждений здравоохранения, не оказывающих медицинскую помощь межрайонного уровня, будут предоставлять населению преимущественно “базовые” виды медицинской помощи в рамках Программы госгарантий по профилям терапия, хирургия, неврология, педиатрия, инфекционные болезни.

Будет продолжено дальнейшее совершенствование неотложной медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией.

Организация 2-ой нейрохирургической операционной на базе республиканской клинической больницы позволит увеличить объемы высокотехнологичных оперативных вмешательств.

Получит дальнейшее развитие система долечивания и реабилитации больных с формированием выездных мультидисциплинарных бригад.

После окончания лечения основного заболевания в остром периоде пациенты будут направляться на нейрореабилитационное лечение в абулаторно-поликлинических или стационарных условиях в 7 центров реабилитации на базе неврологических отделений многопрофильных больниц.

Продолжится внедрение мероприятий по совершенствованию оказания экстренной медицинской помощи при травмах всех видов.

Получит дальнейшее развитие плановая помощь больным травматологического профиля на базе межрайонных травматологических отделений.

В основу модернизации системы предоставления стационарной помощи детям в 2011-2012 годы также положен принцип централизации медицинской помощи в межрайонных детских центрах, число которых увеличится до 9. Получит дальнейшее развитие комплексная система этапной реабилитации детей.

В центре особого внимания - организация работы коек реанимации и интенсивной терапии.   

Мероприятия по совершенствованию акушерско-гинекологической медицинской помощи направлены на «концентрацию родов» в межрайонных и перинатальных центрах.

 

В рамках созданной трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и детям будет оснащен региональный дистанционный консультативно-реанимационный центр, отделения реанимации беременных и новорожденных.

В акушерские отделения межрайонных центров будет поставлено медицинское оборудование на сумму 55,5 млн. руб.

Для повышения качества оказания медицинской помощи женщинам группы риска запланирован ремонт и оснащение медицинским оборудованием отделения патологии новорожденных, недоношенных детей, акушерского отделения Президентского перинатального центра на сумму 80 млн. руб., на укрепление материально-технической базы перинатального центра Городской клинической больницы будет направлено более 100 млн.руб.

Для гинекологических отделений и женских консультаций планируется закупить диагностическое (УЗИ, кольпоскопы, гистероскопы и др.) и операционное оборудование на сумму 140,67 млн. руб. и организовать ремонт отделений на сумму 126,1 млн. руб.

Кроме того, будут организованы 6 центров поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Программой предусмотрено проведение мероприятий по совершенствованию психиатрической, фтизиатрической и наркологической служб.

Планируется формирование модели интеграции психиатрической и наркологической служб с организацией межтерриториальных психиатрических диспансеров для оказания стационарной и амбулаторной специализированной помощи больным как наркологического, так и психиатрического профилей.

В соответствии с Порядком оказания наркологической помощи населению будет организовано отделение для лечения игровой зависимости на базе республиканского наркологического диспансера.

Совершенствование организации специализированной психиатрической и социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, потребует дальнейшего развития бригадных форм оказания амбулаторной психиатрической помощи, что позволит обеспечить адекватную и эффективную психосоматическую реабилитацию и психисоциальную терапию психических больных после стационарного лечения, оказание помощи на дому, а также совершенствования методов профилактики психических расстройств.

В целях предупреждения распространения лекарственно–устойчивых форм туберкулеза, снижения удельного веса запущенных форм среди впервые выявленных больных будет внедрено лечение туберкулеза в соответствии со стандартом.

Логистика оказания медицинской помощи в Чувашии определена в соответствии с федеральными Порядками и Стандартами.

В ЛПУ республики используется 1105 стандартов оказания медицинской помощи. Дальнейшее внедрение стандартов по определенным Программой профилям увеличит с 35 до 41 число нозологий, рассчитанных и оплачиваемых на основе нормативов финансовых затрат. При этом расходы на медикаменты возрастут в среднем в 3 раза, на приобретение расходных материалов – более чем в 6 раз.

Установление дополнительных государственных гарантий неработающим пенсионерам приведет к увеличению стоимости оказанной им стационарной медицинской помощи  в среднем на 15%, что позволит более полно обеспечить лечебный процесс медикаментами и диагностическими услугами и повысить удовлетворенность неработающих пенсионеров предоставленной медицинской  помощью.

Прогнозируется оказание медицинской помощи 43,2 тыс. неработающим пенсионерам (18% от общего количества на сумму 86,4 млн.руб.), объем неиспользованных средств соплатежа, подлежащих передаче в Пенсионный фонд Российской Федерации, составит 393,9 млн.руб.

Целью внедрения комплекса мероприятий по развитию информатизации в отрасли является обеспечение эффективной информационной поддержки органов управления и учреждений здравоохранения, а также граждан в процессе оказания медицинской помощи.

В результате реализации запланированных мероприятий в 2011 году в 66 учреждениях здравоохранения будут внедрены электронная запись на прием к врачу, автоматизированный мониторинг реализации программы модернизации и формирования статистической отчетности о деятельности системы здравоохранения, ведение паспорта ЛПУ и системы здравоохранения Чувашской Республики в целом, ведение реистра медицинских кадров.

В республиканских учреждениях и межрайонных центрах запланировано внедрение электронной медицинской карты на базе типовой федеральной информационной системы. Во всех остальных ЛПУ в 2011-2012 годах будет внедрена медицинская информационная система «Статистика», включая мониторинг исполнения стандартов оказания медицинской помощи и персонифицированный учет лекарственных средств.

В 2012 году будет осуществлен переход к формированию мониторинга деятельности системы здравоохранения на основании первичных учетных данных

Завершатся работы по созданию региональной телемедицинской системы в части информационного сопровождения национальной онкологической программы и программы по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

       На финансирование мероприятий по информатизации предусмотрено 286,7 млн. руб. В результате будет создан региональный сегмент информационной системы, содержащей сведения об оказанной медицинской помощи и ресурсном обеспечении здравоохранения Чувашской Республики, в рамках единого информационного пространства отрасли здравоохранения Российской Федерации.

Внедрение новых организационных и лечебно-диагностических технологий, в том числе информатизация отрасли, четкое определение маршрута пациента, медицинское зонирование позволят продолжить реорганизацию коечного фонда.

Общее число круглосуточных коек по республике не превышает норматив числа коек, рассчитанный для реализации Программы государственных гарантий. Фактически регистрируется дисбаланс: избыточное число коек, функционирующих в системе ОМС (около 800 коек) и дефицит коек для оказания социально значимых видов медицинской помощи.

Коечный фонд учреждений здравоохранения сократится в целом на 278 круглосуточных коек, обеспеченность койками снизится с 85,4 в 2009 г. до 83,5 на 10 тыс. населения.

Сокращение коечного фонда в целом по республике запланировано по 13 профилям: терапия, неврология, гинекология, инфекционные болезни, педиатрия, акушерство, урология, офтальмология, отоларингология, дерматовенерология, ревматология, аллергология, челюстно-лицевая хирургия.

Увеличение коечного фонда прогнозируется по профилям патология беременности, травматология-ортопедия, а также для интенсивного лечения (реанимация), сестринского ухода и хосписа.

Реализация по оптимизации деятельности системы здравоохранения, развитию специализированных, в том числе высокотехнологичных видов медицинской помощи будут сопровождаться мероприятиями по совершенствованию кадрового обеспечения и повышению квалификации медицинских кадров.

Несмотря на то, что обеспеченность врачами в республике одна из самых высоких среди регионов ПФО, расчетная потребность в медицинских кадрах превышает фактическое число врачей и средних медицинских работников.

По данным федерального регистра медицинских работников в учреждениях здравоохранения республики трудится 20,3% врачей в возрасте 50 лет и старше.

Дефицит обеспеченности врачебными кадрами для оказания медицинской помощи в рамках Программы госгарантий составляет 20,5%, из них оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь – 13,8%, стационарную – 27,2%. В разрезе основных специальностей максимальный дефицит - в условиях оказания скорой медицинской помощи, а также отоларингологов, неврологов, психиатров, хирургов, реаниматологов, неонатологов.

В рамках Программы модернизации определена расчетная потребность в обеспечении врачами в разрезе специальностей, запланированы мероприятия по устранению кадрового дисбаланса, оптимизации штатного расписания в целях сокращения коэффициента совместительства, приведения к нормативам фактической нагрузки врачей (функция врачебной должности в поликлинике и число коек в стационаре) в соответствии с прогнозируемыми объемами медицинской помощи по Программе госгарантий.

 

Показатели медицинской результативности

В результате реализации мероприятий программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики в 2011–2012 годах прогнозируется снижение смертности населения от болезней системы кровообращения на 8%, от злокачественных новообразований – на 3%, на 15% уменьшится смертность населения трудоспособного возраста от всех видов транспортных травм.

 

Показатели доступности медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения

Размер дефицита территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам в Чувашской Республике бесплатной медицинской помощи сократится с 35,4% до 21,4%, дефицит обеспеченности врачебными кадрами - с 20,5% до  11,0%.

Количество учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи увеличится с 8 до 29. Количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты – с 4 до 12%. Число учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу –с 33 до 100%.