I. Характеристика проблемы и основание необходимости
ее решения программными методами

 

Районная целевая программа демографического развития Вурнарского района на 2008–2010 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Программа учитывает основные положения государственной демографической политики, изложенные в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2007 года, Послании Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2007 года «Дорожить временем, служить людям», районных целевых программах «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Вурнарском районе (2008–2011 годы)», «Совершенствование специализированных видов медицинской помощи населению Вурнрского района на 2007–2010 годы», «Здоровое питание (2006–2010 годы)», «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Вурнарском районе на 2006–2010 годы», «Совершенствование кардиологической помощи населению в Вурнарском районе на 2006–2010 годы», «Дети Чувашии» на 2007–2010 годы, «Районной  целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Вурнарском районе на 2008–2010 годы».

На протяжении последних десяти лет демографическая ситуация в Вурнарском районе повторяет общероссийские тенденции и характеризуется продолжающейся естественной убылью населения, начавшейся с 90-х годов. К началу 2007 года численность населения Вурнарского района составила 40тыс.133 человек. Структура населения района характеризуется преобладанием женщин, численность которых составила 20971 человек, или 52,3 процента. Для района благоприятным является увеличение доли женщин фертильного возраста, удельный вес которых в общей численности жен­ского населения увеличился с 43,2 процента в 2005 году до 47,9 процента в 2007 году.

В настоящее время наблюдается изменение возрастной структуры жителей Вурнарского района – происходят сокращение численности детей и рост населения старше трудоспособного возраста.. По состоянию на 1 января 2007 г. удельный вес трудоспособного населения района в общей численности населения составил 58,2 процента (по Чувашской Республике-63,7 процента,по Российской Федерации – 63,4 процента, Приволжскому федеральному округу – 63,1 процента). Сохраняется естественная убыль населения.

Рост рождаемости в районе наблюдается с 2002 года, ее уровень к 2007 году достиг 10,1 на 1000 населения. По сравнению с 2006 годом данный показатель увеличился 3,06 процента.

Увеличивается количество семей, где рождаются второй ребенок и более. В 2007 году из 404 родившихся 237 детей вторые, третьи и более. За последние три года увеличивается рождение детей у матерей, не достигших возраста 18 лет (2005-4, 2006-5, 2007-7).  Незаметно увеличивается внебрачная рождаемость: каждый третий ребенок- внебрачный. В то же время на каждого второго малыша, рожденного вне брака, установлено отцовство.

       На рождаемость оказывает влияние заключение браков. За последние пять лет их количество увеличивается (2003-190; 2004-177; 2005-201; 2006-193; 2007-239). Средний возраст женщин, вступающих в брак с 18 до 25, мужчин - после 25 лет.

      В то же время  возрастает число разводов. По результатам 2007 года их число достигло 134. Возраст, оформляющих развод составляет от 25 до 39 лет.

      С 2004 года наблюдается снижение общей смертности населения района. Если в 2004 году зарегистрировано 819 актов о смерти, то в 2007 году их число уменьшилось до 783 Средний возраст мужчин увеличился  с 57 в 2003 году, то 59 в 2007 году, а женщин- уменьшился с 73 до 72 лет. Смертность женщин превышает смертность мужчин ( 2003-мужчин 430, женщин 438; 2004- 406-412; 2005- 397- 431; 2006- 397-409; 2007- 378-405). 

С 2004 года наблюдается снижение общей смертности населения.
В 2007 году по сравнению с 2006 число умерших снизилось на 189 человек). О
сновными причинами смертности населения являлись болезни системы кровообращения (31,9 процента от всех умерших), внешние причины (17,2 процента), болезни органов дыхания (12,8 процента) и новообразования (5,1 процента). Отмечается высокая смертность населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 63,0 процента всех причин смертей. В 2006 году умерли от случайного отравления алкоголем 32 человек трудоспособного возраста, от транспортных происшествий –8,  было зафиксировано 18 случаев самоубийств. Смертность мужчин от указанных причин превышает смертность женщин. При этом наиболее критической является ситуация со смертностью мужчин трудоспособного возраста.

Реализация комплексных медико-социальных мер в сфере охраны материнства и детства позволила Чувашской Республике достичь более благоприятных показателей младенческой и перинатальной смертности, которые за последние 10 лет снизились в3,6 раза. Главными причинами младенческой смертности остаются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии развития.

Средняя продолжительность жизни по Вурнарскому  району в 2007 году составила 66,1, рост на 0,1по сравнению с 2006 годом. Мужчины живут на 13 лет меньше, чем женщины. 

Численность населения района уменьшается не только за счет естественного движения, но и за счет миграции населения.

Настоящая Программа разработана с учетом сложившейся в районе демографической ситуации, с целью создания условий для стабилизации численности населения на основе роста рождаемости, сокращения смертности и в последующем будет продлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

 

II.      Основная цель и задачи Программы

 

Основная цель Программы – оптимизация количественных и качественных параметров воспроизводства населения и улучшение демографической ситуации в Вурнарском районе.

Для достижения указанной цели Программы необходимо решить следующие задачи:

стимулирование рождаемости и укрепление института семьи;

совершенствование системы охраны здоровья населения;

снижение смертности населения от предотвратимых причин.

 

Для стимулирования рождаемости и укрепления института семьи предусматривается:

усиление системы дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми, неполных семей с детьми, многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных учреждений;

организация и проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду ценностей семьи, различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику семейного неблагополучия;

внедрение в практику родовспомогательных учреждений новых медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации беременных, рожениц и детей раннего возраста.

Совершенствование системы охраны здоровья населения предполагает:

совершенствование комплексной профилактики, внедрение в практику учреждений здравоохранения новых медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации больных;

повышение качества периодических профилактических осмотров работающего населения и последующее оздоровление лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, внедрение эффективных форм работы в сохранении и восстановлении репродуктивного здоровья;

расширение доступности для населения высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи;

проведение комплексных мероприятий по раннему выявлению нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение их высококвалифицированной медицинской помощью, развитие комплексной системы реабилитации лиц с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями;

формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни, привлечение различных групп населения к занятиям физической культурой, спортом, внедрение различных форм активного отдыха и досуга населения;

развитие геронтологической помощи, продление трудоспособного периода жизни пожилых людей.

Для снижения смертности населения от предотвратимых причин необходимо:

оснащение современным медицинским оборудованием и реанимобилями лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций;

организация сети отделений для оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

создание системы мониторирования влияния условий труда на здоровье работников, разработка мер по управлению профессиональными рисками и сокращению заболеваемости и смертности от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

.

III. Перечень программных мероприятий

 

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Мероприятия Программы распределены по шести направлениям (приложение № 2):

мониторинг демографической ситуации и меры по ее оптимизации;

внедрение современных здоровьеукрепляющих технологий;

адресная поддержка семей, имеющих детей, укрепление института семьи;

создание условий для обеспечения активной жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов;

пропаганда духовно-нравственных и семейных ценностей.

 

III.   Ресурсное обеспечение Программы

 

 

Реализация Программы осуществляется за счет средств местного бюджета Вурнарского района и внебюджетных источников. Могут использоваться средства  из республиканского и федерального бюджетов, в случае выделения для реализации Программы.

 

(тыс. рублей)

Объемы затрат по источникам финансирования

Годы реализации

2008–2010

2008

2009

2010

Всего

 

 

 

 

из местного  бюджета (в тыс. руб)

430,0

 

215,0

215,0

 

 

 

 

 

из внебюджетных источников (в тыс. руб)

28400,0

 

 

 

 

 

 

 

 

_____

 

   

 ** Средства местного бюджета согласно смете выделенных МУЗ «Вурнарская ЦРБ»

*** Финансирование предполагается за счет средств организаций.

 

 

V. Механизм реализации Программы

 

 

Муниципальным заказчиком – координатором Программы является администрация Вурнарского района Чувашской Республики.

Администрация Вурнарского района обеспечивает координацию деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в администрацию Вурнарского района.

Администрация Вурнарского района Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2011 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.

 

VI. Результаты реализации Программы.

Оценка социальной и экономической эффективности Программы

 

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, позволит улучшить качественные и количественные показатели демографической ситуации в Вурнарском районе.

Социальная эффективность Программы достигается за счет повышения рождаемости не менее чем на 7,0 процентов; увеличения ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 2,0 процента; снижения естественной убыли населения не менее чем на 10,0 процентов; снижения смертности населения трудоспособного возраста не менее чем на 3,1 процента; снижения младенческой смертности не менее чем на 25,0 процентов. Экономическая эффективность Программы выражается в сохранении жизни населения трудоспособного возраста и снижении материальных затрат, связанных с профессиональной заболеваемостью.

Методика оценки эффективности Программы изложена в приложении № 3 к Программе.