МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
20 февраля 2008 г. № 32
Москва

Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)

 

В целях обеспечения методической помощи и единого методического подхода к нормированию ресурсной базы оказания услуг сельскими учреждениями культуры (библиотеками и культурно-досуговыми учреждениями) на всей территории Российской Федерации в условиях реализации реформ системы государственного управления приказываю:

1. Утвердить прилагаемые нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений).

2. Департаменту государственной политики (Ю.А. Шубину) обеспечить доведение нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений) до сведения органов исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации руководствоваться данными нормативами при выработке решений по ресурсному обеспечению деятельности сельских учреждений культуры и разработать региональные нормативы ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Бусыгина.

Министр А.С. Соколов

 

Утверждены
приказом Министерства культуры и
массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 20 февраля 2008 г. № 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОРМАТИВЫ МИНИМАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛУГ
СЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
(ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

 

 

Раздел I.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих нормативах применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Библиотечное обслуживание1 – совокупность разных видов деятельности библиотеки но удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Библиотечный фонд2 – упорядоченная совокупность документов, формируемая библиотекой для хранения и предоставления во временное пользование читателям и абонентам.

Заинтересованная сторона3 – лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации.

Под клубным учреждением4 понимается организация, основной деятельностью которой является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Пользователь библиотеки5 – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Потребитель6 – гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.

Предоставление услуги7 – деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

Ресурсы – средства, запасы, возможности, источники чего-либо.

Сельская библиотека – библиотека, расположенная на территории сельского поселения.

Сельская местность8 – населенные пункты, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой, сельскохозяйственной продукции. Перечень таких населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Сельское клубное учреждение – клубное учреждение, расположенное на территории сельского поселения.

Сельское поселение9 – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Требование10 – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Услуга11 – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Услуги учреждений (организаций) культуры (в том числе рекреационные услуги) – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной, творческой и досуговой деятельности учреждения культуры.

 

Раздел II.

ВВЕДЕНИЕ

Нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг населению, оказываемых сельскими учреждениями культуры, разработаны Фондом «Институт экономики и социальной политики» по заказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Государственный контракт от 17.08.2007 № 79-01-36/05-АБ) в целях оказания методической помощи, формирования основы единого подхода к нормированию ресурсной базы оказания услуг сельских библиотек и культурно-досуговых учреждений на всей территории Российской Федерации в условиях реализации реформ системы государственного управления.

Основными источниками информации, на основе которой проведена работа, являются:
– правовая система «Консультант Плюс федеральное и региональное законодательство»;
– официальные сайты администраций субъектов Российской Федерации в сети Интернет;
– сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
– сайт Российской библиотечной ассоциации;
– диссертационные работы из фондов Российской государственной библиотеки.

Основными федеральными документами, определяющими параметры ресурсного обеспечения услуг учреждений культуры, являются:
– распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 942-р, от 13.07.2007 № 923-р) «О социальных нормативах и нормах» (а также «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 №1683-р);

– приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества»;
– постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.1997 № 6 «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»;
– письмо Министерства культуры Российской Федерации от 08.01.1998 № 01-02/16-29 «Об основных положениях организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации»;
– решение коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 № 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры» (вместе с «Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», «Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения»);
– система международных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) (ратифицированных к применению на территории Российской Федерации), объединяющая в себе общетехнические и организационно-методические стандарты, регламентирующие правила представления данных, описания документов, функционирования библиотечных фондов, оформления печатных и электронных изданий и многое другое. Стандарты системы СИБИД являются межгосударственными, то есть принимаются и используются странами СНГ совместно;
– «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» (1994 г.);
– «Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» (1999 г.);
– «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек». 

Анализ регионального опыта разработки стандартов ресурсного обеспечения оказания услуг населению, в т.ч. оказываемых сельскими учреждениями культуры, позволил выявить группу субъектов Российской Федерации, имеющих собственные разработки модельных стандартов библиотек и клубных учреждений.

К таким субъектам Российской Федерации относятся:
Архангельская область (Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения и Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки муниципального образования Архангельской области;
– Омская область (Региональный социальный стандарт по организации библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях Омской области);
– Пензенская область (Модельный стандарт деятельности сельской библиотеки социокультурного центра Пензенской области);
– Пермский край (Модельный стандарт деятельности муниципальной публичной библиотеки Пермской области);

Республика Карелия (Организация библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях Республики Карелия. Основные положения);
– Республика Коми (Модельный стандарт деятельности публичных библиотек Республики Коми);
– Чувашская Республика (Модельный стандарт деятельности общедоступной (публичной) библиотеки Чувашской Республики);
– Свердловская область (Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Свердловской области);
– Белгородская область («Памятка Создание модельных публичных библиотек на селе»);
– Ростовская область (Примерное положение о порядке создания модельной публичной библиотеки на базе общедоступной муниципальной библиотеки). 

Таким образом, наличие региональных стандартов учреждений культуры, отражающих специфику территории, на сегодняшний день составляет скорее исключение, чем общую практику научных и методических разработок в данной отрасли.

Реформы системы государственного управления, проводимые в Российской Федерации, привели к перераспределению расходных полномочий в сфере культуры между уровнями бюджетной системы. Их результатом явилось включение базовых общественных услуг культуры в сферу расходных полномочий региональных и муниципальных уровней управления. При этом установлена полная организационная и финансовая самостоятельность указанных органов управления, в рамках которой должны быть созданы условия для организации досуга и обеспечения населения услугами организаций культуры в объеме имеющихся бюджетных ресурсов.

Негативными последствиями данных изменений стали:
– отсутствие на региональном и муниципальном уровнях единого механизма планирования и распределения объемов финансирования учреждений культуры;
неурегулированность вопросов ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг культуры.

Таким образом, для органов управления в сфере культуры регионального и муниципального уровней в настоящее время актуальна потребность в методической поддержке со стороны федеральных органов исполнительной власти по вопросам построения систем нормирования и стандартизации в сфере культуры.

В целях оказания такой поддержки Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации начата работа по разработке и внедрению системы стандартизации в сфере культуры (приказ Минкультуры России от 21.06.2006 № 278).

Нормативы призваны оказать необходимую методическую помощь и заложить основу единого подхода к нормированию ресурсной базы оказания услуг библиотек и клубных учреждений культуры на всей территории Российской Федерации.

При проведении работ по подготовке проектов нормативов экспертами ИнЭСП использованы:
– федеральные нормативные правовые акты по вопросам стандартизации в сфере оказания услуг, в частности, ресурсного обеспечения оказания услуг;
– опыт ряда субъектов Российской Федерации, в числе которых: республики Коми, Марий Эл, Чувашская Республика, Архангельская, Белгородская, Омская, Пензенская, Пермская, Свердловская, Ростовская области, Ненецкий автономный округ и др.;
– документы, разработанные Российской библиотечной ассоциацией;

– зарубежные документы в сфере библиотечного обслуживания. 

Основными структурными элементами разработанных проектов нормативов являются:
– область применения;
– нормативные ссылки;
– термины и определения;
– минимальные ресурсы, обеспечивающие предоставление услуг населению сельскими учреждениями культуры (библиотеками и клубными учреждениями);
– группы требований к качеству ресурсного обеспечения услуг.

Разработанные нормативы носят рекомендательный характер и могут рассматриваться как основа для принятия эффективных управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальных уровнях управления, в т. ч. в сферах:
обеспечения государственных гарантий прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44 Конституции Российской Федерации), в т. ч. обеспечение равного доступа к услугам культуры для всех граждан вне зависимости
от территории проживания, состояния здоровья, уровня дохода и других факторов;
обеспечения проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры (ст. 114 Конституции Российской Федерации);
обеспечения доступности и качества услуг в сфере культуры;
определения нормативов бюджетной обеспеченности учреждений культуры;
инвестиционной поддержки и развития регионов и муниципальных образований в сфере культуры. 

 

Раздел III.

НОРМАТИВ МИНИМАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УСЛУГ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

1. Область применения

Настоящий норматив устанавливает основные требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг, предоставляемых сельскими общедоступными библиотеками, и направлен на достижение высокого качества и обеспечения доступности библиотечного обслуживания для населения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем нормативе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.
ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.
ГОСТ 7.50-2002. Консервация документов. Общие требования.
СНиП 21-01-97. Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94), введены в действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 № 736.
Федеральный закон от 23.11.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в ред. федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ).
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 08.11.2007).
Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», (в ред. от 29.12.2006 с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2008).
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 02.12.1998 № 590 «Об утверждении «Инструкции об учете библиотечного фонда».
Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».
Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, принят VI Ежегодной Конференцией Российской библиотечной ассоциацией 24 мая 2001 г. (г. Саратов) по рекомендации Секции по библиотечной политике и законодательству и Секции публичных библиотек.
Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений).
Модельный Библиотечный кодекс для государств – участников СНГ (Постановление МПА СНГ от 15.11.2003 № 22-2//ИБ МПА СНГ.2004.№ 33).

3. Минимальные ресурсы, обеспечивающие предоставление услуг населению сельскими общедоступными библиотеками

Основными минимальными ресурсами сельских общедоступных библиотек (далее – библиотек) являются:
Материально-технические (здания, помещения, оборудование, технические средства);
– кадровые (штатные работники сельских библиотек);
– информационные (информация о библиотеке, порядке и правилах предоставления услуг пользователям);
– библиотечные фонды;
– методические и правовые (документы, в соответствии с которыми функционирует библиотека).

4. Группы требований к качеству минимального ресурсного обеспечения услуг, предоставляемых населению сельскими библиотеками

4.1. Требования к материально-техническим ресурсам:
– требования к размещению зданий сельских библиотек;
– требования к размерам помещений сельских библиотек;
– требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, а также норм охраны труда в сельских библиотеках;
– требования к обеспеченности сельских библиотек специальным библиотечным оборудованием и техническими средствами.

4.2. Требования к кадровым ресурсам:
– требования к укомплектованности сельских библиотек специалистами;
– требования к квалификации и личным качествам работников сельских библиотек.

4.3. Требования к библиотечным фондам:
– требования к комплектованию и обновлению библиотечных фондов;
– требования к обеспечению сохранности библиотечных фондов.

4.4. Требования к информации о сельских библиотеках:
– требования к содержанию информации о деятельности сельских библиотек;
– требования к доступности информации о сельских библиотеках.

4.5. Требования к методическим и правовым ресурсам:
– требования к составу документов, регламентирующих деятельность сельских библиотек;
– требования к содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность сельских библиотек.

5. Требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг, предоставляемых населению сельскими библиотеками 

5.1. Требования к материально-техническим ресурсам.

5.1.1. Требования к размещению зданий сельских библиотек и режиму работы.

Сельская библиотека может размещаться в специальном отдельно стоящем здании, в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.

При размещении сельской библиотеки на 1 этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей, запасной (пожарный) выход и подъезд для производственных целей самой библиотеки.

При размещении в любых типах зданий и помещений сельская библиотека должна быть оборудована для пользователей с ограниченными физическими возможностями: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т. д.

При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой) сельская библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа пользователей библиотек.

При размещении сельской библиотеки в здании социокультурного комплекса должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.

Режим работы библиотек, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливается для каждой библиотеки с учетом потребностей населения и интенсивности её посещения по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Время работы библиотеки не должно полностью совпадать с часами работы основной части населения.
5.1.2. Требования к размерам помещений сельских библиотек12:

Размеры помещений библиотек должны отвечать следующим требованиям:
– площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи – не менее 100 кв. м (при соответствующей вместимости стеллажей); с закрытым доступом к фонду – 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду – 7 кв. м на 1000 томов;
– площадь общего читального зала следует принимать не менее 2,4 кв. м на одно читательское место (при оборудовании читального зала одно- или двухместными столами);
– площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду – из расчета 10 кв. м на 1000 томов;
– число посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 2,5 кв. м на 1 место (или не менее чем 1,5 кв. м на 100 жителей данного сельского населенного пункта);
– около 10 % посадочных мест для читателей должны находиться в зоне «легкого» чтения или в зоне отдыха;
число посадочных мест для просмотра периодических изданий определяется из расчета 3 кв. м на 1 место;
– площади для индивидуального использования аудио-видеодокументов должны составлять 5,5 кв. м;
– для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки (например, абонемент или читальный зал) требует увеличения до 10 %;
– для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение.

Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм работы. Для детских мероприятий необходимо отдельное помещение размером – из расчета 1,5 кв. м на 1 место. Помещение, предназначенное для творческой деятельности детей, может вмещать одновременно от 30 до 100 детей и требует увеличения площади до 3 кв. м на 1 место.

Помещения библиотеки должны обеспечивать свободное передвижение и доступ в библиотеку граждан с ограниченными физическими возможностями.

Площадь служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей. Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами. Например:
– площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов – 9-12 кв. м;
– для персонала научно-методической службы – 9 кв. м;
– для административного персонала – 5-6 кв. м;
– для директора (заместителя директора) – от 15 до 40 кв. м.

Сельские библиотеки должны быть обеспечены подсобными, санитарно-бытовыми и административно-хозяйственными помещениями (гардероб, санузел).

Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней.

Для организации обслуживания пользователей библиотека может использовать принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии.

5.1.3. Требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, а также норм охраны труда в сельских библиотеках.

Состояние помещений сельской библиотеки должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил, нормативам СанПиН и нормам охраны труда.

В сельских библиотеках должны соблюдаться правила пожарной безопасности, установленные стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами.

Сотрудники сельской библиотеки должны пройти подготовку по оказанию первой медицинской помощи. Аптечки для оказания первой медицинской помощи должны находиться на видном, легкодоступном месте.

5.1.4. Требования к обеспеченности сельских библиотек специальным оборудованием и техническими средствами.

Для размещения ресурсов и организации производственных процессов библиотека должна быть оборудована предметами библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т. д.), обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.

Оснащенность сельских библиотек техническими средствами и оборудованием должна полностью обеспечивать выполнение ими основных функций, а также учитывать возможности их рационального использования.

Комплекс технического оснащения сельских библиотек должен включать не менее:
– 2-х компьютеров (в комплектации: системный блок, 17" ЖК-монитор, клавиатура, мышь);
– 1 лазерного принтера;
– 1 копировального аппарата;
– 1 планшетного сканера;
– 1 музыкального центра;
– 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя;
– 1 телефона с функцией факса;
– 1 цветного телевизора;
– 1 проектора для слайдов;
– 1 точки доступа в Интернет из расчета на каждые 500 пользователей;

– а также специальное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями.

Рекомендуемая конфигурация компьютерного комплекса:
– процессор с тактовой частотой не менее 2 GHz (Pentium IV или AMD);
– оперативная память не менее 512 Mb (материнская плата должна обеспечивать возможность наращивания памяти не менее чем до 4 Gb);
– видеокарта с объемом памяти не менее 128 Mb;
– жесткий диск объемом не менее 80 Gb со скоростью вращения диска не менее 7200 об/мин;

пишущий DVD-RW привод;
– наличие интерфейса с разъемом USB, обеспечивающего подключение к компьютеру современных периферийных устройств;
– параметры монитора: 17" ЖК-монитор с рабочим разрешением 1280 х 1024 точек и размером зерна (шагом решетки) не более 0,27 мм;
– модем с учетом качества телефонной связи в муниципальном образовании и обеспечивающий производительность не менее 56 кб/с, адаптированный к российским линиям связи.
Предпочтение отдается внешнему модему;
– лазерный принтер, отвечающий требованиям универсальности его применения и минимизации затрат на расходные материалы со скоростью печати не менее 9 стр/мин и разрешающей способностью не менее 600*600 dpi.

Программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах в библиотеках, в обязательном порядке должно быть лицензионным и иметь соответствующие подтверждающие документы.

Рекомендуемые средства копирования и тиражирования документов:
– сканер, обеспечивающий возможность работы с материалами формата А4 с оптическим разрешением не менее 600*1200 dpi и с глубиной цвета не менее 36 bit;
– копировальный аппарат, обеспечивающий тиражирование документов в объеме не менее 400 копий в месяц со скоростью не менее 4 страниц в минуту и ресурсом картриджа около 2000 копий формата А4.

Необходимо обеспечить сельскую библиотеку расходными материалами: дискетами, записываемыми и перезаписываемыми компакт дисками, картриджами для принтера, сканера и копировального аппарата, а также бумагой для принтеров и копировальных аппаратов.

Рекомендуемые средства, обеспечивающие доступ пользователей к звуковой и визуальной информации:
– цветной телевизор с кинескопом диагональю не менее 21" и усилителем слабого сигнала, дистанционным управлением, работающий в условиях большого разброса питающих напряжений;
– видеомагнитофон или DVD-проигрыватель;
– музыкальный центр, позволяющий работать с компакт-дисками и компакт кассетами, обеспечивающий воспроизведение звука на колонки с выходной мощностью до 100 Вт на канал при минимальных искажениях и наличием двухкассетной деки, позволяющей обеспечить перезапись с одной кассеты (диска) на другую;
– наушники для индивидуального прослушивания и/или просмотра.

Следует обеспечить использование оборудования строго по назначению и в соответствии с эксплуатационными документами, а также обеспечить содержание его в технически исправном состоянии.

Неисправное оборудование должно быть снято с эксплуатации, заменено или отремонтировано (если оно подлежит ремонту), а пригодность отремонтированного оборудования должна быть подтверждена соответствующим документом проверки специалистами (гарантийной справкой организации, производившей ремонт).

Морально и физически устаревшее специальное библиотечное оборудование своевременно списывается по акту, для чего учредитель разрабатывает и утверждает нормативы сроков и условий эксплуатации специального оборудования сельских библиотек в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Требования к кадровым ресурсам.

5.2.1. Требования к укомплектованности сельских библиотек специалистами.

Для определения численности штатных работников сельской библиотеки должен быть использован один из следующих подходов.

Подход 1. Минимальная нормативная потребность в штатных работниках, определяемая исходя из количества населения:
– 1 специалист на 500 – 1000 жителей;
– дополнительно – 1 работник на 500 жителей в возрасте до 15 лет.

На малонаселенных территориях, в труднодоступных местностях, где библиотека является особо важным социокультурным объектом, эта норма может быть понижена до оптимальной для данной территории.

Подход 2. Нормативная потребность в штатных работниках, определяемая исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, в том числе:
– комплектование и обработка документов – из расчета 0,7-1 человек на 1000 томов;
– организация фонда – из расчета 1-1,2 человек на 100 тыс. томов;
– обслуживание пользователей из расчета 3-3,5 человек на 1000 жителей;
– информационная, библиографическая деятельность – из расчета 1-1,5 человек на 1000 жителей.

Подход 3. Минимальная нормативная потребность в штатных работниках, исходя из основных показателей деятельности библиотеки (число читателей, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов и нестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений, др.), на основе конкретных расчетов.

5.2.2. Требования к квалификации и личным качествам работников сельских библиотек.

Специалисты библиотек должны иметь высшее профессиональное (библиотечное) образование, среднее специальное (библиотечное) образование или стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Руководители и специалисты библиотеки не реже 1 раза в 5 лет должны проходить повышение квалификации по любой из установленных форм. Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.

Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом сотрудники библиотеки должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.

5.3. Группа требований к библиотечным фондам.

5.3.1. Требования к комплектованию и обновлению библиотечных фондов.

Требования к объему фондов общедоступных библиотек следует рассматривать в качестве ориентировочных, т.к. они могут меняться и корректироваться в зависимости от территориальной специфики размещения и финансовых условий деятельности учреждения.

Фонд сельской библиотеки должен отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, порнографии.

Объем фонда сельской библиотеки в России ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя на селе – 7-9 томов. Там, где имеются значительные социокультурные различия или иные особые обстоятельства, средний показатель может корректироваться (увеличиваться или сокращаться), так как величина фонда зависит практически от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей, др.

В случае, если в сельском поселении нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30 % до 50 % фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

Библиотечное обслуживание слепых и слабовидящих должно обеспечивать получение ими документов на специальных носителях информации всех видов: «говорящая книга», книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), крупношрифтовые книги, плоскопечатные издания.

Сельская библиотека любой территории должна иметь возможность получать местные газеты и журналы, в том числе не менее 1 экземпляра региональной периодики (газеты, журналы); не менее 2 экземпляров общегосударственных ежедневных полноформатных газет; не менее 1 экземпляра общегосударственной воскресной полноформатной газеты. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей; базовая обеспеченность библиотеки периодикой – не менее 150 наименований. В условиях финансовых ограничений на комплектование книг наличие в фонде периодических изданий приобретает особое значение.

Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом, должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей.

Сельская библиотека должна стремиться обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий (не менее 10 % к общему фонду). Должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты, адресные книги, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер жизнедеятельности региона и данной местности, информационные бюллетени новых поступлений, др. Необходимо предусмотреть особую потребность детей в справочных материалах. Фонд справочных и библиографических изданий должен быть доступен любому пользователю в период работы учреждения, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки.
Доступность фондов удаленных библиотек обеспечивается посредством каналов межбиблиотечной связи (внутрисистемный обмен, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов).

Библиотека является источником библиографических данных о собственном фонде и о внешних библиотечных ресурсах. В этой связи в справочно-библиографическом аппарате библиотеки должен находить адекватное отражение не только фонд самой библиотеки, но и местонахождение документов или информации в других библиотеках и организациях.

Информация обо всей поступающей в библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, источниках приобретения в обязательном порядке доводится до сведения местных жителей. Доступ к документам,  которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу.

5.3.2. Требования к обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Библиотеки обязаны обеспечивать сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с ГОСТом 7.50-2002 «Консервация документов», в котором прописаны общие требования к световому, температурно-влажностному, санитарно-гигиеническому режимам, а также установлены требования к размещению документов и помещениям для их хранения.

Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т. д.).

Для обеспечения сохранности документов библиотечного фонда библиотеки:
– определяют условия его использования, а также устанавливать санкции за утерю или порчу экземпляров библиотечного фонда;
– определяют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами пользования библиотекой виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.

Сохранность библиотечных фондов зависит от востребованности со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их износа. Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки. Единственный экземпляр таких документов должен храниться в традиционном виде (если имеются для этого условия) или быть преобразован в иной вид носителя (например, в электронную форму).

5.4. Требования к информации о сельских библиотеках.

Состояние информации о сельской библиотеке должно соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

5.4.1. Требования к содержанию информации о сельской библиотеке.

В состав информации об услугах сельской библиотеки в обязательном порядке должны быть включены (в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей») следующие данные:
– перечень основных услуг, предоставляемых сельской библиотекой;
– наименования национальных стандартов, требованиям которых должны соответствовать услуги;
– взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);

– возможность влияния пользователей библиотек на качество услуги;
– адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения персонала с посетителями библиотеки;
– возможность получения оценки качества услуги со стороны посетителя;
– установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями пользователей библиотек;
– правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;
– гарантийные обязательства сельской библиотеки.

5.4.2. Требования к доступности информации о сельской библиотеке.

В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»: сельская библиотека обязана довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть представлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для сельского населения.

5.5. Требования к методическим и правовым ресурсам.

5.5.1. Требования к составу документов, регламентирующих деятельность сельских библиотек.

В состав документов должны входить:
– положение (устав) о сельской библиотеке;
– руководства, правила, инструкции, методики, технологии работы с потребителями;
– эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру;
– международные, национальные и региональные стандарты в области библиотечного дела.

5.5.2. Требования к содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность сельских библиотек.

Положение об учреждении должно включать в себя следующие сведения:
– предназначение учреждения;
– порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации;
– источники финансирования;
– юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
– ведомственная принадлежность и подчиненность;
– штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
– объем предоставляемых услуг (обязательных и дополнительных).

Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы библиотеки.

Эксплуатационные документы на имеющиеся в библиотеке техническое оснащение должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
Международные, национальные, региональные стандарты и нормативы, в том числе настоящий норматив минимального ресурсного обеспечения услуг, должны составлять нормативную основу практической работы в области библиотечного обслуживания населения.

В библиотеке следует осуществлять регулярный (не реже 1 раза в год) пересмотр документов, регламентирующих деятельность учреждения. Пересмотр подразумевает включение в документы, регламентирующие деятельность учреждения, необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших.

5.6. Требования к управленческим ресурсам.

5.6.1. Администрация сельской библиотеки и ее учредители должны в рамках своих полномочий:
– способствовать сотрудничеству между сельскими библиотеками и библиотеками других видов, в том числе установлению эффективной межбиблиотечной системы обмена материалам;
– обеспечить возможность обмена опытом между библиотекарями, а также обмена информацией об успешной практической деятельности между библиотеками;
развивать систему обратной связи с потребителями услуг сельских библиотек (систему регистрации, рассмотрения и реагирования на жалобы и предложения посетителей по совершенствованию работы сельских библиотек);
– внедрить в каждой сельской библиотеке систему регулярного мониторинга удовлетворенности посетителей качеством и доступностью услуг;
– организовать обучение пользователей с целью эффективного использования ими ресурсов и услуг сельских библиотек.

Руководство сельских библиотек должно обеспечивать единство цели и направления деятельности организации. Следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой персонал может быть полностью вовлечен в решение задач организации.

5.6.2. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного дополнительного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы обучения (организационно-деятельные игры, курсы, семинары, практикумы, стажировки, телеконференции, др.). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами. Каждый работник библиотеки должен как минимум раз в 5 лет обновить знания по установленной программе. Крайне необходимо систематическое обучение библиотечных работников информационным технологиям.

5.6.3. Учредитель сельской библиотеки обеспечивает социальную и профессиональную защиту работников библиотеки. Учредитель сельской библиотеки обязан уважать и соблюдать профессиональные интересы работников, создавать условия для их реализации и самореализации, заботиться о возможностях служебного роста.

5.6.4. Учредитель библиотеки обязан заботиться о создании удовлетворительных условий труда для работников. Оплата труда и социальные гарантии работников сельских библиотек определяются муниципальными правовыми актами с учетом действующего законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

5.6.5. Ресурсное обеспечение услуг, оказываемых населению сельскими библиотеками, оценивается внутренней и внешней системой контроля.
Внутренняя система предполагает контроль состояния ресурсного обеспечения со стороны самих библиотек, а внешняя система контроля осуществляется органами управления различных уровней.

5.7. Уточняющие коэффициенты к требованиям минимального ресурсного обеспечения.

Требования к минимальным ресурсам сельских библиотек должны уточняться с учетом местной специфики в соответствии с перечнем факторов влияния, таких как:
– климатические условия (например, суровый климат), отнесение территории к северным и приравненным к ним районам, что влияет и на ресурсное обеспечение, и на интенсивность пользования библиотеками;

– сложность рельефа местности, отнесение территории к горным районам, где затруднено общение между частями поселения и требуются дополнительные усилия и затраты для поддержания библиотечной работы на оптимальном уровне;
– большая протяженность зоны обслуживания, связанная обычно либо с наличием в составе поселения мелких населенных пунктов, что не позволяет набрать оптимальную норму числа жителей для создания компактного по территории поселения, либо территориальной удаленностью части их от центра поселения в местах с низкой плотностью населения. Этот фактор влияет на норму книгообеспеченности, требует дополнительных затрат труда на организацию библиотечного обслуживания удаленных населенных пунктов;
– многонациональный состав обслуживаемого населения.

Наличие последнего фактора требует повышения книгообеспеченности и уменьшения нагрузки на одного работника сельской библиотеки.

Уточняющие коэффициенты к требованиям ресурсного обеспечения

Состав факторов и размеры поправочных коэффициентов утверждаются каждые пять лет после проведения исследований, уточняющих условия организации сети и функционирования библиотек в регионе.

 

 

п/п

Фактор Влияния

Значения уточняющих коэффициентов к разновидностям норм

Население на библиотеку

Книжный фонд

Новые поступления

Помещение

Персонал

Нагрузка

1.

Суровый климат

1,2

0,9

2.

Сложность рельефа местности

0,5-0,8

1,2

1,2

1,2

1,2

0,9

3.

Большая протяженность зоны обслуживания
(радиус зоны обслуживания более 6 км или наличие в районе более 3 населенных пунктов)

0,5-0,7

1,1-1,2

1,1-1,2

1,2

1,2

0,9

4.

Многонациональное население

1,2

1,2

1,2

1,2

0,8

>

Раздел IV.

ПЕРЕЧЕНЬ БАЗОВЫХ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ) УСЛУГ
СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК

1. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечных фондов.

2. Предоставление документов или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

3. Предоставление услуг читальных залов при библиотеке.

4. Предоставление консультационной помощи в поиске и выборе источников информации.

5. Предоставление информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования.

6. Предоставление информации о поступлении в фонд библиотеки интересующих их изданий и материалов. 

7. Предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек.

8. Составление каталогов книг, периодических изданий, рукописей, записей на технических носителях информации и т. п.

9. Составление библиографических списков и справок по разовым запросам читателей.

10. Изготовление копий (с возможным увеличением или уменьшением размера копий) из книг, брошюр, газет, журналов, документов из фонда библиотеки.

11. Проведение мероприятий с целью продвижения чтения, повышения информационной культуры, организации досуга и популяризации различных областей знания.

 

Раздел V.

НОРМАТИВ МИНИМАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛУГ СЕЛЬСКИХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КЛУБНОГО ТИПА

1. Область применения

Настоящий норматив устанавливает основные требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг, предоставляемых сельскими культурно-досуговыми учреждениями клубного типа (далее – клубные учреждения), и направлен на достижение высокого качества обслуживания.

2. Нормативные ссылки

В настоящем нормативе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.
ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
СНиП 21-01-97. Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94), введены в действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 № 736.
Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (в ред. от 26.06.2007).
Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2007).
Федеральный закон от 23.11.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в ред. федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 08.11.2007).
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007).
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 № 919).
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 № 1264 «Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 № 859, от 01.02.2005 № 49, от 14.12.2006 № 767)».
Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в ред. от 29.12.2006 с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2008).
Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10.08.2007 № 1249 «Об утверждении временных методических рекомендаций о порядке учета сценическо-постановочных средств в учреждениях, проводящих зрелищные мероприятия».
Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 06.01.1998 № 2 «Об утверждении и введении в действие правил охраны труда в театрах и концертных залах».
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2000 № 102 «Об утверждении норм расквартирования соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Минимальные ресурсы, обеспечивающие предоставление услуг
населению сельскими клубными учреждениями

В данном нормативе под минимальными ресурсами сельских клубных учреждений понимаются источники и средства обеспечения их деятельности. Основными минимальными ресурсами сельских клубных учреждений являются:
– материально-технические (здания, помещения, оборудование, технические средства, мебель);
– работники сельских клубных учреждений;
– информация о клубном учреждении культуры, порядке и правилах предоставления услуг пользователям;
– методические и правовые (документы, в соответствии с которыми функционирует клубное учреждение).

4. Группы требований к качеству минимального ресурсного обеспечения услуг, предоставляемых населению сельскими клубными учреждениями

4.1. Требования к материально-техническим ресурсам:
– требования к размещению зданий сельских клубных учреждений;
– требования к размерам помещений сельских клубных учреждений;
– требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, санитарных норм по контролю за уровнем шума и вибрацией, а также норм охраны труда в сельских клубных учреждениях;
– требования к обеспеченности сельских клубных учреждений техническими средствами, оборудованием и мебелью.

4.2. Требования к кадровым ресурсам:
– требования к укомплектованности сельских клубных учреждений специалистами;
– требования к квалификации и личным качествам работников сельских клубных учреждений.

4.3. Требования к информационным ресурсам:
– требования к содержанию информации о деятельности сельских клубных учреждений;
– требования к доступности информации о сельских клубных учреждениях.

4.4. Требования к методическим и правовым ресурсам: 

– требования к составу документов, регламентирующих деятельность сельских клубных учреждений;
– требования к содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность сельских клубных учреждений.

5. Требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг, предоставляемых населению сельскими клубными учреждениями

5.1. Требования к материально-техническим ресурсам.

5.1.1. Требования к размещению зданий сельских клубных учреждений.

Сельское клубное учреждение должно размещаться в центре села на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т. д. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения.

Сельское клубное учреждение должно быть обеспечено удобными подъездами и подходами, иметь электрическое освещение в вечернее и ночное время, оборудоваться открытыми стоянками для транспорта, а также иметь запасной (пожарный) выход и подъезд для производственных целей самого учреждения.

При размещении в любых типах зданий и помещений сельское клубное учреждение должно быть оборудовано для пользователей с ограниченными физическими возможностями: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты.

Режим работы клубных учреждений, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливается для каждого клубного учреждения с учетом потребностей населения и интенсивности его посещения по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Время работы клубного учреждения не должно полностью совпадать с часами работы основной части населения.

Прилегающая территория к сельскому клубному учреждению должна способствовать формированию привлекательного образа. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с твердым покрытием, зеленых насаждений, газонов, цветочных клумб, садовых скамеек, эстрадно-танцевальной площадки, места для детских игр с аттракционами малых форм, специально оборудованной площадки для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и народных игр.

5.1.2. Требования к размерам помещений сельских клубных учреждений.

Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей культурно-досуговых услуг в соответствии со строительными нормами и правилами.

Сельское клубное учреждение должно иметь здание со зрительным и танцевальными залами, с помещениями для проведения работы с семьями, физкультурно-оздоровительных мероприятий, просмотра видеофильмов, игровой комнатой для детей, комнатами для настольных игр, для уголка народной традиционной культуры (русская горница), для проведения салонных встреч (музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, консультации по социальным вопросам), работы клубных формирований и другими.

Сельские клубные учреждения могут быть обеспечены буфетом, должны быть обеспечены подсобными, санитарно-бытовыми и административно-хозяйственными помещениями (гардероб, санузел).

Размеры помещений сельских клубных учреждений должны отвечать следующим требованиям:
– площадь зрительного зала (на 1 место в зрительном зале – 0,65 кв);
– площадь комнат для работы кружков (на 1 человека – от 1,4 до 5,0 кв.м);
– площадь танцевального зала с эстрадой (на 1 человека – 1,1 кв.м);
– площадь помещения административного и обслуживающего персонала (на 1 посетителя – 0,03 кв) (комната площадью не менее 10 кв.м.);
– туалеты (на 1 посетителя – 0,07 кв.м) (в туалетах оборудуется один унитаз, два писсуара на 150 мужчин, один унитаз на 75 женщин, в шлюзах предусматривается один умывальник на 100 чел., но не менее одного);
– комната для курения (на 1 посетителя – 0,06 кв);

5.1.3. Требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, санитарных норм по контролю за уровнем шума и вибрацией, а также норм охраны труда в сельских клубных учреждениях.

В сельском клубном учреждении должен осуществляться постоянный контроль за уровнем шума и звукомузыкальным оформлением в зрительном зале.

Уровень звучания в зрительном зале:
– при звукоусилении не должен превышать 96 дб.;
– при звукооформлении – 100 дб.

Уровень шума и вибрации на рабочих местах должны соответствовать требованиям санитарных норм СН № 3223-85 МЗ СССР. 

Устройство производственных помещений должно соответствовать требованиям, исключающим проникновение шума улиц и действующего оборудования в зрительный зал, репетиционные помещения, артистические комнаты и др.

Вентиляционное оборудование должно устанавливаться на виброгасящих основаниях, воздуховоды должны присоединяться к вентилятору с помощью мягких вставок из прорезиненного брезента и т. д.

Работники по эксплуатации здания обязаны контролировать техническое состояние камер глушения, шумопоглощающих штор, экранов, герметичность проемов сценической коробки и др.

Все строительно-монтажные работы по борьбе с шумом и вибрацией в сельских клубных учреждениях должны выполняться только при наличии проектно-сметной документации.

Состояние помещений сельских клубных учреждений должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН (предел температурного режима – не менее +18 градусов по Цельсию, относительная влажность воздуха – 55 процентов), нормам охраны труда.

Сельским клубным учреждениям необходимо разработать комплекс упреждающих мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций (пожары, стихийные бедствия и др.) и обеспечение защиты материально-технических ресурсов.

Сотрудники сельских клубных учреждений должны пройти подготовку по оказанию первой медицинской помощи, аптечки для оказания первой медицинской помощи должны находиться на видном месте.

В сельских клубных учреждениях должны соблюдаться правила пожарной безопасности, руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

Аптечки для оказания первой медицинской помощи должны находиться на видном, легкодоступном месте.

5.1.4. Требования к обеспеченности сельских клубных учреждений техническими средствами, оборудованием и мебелью.

Учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием, современной аппаратурой и приборами (в соответствии с назначением помещений), отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг.

Сельское клубное учреждение должно иметь следующее оборудование:
– кресла (зрелищные стационарные съемочные);
– столы рабочие;
– стулья;
– шкафы (стеллажи);
– другая мебель.

Техническое оснащение зрительного зала должно включать:
звукоусилительную аппаратуру;
– усилитель;
– колонки;
– пульт микшерский на 8 каналов (минимальная величина);
– микрофоны и стойки к ним по 6 штук (минимальная величина);
– световую аппаратуру;
– силовой блок;
– пульт регулятора;
– прожекторы осветительные сценические;
– софиты;
– др. осветительные приборы;
– при наличии танцевального зала необходимы световые эффекты. 

В клубном учреждении необходимо наличие аудиовизуальных средств, обеспечивающих доступ пользователей к звуковой и визуальной информации. К ним относятся:
– цветной телевизор;
– пульт дистанционного управления;
– видеомагнитофон или DVD-проигрыватель;
– видеокамера (цифровая);
– магнитофон;
– фотоаппарат (цифровой);
– проигрыватель;
– музыкальный центр;
– кино (видео, DVD) проектор;
– киноэкран; проектор для слайдов.

Необходимо обеспечить сельское клубное учреждение копировально-множительной и компьютерной техникой, включающей:
– компьютеры;
– лазерный принтер;
– сканер;
– ксерокс.

Программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах, в обязательном порядке должно быть лицензированным и иметь соответствующие подтверждающие документы.

В зависимости от перечня базовых (обязательных) услуг, сельское клубное учреждение должно быть обеспечено:
– фонотекой (пластинки, компакт-диски, аудиокассеты);
– фильмотекой (видеокассеты, фильмокопии аналоговые, DVD-диски, слайды);
– стойкой для хранения CD и DVD дисков;
– настольными играми (шашки, шахматы, лото, домино, нарды, инвентарь для настольного тенниса и др.);
– развивающими компьютерными играми и программами;
– библиотечным книжным фондом, включающим специализированные периодические издания, сборники сценариев;

спортивным инвентарем (сетки, мячи и др.);
– одеждой сцены (рабочей и праздничной);
– доской меловой;
– а также музыкальными инструментами, к которым относятся:
– комплект для оркестра народных инструментов;
– комплект для духового оркестра (по необходимости);
– комплект для инструментального ансамбля;
– баян, аккордеон, гармонь;
– рояль, пианино.

Клубное учреждение должно быть оснащено телефонной связью и выходом в Интернет.

Специальное оборудование и аппаратуру (в соответствии с назначением помещений) следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии и систематически проверять.

Неисправное специальное оборудование и аппаратура должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.

Морально и физически устаревшее специальное оборудование (световые приборы, звуковая, киновоспроизводящая аппаратура, музыкальные инструменты), одежда сцены, сценические костюмы своевременно списываются по акту в соответствии с утвержденными учредителем нормативами сроков эксплуатации специального оборудования. Состояние электрического оборудования в культурно-досуговых учреждениях определяется путем проведения визуального осмотра, замеров сопротивления изоляции (проверка качества изоляции проводов) и так далее. Специальные технические средства следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.

Неисправные специальные технические средства должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежит ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.

Учреждение должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения.

5.2. Требования к кадровым ресурсам.

Каждый специалист сельского клубного учреждения должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Все руководители и специалисты учреждения не реже 1 раза в 5 лет должны проходить повышение квалификации по любой из установленных форм. Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.

При присвоении либо подтверждении творческому коллективу звания «народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества» прохождение руководителем коллектива повышения квалификации является обязательным.

5.3. Требования к информационным ресурсам.

Состояние информации о сельском клубном учреждении должно соответствовать требованиям Федерального закона «О защите прав потребителей».

5.3.1. Требования к содержанию информации о сельском клубном учреждении.

В состав информации об услугах сельского клубного учреждения в обязательном порядке должны быть включены (в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей») следующие данные:
– перечень основных услуг, предоставляемых сельским клубным учреждением;
– план работы клубного учреждения и клубных формирований, утвержденные учредителем (ежемесячный);
– график работы клубного учреждения и клубных формирований;

– наименование государственных стандартов, требованиям которых должны соответствовать услуги;
– взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);
– возможность влияния пользователей сельских клубных учреждений на качество услуги;
– адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения персонала с посетителями клубного учреждения;
– возможность получения оценки качества услуги со стороны посетителя;
– установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями пользователей сельских клубных учреждений;
– правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;
– гарантийные обязательства сельского клубного учреждения.

5.3.2. Требования к доступности информации о сельском клубном учреждении. 

Сельское клубное учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор.

5.4. Требования к методическим и правовым ресурсам.

5.4.1. Требования к составу документов, регламентирующих деятельность сельских клубных учреждений.

В состав документов должны входить:
– положение (устав) о сельском клубном учреждении;
– руководства, правила, инструкции, методики, технологии работы с потребителями;
– журнал учета работы клубного учреждения (ежегодный);
– журнал учета работы каждого клубного формирования (ежегодный);
– положение о платных услугах клубного учреждения, утвержденное учредителем;

– соответствующая документация по ведению билетного хозяйства клубного учреждения (книга по учету бланков строгой отчетности, акты сдачи-приемки, акты о списании и т. д.);
– эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру;
– международные, национальные и региональные стандарты в области культуры.

5.4.2. Требования к содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность сельских клубных учреждений.

Положение об учреждении должно включать в себя следующие сведения:
– предназначение учреждения;
– порядок его формирования, деятельности, управления, реорганизации и ликвидации;
– источники и порядок финансирования;
– юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
– ведомственная принадлежность и подчиненность;
– штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
– объем предоставляемых услуг (обязательных и дополнительных). Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, предусматривать меры совершенствования работы клубного учреждения.

Эксплуатационные документы на имеющиеся в клубном учреждении техническое оснащение должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.

Международные, национальные и региональные стандарты, в том числе настоящие нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг, должны составлять нормативную основу практической работы в области культуры.

В клубном учреждении следует осуществлять регулярный (не реже 1 раза в год) пересмотр документов, подразумевающий включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших.

 

Раздел VI.

ПЕРЕЧЕНЬ БАЗОВЫХ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ) УСЛУГ СЕЛЬСКИХ
КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Организация и проведение:
– вечеров отдыха;
– танцевальных вечеров;
– тематических вечеров;
– встреч с деятелями культуры, науки, литературы;
– праздников;
– гражданских, семейных обрядов;
– литературно-музыкальных гостиных;
– балов;
– концертов художественной самодеятельности;
– спектаклей, разработка сценариев, постановочная работа по заявкам организаций, предприятий и отдельных граждан и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований.

2. Организация любительских клубов и объединений.

3. Организация лекториев (кинолекториев, других лекционных мероприятий).

4. Предоставление оркестров, ансамблей, самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей для музыкального оформления семейных, корпоративных праздников и торжеств на договорной основе.

5. Предоставление игровых комнат для детей с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых.

6. Обучение в кружках, студиях, на курсах:
– игре на музыкальных инструментах;
– пению;
– актерскому мастерству;
– танцам;
– изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

7. Предоставление консультаций, научных справок населению с привлечением специалистов (устные, письменные).

8. Демонстрация кинофильмов и видеопрограмм.

_______________

1 Определения терминов «библиотечное обслуживание», «стационарная библиотека» «передвижная библиотека» даны в соответствии с ГОСТ 7.0-99.

2 Термин «библиотечный фонд» определен в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.12.1998 № 590 об утверждении «Инструкции об учете библиотечного фонда».

3 Определение термина «заинтересованная сторона» дано в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

4 Определение понятия «клубное учреждение» дано в соответствии с «Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», рекомендованным решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 № 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры».

5 Термин «пользователь библиотеки» определен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле».

6 Определение термина «потребитель» дано в соответствии с ГОСТ Р 50646-94.

7 Определение термина «предоставление услуги» дано в соответствии с ГОСТ Р 50646-94.

8 Термин «сельская местность» (для уточнения понятия «сельских населенных пунктов») определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 № 250 (в ред. от 06.04.2007) «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».

9 Термин «сельское поселение» определен в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

10 Определения терминов «требование» и «заинтересованная сторона» даны в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

11 Определение термина «услуга» дано в соответствии с ГОСТ Р 50646-94.

12 В настоящем стандарте представлены нормы размеров помещений библиотек, установленные междунаро