Глава 6. Информационное
обеспечение выборов
Статья 40. Информационное
обеспечение выборов
Информационное обеспечение
выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и
способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
Статья 41. Информирование
избирателей
1.
Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти Чувашской
Республики, органы местного самоуправления, избирательные комиссии,
организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и
юридические лица в соответствии с Федеральным законом. Органы государственной
власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о
кандидатах, об избирательных объединениях.
2. Содержание
информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или
распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно
нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
3.
Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о
ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения
избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о
кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют избирательные комиссии.
4.
Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по
информированию избирателей осуществляется свободно.
5. В
информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных
изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно
отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться
предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том
числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной
площади, отведенной для таких сообщений.
6. Журналист,
иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск
средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по
информационному обеспечению выборов, в соответствии с законодательством
Российской Федерации не могут быть по инициативе администрации (работодателя)
уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период
соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания
соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них в
соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации было наложено
взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке
законным и обоснованным.
7. В день голосования
до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного
округа запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о
результатах выборов, в том числе размещение таких данных в
информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть
"Интернет").
Статья 42. Опросы
общественного мнения
1.
Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения,
связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей.
2. При опубликовании
(обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами
депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, редакции средств
массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти
результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его
проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где
проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной
погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее
(оплативших) указанную публикацию (обнародование).
3. В течение
пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается
опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения,
прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми
выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях
общего пользования (включая сеть "Интернет").
Статья 43. Организации телерадиовещания и
периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения
выборов
1.
Информационное обеспечение выборов депутатов Государственного Совета Чувашской
Республики осуществляется с использованием государственных, муниципальных и
негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных,
муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.
2.
Под государственными организациями телерадиовещания, государственными
периодическими печатными изданиями в настоящем Законе понимаются организации
телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями
(соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на
день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов
являются государственные органы и организации, и (или) которым за год,
предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении
выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или)
субвенций на их функционирование за счет средств республиканского бюджета Чувашской
Республики, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального
опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад)
Российской Федерации и (или) Чувашской Республики.
3.
Под муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими
печатными изданиями в настоящем Законе понимаются организации телерадиовещания
и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или
учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального
опубликования (публикации) решения о назначении выборов являются органы
местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год,
предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении
выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций
на их функционирование за счет средств местного бюджета, и (или) в уставном
(складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации)
решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных
образований).
4.
Под негосударственными организациями телерадиовещания, негосударственными
периодическими печатными изданиями в настоящем Законе понимаются организации
телерадиовещания и периодические печатные издания, не подпадающие под действие
частей 2 и 3 настоящей статьи.
5.
В периодических печатных изданиях, учрежденных Государственным Советом Чувашской
Республики, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами
местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных
материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут
публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы,
освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений.
6.
Перечень государственных организаций телерадиовещания, а также государственных
периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время,
печатную площадь для проведения предвыборной агитации, публикуется Центральной
избирательной комиссией Чувашской Республики по представлению органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации
средств массовой информации.
7.
Перечень, указанный в части 6 настоящей статьи, представляется
в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики не позднее чем
на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о
назначении выборов. В указанный перечень включаются следующие сведения о каждой
организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании:
1)
наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой
информации либо периодического печатного издания;
2)
юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического
печатного издания;
3)
учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель
(учредители) редакции периодического печатного издания и периодического
печатного издания;
4)
вид и объем государственной (муниципальной) поддержки (если таковая имелась за
год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о
назначении выборов);
5)
доля (вклад) Российской Федерации, Чувашской Республики, муниципальных
образований в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой
имелся) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении
выборов);
6)
периодичность выпуска периодического печатного издания;
7)
указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное
издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания,
периодических печатных изданий).
Статья 44. Предвыборная
агитация
1. Граждане
Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых
законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
2. Предвыборной
агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
1) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки
кандидатов либо против него (них);
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному
объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список
кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за
исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса
общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 42 настоящего Закона);
3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной
кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет
допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
4) распространение информации, в которой явно преобладают
сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном
объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не
связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих
служебных (должностных) обязанностей;
6)
деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения
избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата,
список кандидатов.
3.
Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций,
осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной
деятельности и указанные в пункте 1 части 2 настоящей статьи, признаются
предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить
избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или
против него (них), а действия, указанные в пунктах 2–6 части 2 настоящей
статьи, – в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
4.
Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
2) посредством проведения
агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и
распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных
материалов;
4) иными не запрещенными законом
методами.
5. Кандидат,
избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы
своей предвыборной агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в
установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
6. Расходы на
проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств
соответствующих избирательных фондов в установленном Федеральным законом,
настоящим Законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение,
оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных
объединений, запрещается.
7. В
соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается проводить
предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам
государственной власти, органам государственной власти Чувашской Республики,
иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, замещающим государственные
или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим,
лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы
собственности (в организациях, высшим органом управления которых является
собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих
организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных
или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего
должностного или служебного положения;
3) воинским частям, военным
учреждениям и организациям;
4) благотворительным и
религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и
участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям, членам
избирательных комиссий с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам
без гражданства, иностранным юридическим лицам;
7) международным организациям и
международным общественным движениям;
8) представителям организаций,
осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими
профессиональной деятельности.
8. Запрещается привлекать к
предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в
том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных
материалах, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 10
настоящей статьи.
9. Лицам,
замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается
проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в
периодических печатных изданиях, за исключением случая, если указанные лица зарегистрированы
в качестве кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики.
10. Использование в агитационных
материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица,
высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении
возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ,
подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами
агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью
4 статьи 50 настоящего Закона. В случае размещения агитационного материала
на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании
указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное
ограничение не распространяется:
1) на
использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов
о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным
избирательным объединением на тех же выборах;
2) на
использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных
объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких
высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были
обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание
физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Законом права
проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это
высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации)
решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата
(период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства
массовой информации, в котором оно было обнародовано;
3) на
цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате,
обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих
агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с
законом;
4) на
использование изображений кандидатов, выдвинутых на соответствующих выборах;
5) на использование кандидатом
своих изображений, использование избирательным объединением изображений
кандидата, выдвинутого им в составе списка кандидатов, со своими супругом,
детьми (в том числе не достигшими возраста 18 лет), родителями и другими
близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.
11. Политическая партия,
выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной
комиссией, не позднее чем за десять дней до дня голосования публикует свою
предвыборную программу не менее чем в одном региональном государственном
периодическом печатном издании, а также размещает ее в
информационно-телекоммуникационной сети общего пользования
"Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная
площадь, предоставляемая избирательным объединениям в соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, либо такая
публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии,
избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Статья 45. Агитационный
период
1.
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки
до дня голосования.
2.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания
и в периодических печатных изданиях проводится в период, который
начинается за 28 дней до дня голосования и оканчивается в ноль часов по
местному времени за одни сутки до дня голосования.
3. Проведение
предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день
запрещается.
4. Агитационные
печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в
установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за
исключением зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для
голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день
голосования на прежних местах.
Статья 46. Общие условия проведения
предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических
печатных изданиях
1.
Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции
государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны
обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим
списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных
программ в порядке, установленном Федеральным законом, настоящим Законом.
Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная
площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим
списки кандидатов, за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным
законом, настоящим Законом, также бесплатно (бесплатное эфирное время,
бесплатная печатная площадь).
2.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать
предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной
агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные
объединения. Зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным
объединением, вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную
площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за выдвинувшее
его избирательное объединение, а также за других кандидатов, выдвинутых этим
избирательным объединением. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов,
список кандидатов, вправе использовать предоставленные ему эфирное время,
печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за
любого выдвинутого им кандидата.
3. В случае
одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных
кампаний и совпадения периодов проведения агитации на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических печатных изданиях общий объем бесплатного
эфирного времени и бесплатной печатной площади не увеличивается без согласия на
то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания.
4.
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных
периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой
информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной
кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий,
учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными
подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до начала
избирательной кампании, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам,
избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь в соответствующих
средствах массовой информации. Иные негосударственные организации
телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не
вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям
эфирное время, печатную площадь.
5. Условия
оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными
организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических
печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов,
избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции
негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами,
избирательными объединениями.
6. При
проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других
условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы
соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического
печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального
опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики. Указанные сведения и уведомление
о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения
предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в Центральную
избирательную комиссию Чувашской Республики или нижестоящую избирательную
комиссию.
7.
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных
периодических печатных изданий, редакции государственных периодических печатных
изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации
телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий
(культурно-просветительских, детских, технических, научных и других), а также
муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных
периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного
времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации. Таким отказом
считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления,
указанного в части 6 настоящей статьи, в установленные в указанной
части сроки.
8.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны вести отдельный
учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных
для проведения предвыборной агитации, по формам и в порядке, которые установлены
соответствующей избирательной комиссией, и представлять данные такого учета в
эту избирательную комиссию не позднее чем через десять дней со дня голосования.
9.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны хранить
указанные в части 8 настоящей статьи учетные документы о бесплатном и
платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со
дня голосования.
10. Расходы
государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных и
муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением
бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения
предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и
редакций.
11.
Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций
телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для
проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором,
заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией
периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением до
предоставления эфирного времени, печатной площади.
12. В случае
одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных
кампаний и совпадения периодов проведения агитации на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических печатных изданиях зарегистрированный
кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных
выборах, вправе получить бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь
в государственных и муниципальных организациях телерадиовещания и периодических
печатных изданиях в объеме, не превышающем объем, который должен быть
предоставлен ему на выборах более высокого уровня.
Статья 47. Условия проведения
предвыборной агитации на телевидении и радио
1. Бесплатное
эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания
предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным
объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях
(продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и
другие условия).
2. Региональные государственные
организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим
списки кандидатов, для проведения предвыборной агитации на выборах депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики. Предоставляемое бесплатное
эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией
телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
3. Общий объем
бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных
организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной
агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням,
а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух
часов в день, – не менее одной четверти общего времени вещания. Если в
результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого
зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, выдвинувшее
зарегистрированный список кандидатов, придется более 60 минут бесплатного
эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из
организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается
и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество
зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших
зарегистрированные списки кандидатов.
4. При
проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственного Совета
Чувашской Республики общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая
из региональных
государственных организаций телерадиовещания предоставляет для
проведения предвыборной агитации, должен быть не меньше объема бесплатного
эфирного времени, полученного всеми кандидатами по этому избирательному округу
на прошедших аналогичных выборах.
5. Не
менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть
предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для
проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных
агитационных мероприятий. Данное правило не применяется, если на каждого
кандидата, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу,
приходится менее пяти минут из общего объема бесплатного эфирного времени.
6. Оставшаяся
часть общего объема бесплатного эфирного времени (при ее наличии)
предоставляется региональными государственными организациями телерадиовещания
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для размещения
агитационных материалов.
7. В совместных
агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания
зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка кандидатов) могут
участвовать только лично, а представители зарегистрированного кандидата для
участия в таких совместных агитационных мероприятиях не допускаются, за
исключением случая, указанного в части 8 настоящей статьи.
8. Если
зарегистрированный кандидат по вынуждающим к тому обстоятельствам (болезнь,
смерть близких родственников) не может участвовать в совместном агитационном
мероприятии, вместо него в совместном агитационном мероприятии может
участвовать его доверенное лицо.
9.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение вправе отказаться от
участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время,
отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в
случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один
участник, не уменьшается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой
увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого зарегистрированному
кандидату, избирательному объединению, отказавшимся участвовать в указанном
мероприятии, за исключением случаев, предусмотренных законом.
10. По
завершении регистрации кандидатов, списков кандидатов, но не позднее 32 дней до дня
голосования, проводится жеребьевка в целях распределения эфирного времени между
зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями.
11.
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики с участием
представителей соответствующих организаций телерадиовещания проводит
жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир
бесплатных предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов,
избирательных объединений. При проведении жеребьевки вправе присутствовать
лица, указанные в части 1 статьи 25 настоящего Закона. Результаты жеребьевки
оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график
распределения эфирного времени при проведении выборов депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики публикуется в региональных государственных
периодических печатных изданиях. Эфирное время предоставляется на основании
договора, заключенного после проведения жеребьевки.
12. Региональные государственные
организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения
предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для
всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки
кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени за плату должен быть
равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени, предоставляемого
в соответствии с частями 3 и 4
настоящей статьи, или превышать его, но не более чем в два раза. Зарегистрированный
кандидат, указанное избирательное объединение вправе за соответствующую плату получить время из общего объема
зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате
деления этого объема на число соответственно зарегистрированных кандидатов,
указанных избирательных объединений.
13. Эфирное время, указанное в частях 2 и 12
настоящей статьи, должно предоставляться организацией телерадиовещания в
период, указанный в части 2 статьи 45 настоящего Закона.
14. Дата и
время выхода в эфир платных предвыборных агитационных материалов определяются
жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных
лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных
зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных
объединений не позднее дня проведения
жеребьевки в организацию телерадиовещания, проводящую жеребьевку. При
проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 1 статьи 25
настоящего Закона. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный в части
10 настоящей статьи. Эфирное время предоставляется на основании договора,
заключенного после проведения жеребьевки.
15. Если
зарегистрированный кандидат, избирательное объединение откажутся от
использования предоставленного им для проведения предвыборной агитации платного
или бесплатного эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до
выхода агитационного материала в эфир, а если выход материала в эфир должен
состояться менее чем через пять дней со дня проведения соответствующей
жеребьевки, – в день жеребьевки сообщить об этом в письменной форме
соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать
высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей
предвыборной агитации.
16. В
соответствии с законодательством Российской Федерации негосударственные организации
телерадиовещания, выполнившие условия части 6 статьи 46 настоящего Закона,
обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам,
избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов,
на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).
17. В
соответствии с законодательством Российской Федерации в договорах о
предоставлении платного эфирного времени должны быть указаны следующие условия:
вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность
предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия
участия журналиста (ведущего) в теле- и радиопередаче. После выполнения
условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об
использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение
обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и
времени ее выхода в эфир.
18. Оплата
эфирного времени должна производиться исключительно за счет средств
избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения.
19. Платежный документ
о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени
должен быть представлен в филиал Сберегательного банка Российской Федерации
зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением не позднее чем за два
дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с
отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации должна быть
представлена зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением в
организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае
нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах
организаций телерадиовещания не допускается.
20. В
соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается перекрывать
передачу предвыборных агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания
трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.
21. Видео- и аудиозаписи
выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию,
хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со
дня выхода указанных программ в эфир.
Статья 48. Условия проведения
предвыборной агитации в периодических печатных изданиях
1. Редакции региональных государственных
периодических печатных изданий, распространяемых на территории Чувашской
Республики и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные
площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными
кандидатами, избирательными объединениями.
2.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, зарегистрировавшие
списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади
в региональных
государственных периодических печатных изданиях на равных условиях:
равный объем предоставляемой печатной площади, одинаковое место на полосе,
одинаковый размер шрифта и т.д.
3. Общий
еженедельный минимальный объем бесплатной площади, которую каждая из редакций региональных государственных
периодических печатных изданий предоставляет соответственно зарегистрированным
кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов,
должен составлять не менее 15 процентов от общего объема еженедельной печатной
площади соответствующего издания в период, установленный частью 2 статьи 45
настоящего Закона. Информация об общем объеме бесплатной печатной площади,
которую такое периодическое печатное издание предоставляет для целей
предвыборной агитации в течение периода, установленного частью 2 статьи 45
настоящего Закона, публикуется в данном издании не позднее чем через 30 дней
после официального опубликования решения о назначении выборов.
4. При
проведении повторных и дополнительных выборов общий объем бесплатной печатной
площади, которую каждая из редакций региональных государственных периодических
печатных изданий предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен
быть не меньше объема бесплатной печатной площади, полученного всеми
кандидатами по этому избирательному округу на прошедших выборах в
Государственный Совет Чувашской Республики.
5. Общий объем
бесплатной печатной площади, декларированной редакцией регионального государственного
периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными
кандидатами, избирательными объединениями путем деления общего объема
выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных
объединений.
6. В течение
двух дней после завершения регистрации кандидатов, списков кандидатов редакции региональных государственных
периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц проводят жеребьевку
в целях распределения бесплатной печатной площади между зарегистрированными
кандидатами, избирательными объединениями и установления дат бесплатных
публикаций их предвыборных агитационных материалов. При проведении жеребьевки
вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии, а также
лица, указанные в части 1 статьи 25 настоящего Закона. Результаты жеребьевки
оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора,
заключенного после проведения жеребьевки. Определенный в результате жеребьевки
график распределения бесплатной печатной площади публикуется соответственно в
периодическом печатном издании, проводившем жеребьевку.
7. Редакции региональных государственных
периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны
резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату.
Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных
объединений. Общий объем платной печатной площади, резервируемой редакцией
периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной
печатной площади, предоставляемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи,
но не должен превышать этот объем более чем в два раза.
8. Каждый
зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, зарегистрировавшее
список кандидатов, вправе за соответствующую плату получить из общего объема
зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной
в результате деления этого объема на число соответственно зарегистрированных
кандидатов либо избирательных объединений,
зарегистрировавших списки кандидатов.
9. Печатная
площадь, указанная в частях 3 и 7 настоящей статьи,
должна предоставляться редакцией периодического печатного издания в период, указанный
в части 2 статьи 45 настоящего Закона. Дата опубликования
предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, избирательного
объединения определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического
печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных
заявок на участие в жеребьевке, поданных не позднее дня проведения жеребьевки
зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных
объединений. Жеребьевка должна проводиться в срок, указанный в части 6 настоящей статьи. При проведении жеребьевки
вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии,
а также лица, указанные в части 1 статьи 25 настоящего Закона. Результаты
жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе
договора, заключенного после проведения жеребьевки. Определенный в результате
жеребьевки график распределения бесплатной печатной площади публикуется
соответственно в периодическом печатном издании, проводившем жеребьевку.
10. Если
зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, зарегистрировавшее
список кандидатов, откажутся от использования предоставленной им для проведения
предвыборной агитации платной или бесплатной печатной площади, они обязаны не
позднее чем за пять дней до дня публикации предвыборного агитационного
материала сообщить об этом в письменной форме соответствующей редакции
периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся
печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
11. Редакции
негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 6
статьи 47 настоящего Закона, вправе отказать в предоставлении печатной
площади для проведения предвыборной агитации.
12. Оплата
предоставляемой печатной площади осуществляется в соответствии с договорами,
заключенными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями,
зарегистрировавшими списки кандидатов, с редакциями периодических печатных
изданий после проведения жеребьевки. В соответствии с законодательством
Российской Федерации в договорах о предоставлении платной печатной площади
должны быть указаны следующие условия: вид (форма) агитационного материала,
дата публикации, размер и порядок оплаты. Платежный документ филиала
Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме
средств в оплату стоимости печатной площади должен быть представлен
зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением не позднее чем за два
дня до дня опубликования. Копия платежного документа с отметкой филиала
Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена зарегистрированным
кандидатом, избирательным объединением в
редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В
случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.
13. Оплата
печатной площади должна производиться исключительно за счет средств
избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения,
зарегистрировавшего список кандидатов.
14.
Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей
статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни
было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с
соответствующим кандидатом, избирательным объединением.
15. Во всех
агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна
помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого
кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей
публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация
об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил
эту публикацию. Ответственность за невыполнение данного требования несет
редакция периодического печатного издания.
16. В
соответствии с законодательством Российской Федерации редакции периодических
печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных
кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение
какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и
периодичности выхода периодических печатных изданий.
Статья 49. Условия
проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
1.
Государственные органы Чувашской Республики, органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным
объединениям в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.
2.
Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
3.
По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения,
зарегистрировавшего список кандидатов, помещение, пригодное для проведения
агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в
государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется
собственником, владельцем помещения на время, установленное Центральной
избирательной комиссией Чувашской Республики, зарегистрированному кандидату,
его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с
избирателями. При этом Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики
обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для
зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших
списки кандидатов.
4.
Если указанное в части 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение,
находящееся в собственности организации, имеющей на день официального
опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном
(складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, Чувашской Республики и
(или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было
предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению,
собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному
кандидату, избирательному объединению в предоставлении помещения на таких же
условиях в иное время в течение агитационного периода.
5.
Заявки на выделение помещений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, для
проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц,
представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов,
с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в
течение трех дней со дня подачи указанных заявок.
6.
Кандидаты, избирательные объединения вправе арендовать на основе договора
здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы
собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.
7.
Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и
учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или
помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в
форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной
организации или учреждении. Такое здание или помещение предоставляется
командиром воинской части по запросу соответствующей комиссии для встреч
зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных
объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями из числа
военнослужащих. Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской
части совместно с соответствующей комиссией, при этом все зарегистрированные
кандидаты либо их доверенные лица, представители всех избирательных
объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, оповещаются о месте и
времени встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.
8.
Обеспечение безопасности при проведении агитационных публичных мероприятий осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 50. Условия выпуска и
распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
1. Кандидаты,
избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а
равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны
изготавливаться на территории Российской Федерации.
2.
В соответствии с законодательством Российской Федерации организации,
индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по
изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим
списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения
о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или
услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению
печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей
организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем
через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о
назначении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики и в
тот же срок представлены в Центральную избирательную комиссию Чувашской
Республики. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных
требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению
печатных агитационных материалов.
3. Все
печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать
наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика
организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской
Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его
жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование
организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также
информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их
изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
4. Экземпляры
печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных
агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их
распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением
в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами
должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места
жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и
заказавшего) эти материалы.
5.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
6. Запрещается
изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств
соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных
частями 3 и 5 настоящей статьи.
7. Запрещается
распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных
частью 4 настоящей статьи, частью 10 статьи 44.
8. Органы
местного самоуправления по предложению соответствующей окружной избирательной
комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить
специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории
каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения
избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться
с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной
для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и
агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных
объединений. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна
быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень
указанных мест доводится избирательными комиссиями, по предложениям которых
выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений.
9. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в
помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест,
предусмотренных частью 8 настоящей статьи) только с согласия и на условиях
собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов
на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо
в собственности организации, имеющей на день официального опубликования
(публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственного Совета
Чувашской Республики в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад)
Российской Федерации, Чувашской Республики и (или) муниципальных образований,
превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для
всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных
материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности,
плата не взимается.
10.
Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги,
обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия для размещения
агитационных материалов.
11. Запрещается вывешивать
(расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках,
обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую,
культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых
размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии
менее 50 метров
от входа в них.
12. Положения настоящей статьи
не применяются в отношении агитационных материалов, распространяемых в
соответствии со статьями 47 и 48 настоящего Закона.
Статья 51. Ограничения при
проведении предвыборной агитации
1. При
проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой
массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных
объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов, их доверенных
лиц, представителей избирательных объединений на собраниях, митингах, в
средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному
захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению
целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на
пропаганду войны. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни
агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. Запрещается
агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной
собственности.
2. Кандидатам,
избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным
представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной
агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные
средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение
организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу);
производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную
работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое
вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять
любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных)
и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять
услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на
избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и
других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг
иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений
органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3.
В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других
основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше
призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным
образом связаны с выборами.
4.
Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с
использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с
использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного
объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной
кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного
фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая
реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного
фонда, не допускается.
5.
Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки
кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также
зарегистрированные после начала избирательной кампании организации,
учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления
которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, –
членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций)
являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании не
вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и
юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься
благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов,
избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а
также проводить одновременно с благотворительной деятельностью
предвыборную агитацию. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным
лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим
и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи
или услуг избирателям.
6.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае
обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в
том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести,
достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного
объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному
объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно
обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих
чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного
опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено
кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была
обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем
объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации,
но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного
разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же
месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст.
Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать
(опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания
агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих
выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные настоящей
частью требования не распространяются на случаи размещения агитационных
материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными
объединениями, в рамках использования ими в соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом бесплатного
и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
7.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения
предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
8. В случае
распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных
материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных
материалов с нарушением требований частей 3–7, 9 и 11 статьи 50 настоящего
Закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией
периодического печатного издания установленного настоящим Законом порядка
проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана
обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с
представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об
изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации
телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных
лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.