Глава 3. Избирательные
комиссии
Статья 18. Система
и статус избирательных комиссий
1. Подготовку
и проведение выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики
осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от
вышестоящих к нижестоящим:
Центральная избирательная
комиссия Чувашской Республики;
окружные избирательные комиссии
по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики (далее –
окружные избирательные комиссии);
территориальные (районные, городские) избирательные комиссии (далее –
территориальные избирательные комиссии);
участковые избирательные
комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики
(далее – участковые избирательные комиссии).
2.
Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав
граждан Российской Федерации.
3.
Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать
поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении
закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим
обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня,
предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день
голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если
факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по
ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает
на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное
объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно
оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу
обращения.
4.
Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в
части 3 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении
соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные
органы, органы исполнительной власти Чувашской Республики. Указанные органы
обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до
дня голосования, – не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в
день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно
принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о
результатах обратившуюся избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в
представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не
позднее чем в десятидневный срок.
5.
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и настоящего Закона соответствующая
избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному
объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через
средства массовой информации либо иным способом.
6.
Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и
порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а
также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов,
списки кандидатов.
7.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной
комиссии Чувашской Республики, окружных, территориальных и участковых
избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов
в Государственный Совет Чувашской Республики устанавливаются Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами,
настоящим Законом, иными законами Чувашской Республики.
8. Решения
вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции,
обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
9. Решение
избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, Конституции Чувашской
Республики, законам Чувашской Республики либо принятое с превышением
установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией
или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение
по существу вопроса или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение
которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В
случае, если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос,
решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия.
10.
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов
государственной власти и органов местного самоуправления.
11. Решения и
иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции,
обязательны для исполнительных органов государственной власти Чувашской
Республики, государственных учреждений Чувашской Республики (далее –
государственные учреждения), органов местного самоуправления, кандидатов,
избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных
лиц и избирателей. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат
государственной регистрации.
12.
Государственные органы Чувашской Республики (далее – государственные органы),
органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения
Чувашской Республики (далее – государственные и муниципальные учреждения), а
также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие
в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять
необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до
передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков
хранения, установленных федеральными законами и настоящим Законом, обеспечивать
охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также
предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи,
техническое оборудование.
13. В
соответствии с законодательством Российской Федерации организации, в уставном
(складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, Чувашской
Республики и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день
официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, их
должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в
реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства,
средства связи, техническое оборудование, помещения.
14. В
соответствии с законодательством Российской Федерации государственные и муниципальные
организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции
государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны
предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для
информирования избирателей, а также бесплатную печатную площадь для
опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом
расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий
осуществляются в порядке, установленном частью 10 статьи 46 настоящего Закона.
15. В
соответствии с законодательством Российской Федерации государственные органы,
органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм
собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание
(далее – организации телерадиовещания), редакции периодических печатных
изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны
предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать
ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, если обращение
получено за пять и менее дней до дня голосования, – не позднее дня,
предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день,
следующий за днем голосования, – немедленно. Указанные сведения и материалы
предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.
Статья 19.
Полномочия Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики
Центральная избирательная
комиссия Чувашской Республики в пределах своих полномочий, установленных
федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Чувашской Республики,
при подготовке и проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской
Республики:
осуществляет на территории
Чувашской Республики контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской
Федерации;
осуществляет контроль за
соблюдением избирательного законодательства при подготовке и проведении выборов
депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, обеспечивает
единообразное применение настоящего Закона и издает по данным вопросам правовые
акты, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и
проведение выборов в Государственный Совет Чувашской Республики;
организует размещение заказа на
производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для
голосования) для участковых избирательных комиссий, осуществляет на территории
Чувашской Республики контроль за соблюдением нормативов технологического
оборудования для участковых избирательных комиссий;
обеспечивает на территории
Чувашской Республики реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и
проведением выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики,
развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением,
эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением
избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и
других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции;
в случаях, предусмотренных
настоящим Законом, назначает выборы депутатов Государственного Совета Чувашской
Республики, повторные и дополнительные выборы депутатов Государственного Совета
Чувашской Республики;
по поручению Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в
соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие
избирательные документы;
определяет и представляет в
Государственный Совет Чувашской Республики для утверждения схему одномандатных
избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской
Республики, а также определяет число избирателей в округах по выборам депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики;
участвует в организации
государственной системы регистрации (учета) избирателей и в осуществлении этой
регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей;
участвует в осуществлении
проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании
средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества,
получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов,
пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах
этих проверок;
формирует окружные и
территориальные избирательные комиссии, принимает решение о возложении
полномочий окружных избирательных комиссий на иные избирательные комиссии;
заверяет списки кандидатов и
списки кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам
избирательными объединениями;
регистрирует списки кандидатов,
выдвинутые избирательными объединениями;
публикует зарегистрированные
списки кандидатов;
регистрирует доверенных лиц,
уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений;
выдает кандидатам,
зарегистрированным по единому избирательному округу, доверенным лицам
избирательных объединений удостоверения установленного образца;
утверждает
формы избирательных бюллетеней по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской
Республики;
утверждает текст избирательного
бюллетеня для голосования по единому избирательному округу;
осуществляет на территории
Чувашской Республики меры по организации единого порядка распределения эфирного
времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами,
избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, установления
итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка
опубликования итогов голосования и результатов выборов;
осуществляет на территории
Чувашской Республики меры по организации финансирования подготовки и проведения
выборов в Государственный Совет Чувашской Республики, распределяет выделенные
из республиканского бюджета Чувашской Республики средства на финансовое
обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование
указанных средств;
определяет результаты выборов
депутатов Государственного Совета Чувашской Республики по единому
избирательному округу, выдает временные удостоверения об избрании депутатам
Государственного Совета Чувашской Республики;
определяет общие результаты
выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики и осуществляет
их официальное опубликование;
оказывает правовую,
методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным
комиссиям;
составляет список избранных
депутатов Государственного Совета Чувашской Республики;
заслушивает сообщения органов
исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в Государственный Совет
Чувашской Республики;
рассматривает жалобы (заявления)
на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и
принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
отменяет решения нижестоящих
избирательных комиссий в случае противоречия их федеральному законодательству и
настоящему Закону либо принятые с нарушением установленных полномочий;
осуществляет иные полномочия в
соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами
Чувашской Республики.
Статья 20. Порядок формирования и
полномочия окружных избирательных комиссий
1.
Окружные избирательные комиссии формируются в количестве девяти – одиннадцати членов с правом
решающего голоса не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Полномочия
окружной избирательной комиссии решением Центральной избирательной комиссии
Чувашской Республики при проведении выборов по одномандатным избирательным
округам могут возлагаться на иную избирательную комиссию. В этом случае
окружная избирательная комиссия не формируется. При возложении полномочий
окружной избирательной комиссии на иные избирательные комиссии Центральная
избирательная комиссия Чувашской Республики учитывает территориальную
удаленность, транспортную доступность, кадровую обеспеченность избирательной
комиссии, на которую возлагаются полномочия.
2.
Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со
дня официального опубликования результатов выборов, если в Центральную
избирательную комиссию Чувашской Республики не поступили жалобы (заявления) на
действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен
порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное
разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории
избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной
комиссии прекращаются со дня принятия Центральной избирательной комиссией
Чувашской Республики решения либо со дня вступления в законную силу судебного
решения по жалобе (заявлению).
3. Центральная
избирательная комиссия Чувашской Республики непосредственно после опубликования
в средствах массовой информации утвержденной схемы избирательных округов по
выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики обязана
опубликовать в средствах массовой информации сообщение о предстоящем
формировании соответствующих окружных избирательных комиссий, если их полномочия
не возложены на иные избирательные комиссии. Предложения о кандидатурах для
назначения в составы окружных избирательных комиссий направляются в Центральную
избирательную комиссию Чувашской Республики в десятидневный срок со дня публикации
в средствах массовой информации сообщения о предстоящем формировании окружных
избирательных комиссий.
4.
Формирование окружных избирательных комиссий осуществляется Центральной
избирательной комиссией Чувашской Республики на основе предложений политических
партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских
мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
Государственном Совете Чувашской Республики, иных общественных объединений, а
также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний
избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
5. Центральная
избирательная комиссия Чувашской Республики обязана назначить не менее одной
второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе
поступивших предложений:
1)
политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к
распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации;
2)
политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные
к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской
Республики.
6.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй
от общего числа членов окружной избирательной комиссии.
7. Орган,
назначающий гражданина в состав окружной избирательной комиссии, обязан
получить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав
комиссии.
8. Окружная
избирательная комиссия:
осуществляет на территории
избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан
Российской Федерации;
взаимодействует с органами
государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления
по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики в избирательном округе;
осуществляет регистрацию
кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики по
соответствующему одномандатному избирательному округу, их доверенных лиц,
выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца,
регистрирует уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам;
осуществляет на территории
избирательного округа меры по обеспечению при проведении выборов депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики соблюдения единого порядка
распределения эфирного времени и печатной площади между
зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения
предвыборной агитации;
утверждает текст избирательного
бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу;
осуществляет на территории
избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета
голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов
выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов
выборов;
распоряжается денежными и
материальными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному
округу;
определяет результаты выборов по
избирательному округу и передает их в Центральную избирательную комиссию
Чувашской Республики;
публикует (обнародует) общие данные о
результатах выборов по избирательному округу и данные, которые содержатся в
протоколах об итогах голосования нижестоящих избирательных комиссий, в порядке
и сроки, которые установлены настоящим Законом;
оказывает правовую,
организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
рассматривает жалобы (заявления)
на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и
принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в
соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
Статья 21. Порядок формирования и
полномочия территориальных избирательных комиссий
1.
Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами
Чувашской Республики, организующими подготовку и проведение выборов на
территории Чувашской Республики в соответствии с компетенцией, установленной
федеральным законодательством и настоящим Законом.
2.
Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе.
3. Срок
полномочий территориальных избирательных комиссий составляет четыре года. Если
срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период
избирательной кампании, срок ее полномочий продлевается до окончания
избирательной кампании.
4.
Территориальные избирательные комиссии формируются в количестве пяти –
четырнадцати членов с правом решающего голоса.
5.
Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется Центральной
избирательной комиссией Чувашской Республики на основе предложений политических
партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских
мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
Государственном Совете Чувашской Республики, иных общественных объединений,
предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов,
допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе
муниципального образования, а также предложений представительных органов
муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы,
службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего созыва.
6. Центральная
избирательная комиссия Чувашской Республики обязана назначить не менее одной
второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии на основе
поступивших предложений:
1)
политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к
распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации;
2)
политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению
депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики;
3)
избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к
распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального
образования.
7.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй
от общего числа членов территориальной избирательной комиссии.
8.
Орган, назначающий гражданина в состав территориальной избирательной комиссии,
обязан получить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав
комиссии.
9. Не позднее
чем за 40 дней до дня, когда предполагается принять решение о формировании
территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия
Чувашской Республики публикует сообщение о порядке и сроке представления
предложений о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий.
Срок приема предложений о кандидатурах в состав территориальных избирательных
комиссий должен составлять не менее месяца.
10. Территориальная
избирательная комиссия:
осуществляет на соответствующей
территории контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской
Федерации;
обеспечивает на соответствующей
территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для
голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий;
обеспечивает на соответствующей
территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением
выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением,
эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением
избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и
других организаторов выборов;
осуществляет на соответствующей
территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
на основании сведений,
представляемых по установленной форме полномочными органами, должностными
лицами органов местного самоуправления, командирами соответствующих воинских
частей, составляет отдельные по каждому избирательному участку списки
избирателей и передает их по акту участковым избирательным комиссиям;
обеспечивает всем кандидатам,
избирательным объединениям, группам избирателей равные правовые условия для участия
в избирательной кампании;
обеспечивает доставку
избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
распределяет выделенные ей из
республиканского бюджета Чувашской Республики средства на финансовое
обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование
указанных средств;
оказывает методическую,
организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
заслушивает сообщения органов
исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
рассматривает
жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих
избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям)
мотивированные решения;
обеспечивает передачу в архив
документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
осуществляет
иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Конституцией Чувашской
Республики, настоящим Законом, иными законами Чувашской Республики.
11. Финансовое обеспечение
деятельности территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной
основе и являющейся юридическим лицом, осуществляется за счет средств
республиканского бюджета Чувашской Республики в пределах ассигнований,
предусмотренных на эти цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете
Чувашской Республики на соответствующий финансовый год.
Статья 22. Порядок формирования и
полномочия участковых избирательных комиссий
1. Участковые
избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании не позднее
чем за 27 дней до дня голосования для обеспечения процесса голосования и
подсчета голосов избирателей.
2. Срок
полномочий участковой избирательной
комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования
результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не
поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной избирательной
комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или)
порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное
разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем
избирательном участке полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются
со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения либо со дня
вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
3. Число
членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса составляет в
зависимости от количества избирателей, зарегистрированных на территории
избирательного участка: от 20 до 200 избирателей – 5 членов комиссии; от
200 до 800 избирателей – 5–7 членов комиссии; от 800 до 2000 избирателей – 7–9
членов комиссии; от 2000 до 3000 избирателей – 9–11 членов комиссии.
4. При
образовании в соответствии с частью 4 статьи 17 настоящего Закона избирательных
участков в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях,
домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других
местах) допускается отклонение числа членов участковой комиссии от норм,
указанных в части 3 настоящей статьи.
5. Формирование
участковой избирательной комиссии осуществляется территориальной избирательной
комиссией на основе предложений, указанных в части 4 статьи 20 настоящего
Закона.
При этом может быть назначено не
более одного представителя от каждой политической партии, от каждого
избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное
объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для
назначения в состав участковой избирательной комиссии.
6.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй
от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
7.
Территориальная избирательная комиссия непосредственно после опубликования в
средствах массовой информации в соответствии с требованиями части 6 статьи 17
настоящего Закона списков избирательных участков (либо одновременно с их
опубликованием) обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение
о предстоящем формировании соответствующих участковых избирательных комиссий.
Предложения о кандидатурах для назначения в составы участковых избирательных комиссий
направляются в территориальные избирательные комиссии в десятидневный срок
со дня публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем формировании
соответствующих участковых избирательных комиссий.
8.
Территориальная избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй
от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших
предложений:
1)
политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к
распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации;
2)
политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению
депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики;
3)
избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к
распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального
образования.
9. Участковая избирательная
комиссия:
информирует население об адресе
и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а
также о дне, времени и месте голосования;
уточняет список избирателей,
производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает
заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о
внесении в него соответствующих изменений;
обеспечивает
подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого
оборудования, выдает открепительные удостоверения;
обеспечивает информирование
избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях,
зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из
вышестоящих избирательных комиссий;
контролирует соблюдение на
территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
организует на избирательном
участке голосование в день голосования;
проводит подсчет голосов,
устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол
об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию;
объявляет итоги голосования на
избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования
лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
рассматривает в пределах своих
полномочий жалобы (заявления) на нарушение федеральных законов и настоящего
Закона, принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
обеспечивает хранение и передачу
в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и
проведением выборов;
осуществляет иные полномочия в
соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
Статья 23. Организация
деятельности избирательных комиссий
1.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности,
свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в их
компетенцию, инициативы членов избирательной комиссии.
2.
Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован
не менее чем на две трети от установленного состава.
3.
Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое
первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о
назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока
полномочий избирательной комиссии предыдущего состава. При этом в состав
избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов
избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового
созыва полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий
избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
Первое заседание окружной,
территориальной и участковой избирательной комиссии открывает старший по
возрасту член избирательной комиссии с правом решающего голоса и ведет его
до назначения председателя избирательной комиссии.
4.
Председатели окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий
назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и
освобождаются от должности непосредственно вышестоящими избирательными
комиссиями.
5. Заместитель
председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием
на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом
решающего голоса.
6. Заседания
избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости.
Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от
установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Указанное требование в письменной форме с необходимым количеством подписей
членов избирательной комиссии должно быть представлено председателю
избирательной комиссии (или его заместителю в случае, если он исполняет
обязанности председателя избирательной комиссии). Заседание избирательной комиссии
проводится в срок, предлагаемый данными членами избирательной комиссии, или не
позднее трех дней со дня поступления письменного требования (а за три дня до
голосования и в день голосования – незамедлительно).
7. Член
избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех
заседаниях избирательной комиссии.
8. Заседание
избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует
большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего
голоса.
9.
Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого
присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана
проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и
рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с
утвержденной повесткой дня.
10. Решения
избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо об
освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря
избирательной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на
указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов,
о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением
об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, о
признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных
выборов, об отмене решения избирательной комиссии принимаются на заседании
избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от
должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной
комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным
голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному
заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя,
секретаря избирательной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном
настоящим Законом.
11. Решения
избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от
числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
12. При
принятии избирательной комиссией решения в случае равного числа голосов членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и
"против", голос председателя избирательной комиссии (председательствующего
на заседании) является решающим.
13. Все
заседания избирательной комиссии протоколируются. Решения избирательной комиссии
оформляются в виде постановлений и подписываются председателем и секретарем
избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем
заседания).
14. Члены
избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением
избирательной комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение,
отражаемое в протоколе избирательной комиссии и прилагаемое к ее решению, в
связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное
решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно
быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.
15. Решения
избирательной комиссии вступают в силу с момента их принятия.
16. Избирательные комиссии
могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и
проведением выборов, а также с обеспечением полномочий избирательных комиссий,
по гражданско-правовым договорам.
Статья 24. Статус членов
избирательных комиссий
1. В
соответствии с законодательством Российской Федерации членами избирательных
комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
1) лица, не
имеющие гражданства Российской Федерации;
2) граждане
Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу,
недееспособными, ограниченно дееспособными;
3) граждане
Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
4) депутаты
законодательных (представительных) органов государственной власти, органов
местного самоуправления;
5) выборные
должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
(руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации), главы местных администраций;
6) судьи,
прокуроры;
7) кандидаты,
их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители
и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
8) члены
избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
9) супруги
и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
10) лица,
которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
11) лица,
выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда, а также лица,
утратившие свои полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего
голоса в результате расформирования избирательной комиссии (за исключением лиц,
в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные
избирательной комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную
силу соответствующего решения суда;
12) лица,
имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в
судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о
выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную
силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
2. Положения
пунктов 7, 9 и 10 части 1 настоящей статьи не распространяются на членов
участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат
выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
3. Под непосредственным
подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отношения между
руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении
подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема
на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий
вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для
исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
4. В
соответствии с законодательством Российской Федерации член избирательной
комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах
одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Срок
полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает
одновременно с прекращением полномочий избирательной комиссии, в состав которой
они входят.
6. Член
избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей
члена избирательной комиссии до истечения срока своих полномочий по решению
органа, его назначившего, в случае:
1) подачи
членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих
полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за
десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов
голосования, определения результатов выборов, за исключением случая, когда оно
подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью,
стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
2) появления
оснований, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, за исключением
случая приостановления полномочий члена избирательной комиссии,
предусмотренного частью 7 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных пунктами
1, 2 и 12 части 1 настоящей статьи.
7. Полномочия
члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на
постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных пунктом
9 части 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей
избирательной комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что
избирательная комиссия останется в неправомочном составе. Если
приостановление полномочий члена избирательной комиссии приведет к тому, что
избирательная комиссия останется в неправомочном составе, полномочия
такого члена избирательной комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
8. Полномочия
члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно
в случае:
1) утраты
членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
2) вступления
в законную силу в отношении члена избирательной комиссии обвинительного
приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного
наказания за нарушения законодательства о выборах и референдумах;
3) признания
члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу,
недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
4) смерти
члена избирательной комиссии;
5) признания
члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на
основании заявления соответствующей избирательной комиссии систематически не
выполняющим свои обязанности;
6)
вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в
соответствии со статьей 26 настоящего Закона.
9. Если орган,
назначивший члена избирательной комиссии, не примет решение о досрочном
прекращении полномочий члена избирательной комиссии в течение одного месяца, а
в период избирательной кампании – в течение десяти дней со дня поступления в
указанный орган заявления члена избирательной комиссии в письменной форме о
сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему
выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена
избирательной комиссии принимается избирательной комиссией, в состав которой он
входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
10. Орган,
назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена
избирательной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях
6 и 8 настоящей статьи, не позднее чем в месячный
срок, а в период избирательной кампании – не позднее чем через десять
дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным законом. В случае невыполнения данного
требования нового члена Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики
назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, иной
комиссии – вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации".
11.
Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться
дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии
по подготовке и проведению выборов. За членом избирательной комиссии с правом
решающего голоса, освобожденным на основании представления избирательной
комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов,
сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация
за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размер и
порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения)
устанавливаются Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики за
счет и в пределах средств республиканского бюджета Чувашской Республики,
выделенных на проведение выборов депутатов Государственного Совета Чувашской
Республики.
12. Член
избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть привлечен к
уголовной и административной ответственности только в порядке, установленном
федеральным законодательством.
13. Член
избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих
полномочий, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период
избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе
работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
14.
Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня
представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата,
списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с
правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка
кандидатов – по одному члену избирательной комиссии с правом
совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию.
Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата по
одномандатному избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей
(по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата)
избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное
объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена
избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
15.
В соответствии с законодательством Российской Федерации членами избирательных
комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные
в пунктах
1, 3–6 части 1 настоящей статьи, граждане Российской Федерации, признанные
решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов
комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица,
замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
16. Члены избирательных комиссий с правом
решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими избирательными
комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в
соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
17. Член
избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами
с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам
подготовки и проведения выборов, за исключением права:
1) выдавать и
подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
2) участвовать в сортировке,
подсчете и погашении бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах
голосования, о результатах выборов;
4) участвовать в голосовании при
принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей
избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии;
5) составлять протоколы об
административных правонарушениях.
Положения настоящей части не
могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом
совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящей части
действий.
18. Член
избирательной комиссии с правом решающего голоса и член избирательной комиссии
с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о
заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании
избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к
компетенции соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по
данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим
участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой
дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе
знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с
подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений,
бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и
материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих
избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за
исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей,
подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную
информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом),
требовать заверения указанных копий;
5) вправе удостовериться в
правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в
голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным
объединениям;
6) вправе обжаловать действия
(бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую
избирательную комиссию или в суд.
19. Срок полномочий членов
избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного
голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными
объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению
депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков
кандидатов на следующих выборах в Государственный Совет Чувашской Республики.
Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной
основе, с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания избирательной
кампании по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики.
Полномочия членов иных избирательных комиссий с правом совещательного голоса
прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если
кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации
списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована
или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного
голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим
такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня
отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в
регистрации обжаловано в суд, – со дня вступления в силу решения суда о
законности отказа в регистрации.
20. Член
избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который
распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей
правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении
которых принимает участие данная избирательная комиссия.
21.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут
быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена избирательной
комиссии, и переданы другому лицу.
22. За кандидатами, которые были
избраны, а также за избирательными объединениями, списки кандидатов которых
были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий
депутата Государственного Совета Чувашской Республики сохраняется право
назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с
правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Статья 25. Гласность
в деятельности избирательных комиссий
1. На всех заседаниях
избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и
осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со
списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями,
протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих
избирательных комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный
данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо,
уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения,
список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей
избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на
заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными
избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное
разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность
свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором
проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными
избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при
осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов
избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Решения
избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением
выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных
изданиях, а также передаются в иные средства массовой информации либо доводятся
до сведения избирателей иным путем в полном объеме в течение пяти дней после их
принятия.
3. С момента
начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до
получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об
итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на
избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в части 1
настоящей статьи, а также наблюдатели.
4. При
проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики
наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным
объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных
кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов,
общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на
уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. В соответствии
с законодательством Российской Федерации наблюдателями не могут быть назначены
выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов
Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных
администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи,
прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
5. Доступ в помещение
участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке,
образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, местах
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для
голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам
участковой избирательной комиссии, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи,
наблюдателям.
6. Наблюдатели
вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении итогов
голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих
протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном
подсчете голосов избирателей.
7. Полномочия
наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме,
выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным
объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный
наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя,
адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование
избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись
об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Указание
каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления
наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не
требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа,
заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении
наблюдателя не требуется.
8. Документ,
указанный в части 7 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую
избирательную комиссию в период, указанный в части 3 настоящей статьи, в
территориальную или иную избирательную комиссию – в период с начала голосования
на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на
соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление
полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для
голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного
зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного
объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничений,
касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за
проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов
об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
9. Наблюдатели
вправе:
1) знакомиться со списками
избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в
избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений
(обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для
голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое
время в период, указанный в части 3 настоящей статьи;
3) наблюдать за выдачей
бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при
голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа
граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям,
погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на
избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им
обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым
заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах
голосования и иных документов в период, указанный в части 3 настоящей
статьи;
6) обращаться к председателю
участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу,
его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации
голосования;
7) знакомиться с протоколами
соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об
итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами,
получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных
протоколов;
8) носить нагрудный знак с
обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а
также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования
избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя
в избирательную комиссию. Форма нагрудного знака устанавливается Центральной
избирательной комиссией Чувашской Республики;
9) обжаловать в порядке,
установленном федеральными законами, действия (бездействие) избирательной
комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Центральную избирательную
комиссию Чувашской Республики, Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации или в суд;
10) присутствовать при повторном
подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
10.
Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям
бюллетени;
2) расписываться за избирателя,
в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
3) заполнять за избирателя, в
том числе по его просьбе, бюллетени;
4) предпринимать действия,
нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное
участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса
подсчете бюллетеней;
6) совершать действия,
препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить агитацию среди
избирателей;
8) участвовать в принятии
решений соответствующей избирательной комиссией.
11.
Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном
освещении подготовки и проведения выборов, вправе:
1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии
об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах
голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно,
получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и
приложенных к ним документов;
3) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их
проведение;
4)
находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить
фото- и видеосъемку.
12. Заверение
копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится
председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей
избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной
копии делает запись: "Верно" или "Копия верна",
расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии
и проставляет печать соответствующей избирательной комиссии.
Статья 26. Расформирование
избирательной комиссии
1. В случае
нарушения Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики
избирательных прав граждан, повлекшего признание в порядке, установленном
федеральными законами, законами Чувашской Республики (в том числе на основании
решения суда), недействительными итогов голосования, результатов выборов,
неисполнения Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики решения
суда или решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также
невыполнения обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение
выборов временной избирательной комиссией в порядке, установленном пунктом 9
статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указанная
комиссия может быть расформирована в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. В случае
нарушения окружной, территориальной, участковой избирательной комиссией
избирательных прав граждан, повлекшего за собой признание Центральной
избирательной комиссией Чувашской Республики в порядке, установленном
федеральными законами, настоящим Законом, в том числе на основании решения
суда, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо
результатов выборов, неисполнения решения суда или решений вышестоящей
избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации, Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, указанная
избирательная комиссия может быть расформирована в порядке, установленном
федеральным законодательством.
3. Расформирование избирательной
комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей
избирательной комиссии с правом совещательного голоса.