Внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния. Восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.

 

 

Основания для внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния

Российская Федерация
Основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является:
- запись акта об усыновлении;
- запись акта об установлении отцовства;
- запись акта о перемене имени;
- решение суда;
- решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственное имени ребенка;
- заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;
- заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родители (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);
- документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;
- документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее;
- заключение органа ЗАГС о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.
В соответствии со статьей 70 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом ЗАГС в случае, если:
в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;
запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами субъектов Российской Федерации;
представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией.

Кыргызская Республика
Основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является:
- запись акта об усыновлении;
- запись акта об установлении отцовства;
- запись о перемене фамилии, имени, отчества;
- решение суда;
- решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии, имени, отчества;
- заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо и[ изменении или исключения;
- заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены фамилии, имени, отчества родителем (родителями);
- документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;
- документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения по социальным, национальным и другим признакам – в случае смерть зарегистрирована ранее;
- заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст.72 Закона.

Республика Беларусь
Исправление ошибок и внесение изменений, дополнений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами производится государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Отказ в совершении указанных действий может быть обжалован в суд.
При наличии спора между заинтересованными лицами вопросы внесения изменений, дополнений в записи актов гражданского состояния и их исправления решаются в судебном порядке.
В случае исправления фамилии, собственного имени и отчества в связи с изменением, коррекцией половой принадлежности заявления могут быть также поданы в отделы загса по месту вынесения решения о необходимости смены пола Межведомственной комиссии по медико-психологической и социальной реабилитации лиц с синдромом отрицания пола.
Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов:
- производится на основании заключений отделов загса по месту постоянного жительства заявителя в следующих случаях:
если в записи акта указано двойное имя или двойное отчество;
если в записи акта не указаны фамилия, собственное имя, отчество или национальность родителей;
если в записи акта указаны неправильные сведения;
если при регистрации рождения ребенку было присвоено собственное имя без учета пожелания родителей;
если ребенок фактически носит собственное имя, отличное от того, которое указано в записи акта о его рождении, когда это вызывается интересами ребенка;
если в записи акта о рождении было указано неполное имя ребенка (уменьшительное, ласкательное, сокращенное);
при необходимости исправления фамилии, собственного имени и отчества в связи с изменением, коррекцией половой принадлежности;
если в момент регистрации акта гражданского состояния были допущены ошибки (искажения, пропуск сведений или отдельных слов).
При рассмотрении заявлений о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов в случаях, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, и отсутствии достаточных оснований для этого отдел загса составляет заключение об отказе во внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов.
При составлении заключения об отказе во внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов заявителю разъясняется порядок обжалования отказа;
- производится без вынесения заключения отдела загса в следующих случаях:
при изменении фамилии, собственного имени, отчества, места и даты рождения в связи с усыновлением ребенка, а также в случае записи усыновителей в качестве родителей усыновленного;
при изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка в случаях, предусмотренных Кодексом;
при регистрации установления отцовства;
при поступлении заявления матери, не состоящей в браке (в случае ее смерти - по заявлению совершеннолетнего ребенка), о внесении в запись акта о рождении ребенка сведений об отце ребенка;
в случае отмены решения суда об установлении отцовства;
при отмене усыновления;
в связи с решением суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка;
при перемене фамилии, собственного имени и отчества;
при изменении фамилии и отчества детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, в связи с переменой фамилии родителей и собственного имени отца;
при установлении в судебном порядке неправильностей в записях актов.
В случаях, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, основаниями для внесения изменений, дополнений и исправлений являются:
запись акта об усыновлении;
решение органа опеки и попечительства, компетентного органа иностранного государства об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка;
запись акта об установлении отцовства;
решение суда об установлении неправильностей в записи актов гражданского состояния;
решение суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка, об отмене ранее вынесенного решения суда об усыновлении, а также о признании брака недействительным;
запись акта о перемене фамилии, собственного имени и отчества;
заявление матери, не состоящей в браке, а в случае ее смерти - заявление совершеннолетнего ребенка о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка;
Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов возможно также и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Республика Казахстан
Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния производится на основании (глава 1 Положения о порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620, далее Положение):
- вступившего в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении);
- вступившего в законную силу решения суда об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка;
- записи акта об установлении отцовства;
- решения суда об установлении неправильностей в записи акта гражданского состояния;
- решения суда о расторжении брака, об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка, об отмене ранее вынесенного решения суда об установлении - отцовства, об отмене или признании усыновления (удочерения) недействительным, а также брака недействительным;
- записи акта о перемене фамилии, имени, отчества;
- заявления матери, не состоящей в браке, о внесении в книгу регистрации актов о рождении сведений об отце ребенка;
- заявления лица об изменении фамилии на фамилию производную от имени отца или деда, по национальным традициям;
- заключения рай(гор)отдела ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя, утвержденного территориальным органом юстиции;
- справки органов юстиции об изменении национальности.

Республика Таджикистан
Внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов производится на основании заключения отделов загса в случаях, если:
- в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;
- представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией.
Без вынесения заключения отдела загса производится в следующих случаях:
- при усыновлении;
- при изменении фамилии и имени несовершеннолетнего ребенка, на основании решения органа опеки и попечительства;
- при перемене фамилии, имени и отчества не достигших 16-летнего возраста, в связи с переменой фамилии родителей и имени отца;
- при заявлении матери, не состоящей в браке о внесении в запись акта о рождении ребенка сведений об отце ребенка;
- заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителях (одного из них) в записи акта о рождении данного лица, в случае перемены ФИО родителей;
- документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;
- решение суда;
- заключение, извещение органа загса о внесении исправлений, дополнений в записи акта.

Республика Узбекистан
Внесение изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производится органами ЗАГС по месту нахождения этих записей, если они составлялись на территории Республики Узбекистан.


Порядок внесения изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния

Российская Федерация
Согласно статье 71 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган ЗАГС по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению.
Внесение исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.
Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Заявителем также должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность.
В соответствии со статьей 72 указанного Федерального закона при получении заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния орган ЗАГС запрашивает копию записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению, а также копии других записей актов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправления или изменения, в органе ЗАГС по месту их хранения.
Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом ЗАГС в месячный срок со дня поступления заявления. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа ЗАГС.
Согласно статье 73 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту хранения записи, подлежащей исправлению или изменению. На основании исправленной или измененной записи акта гражданского состояния заявителю выдается новое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Республика Беларусь
Заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния подается в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства заявителя и должно быть рассмотрено в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения дополнительной проверки, запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций Республики Беларусь - в срок до трех месяцев, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Если для рассмотрения заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, необходимо получение сведений и (или) документов от компетентных органов других государств, то соответствующие запросы направляются государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, в трехдневный срок со дня подачи заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния. Заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния должно быть рассмотрено государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, в срок, не превышающий одного месяца со дня получения всех необходимых сведений и (или) документов от компетентных органов других государств.
Внесение изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния производится государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту нахождения записи акта гражданского состояния.
После внесения изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния выдается новое свидетельство.
Для внесения изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданами подаются заявления в письменной форме, а также представляются следующие документы:
документы, удостоверяющие личность, полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан, а в случае изменения национальности в записях актов - документ, удостоверяющий личность, с записью о национальной принадлежности;
решение суда, являющееся основанием для внесения изменений, дополнений и исправлений в записи актов;
решение органа опеки и попечительства, компетентного органа иностранного государства об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка;
документы, подтверждающие факты, являющиеся основанием для исправления ошибок, внесения изменений и дополнений в записях актов (воинские документы, трудовые книжки, пенсионные удостоверения, решение Межведомственной комиссии по медико-психологической и социальной реабилитации лиц с синдромом отрицания пола о необходимости смены пола, документы об образовании, о крещении и другие);
свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, подлежащие замене в связи с внесением изменений в записи актов.
Внесение изменений, исправлений и дополнений в записи актов производится отделами загса по месту нахождения записи акта.
Заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов подаются гражданами в отделы загса по месту их постоянного жительства.
Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов в отношении умерших производится по заявлению заинтересованных лиц, входящих в круг наследников.
При рассмотрении заявлений о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов лиц, имеющих судимость или имеющих несколько фамилий, собственных имен, отчеств, и в других необходимых случаях материалы направляются в органы внутренних дел по месту нахождения отдела загса, принявшего заявление.
Рассмотрение заявлений о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за границей, зарегистрировавших акты гражданского состояния в государственных органах записи актов гражданского состояния Республики Беларусь, производится отделами загса по месту регистрации соответствующего акта гражданского состояния по обращению дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь.
Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь и зарегистрировавших акты гражданского состояния в государственных органах записи актов гражданского состояния Республики Беларусь, производится на общих основаниях.
При внесении изменений в записи актов заявителю выдается новое свидетельство о регистрации акта гражданского состояния или пересылается в отдел загса по месту жительства заявителя для вручения.

Республика Казахстан
Заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния подаются в органы ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя. Заявления подлежат рассмотрению в срок до одного месяца, со дня поступления в органы ЗАГС. При наличии уважительных причин указанный срок может быть продлен начальником отдела ЗАГС территориального органа юстиции не более чем на один месяц.
Заявления родителей об исправлении фамилии или имени ребенку в записи акта о рождении в связи с тем, что при регистрации рождения ребенку были присвоены фамилия или имя без учета пожеланий родителей, а также, если ребенок фактически носит имя, отличное от того, которое указано в записи акта о его рождении, принимаются органами ЗАГС до достижения им шестнадцатилетнего возраста (перемена фамилии, имени, отчества).

Кыргызская Республика
Внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения записи, подлежащей исправлению или изменению.
Заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния по утвержденной форме подаются в отдел ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя. Заявления об изменении, исправлении записей актов гражданского состояния подаются лицами, в отношении которых были составлены эти записи. К заявлениям прилагаются свидетельство и копия записи о регистрации акта гражданского состояния, подлежащее замене, а также документы, подтверждающие необходимость внесения изменения, исправления в запись акта гражданского состояния. Если подлежащая изменению, дополнению и исправлению запись акта гражданского состояния находится в другом отделе ЗАГС, то отдел ЗАГС принявший заявление истребует копию этой записи.
В случае отсутствия записи в отделе ЗАГС, в республиканском, областном архиве ЗАГС по месту регистрации акта гражданского состояния, изменение, дополнение и исправление в запись может быть внесено только после восстановления утраченной записи.
На основании представленных документов и результатов проверки отдел ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя составляет заключение о внесении изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния или отказ в этом.
Заключение отдела ЗАГС об изменении, дополнении и исправлении записи, а также отказ в этом подлежит утверждению отделом ЗАГС гражданского состояния Министерства юстиции Кыргызской Республики или соответственно руководителем областного управления юстиции, о чем указывается в верхнем правом углу заключения «Утверждено», со ссылкой на номер и дату.
Заключение отдела ЗАГС об изменении, дополнении исправлении записи акта гражданского состояния составляется в двух экземплярах. Первый – со всеми собранными материалами направляются для исполнения в отдел ЗАГС по месту нахождения соответствующей записи. Второй- остается в отделе ЗАГС по месту его составления.

Республика Таджикистан
Заявление о внесении исправлений, изменений или дополнений в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства. Если нуждающаяся в исправлений, изменений или дополнений актовая запись находится в другом отделе записи актов гражданского состояния, то в этот отдел записей актов гражданского состояния направляются извещение о внесении изменений или исправлений, а также необходимые документы.
Внесение исправлений, изменений или дополнений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.
Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправлений, изменений или дополнений в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправлений, изменений или дополнений в запись акта гражданского состояния. Заявителем также должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность.
Заявление о внесении исправлений, изменений и дополнений в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня поступления заявления.
При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения и других) срок рассмотрения заявления может быть увеличен, но не более чем на два месяца, руководителем органа записи актов гражданского состояния.
При получении заявления о внесении исправления в запись акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния запрашивает копию записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению, изменению и дополнению, а также копии других записей актов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправлений, изменений или дополнений.
При наличии заявления о внесении исправлений, изменений и дополнений в запись акта гражданского состояния, на основании истребованных документов и копий записи актов гражданского состояния исправление или изменение вносится в запись акта гражданского состояния либо во внесении такого исправления, изменения и дополнения заявителю отказывается.
Если заявителю отказано во внесении исправления, изменения и дополнении в запись акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные вместе с заявлением о внесении исправлений, изменений и дополнений в запись акта гражданского состояния подлежат возврату.
Отказ руководителя органа записи актов гражданского состояния во внесении исправлений, изменений и дополнений в запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в вышестоящий орган записей актов гражданского состояния или в суд.
Внесение исправлений, изменений или дополнений в запись акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения записи, подлежащей исправлению, изменению и дополнению
На основании исправлений, изменений и дополнений записи акта гражданского состояния заявителю выдается новое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить об исправлений, изменений и дополнений внесенных в запись акта гражданского состояния, в областной или республиканский архив органа записи актов гражданского состояния и одновременно в орган внутренних дел и военный комиссариат по месту жительства заявителя в трехдневный срок со дня внесения такого исправления, изменения и дополнения.

Республика Узбекистан
Внесение изменений, исправлений и дополнений в записи актов производится в следующих случаях:
а) при наличии желания записать фамилию, имя и отчество в целях соблюдения исторических и национальных традиций на основании ст. 15 Закона «О государственном языке Республики Узбекистан»;
б) при установлении отцовства;
в) при усыновлении;
г) при перемене фамилии несовершеннолетнего ребенка по взаимному согласию родителей (а также при расторжении брака родителями) или по решению хокима;
д) при изменении национальности;
е) при подаче не состоящей в браке матерью заявления об изменении сведений об отце ребенка (до достижения ребенком 16 лет);
ё) при признании решением суда недействительным установления отцовства или усыновления;
ж) при изменении фамилии и отчества несовершеннолетнего ребенка в связи с переменой фамилии, имени и отчества родителей;
з) при наличии орфографических ошибок и неточностей, а также при отсутствии записи о времени, месте рождения и отчестве;
и) при изменении имени и фамилии ребенка, не достигшего 16 лет, если имя и фамилия были присвоены без учета желания родителей;
к) если в записи акта имя записано сокращенно или в ласкательной форме, а также в других необходимых случаях.
Во всех вышеуказанных случаях исправления вносятся по месту составления актовой записи без составления заключения в тот же день, кроме случаев, когда актовая запись находится за пределами Республики Узбекистан, а также в тех случаях, если расхождения имеются в нескольких актовых записях: о браке и о смерти, рождении братьев и сестер и др.
К заявлению о внесении изменений прилагаются копии документов, подтверждающих обоснованность просьбы заявителя: копия (ксерокопия) паспорта, копии записей актов. Вместе с ними в дело подшиваются подлинники свидетельств, требующих изменения.
Если запись акта, в которую будут внесены изменения, находится за пределами республики, то орган ЗАГС составляет заключение или (если имеется межгосударственное соглашение) заверяет подпись заявителя в заявлении и направляет дело (заявление) для исполнения в орган ЗАГС по месту составления актовой записи.
Заключение о внесении изменений, дополнений в записи актов составляется в 3-х экземплярах, один из них подшивается в дело, второй оставляется в органе ЗАГС, третий экземпляр выдается заявителю.
В необходимых случаях копии заключения направляются в соответствующие органы ЗАГС.
Орган ЗАГС, вносивший изменение в запись акта, в тот же день извещает об этом архив ЗАГС для внесения соответствующего изменения во второй экземпляр записи акта.
При изменении фамилии и имени заявителя вносится изменения в соответствующие Алфавитные книги.

Порядок восстановления записей актов гражданского состояния

Российская Федерация
В соответствии со статьей 74 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу. В случае, если утраченная запись акта гражданского состояния была составлена за пределами территории Российской Федерации, восстановление записи акта гражданского состояния может производиться по месту вынесения решения суда, вступившего в законную силу.
Основанием для обращения в суд об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния является сообщение органа ЗАГС исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого была произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния (извещение об отсутствии записи акта гражданского состояния – форма № 35, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274).
Проверка наличия записи акта гражданского состоянии проводится по первому и второму экземпляру записи акта гражданского состояния.

Республика Беларусь
Восстановление записей актов гражданского состояния производится государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния, по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда.
В случае, если утраченная запись акта гражданского состояния была составлена вне пределов Республики Беларусь, восстановление записи акта гражданского состояния может производиться государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, на основании решения суда по месту вынесения судом данного решения.
Для восстановления записей актов заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением в отдел загса по месту составления утраченной записи акта об исполнении решения суда.
Для восстановления записи акта граждане представляют:
документы, удостоверяющие личность, полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан;
решение суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния.
Восстановление записей актов производится отделом загса по месту составления утраченной записи акта.
Основанием для восстановления записи акта является решение суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния.
Основанием для обращения в суд об установлении факта регистрации акта гражданского состояния является извещение архива органов загса управления юстиции облисполкома (Минского горисполкома), на территории которого была произведена регистрация акта гражданского состояния, об отсутствии первичной или восстановленной записи акта.
Архив органов загса управления юстиции облисполкома (Минского горисполкома) обязан проверить наличие записи акта по книгам регистрации актов гражданского состояния и метрическим книгам населенного пункта, указанного в заявлении. Проверка проводится за 7 лет (за год, указанный в заявлении, а также за три предшествующих этому и три последующих года).
В восстанавливаемых записях актов сведения указываются в соответствии с решением суда.
На основании восстановленной записи акта заявителю выдается или пересылается в отдел загса по месту жительства заявителя для вручения свидетельство о регистрации акта гражданского состояния.

Республика Казахстан
Заявления о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния подаются в органы ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя.
Заявления подлежат рассмотрению в срок до одного месяца. При наличии уважительных причин указанный срок может быть продлен начальником отдела ЗАГС территориального органа юстиции не более чем на один месяц.
Утрата записей актов гражданского состояния в органах ЗАГС должна быть подтверждена областным (городским) архивом органа ЗАГС по месту, где находилась утраченная запись.
При невозможности восстановления органами ЗАГС утраченной записи факт регистрации акта гражданского состояния устанавливается в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
Восстановление записей актов гражданского состояния производится при наличии документов, подтверждающих, что соответствующая запись ранее имелась, или на основании решения суда.
На основании представленных документов и результатов проверки орган ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя составляет заключение по установленной Министерством юстиции Республики Казахстан форме о восстановлении утраченной записи акта гражданского состояния или об отказе в этом, которое утверждается территориальным органом юстиции.
Заключение органа ЗАГС о восстановлении записи акта гражданского состояния направляется в орган ЗАГС по месту, где находилась утраченная запись, для регистрации восстановленной записи.
При установлении в судебном порядке факта регистрации акта гражданского состояния орган ЗАГС регистрирует запись акта гражданского состояния на основании решения суда без составления заключения.
Регистрация восстановленной записи акта гражданского состояния производится органами ЗАГС по месту, где находилась утраченная запись. В случае восстановления утраченной записи в судебном порядке, регистрация восстановленной записи акта производится по месту вынесения судебного решения.
Запись о восстановлении акта гражданского состояния производится в книге текущей регистрации, а регистрация восстановленной записи о рождении - в книге регистрации восстановленных актов о рождении.
Заявления о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния подаются гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающими за границей, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, зарегистрировавшими акты гражданского состояния в органах ЗАГС Республики Казахстан и постоянно проживающими за границей, в посольства или в консульские учреждения Республики Казахстан за границей.
Восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту, где находилась утраченная запись, по ходатайству посольства или консульского учреждения Республики Казахстан за границей.

Кыргызская Республика
Согласно со статьей 76 Закона Кыргызской республики «Об актах гражданского состояния» восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту утраченной записи на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Заявление о восстановлении записей актов гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя. Отсутствие записи должно быть подтверждено областным или республиканским архивом ЗАГС по месту, где находилась восстанавливаемая запись.
Извещение об отсутствии записи выдается (высылается) Республиканским (областным) архивом ЗАГС только после проверки по месту нахождения первых экземпляров книг, регистрации актов гражданского состояния.
Записи о рождении детей в возрасте до 16 лет восстанавливаются в органах ЗАГС по заявлениям родителей, опекунов, попечителей, администрации детских учреждений и других лиц, на воспитании которых находится ребенок.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- медицинское свидетельство о рождении ребенка, установленной формы;
- справка на ребенка от наблюдающего участкового врача;
- справка с места жительства;
- справка со школы или дошкольного учреждения, которое посещает ребенок;
- свидетельство о браке родителей;
- паспорта обоих родителей или одного из них.
Регистрация восстановленной записи актов гражданского состояния производится отделом ЗАГС по месту нахождения восстанавливаемой записи или по месту вынесения решения суда, если это указано в решении суда. Запись составляется в двух экземплярах, второй – направляется в республиканский архив ЗАГС.
На основании восстановленной записи выписывается свидетельство регистрации акта гражданского состояния, которое выдается заявителю или пересылается в орган ЗАГС по месту жительства заявителя для вручения.
Восстановление записей актов гражданского состояния иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Кыргызской Республики и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах ЗАГС Кыргызской Республики производится в судебном порядке.

Республика Таджикистан
Восстановление записи акта гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании документов, подтверждающих, что соответствующая запись ранее имелась (свидетельство о регистрации актов гражданского состояния или удостоверенные копии свидетельства о регистрации актов гражданского состояния) или на основании решения суда, вступившее в законную силу.
Для восстановления записей актов заявители обращаются с письменным заявлением в органы загса по месту жительства.
Заявление о восстановлении записей актов гражданского состояния подаются лицами, в отношении которых ранее были составлены эти записи.
Записи на детей, не достигших совершеннолетия, восстанавливаются по заявлениям их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), а также других лиц и учреждений, на воспитании которых находятся несовершеннолетние.
При необходимости в отдельных случаях, с такими заявлениями могут обращаться в органы загса несовершеннолетние, достигшие 16 лет.
В отношении умерших лиц, соответствующая запись регистрируется органом загса на основании решения суда об установлении факта смерти по месту жительства заявителя.
Основанием для подачи заявления о восстановлении записи акта является архивная справка областных и республиканских органов загса об отсутствии первичной или восстановленной записи акта.
Архивы органов загса обязаны проверить наличие записи акта по книгам регистрации актов гражданского состояния и метрическим книгам населенного пункта, указанного в заявлении. Проверка проводится за 7 лет (за год, указанный в заявлении, а также за три предшествующих этому и три последующих года).

Республика Узбекистан
Согласно ст. 230 Семейного кодекса под восстановлением записей актов гражданского состояния следует понимать воспроизведение утраченной записи при наличии достаточных оснований полагать, что такая запись имелась ранее.
Восстановление записей актов о рождении, заключении и расторжении брака производится только по заявлению лиц, в отношении которых эти записи были составлены.
Если запись о рождении ребенка до шестнадцати лет была утрачена, запись восстанавливается по заявлению родителей, опекунов, попечителей ребенка, администрации детских учреждений.
При наличии спора между заинтересованными лицами восстановление записи производится в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан.
Если были утрачены оба экземпляра записи акта, то восстановление записи акта производится по личному заявлению гражданина, достигшего 16 лет, органом ЗАГС по месту жительства.
Восстановление записи акта осуществляется только после выявления органом ЗАГС всех обстоятельств, которые могут быть основанием для их восстановления.
Для восстановления записи акта о рождении в орган ЗАГС представляются следующие документы:
заявление установленного образца о восстановлении записи акта;
справка городского (Ташкентского), областного, республиканского (Каракалпакстана) архива ЗАГС об отсутствии записи по месту рождения заявителя;
копии паспортов родителей;
если родители умерли, то копии записей актов об их смерти;
копии актовой записи о заключении брака (родителей и свой);
при отсутствии документов родителей, копии актовых записей о рождении братьев и сестер;
другие документы, подтверждающие обоснованность просьбы заявителя.
При приеме заявления заявитель предупреждается органом ЗАГС об ответственности за дачу ложный показаний.
Принятое заявление регистрируется в книге учета заявлений о восстановлении.
В восстановительной записи акта о рождении год рождения заявителя указывается по его паспорту, военному билету и другим имеющимся документам.
Если в представленных документах указан только год рождения заявителя, а день и месяц рождения не указаны, то датой его рождения считается 1 июля того года.
После изучения представленных документов заведующим органом ЗАГС составляется заключение и на его основании производится регистрация восстановленной записи акта о рождении и выдается свидетельство о рождении.
Для восстановления записи акта о заключении брака должны быть представлены следующие документы:
заявление установленного образца;
справка городского, областного, республиканского архива ЗАГС об отсутствии записи акта о заключении брака;
ксерокопии (копии ) паспортов;
копии записи актов о рождении детей;
другие дополнительные документы, подтверждающие наличие записи акта о заключении брака.
На основании представленных документов органом ЗАГС составляется заключение, затем в книге записей актов о заключении брака под литером «В» повторно проставляется номер последней записи акта и составляется восстановленная запись акта о заключении брака.
В графе «вступили в брак» свидетельства о заключении брака указывается дата первичной регистрации восстанавливаемой записи акта, а в графе «произведена соответствующая запись акта» - номер и дата восстановленной записи акта о заключении брака.
Для восстановления записи акта о расторжении брака должны быть представлены следующие документы:
заявление установленного образца;
справка городского, областного, республиканского архива ЗАГС об отсутствии записи акта о расторжении брака;
ксерокопия (копия) паспорта;
копия записи акта о заключении брака с отметкой о расторжении брака;
другие документы, подтверждающие наличие записи акта о расторжении брака в прошлом.
На основании представленных документов органом ЗАГС составляется заключение, в книге записей актов о расторжении брака под литером «В» повторно проставляется порядковый номер последней записи акта и составляется восстановленная запись акта о расторжении брака.
В графе «об этом в книге регистрации актов о расторжении брака» гербового свидетельства о расторжении брака записывается дата первичной регистрации записи акта о расторжении брака, а в скобках – номер и дата восстановленной записи акта.
При отсутствии достаточных оснований для восстановления записи акта орган ЗАГС выдает заявителю обоснованное заключение об отказе. С этим заключением заявитель может обратиться в суд для решения вопроса по существу.
Заявление о восстановлении записи акта должно быть рассмотрено органом ЗАГС в течении 15 дней со дня представления всех необходимых документов.

Порядок аннулирования записей актов гражданского состояния

Российская Федерация
Аннулирование первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей аннулированию, на основании решения суда, вступившего в законную силу
(статья 75 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).

Республика Беларусь
Аннулирование первичной или восстановленной записи актов гражданского состояния производится государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту хранения записи акта гражданского состояния на основании решения суда.
Аннулирование первичной или восстановленной записи акта производится отделом загса по месту хранения записи акта.
Для аннулирования записей актов заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением об исполнении решения суда.
Для аннулирования записи акта граждане представляют:
документы, удостоверяющие личность, полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан;
решение суда;
свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, выданное на основании аннулируемой записи акта.
Об аннулировании записи акта сообщается лицам, по заявлениям которых был зарегистрирован этот акт, а также в соответствующий архив органов загса управления юстиции облисполкома (Минского горисполкома).

Республика Казахстан
Запись акта гражданского состояния может быть аннулирована:
1) на основании решения суда;
2) по заявлению заинтересованных лиц;
3) по инициативе органа ЗАГС, обнаружившего первичную, восстановленную или повторно составленную запись, подлежащую аннулированию.
Орган ЗАГС, обнаруживший восстановленную или повторно составленную запись, или получивший заявления заинтересованных лиц об аннулировании записей актов гражданского состояния, собирает соответствующие копии актовой записи и направляет материалы для составления заключения по установленной Министерством юстиции Республики Казахстан форме об аннулировании записей актов гражданского состояния в отдел ЗАГС территориального органа юстиции.
Заявления об аннулировании записей актов гражданского состояния подаются в орган ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя. Органами ЗАГС заявления об аннулировании записей актов гражданского состояния должны быть рассмотрены в срок до одного месяца.
Аннулирование записей актов гражданского состояния на основании решения суда производится органом ЗАГС без составления заключения. В остальных случаях составление заключения обязательно.
Аннулирование записей актов гражданского состояния производится по месту нахождения записи, подлежащей аннулированию в пятнадцатидневный срок. Выданные до аннулирования записи свидетельства изымаются и уничтожаются.
Об аннулировании записи акта гражданского состояния сообщается лицам, по заявлению которых был зарегистрирован акт гражданского состояния и архиву отдела ЗАГС соответствующего территориального органа юстиции.
Заявления об аннулировании восстановленных или повторно составленных записей актов гражданского состояния подаются гражданами Республики Казахстан, проживающими за границей, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, зарегистрировавшими акты гражданского состояния в органах ЗАГС Республики Казахстан и постоянно проживающими за границей, в посольства или в консульские учреждения Республики Казахстан за границей.
Аннулирование записей актов гражданского состояния производится в общем порядке органами ЗАГС по месту нахождения записи, подлежащей аннулированию, по ходатайствам посольства или консульского учреждения Республики Казахстан за границей, направляемым в орган ЗАГС соответствующего территориального органа юстиции.

Кыргызская Республика
В соответствии со статьей 77 Закона Кыргызской Республики «Об актах гражданского состояния» запись акта гражданского состояния аннулируется органом ЗАГС по месту хранения записи актов гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Аннулирование записи акта гражданского состояния производится по месту нахождения первого экземпляра записи путем ее перечеркивания по диагонали. На лицевой стороне записи акта гражданского состояния делается отметка « Запись аннулирована», а на обратной стороне пишется на основании чего произведено аннулирование данной записи.
В обязательном порядке должно быть указана дата, место вынесения решения суда и номер дела.
Решение суда подшивается к первому экземпляру аннулируемой записи акта гражданского состояния. Отдел ЗАГС, производивший аннулирование первого экземпляра записи акта гражданского состояния направляет сообщение об этом по месту нахождения второго экземпляра записи.

Республика Таджикистан
Согласно ст.82 Закона РТ «О государственной регистрации актов гражданского состояния» аннулирование первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей аннулированию, на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Республика Узбекистан
Согласно ст. 233. Семейного кодекса Республики Узбекистан, если органом ЗАГС будут обнаружены две и более идентичные записи, восстановленные записи могут быть аннулированы органом ЗАГС по месту их составления.
Если в обнаруженных записях актов гражданского состояния имеются существенные расхождения в фамилии, имени, отчестве, дате рождения, сведениях о родителях, восстановленные записи актов гражданского состояния аннулируются по решению суда.
По получению решения суда об аннулировании записи акта орган ЗАГС по месту нахождения аннулируемой записи перечеркивает её по диагонали и делает об этом отметку и выдает заявителю справку.
Орган ЗАГС направляет в вышестоящий городской, областной, республиканский архив ЗАГС и орган ЗАГС по месту составления записи акта извещения об аннулировании записей актов.
По получении извещения архив ЗАГС проставляет во втором экземпляре соответствующей записи акта отметку об аннулировании, а орган ЗАГС выдает (направляет) заявителю повторное свидетельство в соответствии с первичной записью акта.
Аннулирование записей по поступившим из бывших союзных республик документам производится органом ЗАГС по заключениям Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции областей и города Ташкента, а документы по аннулированию записи хранятся в том же органе ЗАГС.

 

на главную|назад|вперед|обзор диска