О приоритетных направлениях развития частно-государственного партнерства как механизма повышения конкурентоспособности экономики

 

Введение

Задача обеспечения устойчивого экономического роста наряду с приоритетными задачами развития базовых социально-экономических институтов (защита прав собственности, эффективность системы государственного управления, уровень налоговой нагрузки на экономику, макроэкономическая стабильность и др.) требует формирования и развития специализированных институтов и программ содействия развитию бизнеса, диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики.

Такие институты должны обеспечивать повышение качества и рост доступности социально-экономической инфраструктуры и факторов производства, капитала, рабочей силы, технологий, а также развитие межфирменных кооперационных связей, содействие экспорту и привлечение иностранных инвестиций.

Необходимым условием эффективности работы данных институтов является формирование эффективных механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих участие бизнеса в определении приоритетов социально-экономической политики, в планировании, мониторинге и анализе эффективности направлений расходования государственных средств.

Поэтому наряду с реализуемыми мерами, стимулирующими бизнес к эффективному инвестированию (институт особых экономических зон, механизмы концессионных соглашений, инвестиционный фонд, венчурные фонды с государственным участием, развитие инфраструктуры бизнес-инкубаторов, промышленных парков, центров трансфера технологий и др.) необходимы практические шаги по развитию институтов частно-государственных консультаций, формированию планов частно-государственного партнерства, расширению активности общероссийских, отраслевых и региональных объединений предпринимателей.

Реализация механизмов повышения конкурентоспособности предполагает  развитие инструментов частно-государственного партнерства по трем различным векторам:

«функциональный» вектор предполагает развитие частно-государственного партнерства в областях, определяющих доступ предприятий к факторам производства и рынкам: профессионального образования, технологий,  капитала (через поддерживаемые государством институты развития), развития социально-экономической инфраструктуры, содействия внешнеэкономической деятельности;

отраслевой вектор предполагает разработку отраслевых планов частно-государственного партнерства на основе секторальной идентификации направлений роста и сдерживающих рост барьеров, анализа и разработки мероприятий и приоритетов по улучшению бизнес-окружения в конкретных секторах экономики;

региональный/муниципальный вектор предполагает разработку региональных и муниципальных планов развития частно-государственного партнерства, планов развития отдельных территориальных производственных кластеров.

Организационными предпосылками, обеспечивающими успешность реализации механизмов частно-государственного партнерства, должны стать целенаправленная информационно-аналитическая поддержка, мониторинг и распространение лучшей практики деятельности объединений работодателей и органов исполнительной власти в области повышения конкурентоспособности экономики, конкурсное софинансирование реализуемых ими проектов (Таблица 1).

 

1. В области активизации проектов развития социально-экономической инфраструктуры ключевое значение принадлежит развитию механизмов концессионных соглашений, включая разработку необходимых подзаконных актов и проведение пилотных проектов.

2. Основными шагами по расширению доступа предприятий к финансовым ресурсам должны стать: запуск механизма инвестирования средств инвестиционного фонда; увеличение капитала банков развития; предоставление государственной поддержки формированию венчурных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты; повышение эффективности механизмов поддержки лизинга.


 

Таблица 1. Стратегии и планы частно-государственного партнерства в области повышения конкурентоспособности

 

Разрез в рассмотрении механизмов ЧГП

Направления деятельности

Основные представители государства

Основные представители бизнеса

1

Функциональный

Образование

Инновации

ВЭД

Развитие социально-экономической инфраструктуры

Минобрнауки

России

Минэкономразвития России

 

Общероссийские объединения предпринимателей

ТПП

РСПП

Деловая Россия

ОПОРа

2

Отраслевой

Развитие отдельных отраслей

Минэкономразвития России

(координация)

 

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти

Отраслевые объединения предпринимателей

3

Региональный и муниципальный

Развитие субъектов Российской Федерации и муниципалитетов,

территориальных производственных кластеров

Минэкономразвития России

и Минрегион России  (координация)

субъекты Российской  Федерации и муниципалитеты

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти

Региональные объединения предпринимателей

4

Организационные меры

Обучение, мониторинг, анализ и распространение лучшей практики в реализации мер повышения конкурентоспособности органами исполнительной власти и объединениями предпринимателей различного уровня

Минэкономразвития России

и Минрегион России  (координация)

 

Общероссийские объединения предпринимателей

 


 

3. Новыми направлениями деятельности по развитию предпринимательства станет формирование особых экономических зон, поддержка промышленных парков, содействие развитию механизмов субконтрактации, развитие производственных кластеров, разработка и реализация программ содействия развитию промышленного дизайна и энергосбережению.

4. В области содействия развитию внешнеэкономической деятельности ключевыми направлениями должны стать развитие механизмов и расширение объемов софинансирования расходов предприятий по выходу на внешние рынки, обеспечение участия объединений работодателей в формировании стандартов консультационных и иных услуг в области поддержи экспорта, оказываемых в рамках государственного финансирования, создание общероссийского и отраслевых советов в области поддержки экспорта.

5. Приоритетными направлениями частно-государственного партнерства в области профессионального образования является: (1) обеспечение участия объединений работодателей в разработке образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования, (2) распространение лучшей практики взаимодействия предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования (3) предоставление государством финансовой поддержки предприятиям в реализации программ непрерывного образования, (4) формирование отраслевых и региональных советов по развитию профессионального образования, формируемых из числа заинтересованных представителей работодателей.

6. В области инноваций важнейшими направлениями частно-государственного партнерства должны стать целенаправленная реализация мер по вовлечению в инновационный процесс ВУЗов, вовлечение бизнеса в формулирование приоритетов государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований через формирование общероссийского, отраслевых и региональных советов по технологической политике.


1. Приоритетные направления частно-государственного партнерства в области повышения качества и роста доступности факторов производства, развития предпринимательства, содействия выходу на внешние рынки

 

1.1.Развитие механизмов ЧГП, формируемых на контрактной основе, в целях развития инфраструктуры и предоставления общественных услуг

К механизмам частно-государственного партнерства, формируемого на контрактной основе, относятся концессионные соглашения, договоры аренды, договоры по управлению и эксплуатации имущества, договоры на предоставление услуг, заключаемые между органами государственного управления или местного самоуправления и предприятиями на равноправной, взаимовыгодной основе с целью создания общественных благ и/или оказания общественных услуг.

Деятельность института концессионных соглашений регламентируется Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ. В настоящее время концессионные соглашения на практике не реализованы и используется только близкий по экономическому смыслу концессионного соглашения институт договора аренды с условием об улучшении арендуемого имущества.

Это обусловлено рядом проблем функционирования института концессионных соглашений, включая необходимость принятия подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок заключения концессионных соглашений, разработки типовой методической документации, необходимостью внесения изменений в законодательство, связанных с уточнением условий концессионных соглашений в отдельных областях деятельности.

Наряду с совершенствованием нормативной правовой базы в целях содействия распространению концессионных соглашений, со стороны федеральных органов исполнительной власти необходимо предоставление консультационной поддержки на региональном и муниципальном уровнях, организация сопровождения и мониторинга концессионных проектов, распространение лучшей практики их реализации, обеспечение переподготовки государственных и муниципальных служащих, формирование центров компетенции.

Необходимо обеспечить консультационую поддержку при подготовке концессионных соглашений в органах исполнительной власти различного уровня, софинансирование реализации концессионных соглашений и предоставление бюджетных гарантий – в рамках Инвестиционного фонда и бюджетных целевых программ.

Привлечение частных инвестиций в развитие социальной сферы через механизмы ЧГП невозможно без проведения реформы бюджетного сектора. Существующий статус бюджетного учреждения, характерный для подавляющего большинства государственных и муниципальных организаций социальной сферы, фактически блокирует возможность привлечения частных инвестиций. До проведения реформы бюджетного сектора развитие механизмов ЧГП в социальной сфере будет концентрироваться лишь на передаче в частный сектор (аутсорсинге) непрофильных для бюджетных учреждений видов деятельности, таких как обслуживание объектов недвижимости.

В этих условиях одним из первоочередных направлений развития механизмов ЧГП в бюджетной сфере становится распространение энергосервисных контрактов (договоров на предоставление услуг), предполагающих реализацию механизмов энергосбережения за счет более эффективного использования тепловой и электрической энергии.

Ниже приведен перечень планируемых проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие механизмов частно-государственного партнерства, формируемого на контрактной основе.

 

1.2. Расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам в рамках частно-государственного партнерства

 

Формирование Инвестиционного Фонда Российской Федерации

Важнейшим инструментом бюджетной поддержки инвестиционных проектов частного бизнеса должно стать использование средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации. Привлечение средств Инвестиционного Фонда расширит возможности бизнеса для реализации инвестиционных проектов стоимостью не менее 5 млрд. рублей через механизмы прямого софинансирования (до 75% стоимости проекта из федерального бюджета), а также предоставления государственных гарантий. В проекте федерального бюджета на 2006 г. в целях формирования Инвестиционного Фонда предусмотрено выделение 69 млрд. рублей.

В настоящее время разработаны проекты постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об Инвестиционном Фонде Российской Федерации» и «О Правительственной комиссии  по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение».

 

Поддержка венчурных инвестиционных фондов, финансирующих наукоемкие инновационные проекты

В рамках реализации мер по поддержке малого предпринимательства, осуществляемых в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005г. № 249, Минэкономразвития России обеспечивает на конкурсной основе предоставление субсидий на создание закрытых паевых инвестиционных фондов, учреждаемых субъектами Российской Федерации в рамках создания и развития инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

В настоящее время отобраны победители первой очереди конкурса на получение субсидий из федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства: Республика Татарстан - 200,0 млн. руб., Пермская область – 50,0 млн. руб., Московская область - 30,0 млн. руб., Красноярский край – 30,0 млн. руб.

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2006 г. в рамках поддержки малого предпринимательства предполагается выделение 700 млн. рублей для предоставления субсидий на создание закрытых паевых инвестиционных фондов, учреждаемых субъектами Российской Федерации в рамках создания и развития инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

 

Активизация деятельности Венчурного инновационного фонда

Эффективным механизмом стимулирования венчурного финансирования наукоемких инновационных проектов должна стать активизация деятельности Венчурного инновационного фонда (фонда фондов), софинансирующего отобранные на конкурсной основе венчурные инвестиционные фонды,  формируемые частными инвесторами.

Деятельность Венчурного инновационного фонда (ВИФ) регламентируется распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000г. № 362-р. В настоящее время ВИФ фактически не функционирует в связи с недостаточным размером капитала (оплачено лишь 50 млн. рублей, из которых инвестировано 30 млн. рублей) и ограничением на максимальную долю осуществляемых им инвестиций на уровне 10% от капитала поддерживаемых венчурных фондов.

Приоритетными мерами по активизации деятельности ВИФа должно стать увеличение его уставного капитала, предоставление ВИФу права на увеличение максимальной доли осуществляемых инвестиций в капитал поддерживаемых венчурных фондов с 10 до 49%; предоставление инвесторам фондов, созданных с участием ВИФ, опционов на выкуп принадлежащих ему акций с целью создания «инвестиционного рычага».

В данный момент осуществляется разработка Минобрнауки России, совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, Мининформсвязи России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта постановления Правительства Российской Федерации "О порядке формирования и использования средства Венчурного инновационного фонда".

 

Повышение эффективности деятельности государственных финансовых институтов развития

Государственные финансовые институты развития представлены Российским банком развития, Росэксимбанком, Россельхозбанком и государственными лизинговыми компаниями. В настоящее время их деятельность осложняется как отсутствием среднесрочной концепции развития, критериев эффективности деятельности, так и недостатком собственного капитала.

Правительством Российской Федерации дано поручение Минсельхозу России, Минфину России и Минэкономразвития России в срок до 15 октября 2005 г. подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения об увеличении на 2006 год уставных капиталов ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк» и представить в Правительство Российской Федерации соответствующий проект решения Правительства Российской Федерации.

Предлагаемыми дальнейшими мерами должно стать утверждение распоряжениями Правительства Российской Федерации концепций развития государственных финансовых институтов развития во 2 квартале 2006 г., определяющих приоритеты кредитной политики государственных банков развития и деятельности государственных лизинговых компаний, устанавливающих критерии эффективности и содержащих оценку необходимости дальнейшего увеличения их капитализации и приватизации. В течение 2-4 кварталов 2006 г. должны быть разработаны проекты постановлений Правительства Российской Федерации об увеличении капитала государственных финансовых институтов развития.

 

1.3.Содействие развитию предпринимательства

Формирование особых экономических зон

Для создания первых ОЭЗ необходимо принятие подзаконных нормативных правовых актов, проведение конкурсного отбора заявок на создание ОЭЗ и формирование инфраструктуры ОЭЗ. В проекте федерального бюджета на 2006 г. на развитие ОЭЗ планируется выделить 8 млрд. рублей.

Содействие развитию механизмов субконтрактации

Основными проблемами развития механизмов субконтрактации (установления кооперационных отношений между сборочными предприятиями и производителями комплектующих) являются сохраняющиеся высокие барьеры включения малых и средних предприятий в межрегиональные и особенно – международные кооперационные связи.

К числу основных проблем развития механизмов субконтрактации следует отнести:

·                   недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий;

·                   несовершенство системы сбора, распространения и обмена информацией о производственных заказах предприятий;

·                   неразвитость прикладных услуг (информационных, консультативных, инжиниринговых, проектных, конструкторских и др.) для предприятий, заинтересованных в субконтрактации;

·                   недостаточная информированность и компетентность менеджмента предприятий области в вопросах субконтрактации.

В настоящее время реализация программ содействия субконтрактации  осуществляется в рамках следующих организаций:

·                     Межрегионального Центра промышленной субконтрактации и партнерства (создан в рамках проекта Московского Фонда поддержки малого предпринимательства, Российской Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Специализированного агентства ООН по промышленному развитию UNIDO),

·                     Некоммерческого Партнерства «Национальное партнерство развития субконтрактации»

·                     Межрегиональной системы центров субконтрактации, созданной в рамках проекта «Развитие межрегиональной системы центров субконтрактации», при поддержке Фонда Евразия (позволившего создать основу для объединения всех информационных ресурсов центров субконтрактации).

По состоянию на конец 2004 г. было создано 32 региональных Центра субконтрактации, использующих в своей работе единые методики, разработанные Межрегиональным Центром промышленной субконтрактации и Ярославским областным центром субконтрактации. Центры субконтрактации обеспечивают кооперационные связи московских предприятий с более чем 1500 региональных предприятий.

Основными направлениями государственной поддержки развития механизмов субконтрактации должны стать:

·                               содействие разработке и внедрению отраслевых стандартов, регламентов квалификационного отбора поставщиков;

·                               содействие разработке региональных и отраслевых программ развития производственной кооперации, распространению лучшей практики их реализации;

·                               поддержка оказанию информационной, консультационной, методической и иной помощи организациям, осуществляющим деятельность в области субконтрактных отношений.

 

 Содействие развитию производственных кластеров

Как показывает опыт ряда индустриально развитых государств и стран с переходной экономикой, в т.ч. Германии, Испании, Ирландии, Нидерландов, Aвстрии, Великобритании, Дании, Греции, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словении, США, ведение деятельности в рамках территориальных производственных кластеров позволяет обеспечить предприятиям – участникам кластера достижение ряда конкурентных преимуществ:

·                упрощение доступа к новым технологиям;

·                распределение рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в т.ч. для совместного выхода на внешние рынки;

·                увеличение возможностей для организации совместных НИОКР, совместному использованию знаний и основных фондов;

·                ускорение процессов обучения за счет концентрации специалистов;

·                снижение транзакционных издержек за счет увеличения доверия между участниками кластера.

В настоящее время при поддержке Минобрнауки России созданы и успешно развиваются территориальные отраслевые высокотехнологичные кластеры:

·              в области электроники, микроэлектроники и информационно-телекоммуникационных технологий на базе инновационно-промышленного комплекса Московского государственного института электронной техники   (г. Зеленоград).

·              в области оптоэлектроники на базе инновационно-промышленного комплекса «Светлана» (г. Санкт-Петербург).

На основе кластерного подхода готовится реализация проекта по созданию Российского центра программирования, предусматривающего создание в границах г. Дубна Московской области кластера в форме IT – технопарка, специализирующегося на разработке и производстве продукции в сфере информационных технологий.

Разработан проект областной целевой программы развития лесопромышленного кластера Пермской области.

Подготовлен проект по выявлению и анализу ключевых региональных кластеров, связанных с добычей природных ресурсов и разработке на этой базе региональной политики МПР России.

В то же время, отсутствие целостной государственной политики в развитии производственных кластеров, в т.ч. в области поддержки пилотных проектов, выявления и распространения лучшей практики, замедляет процесс их развития.

В качестве приоритетных направлений кластерной политики могут быть определены:

·                     поддержка аналитических исследований относительно структуры кластера, сильных и слабых сторон кластера, разработка стратегии и плана развития кластера;

·                     создание в кластерах центров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;

·                     реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий;

·                     повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями кластера, в том числе через корректировку учебных планов учреждений профессионального образования, совместную организацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров, стажировок, поддержку образовательного кредитования;

·                     содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;

·                     повышение требований к качеству товаров и услуг, производимых в рамках кластера при осуществлении государственных закупок;

·                     конкурсная поддержка развития инженерной и социальной инфраструктуры в зоне размещения кластера, предоставление субсидий на ипотечное кредитование в зоне размещения кластера.

В качестве основных шагов государственной политики развития территориальных производственных кластеров должно стать утверждение Правительством Российской Федерации Концепции развития территориальных производственных кластеров и плана мероприятий по ее реализации на 2006-2008 годы, организация эксперимента по поддержке реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях, проведение анализа перспектив развития территориальных производственных кластеров в Российской Федерации.

 

Содействие развитию дизайна

На значительной доле товарных рынков, характеризующихся  преобладанием неценовой конкуренции, уровень дизайна продукции является одним из ключевых условий конкурентоспособности. При этом затраты на разработку дизайна занимают все большую долю в «цепочке производства добавленной стоимости» товаров, выгодно отличаясь этим от этапа производства, переносимого в страны с дешевой рабочей силой.

В этих условиях, отсутствие сформулированной политики государственной поддержки развития дизайна, характерной для большинства стран ОЭСР, становится фактором, негативно влияющим на потенциал конкурентоспособности отечественной продукции.

В зарубежных странах разработка государственных программ поддержки развития дизайна началась в конце 80-х - середине 90-х годов прошлого века. Программы государственной поддержки развития дизайна разработаны и реализуются в Великобритании, Австралии, Финляндии, Ирландии, Южной Корее, Дании, Италии, Новой Зеландии, Швеции, Норвегии, Чехии и Эстонии.

К основным целям программ поддержки развития промышленного      дизайна относятся:

·                     Дания. Рост доли компаний, использующих  внешних консультантов по дизайну при разработке и проектировании новых продуктов с 30% до 50%;

·                     Финляндия. Рост до 50% доли компаний, интегрировавших дизайн в процессы разработки и производства. Рост до 30% доли компаний, интегрировавших дизайн в процессы стратегического планирование бизнеса. Достижение ежегодного вывода на экспортные рынки 10 дизайн-компаний из Финляндии;

·                     Швеция. Обеспечение повышения компетенции в сфере дизайна до 100 предпринимателей ежегодно;

·                     Норвегия. Рост до 50% доли компаний, интегрировавших дизайн в процессы разработки новых товаров либо услуг;

·                     Ирландия. Рост числа занятых в отрасли дизайна с 3700 до 8000 человек;

·                     Корея. Рост числа дизайнеров, занятых в компаниях с 2300 до 4000 человек. Рост числа профессиональных дизайнеров, работающих в дизайн-компаниях с 20 000 человек до 100 000 человек к 2007 году.

Текущие проблемы развития отечественного дизайна определяются тем, что характерная для советской плановой экономики недооценка дизайна в качестве одного из важнейших факторов потребительских свойств товаров, продолжает негативно влиять на конкурентоспособность отечественных товаров. Недостаточно прозрачен рынок дизайнерских услуг, сохраняется проблемы с подготовкой кадров в области дизайна.

В настоящее время основными организациями, осуществляющими поддержку развития отечественного дизайна являются Союз дизайнеров России, Международная ассоциация «Союз дизайнеров», Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), Национальный совет по дизайну. В то же время, отсутствие целенаправленной государственной поддержки содействия развитию отечественного дизайна серьезно тормозит его развитие.

Приоритетными направлениями развития отечественного дизайна должны стать:

·                     Популяризация дизайна, включая проведение выставок, учреждение наград, проведение конкурсов, проведение семинаров и конференций, направленных на усиление компетенции по управлению дизайном в предприятиях-потребителях услуг дизайна, реализация образовательных проектов, направленных на понимание выгод дизайна среди топ-менеджмента компаний.

·                     Поддержка развития сектора дизайна, в т.ч. включение дизайна в учебные планы учреждений среднего и высшего профессионального образования, приближение профильных образовательных стандартов к мировому уровню, развитие инфраструктуры послевузовского профильного профессионального образования. Основными мерами является реализация программ по содействию разработке учебных курсов по дизайну, предоставление грантов на получение профильного образования за рубежом, проведение мастер-классов. Отдельными направлениями является финансирование государством научных исследовательских работ в области дизайна, а также поддержка экспорта услуг в области дизайна.

·                     Поддержка развития региональных центров промышленного дизайна, сочетающих функции по популяризации дизайна и поддержке развития предприятий дизайна.

 

Содействие предприятиям в области энергосбережения

Высокий уровень энергоемкости отечественной промышленности является одним из важнейших барьеров к росту ее конкурентоспособности. В машиностроении доля энергозатрат в промышленно развитых государствах не превышает 3-6%, тогда как в в России она составляет 12%. При этом, по данным Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) лишь немногим более 10% промышленных предприятий инвестируют хотя бы какие-то средства в энергосберегающие проекты.

К числу наиболее актуальных проблем, сдерживающих развитие механизмов энергосбережения на производственных предприятиях, следует отнести дефицит кадров, способных разработать и реализовать программу снижения энергетических издержек, недостаток опыта банковского кредитования проектов в области энергосбережения. С целью содействия преодолению барьеров, сдерживающих реализацию экономически оправданных проектов в области энергосбережения на частных предприятиях, целесообразна реализация специализированных государственных программ.

В США законодательно разрешено выделять гранты промышленным ассоциациям на поддержку программ повышения эффективности использования энергии. Один грант не может превышать 250 000 долларов и не должен составлять более 75% затрат по проекту, на который он выделяется; выделяются финансовые ресурсы штатам на поддержку программ повышения эффективности использования энергии в энергоемких отраслях. Кроме того, разработаны методические рекомендации по проведению промышленных энергетических обследований и применению изоляционных материалов.

В Японии министр промышленности и внешней торговли может придать промышленному предприятию с годовым уровнем потребления свыше 3000 т. топлива или 12 млн. кВт.ч статус “предприятия с составлением плана по энергосбережению”. Руководитель такого предприятия должен назначить несколько энергоменеджеров (от 1 до 4 человек), отвечающих за повышение энергоэффективности, и ежегодно отчитываться по состоянию энергопотребления на предприятии. Для разработки такого плана государство может выделить грант размером до 150 тыс. долларов.

Альтернатива – проведение экспресс-энергоаудитов силами Японского центра по энергосбережению. Центр бесплатно проводит экспресс-энергоаудиты (2 специалиста в течение 1 дня) для мелких и средних компаний (с капиталом менее 1 млн. долл.). Для крупных компаний также бесплатно Центр проводит более детальные обследования (один-два эксперта проводят предварительное обследование в течение 4 дней, за которым следует детальное обследование производственного процесса). Затем реализация плана отслеживается Министерством промышленности и внешней торговли.

В Нидерландах для стимулирования промышленной деятельности по энергосбережению реализуется две программы субсидий. В рамках первой – Промышленный тендер по энергосбережению – выделяются субсидии на реализацию подготовленных предприятиями программ энергосбережения. В рамках второй – Схема консультаций по энергосбережению и охране окружающей среды – средним и мелким промышленным компаниям выдаются субсидии на наем консультанта по разработке плана энергосбережения или сокращения выбросов.

В Чехии программа государственной поддержки энергетической эффективности в промышленности предлагает льготы по проведению энергоаудитов (80% стоимости, но не более 7000 долл.) и демонстрационных проектов для мелких и средних промышленных фирм (менее 500 занятых). В случае невыполнения рекомендаций по результатам энергоаудита в течение трех лет вся сумма господдержки должна быть возвращена. Доля государства в финансировании этих проектов составила 24%.

Программы субсидирования проведения энергетических обследований реализуются также в Польше и Словении (до 50% стоимости обследования оплачивается из бюджета). Кроме того, в Словении выделяются инвестиционные гранты в размере 15% от стоимости проекта.

Страны ЕС регулируют потребление топлива крупными и средними предприятиями через установление специальных нормативов, ограничивающих выбросы углекислого газа. В качестве мер поддержки достижения таких нормативов разрешена торговля снижениями выбросов между экономическими агентами внутри ЕС. Таким образом организованная система регулирования потребления горючего топлива позволяет перераспределять инвестиционные ресурсы в пользу тех предприятий, где энергоффективность достигается с наименьшими затратами.

В Российской Федерации готовится к реализации проект Международной финансовой корпорации (группа Всемирного Банка) в области содействия энергоэффективности предприятий, предполагающий сочетание технической консультационной помощи в оценке кредитных рисков с льготным финансированием коммерческих банков – кредиторов проектов в области энергосбережения, а также принятие МФК на себя потерь в случае невозврата 5% от объема портфеля предоставленных каждым из банков кредитов.

Кроме того, формируется нормативная правовая база поддержки реализации проектов в сфере энергоэффективности и энергосбережения с использованием механизмов Киотского протокола.

Содействие предприятиям в области энергосбережения было предусмотрено федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 г.», утвержденной постановлением  Правительства Российской  от 17 ноября 2001 г. № 796. Вместе с тем, в настоящее время данная ФЦП фактически заморожена.

Приоритетными мерами государственной политики по содействию энергосбережению должно стать:

·                   Предоставление грантов на разработку планов повышения эффективности использования энергии на промышленных предприятиях, процедур их согласования и утверждения, а также мониторинга реализации, в том числе с использованием механизмов международных договоров Российской Федерации в этой сфере.

·                   Распространение методик адекватной оценки коммерческими банками рисков финансирования проектов в области энергосбережения.

·                   Создание совместными усилиями бизнеса и государства системы сбора и распространения данных об удельных расходах энергии на производство различных видов продукции и реализацию отдельных технологических процессов в целях оценки возможностей повышения эффективности использования энергии на промышленных предприятиях.

Содействие развитию промышленных парков

Важнейшим элементом производственной инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное развитие малого и среднего бизнеса в производственной сфере являются промышленные парки.

В настоящее время промышленные парки созданы в ряде субъектов Российской Федерации. Примером успешного функционирования института промышленных парков в России служит промышленный парк, созданный для алюминиевой промышленности "Промпарк Сибирь" - полностью оборудованной площадки для организации производства технологического оборудования российскими и иностранными партнерами АО «Русский алюминий» для алюминиевых заводов компании.

В тоже время, сохраняющаяся недостаточная степень распространенности промышленных парков обусловливает значительный дефицит производственной инфраструктуры, необходимой для развития предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в сфере материального производства.

Приоритетными мерами по развитию промышленных парков должны стать:

·      распространение лучшей практики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предприятий и организаций по развитию промышленных парков;

·      предоставление методологической поддержки их деятельности, включая реализацию мер по снижению рисков для инвестирования средств девелоперскими компаниями;

·      предоставление софинансирования из федерального бюджета на конкурсной основе.

В целях обеспечения развития промышленных парков, целесообразно осуществить разработку и представление в 1 квартале 2006 г. Минрегионом России, Минэкономразвития России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, рабочей группой Совета по конкурентоспособности и предпринимательству предложений в Правительство Российской Федерации о комплексе мер по содействию развития промышленных парков, включая реализацию пилотного проекта в этой области.

 

Содействие сертификации производства

 

Как показывает практика, прохождение предприятиями сертификации управления качеством производства по стандартам ISO 9000 и экологического менеджмента – ISO 14000 является одним из важных факторов повышения уровня их конкурентоспособности, что делает целесообразным реализацию целенаправленных мер государственной политики по содействию предприятиям в прохождении сертификации.

В настоящее время такая поддержка осуществляется:

·                                в рамках проекта государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, выполняемого совместно с ПРООН (агентство ООН по промышленному развитию), UNIDO, Росстандартом;

·                                в рамках программы Минэкономразвития России по компенсации части затрат по обеспечению экспорта продукции малым предприятиям в рамках поддержки малого предпринимательства.

Распространение механизмов сертификации управления качеством сдерживается отсутствием в Российской Федерации единого национального органа по аккредитации (неправительственной организации), подтверждение которым сертификации в России признавалось бы Международным аккредитационным форумом - IAF. В результате сохраняются высокие ценовые барьеры включения малых и средних предприятий  в программы сертификации.

Требует расширения практика софинансирования расходов предприятий по прохождению сертификации.

Кроме того, целесообразно ужесточить требования по наличию сертификации управления качеством производства со стороны государства, в т.ч.  при организации государственных закупок.

 

1.4. Содействие развитию внешнеэкономической деятельности

 

Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта

В рамках реализации мер по поддержке малого предпринимательства, осуществляемых в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005г. № 249, Минэкономразвития России обеспечивает на конкурсной основе предоставление субсидий на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта:

·                     субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 году на срок не более 3 лет (далее - кредиты) в российских кредитных организациях (далее - банки) субъектами малого предпринимательства, производящими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта (далее - заемщики);

·                     субсидирование части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия (далее - обязательные требования);

·                     субсидирование части затрат по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.        

В настоящее время отобраны победители первой очереди конкурса на получение субсидий из федерального бюджета, предусмотренных субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта:

Астраханская область – 2,0 млн. рублей, Волгоградская область – 3,47 млн. рублей, Калужская область -3,7 млн. рублей, Карачаево-Черкесская республика – 1,1204 млн. рублей, Магаданская область – 3,0 млн. рублей, Оренбургская область- 1,0 млн. рублей,  Пензенская область – 0,35 млн. рублей, Республика Татарстан – 30,0 млн. рублей, Ростовская область – 0,8 млн. рублей, Тюменская область – 5,0 млн. рублей, Ульяновская область – 0,8 млн. рублей, Белгородская область – 1,0 млн. рублей, Калининградская область – 0,7 млн. рублей.

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2006 г. предполагается выделение на эти цели 150 млн. рублей.

В перспективе целесообразно расширение круга предприятий - получателей софинансирования, производящих товары с высокой добавленной стоимостью (работы, услуги) на экспорт, за счет значительного увеличения объемов средств, выделяемых на данную программу, а также предоставления доступа к софинансированию расходов, связанных с осуществлением экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, предприятиям среднего бизнеса.

 

Обеспечение участия объединений работодателей в формировании набора консультационных и иных услуг в области поддержи экспорта, оказываемых в рамках государственного финансирования

Развитие механизма участия объединений работодателей в формировании набора консультационных и иных услуг в области поддержи экспорта, оказываемых в рамках государственного финансирования, является необходимым условием их эффективности.

Эффективные частно-государственные консультативные органы в области политики содействия экспорту функционирует в таких странах, как Австралия, Ирландия, Япония, Филиппины, Швеция, Румыния, США и др., под названием «Национальный совет по экспорту».

В рамках своей деятельности Совет обеспечивает реализацию таких функций, как дискуссионная площадка для совместной работы органов государственной власти и частного сектора над вопросами национальной стратегии экспорта, выработка рекомендаций правительству в части политики содействия экспорту, разработка, реализация и мониторинг эффективности национальной стратегии содействия экспорта.

В число представителей государственного сектора, как правило, включаются представители министерства экономики, МИД, министерства науки, министерства сельского хозяйства, министерства финансов, организаций по содействию экспорту. Со стороны частного сектора включаются представители наиболее крупных экспортно-ориентированных компаний, ТПП, ассоциаций работодателей, профсоюзов и др.

В Российской Федерации обеспечение участия объединений работодателей в формировании набора консультационных и иных услуг в области поддержи экспорта сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, существующие консультативные органы, созданные при отдельных федеральных органах исполнительной власти, как правило, не способны эффективно обеспечить задачу эффективного воздействия на государственную политику поддержки экспорта в связи с межведомственным характером проблемы;

Во-вторых, отсутствует практика разработки стандартов консультационных и иных услуг, оказываемых в области поддержки экспорта в рамках государственного финансирования.

В этой связи, представляется целесообразным создание общероссийского, отраслевых и региональных консультативных советов по содействию экспорту с привлечением объединений экспортеров, а также разработка стандартов консультационных и иных услуг в области поддержи экспорта, оказываемых в рамках государственного финансирования.

1.5. Развитие ЧГП в области образования

Обеспечение участия объединений работодателей в разработке образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования, контроле качества профессионального образования

В настоящее время в Правительство Российской Федерации представлены проекты федеральных законов, вносящие изменения в федеральные законы «Об образовании» и «Об объединениях работодателей», в части обеспечения участия объединений работодателей в разработке образовательных стандартов, работе учреждений профессионального образования, контроле качества профессионального образования.

Однако, подготовленные проекты не отражают роль объединений работодателей в разработке примерных учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования, что в значительной степени снижает возможности их воздействия на содержание образовательного процесса..

Необходимо уточнение проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Минобрнауки России в части закрепления прав объединений работодателей на участие в разработке примерных учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования, включая условие их обязательного включения в состав учебно-методических объединений (УМО) высших учебных заведений.

Целесообразна организация в 1 квартале 2006 г. пилотного проекта по привлечению отраслевых объединений работодателей к разработке стандартов высшего, среднего и начального профессионального образования, формированию учебных планов и образовательных программ учебных заведений.

 

Распространение лучшей практики взаимодействия предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования

 

В качестве примеров лучшей практики взаимодействия предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования, обеспечивающей повышение качества образовательных услуга можно привести:

·                     Генеральное соглашение о совместной деятельности по подготовке и переподготовке специалистов, а также в решении актуальных научно-технических проблем энергетики РАО «ЕЭС России» и Московского энергетического института;

·                     Программа «Стратегическое партнерство» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», обеспечивающая развитие системы взаимодействия выпускающих кафедр университета и бизнеса;

·                     Открытие базовых кафедр российских и транснациональных ИТ-компаний на факультете бизнес-информатики ГУ ВШЭ;

·                     Деятельность Центра элитной подготовки и содействия трудоустройству выпускников Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП).

Вместе с тем, в настоящее время взаимодействие предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования (заключение соглашений и договоров о сотрудничестве между работодателями по подготовке и переподготовке кадров, организации практики выпускников, создание базовых кафедр предприятий в вузах, участие в деятельности попечительских советов вузов и факультетов) происходит вне целенаправленной поддержки повышения эффективности такого взаимодействия как со стороны государства, так и со стороны объединений работодателей.

Необходимо формирование системы распространения лучшей практики взаимодействия предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования, включающей:

·                     проведение исследований по выявлению и описанию лучшей практики, в т.ч. через проведение конкурсов среди учреждений профессионального образования и объединений работодателей;

·                     создание системы кодификации и распространения информации о     лучшей практике.

 

Финансовая поддержка предприятий в реализации программ непрерывного образования

Одним из быстро развивающихся механизмов повышения качества подготовки кадров является расширение форм непрерывного, послевузовского образования, финансируемого как предприятиями, так и работниками. Значительно активизировать механизмы непрерывного образования способна их государственная поддержка, которая могла бы предусматривать возможность софинансирования расходов на его получение по наиболее востребованным специальностям, дефицитным на внутреннем рынке труда, требующим высокой квалификации, включая предоставление субсидирования процентных ставок по образовательным кредитам.

В настоящее время финансовая поддержка предприятий в реализации программ непрерывного образования на федеральном уровне в основном ограничивается Программой подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, которая может быть признана успешной.

В Программе, реализуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г.,  принимают участие специалисты, направленные промышленными, торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг всех форм собственности, отобранные на конкурсной основе. Реализация Программы осуществляется на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, предприятий и собственных средств специалистов.

С 1998 по 2004 г. обучение в рамках программ прошли почти 34,5 тыс. человек. После завершения подготовки в России участникам Программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных российских и зарубежных предприятиях. Зарубежную стажировку прошли  8200 молодых руководителей.

Необходимо распространение опыта реализации Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и дальнейшее развитие механизмов финансовой поддержки бизнеса в реализации программ непрерывного образования.

 

Отраслевые и региональные советы по развитию профессионального образования, формируемые из числа заинтересованных представителей работодателей

Как показывает мировой опыт, важной предпосылкой обеспечения эффективного взаимодействия работодателей и образовательных учреждений является создание отраслевых советов по развитию профессионального образования, формируемых из числа заинтересованных представителей работодателей.

Примером успешного функционирования аналогичного института за рубежом является деятельность отраслевых объединений по развитию профессионального образования (Sector Skill Councils) в Великобритании.

Отраслевые советы по профессиональному образованию являются независимыми организациями, создаваемыми группами предпринимателей. Основное предназначение советов состоит в исполнении роли головного экспертного органа в вопросах удовлетворения потребностей отрасли в профессиональном образовании и профессиональном росте работников через содействие развитию как учреждений среднего и высшего образования, так и системы дополнительного и непрерывного образования.

Советы получают государственную поддержку, а также доступ к государственным департаментам Великобритании для консультаций по вопросам профессионального образования. Деятельность советов лицензируется Министерством высшего и профессионального образования Великобритании.

Отраслевые советы определяют приоритеты и цели самостоятельно, исходя из следующих задач:

·                     содействие устранению пробелов в профессиональном образовании;

·                     увеличение производительности, повышение эффективности услуг государства и частных компаний;

·                     содействие повышению квалификации рабочей силы;

·                     содействие росту предложения на рынке труда.

Работа советов координируется агентством развития отраслевого профессионального образования (SSDA). Советы получают софинансирование из государственного бюджета в размере до £1 миллиона ежегодно на следующие цели:

·                     разработка программы развития профессионального образования и повышения производительности труда в отрасли;

·                     контроль реализации этой программы работодателями, правительством, организациями по повышению квалификации работников и образовательными учреждениями;

·                     содействие инвестициям работодателей в профессиональное образование и программы повышения квалификации персонала;

·                     построение  отраслевой сети работодателей для координации вопросов профессионального образования;

·                     разработка профессиональных образовательных стандартов;

·                     представление отчёта о вкладе профессионального образования в эффективность отрасли.

К настоящему времени в Великобритании создано более 20 отраслевых советов в т.ч. в следующих направлениях: нефте-. газодобыча, нефтепереработка, нефтехимия, полимеры и ядерная энергетика; строительство; информационные технологии, телекоммуникации и средства связи; сельское хозяйство и экология; научные, инженерные и промышленные технологии;  легкая промышленность (одежда, обувь, текстиль); жилищное строительство, управление зданиями и инфраструктурой, электричество, газ, коммунальные услуги; финансовые услуги; пассажирский транспорт; пищевая промышленность; высшее и профессиональное образование, библиотечные и информационные услуги, гостиничный сектор; социальное обслуживание; здравоохранение; юридические услуги и охрана порядка; логистика грузовых перевозок; радио- и телевещание, интерактивные СМИ и фотография; розничная торговля; инженерное оборудование зданий.

В Российской Федерации аналоги отраслевых и региональных советов по развитию профессионального образования представлены комитетами по образованию отраслевых объединений предпринимателей; региональными и муниципальными советами по кадровой политике, включающими руководителей исполнительной власти и служб занятости населения, руководителей предприятий и образовательных учреждений, представителей территориальных объединений работодателей.

Примерами лучшей практики взаимодействия предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования в Российской Федерации являются:

·                     Деятельность комитета по образованию в области ИТ Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ);

·                     Деятельность Ассоциации работодателей Самарской области, муниципальных и регионального советов по кадровой политике в Самарской области;.

·                     Деятельность регионального Совета по вопросам взаимодействия вузов Северо-Западного региона и Федерального агентства по промышленности в Северо-Западном Федеральном округе.

В тоже время, создание комитетов по образованию отраслевых объединений предпринимателей, региональных и муниципальных советов по кадровой политике пока не получило широкого распространения, что обусловлено отсутствием практики стимулирования, поддержки и распространения опыта их деятельности.

Целесообразно Минобрнауки России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и рабочей группой Совета по конкурентоспособности и предпринимательству обеспечить разработку и реализацию мер по распространению лучшего опыта деятельности отраслевых объединений предпринимателей, региональных и муниципальных советов по кадровой политике; разработать методические рекомендации, регулирующие деятельность отраслевых, региональных и муниципальных советов по профессиональному образованию, а также предоставить конкурсное софинансирование их деятельности со стороны государства.

 

1.6. Развитие ЧГП в области инноваций

Активизация инновационной активности ВУЗов

Важнейшим приоритетом инновационной политики является активизация инновационной активности вузов. Университеты являются одними из основных генераторов создания инновационно-активных предприятий. Студенты и преподаватели, имея прямой доступ к результатам новейших исследовательских работ, способны генерировать большое количество эффективных бизнес-идей. В этих условиях эффективным примером государственного вмешательства является реализация сравнительно низкозатратных программ, направленных на формирование у студентов и преподавателей навыков создания и ведения инновационного бизнеса, а также поддержки возникающих венчурных предприятий на начальных стадиях инвестиционного цикла.

Примером эффективного зарубежного опыта реализации программ активизации инновационного потенциала вузов является программа "EXIST-University-based start-ups" реализуемая в Германии с 1998 г. Программа направлена на стимулирование создания новых инновационных предприятий (старт-апов) на базе университетов, за счет следующих мер:

- создание «культуры предпринимательства» в университетах;

- систематическая трансляция результатов академических исследований в экономические категории добавленной стоимость – при обеспечении продвижения новых технологий самими университетами;

- стимулирование возникновения и реализации бизнес-идей в университетах и исследовательских центрах.

В рамках EXIST было образовано 5 региональных сетей содействия высокотехнологичным старт-апам в университетах, которые в совокупности получили государственное софинансирование в объеме 25 млн. евро.

Благодаря деятельности софинанcируемых сетей в университетах-членах сетей к лету 2000 г. предлагалось более 250 различных курсов, семинаров и единоразовых акций, направленных на привлечение и просвещение потенциальных предпринимателей. Число базовых курсов по тематике предпринимательства и старт-апов в университетах-членах сетей возросло до 130.

На счет деятельности указанных пяти сетей содействия старт-апам можно отнести возникновение более 1400 новых старт-апов на базе 77 университетов– членов сетей. Из этого числа около 350 фирм уже сегодня можно считать долгосрочно успешными.

По направлению софинансирования отдельных предпринимателей в рамках программы был образован фонд EXIST SEED, через который получили поддержку около 100 начинающих предпринимателей в университетах Германии.

Примером реализации аналогичных по задачам программ в Великобритании является деятельность Фонда инноваций в высшем образовании - Higher Education Innovation Fund (HEIF) и Фонда внедрения исследований - Public Sector Research Exploitation Fund (PSRE).

В результате в 1999-2000 году количество созданных фирм по содействию переносу технологий составило 199 против 26 в 1997 году и в среднем 70 за пятилетний период. Персонал более 90% университетов стал участвовать в коммерческих исследованиях.

В Российской Федерации активизация инновационной активности ВУЗов реализуется через развитие центров трансфера технологий и инновационно-технологических центров (ИТЦ), осуществляемого в рамках Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 605. В настоящее время создано более 60 ИТЦ, центры трансфера технологий находятся во всех федеральных округах.

В рамках реализации Программы СТАРТ (в рамках деятельности Фонда содействия МП НТС) с 2004 года обеспечивается предоставление ученым и специалистам финансирования на безвозвратной основе на проведение НИОКР, цель которых снять сомнения потенциального инвестора для начала финансирования проекта по организации разработки и производства товара (продукта, услуги).

К настоящему времени программа, через вложение на конкурсной основе 800 млн. рублей в начальный, наиболее рисковый этап развития высокотехнологичных предприятий, привела к созданию 1000 предприятий. Из завершивших уже первый этап программы 100 предприятий 36 привлекли инвесторов со средним вкладом каждого в 2 млн. рублей. Треть всех предприятий была создана на базе разработок университетов и треть – на базе разработок институтов РАН

Специализированные университетские бизнес-инкубаторы созданы в Томской области.

В качестве примеров лучшей практики взаимодействия предприятий и вузов инновационной сфере следует отметить:

·                               партнёрство МГУ им. М.В.Ломоносова и предприятий Научного парка МГУ. Предприятия получили 2500 выпускников МГУ в качестве сотрудников и финансируют проекты НИОКР в МГУ на десятки миллионов рублей.

·                               сотрудничество АФК «Система» и входящих в нее компаний («Концерн РТИ – Системы», «Концерн Научный центр» и «Система-Телеком») с МГТУ им. Баумана. По условиям трехстороннего соглашения компании и вуз будут совместно развивать инновационную инфраструктуру и займутся реализацией перспективных наукоемких проектов, включая экспертизу научно-технических разработок для выявления коммерчески перспективных проектов, а также получение патентной охраны на используемые разработки.

·                               партнёрство МГИЭТ и предприятий ИТЦ «Зеленоградский».

Вместе с тем, существует необходимость в реализации комплексного подхода к интенсификации инновационной активности на базе вузов. В качестве приоритетных мер по активизации инновационного потенциала высших учебных заведений следует выделить содействие формированию на базе вузов высокотехнологичных предприятий и трансферу технологий в действующие предприятия (включая обеспечение кадрового сопровождения трансфера технологий), в т.ч. через реализацию следующих мер:

·                     введение образовательных курсов, направленных на формирование у студентов и преподавателей навыков создания и ведения инновационного бизнеса;

·                     целенаправленную поддержку и мониторинг создания на базе вузов элементов инновационной инфраструктуры, организацию и финансирование создаваемых на базе вузов венчурных предприятий;

·                     реализацию системы мер кадрового сопровождения трансфера технологий, предполагающего финансирование государством НИОКР и специализированной подготовки кадров в университетах в рамках проектов, отобранных на конкурсной основе.

Целесообразно во 2 квартале 2006 г. обеспечить представление Минобрнауки России, Минэкономразвития России и рабочей группой Совета по конкурентоспособности и предпринимательству предложений по активизации инновационной деятельности вузов.

 

Формирование общероссийского, отраслевых и региональных советов по технологической политике

Важным условием повышения эффективности государственной инновационной и научно-технической политики является вовлечение в процесс выработки ее приоритетов представителей бизнеса. Эффективной формой взаимодействия государства и бизнеса в этой области является формирование консультативных советов по технологической политике.

В качестве примера успешного функционирования аналогичного института за рубежом следует привести деятельность Совета по технологическим стратегиям (Technology strategy board) Великобритании, который является независимой организацией, управляемой бизнесом, получившей десятилетний мандат на формирование технологической стратегии государства. Она обеспечивает привнесение технологических прогнозов бизнеса непосредственно в сферу принятия решений о приоритетах и стратегиях финансирования.

Целью Совета служит разработка и реализация технологической стратегии, для чего Совету на период с 2005 по 2008 год выделено 571,4 миллиона фунтов стерлингов в интересах финансирования технологических направлений, которые Совет определил в качестве приоритетных.

Совет проводит конкурсы на финансирование из государственного бюджета по двум программам – Совместные частно-государственные инновационные проекты и Сетевые проекты по трансферу технологий. Конкурсы привязаны к определенным технологическим направлениям. Так, в январе 2004г. был объявлен первый конкурс в области микро- и нанотехнологий, в апреле того же года – по семи другим технологическим направлениям.

В непосредственные задачи Совета также  входит:

·                     выявление наиболее перспективных направлений технологического развития, которые обладают наибольшим потенциалом стимулирования конкурентоспособности и экономического роста в стране;

·                     модернизация государственных закупок с целью усиления их инновационного характера;

·                     модернизация стандартов технического регулирования в интересах стимулирования инноваций.

Кроме того, правительство Великобритании поддерживает деятельность отраслевых советов по технологической политике - Innovation and Growth teams.

Широкое развитие в мире получили программы разработки сценариев инновационного развития “Foresight,” реализуемые в большинстве развитых стран мира. Они оказывают существенное воздействие на согласование позиций государства, бизнеса и общества по стратегиям развития и повышение эффективности реализации совместно выработанных стратегий.

В Российской Федерации представители бизнеса участвуют в конкурсном отборе важнейших инновационных проектов государственного значения (мегапроектов). Кроме того, создана специализированная рабочая группа Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

Программа разработки сценариев инновационного развития с участием предпринимателей «Foresight» в области биотехнологий и нанотехнологий начата в 2005 г. по совместному проекту UNIDO и Минобрнауки России.

Целесообразно расширение практики вовлечения бизнеса в процесс формулирования приоритетов государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований и проведение кооперационных исследований, включая создание Совета по технологической политике, формируемого на основе активного представительства наукоемкого бизнеса, а также формирование отраслевых и региональных советов по технологической политике.