Транспорт
для человека, а не наоборот
Провести в “Гранях”
“горячую” линию по проблемам пассажирских перевозок подсказало письмо Татьяны
Г. “В городе много стало маршруток, троллейбусы ездят полупустые, слышала, что
их скоро не будет вообще. Кому это выгодно? Развалить мы умеем, а вот сохранить
то, что имеем, — нет”, — пишет она в своем послании. Рассказывает, что водители
“Газелей” ведут себя на дорогах некорректно, тем самым создают аварийную
ситуацию.
Мы еще вернемся к письму Татьяны в ходе обсуждения темы. А то, что проблема пассажирских перевозок, действительно, очень актуальна, убедились в первый же день после опубликования в “Гранях” информации о предстоящей “горячей” линии. Предварительных звонков возмущенных горожан было много. Не умолкал телефон и во время “горячей” линии. На звонки горожан отвечали заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства ЧР Андрей ВЛАДИМИРОВ, заведующий отделом департамента транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства ЧР Александр КАЗАКОВ, первый заместитель главы администрации Новочебоксарска Вениамин АРТЕМЬЕВ, директор МП троллейбусного транспорта Владимир ПЕТРОВ, внешний управляющий РГУП “Чувашавтотранс” Надежда ФЕДОРОВА, директор филиала Новочебоксарского ПАТП Анатолий ПУШКИН и заместитель директора по эксплуатации и безопасности движения ПАП № 2 Раис АБДРАХМАНОВ.
Cудя по
звонкам, наибольшее возмущение вызывали автобусные маршруты № 13, 101 и
троллейбусный № 51. У многих горожан в районе “Нерудстрома” имеются земельные
участки, а добираться туда и обратно проблематично. Нет теперь маршруток, а
13-й ходит едва ли не через час-полтора. Тамара Черкасова, Зоя Антонова,
Татьяна Николаевна, Владимир Веселов, Алевтина Абрамовна, Субботина, Павел
Иванович прямо задают вопрос, когда же наладят движение на данном маршруте,
почему они вынуждены ждать 13-й автобус долго, порой, не дождавшись, с тяжелыми
сумками возвращаться пешком. К тому же по дороге, где курсируют большегрузные
машины, так как рядом нет тротуара. А горожанин Владимир Александров, видимо,
потерявший веру в транспортников, что они решат вопрос положительно, предложил
свой вариант: пусть 13-й маршрут отъезжает не с улицы
Воинов-интернационалистов, а от химтехникума. Тогда, по его мнению, автобус
сделает больше рейсов, а по городу можно ездить и на другом транспорте.
Вот как ответил на вопрос Анатолий ПУШКИН: “На линии
два автобуса, они сверхубыточные. Обследование показало, что за день каждый из
них “зарабатывает” от 148 до 272 рублей, а расходует по 300 литров бензина,
литр топлива стоит 12 рублей”.
Надежда ФЕДОРОВА: “Ездят в основном льготники. На них
мы получаем субсидию, однако цены на бензин растут быстрее, чем дотация.
Количество автобусов добавить не можем, поскольку нет на их покупку денег”.
А предложение Владимира Александрова руководители
“Чувашавтотранса” считают вполне приемлемым, и уже со следующей недели 13-й
автобус начнет курсировать по укороченному маршруту.
Не без основания возмущаются пассажиры по поводу
101-го. Многие новочебоксарцы работают или учатся в Чебоксарах, покупают
проездные. И оказываются в заложниках. Автобусы переполнены, жители Юракова уже
не в состоянии протиснуться в них. Часто 101-е просто нарушают график движения,
не выезжают на линию. Звонившие называли и конкретное время. Например, 15
сентября Леониду Иванову пришлось ждать на остановке “Юраково” с 5.20 до 5.45
утра, в результате он опоздал на работу. Такие же претензии высказали Нина
Смолякова, работающая на “Текстильмаше”, Павел Гришин, Татьяна Алексеева и
другие. Даже первый заместитель главы горадминистрации Вениамин Артемьев
посетовал, что добираясь до “Граней” на “горячую” линию, он на остановке
простоял более получаса.
Анатолий ПУШКИН: “Возьмем 101-й на особый контроль.
На линии будут автобусы большей вместимости. За каждый срыв графика начнем
спрашивать строго. Запишите мой телефон: 73-85-95. Если заметите какие-либо
нарушения, позвоните прямо мне”.
Работников “Химпрома” не устраивают графики движения
троллейбусов, например, они недовольны отменой маршрута № 51. Теперь им, чтобы
добраться до третьей площадки, надо пересаживаться на другой троллейбус. Долго
приходится стоять на остановках в ожидании транспорта тем, кто работает в
ночную смену. Об этом же написала в редакцию и Татьяна, с письма которой мы
начали сегодняшнюю публикацию.
Владимир ПЕТРОВ: “У троллейбусного транспорта тяжелое
финансовое положение. На маршрутах появились сорок “Газелей”, и “платные”
пассажиры ездят в основном на них. Раньше мы за их счет покрывали свои убытки,
ведь государство на льготников дотирует лишь 10 процентов от необходимого. За
первое полугодие убытки составили 500 тысяч рублей. 51-й маршрут обследовали, и
вот что удалось выяснить. До “Химпрома” наполняемость в часы “пик” в пределах
70 процентов, на участке от первой до третьей площадки — расстояние полтора
километра — пять-шесть пассажиров. Гнать машину туда просто невыгодно. Но
пассажиров от первой до третьей площадки мы возим на 52-м бесплатно. Одно
неудобство: приходится пересаживаться”.
Вениамин АРТЕМЬЕВ: “Речь наверняка о графике
движения? Обязательно в вечерние часы проконтролируем этот участок дороги”.
Может, к решению данного вопроса подключится
“Химпром”, раз уж государственный электротранспорт находится в затрудненном
финансовом положении? Наверняка руководству “Химпрома” небезразлично, какие
неудобства испытывают его работники.
На “горячую” линию позвонил водитель троллейбуса
Сергей. Не скрывал своего возмущения по поводу предпринимателей, работающих на
“Газелях”. “Почему их так много на дорогах, почему они не соблюдают правила
движения, когда будет наведен порядок?” — спрашивал он.
Вениамин АРТЕМЬЕВ: “Я сам не раз убеждался, что
многие из них ведут себя неправильно. Но и водители троллейбусов не всегда
четко выполняют свои обязанности. Происходит это, видимо, из-за отсутствия
исполнительной дисциплины”.
— Сергей, с вами говорит заместитель министра
транспорта и дорожного хозяйства ЧР Андрей Иванович ВЛАДИМИРОВ. То, о чем вы
говорите, характерно и для Чебоксар. Вы правы, следует не просто улучшить
качество обслуживания на транспорте, но добиться, чтобы соблюдались правила
движения. В министерстве скоро состоится совещание по данной теме с участием
работников ГИБДД, транспортной инспекции и руководителей местных органов
власти. В сфере транспортных услуг должна быть здоровая конкуренция. В
ближайший месяц наведем порядок.
По поводу “Газелей” мнения людей разные, в том числе
у звонивших. То, что частный извоз решает проблему пассажирских перевозок,
очевидно. “Чувашавтотранс” не справляется с этой задачей. Подтверждают это и письма
читателей. Раньше чуть ли не каждое второе указывало на неудовлетворительную
работу транспортников. С появлением “Газелей” поток жалоб резко сократился.
Заступилась за маршрутки Нина Заплаткина, проживающая на улице
Коммунистической, куда общественный транспорт не ходит. Просит, чтобы
курсировали “Газели” на маршруте № 247 Тамара Иванова, потому что автобуса не
дождешься, а Татьяна Алексеева требует наладить движение маршруток от пристани
(в летнее время), хотели бы видеть их на улице Южной. Другой позвонивший
интересовался, когда пойдут “Газели” по 21-му маршруту.
Анатолий ПУШКИН: “Со следующего понедельника на линии
до деревни Толиково и обратно будут курсировать четыре машины. Появятся они и
на маршруте № 247. А вот на улице Южной — после того, как будут приведены в
порядок дороги”.
Вениамин АРТЕМЬЕВ: “В Липово от перекрестка улицы
Воинов-интернационалистов и улицы Винокурова и далее по улице 10-й пятилетки
начнут ездить маршрутки № 17”.
Другой проблемный маршрут — 108-й. Он, в отличие от
других, прибыльный, но тем не менее “Чувашавтотранс” никак не может
организовать здесь нормальное движение автобусов. Привычным явлением стали
срывы. В иной раз из графика выпадают по два рейса подряд (об этом говорила
горожанка Мария Аксенова и называла конкретную дату). Очереди на автобус
огромные, особенно в выходные, когда люди едут на дачи. Теперь к огородникам
присоединились студенты. Бесконтрольны водители Марпосадского филиала, два
автобуса которых должны быть на линии. И еще один вопрос интересует Марию Аксенову:
“Почему до авторемзавода из Новочебоксарска поездка стоит девятнадцать рублей
(в кассе автостанции), а обратно водители требуют двадцать?” А Ольга Водянова,
которую также не устраивает 108-й, ставит такой вопрос: “Нельзя ли организовать
новый маршрут Новочебоксарск — Маклашкино, поскольку на 108-м невозможно
уехать, они переполненные, а ходят одни “пазики”?”
Анатолий ПУШКИН: “На 108-м курсируют ежедневно шесть
автобусов, помимо этого заключен договор с предпринимателем еще на три
коммерческих рейса, организуем маршрут на Спиртзавод и начнем строго
контролировать работу водителей. Открыть же рейс в Маклашкино не представляется
возможным: туда нет дороги”.
Капитолина Новикова сетовала на отсутствие графика
движения 220-го на конечной остановке в Новочебоксарске и на то, что автобусы
этого маршрута часто пропускают рейсы. Екатерина поинтересовалась, можно ли по
пути следования 220-го организовать дополнительную остановку на участке от
остановки “Чебоксарский трикотаж” до “Улицы Гагарина”.
Александр КАЗАКОВ: “Графики движений должны висеть в
обязательном порядке, тогда и контролировать легче”.
Раис АБДРАХМАНОВ: “На 220-м шесть автобусов, и
курсируют они с интервалом десять-двенадцать минут. Что касается остановок, то
водители должны высаживать пассажиров по их требованию, но только на
существующих остановках”.
Жалобы поступили на нерегулярное движение 111-го,
101с, 156-го маршрутов. Принимавшие участие в “горячей” линии руководители
автотранспортных предприятий и представители министерства обещали во всем
разобраться и принять меры.
А на письмо читательницы “Граней” Нелли Варгазовой,
которая просит продлить график движения автобусов № 226, 232 и 228 до 20.00,
поскольку у студентов вечерних отделений вузов занятия заканчиваются поздно,
ответ прозвучал следующий.
Раис АБДРАХМАНОВ: “Такой возможности нет, работают
водители целый день — в нормативы и так не укладываются. А они не должны
трудиться свыше десяти часов. Но вопрос мы изучим, может, сумеем просьбу
удовлетворить при переходе на осенний режим работы”.
Иван Богданов дозвонился к нам заранее и задал такой
вопрос: “Будет ли в этом году, как и обещали, запущена троллейбусная линия
Новочебоксарск — Чебоксары?”
Андрей ВЛАДИМИРОВ: “Этот вопрос обсуждался и в
прошлом году. Проект дорогостоящий, примерно 100 миллионов рублей. Пока стоит
задача наладить между этими городами нормальное автобусное движение”.
Оживленная дискуссия развернулась между участниками
“горячей” линии по поводу вопроса Василия Яндараева. Он новочебоксарец и
работает в столице, пользуется проездным. С недоумением спрашивал, зачем на
автостанции заставляют таких, как он, пробивать нулевые чеки. Не иначе, как
ведомственным беспределом, это не назовешь. Наличие месячного проездного билета
дает человеку право ездить с ним на транспорте беспрепятственно, то есть без
приобретения дополнительного нулевого. А прикрываться чьим-то приказом, который
явно ущемляет права пользующихся транспортом, просто неэтично. О том, как
посчитать количество пассажиров, проходящих в салон автобуса, чтобы его не перегружать,
голова должна болеть у чиновников, а не у пассажиров. Их просто надо уважать.
Иначе они выберут частные “Газели”. И правильно сделают.
Но в споре, говорят, рождается истина. В данном
вопросе пообещал досконально разобраться заместитель министра Андрей
Владимиров. Вообще, участники “горячей” линии ни одну жалобу горожан не
оставили без внимания. Опубликовать все ответы сразу не позволяет газетная
площадь. Мы еще не раз вернемся к теме пассажирских перевозок, будем
информировать горожан, произойдут ли изменения к лучшему после “горячей” линии,
ведь проводили мы ее не ради галочки.
Помочь навести порядок на транспорте могут и
пассажиры. Скоро в салонах автобусов, по предложению дозвонившейся на “горячую”
линию Надежды Павловой, появятся вывески с фамилией водителей, телефонами
администрации автопредприятия. Так что если возникнут какие-либо претензии,
надо просто запомнить номер автобуса, имя водителя и обязательно — время. И,
как заметил заместитель министра Андрей Владимиров, обязательно потребовать
билет.
Более чем двухчасовая “горячая” линия, нескончаемые
жалобы, упреки горожан, безусловно, заставили всерьез задуматься ее участников,
осознать, что проблема на транспорте не просто существует, она остра. И ее
решение нельзя откладывать на завтра.
Конечно же, работу транспортников тоже следует
оценивать достойно. Она нелегкая. Звонок не назвавшей себя горожанки пролил
бальзам на душу. Она поблагодарила руководителей транспортных предприятий за
заботу, пожелала успехов и здоровья.
Галина
МИРОНОВА.