РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

о социальном партнерстве между Кабинетом Министров

Чувашской Республики, объединениями работодателей

Чувашской Республики и Чувашским республиканским

объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф»

на 2005-2007 годы

 

Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Кабинета Министров Чувашской Республики (далее – Правительство), Чувашского республиканского объединения организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» (далее – Профсоюзы), объединений работодателей Чувашской Республики (далее – Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами,

действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Чувашской Республики,

руководствуясь необходимостью сохранения согласия и социальной стабильности в обществе, обеспечения государственных социальных стандартов и гарантий для всех граждан республики,

обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций, 

заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», Закона Чувашской Республики «О социальном партнерстве» настоящее Соглашение (далее – Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне в 2005-2007 годах и совместные действия по его реализации.

         

I. В сфере экономической политики

 

Стороны совместно:

 

1.1. Вырабатывают общие подходы в определении приоритетов долгосрочной экономической стратегии Чувашской Республики, для чего осуществляют взаимные консультации по вопросам промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики, совершенствования внебюджетных отношений.

Разрабатывают и реализуют проекты, имеющие целью создание эффективной, конкурентоспособной, инновационно восприимчивой экономики, обладающей диверсифицированной структурой производства и значительным экспортным потенциалом.

1.2. Формируют предложения по созданию оптимальных условий хозяйствования, благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций, а также для развития инноваций и высоких технологий в экономике Чувашской Республики.

1.3. Создают условия, стимулирующие промышленные организации  проводить модернизацию своего производства, приобретать современное оборудование, содержать мобилизационные мощности, заниматься благотворительной деятельностью.  

1.4. Способствуют включению организаций Чувашской Республики в  республиканские и федеральные целевые программы.

1.5. Содействуют внедрению в организациях систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов.

1.6. Создают благоприятные условия для развития  среднего, малого бизнеса и индивидуального предпринимательства как основы увеличения объемов производства и расширения занятости населения, становления в них коллективно-договорного регулирования.

1.7. Организуют выставки, ярмарки, смотры-конкурсы производимой в Чувашской Республике продукции,  экономические соревнования в разрезе районов и городов, отраслей экономики, организаций республики, конкурсы профессионального мастерства по ведущим профессиям отраслей экономики и другие.    

1.8. В целях повышения эффективности управления государственной собственностью продолжают практику рассмотрения финансово-экономического положения организаций с долями участия государственной собственности на заседаниях отраслевых балансовых комиссий с участием Сторон.

     

Правительство:

 

1.9. Отстаивает интересы Чувашской Республики на федеральном уровне, в том числе по своевременному финансированию федеральных программ из федерального бюджета, консолидированного бюджета, внебюджетных источников.

1.10. Формирует республиканский бюджет Чувашской Республики в рамках действующего законодательства с ориентацией его на стабилизацию производства, подъем экономики, совершенствование системы межбюджетных отношений, повышение уровня жизни населения. 

1.11. Принимает меры по реализации основных направлений Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы, утвержденной Законом Чувашской Республики от 25 ноября     2003 г. № 39 «Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы».

1.12. Обеспечивает устойчивое и бесперебойное функционирование жизнеобеспечивающих отраслей экономики, в том числе принимает меры по увеличению и модернизации мощностей теплоснабжения, снижению расходов топливно-энергетических ресурсов, повышению уровня обеспеченности населения жилищно-коммунальными услугами, организации эффективной и сбалансированной работы транспортного комплекса Чувашской Республики.

1.13. Принимает меры по улучшению снабжения населения Чувашской Республики качественной питьевой водой.

1.14. Принимает меры по укреплению финансового положения организаций за счет:

осуществления контроля за обоснованностью  формирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в целях предотвращения ценовых диспропорций в различных секторах экономики;

разработки мер по повышению собираемости налогов и платежей в бюджет  и внебюджетные фонды;

формирования, размещения на конкурсной основе как на крупных предприятиях, так и на предприятиях малого и среднего бизнеса, у индивидуальных предпринимателей  заказов на продукцию и услуги для республиканских нужд и своевременного их финансирования;

совершенствования процедуры закупок для государственных и муниципальных нужд;

cодействия росту производства и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, созданию новых производств на базе передовых технологий;

повышения эффективности управления государственной собственностью.   

1.15. Формирует благоприятный инвестиционный климат, способствующий увеличению притока инвестиций на территорию республики.

1.16. Принимает меры по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. № 118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики».

1.17. Способствует расширению межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции заключает соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, организациями.

1.18. Осуществляет работу с Правительством Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам по регулированию тарифов в топливно-энергетическом комплексе.

Принимает меры по:

привлечению представителей Работодателей и Профсоюзов к работе   экспертного совета и рабочих групп Республиканской службы по тарифам для рассмотрения вопросов регулирования тарифов на услуги локальных естественных монополий;

обеспечению открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии со стандартами раскрытия информации через средства массовой информации;

недопущению превышения темпов роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению при их пересмотре над темпами роста денежных доходов населения, изменения их чаще одного раза в год.

1.19. Содействует развитию малого и среднего бизнеса как основы увеличения объемов производства и создания новых рабочих мест в условиях рыночной экономики, а также снижению административных ограничений на пути его развития.

1.20. Принимает меры  по развитию инфраструктуры и механизмов государственной поддержки малого предпринимательства.

1.21. Реализует комплекс мер по реформированию и регулированию земельных и имущественных отношений в Чувашской Республике.

1.22. Продолжает  и совершенствует работу по применению лизинговых схем для реализации социально значимых бизнес-проектов.

1.23. Способствует формированию эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения с активным продвижением товаров и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на местный, межрегиональный и зарубежный рынки.   

          1.24. Обеспечивает реализацию основных направлений республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2004-2010 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 287.

1.25. Принимает меры по комплексному развитию сельских территорий, инфраструктурному обустройству среды обитания, обеспечению достойной жизнедеятельности человека в сельской местности, включая усиление государственной помощи в строительстве жилья, росте доходов сельского населения от всех видов деятельности. 

1.26. Обеспечивает целевое рациональное использование бюджетных ассигнований, трансфертов.

1.27. Принимает меры по сокращению дифференциации по уровню жизни населения, проживающего в различных муниципальных образованиях республики, формированию системы государственной поддержки развития территорий, обеспечивающей условия для ускоренного развития муниципальных образований, социально-экономические показатели которых ниже среднереспубликанских.

 

          Работодатели:

 

1.28. Обеспечивают реализацию основных направлений Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы, утвержденной Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 39 «Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы».

1.29. Реализуют меры, направленные на повышение эффективности производства, инновационной активности предприятий, увеличение объемов выпускаемой продукции, реструктуризацию и техническое перевооружение производства, выпуск конкурентоспособной продукции.

          1.30. Разрабатывают и реализуют с учетом мнения Правительства инвестиционные проекты и программы развития отраслевой экономики, принимают меры по поиску и привлечению инвесторов.

          1.31. Участвуют в конкурсах инвестиционных проектов, на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд.

1.32. Способствуют увеличению объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих и оборудования для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории Чувашской Республики.

          1.33. Обеспечивают своевременное и полное перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

          1.34. Используют налоговые льготы, предоставленные организациям  в соответствии с действующим законодательством, кредиты для обеспечения роста производства, создания новых рабочих мест, обеспечения безопасных условий труда.

          1.35. Содействуют развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса, расширению его взаимодействия с крупными и средними организациями.

          1.36. Предоставляют по запросу Сторон необходимые сведения об экономическом состоянии организаций.

1.37. Совместно с Профсоюзами заключают отраслевые, профессиональные, территориальные соглашения, коллективные договоры, предусматривая в них мероприятия по развитию производства, росту заработной платы, обеспечению занятости работников, улучшению условий и охраны труда.

 

Профсоюзы:

 

1.38. Содействуют реализации программ, направленных на стабилизацию и рост производства в организациях, способствуют соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.  

1.39. Разрабатывают и направляют на рассмотрение в органы исполнительной власти Чувашской Республики, Работодателям, в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений предложения по стимулированию роста производительности труда, качества продукции.

1.40. Информируют работников о принимаемых мерах по преодолению кризисных явлений в развитии производства, улучшению финансово-экономического положения в организациях.

1.41. Являются инициаторами заключения отраслевых тарифных, профессиональных, территориальных соглашений, коллективных договоров, добиваются вовлечения трудовых коллективов в процессы управления производством и повышения его эффективности.

          1.42. Принимают меры по созданию профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего бизнеса с целью обеспечения социальной защиты работников через коллективные договоры и их участия в развитии малого и среднего бизнеса.

          1.43. Осуществляют профсоюзный контроль и правовую защиту членов профсоюзов в вопросах приема, увольнения, труда, отдыха, занятости. Оказывают бесплатную правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, социального страхования, пенсионного обеспечения.                  

         

II. В сфере развития рынка труда и обеспечения

занятости населения

 

Стороны совместно:

 

2.1. Проводят согласованную политику по созданию экономических условий, способствующих занятости населения и позволяющих трудоспособному населению обеспечить достойный уровень жизни. 

2.2. Принимают участие в разработке и реализации республиканской программы содействия занятости населения Чувашской Республики, специальных мероприятий по организации новых и сохранению действующих рабочих мест, обеспечивают заключение и реализацию соглашений о сотрудничестве  в организации общественных работ, формировании и расширении банка вакансий рабочих мест.

2.3. Осуществляют для организаций подготовку рабочих кадров из числа безработных граждан в соответствии с Программой содействия занятости населения Чувашской Республики и  потребностями организаций,  долевое участие в финансировании мероприятий, касающихся проведения активной политики по содействию занятости населения.

2.4. Принимают меры по:

повышению качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда;

развитию персонала на производстве, профориентации и психологической поддержке населения, в частности выпускников школ и учреждений системы профессионального образования;

определению потребности организаций в квалифицированных кадрах.

2.5. Практикуют проведение совместных семинаров, конкурсов на лучшую систему внутрипроизводственного обучения персонала.

2.6. Осуществляют контроль за трудоустройством особо нуждающихся в социальной защите категорий граждан на квотируемые рабочие места.

 

Правительство:

 

2.7. Принимает меры по реализации основных направлений Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. № 81 «О Республиканской программе сбалансированности потребности экономики в кадрах и рынке образовательных услуг на 2003-2006 годы и на период до 2010 года».

2.8. Обеспечивает разработку и реализацию Программы содействия занятости населения Чувашской Республики, предусматривающей меры, направленные на создание и сохранение рабочих мест, развитие предпринимательской деятельности, организацию обучения и переобучения кадров, опережающее обучение работников, подлежащих увольнению, смягчение негативных последствий сокращения рабочих мест, предупреждение массовой безработицы.

2.9. Принимает  меры по реализации основных направлений Указа Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 г. № 1 «О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности».

2.10. Принимает меры по  сбалансированию трудовых ресурсов через формирование государственного заказа образовательным учреждениям на подготовку и переподготовку кадров необходимой квалификации в соответствии с потребностями рынка труда.

2.11. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г.
№ 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» предлагает перечень предприятий и виды работ для ее прохождения.

 

Работодатели:

         

          2.12. Осуществляют меры по сохранению и созданию новых рабочих мест. Совместно с организациями службы занятости населения предоставляют возможность опережающего профессионального обучения высвобождаемым работникам до наступления срока расторжения трудового договора по профессиям и видам трудовой деятельности, востребованным на рынке труда.

          2.13. Реализуют на предприятиях  районов и  городов республики социальные программы и программы по развитию персонала в целях закрепления высококвалифицированных специалистов.

          2.14. Обеспечивают прием на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с установленными квотами.

          2.15. Осуществляют ликвидацию организаций и их подразделений, сокращение численности или штатов, изменение форм собственности, полное или частичное приостановление производства, влекущее за собой массовое сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, после предварительного, не менее чем за три месяца, письменного уведомления соответствующих профсоюзов, органов службы занятости  и проведения с ними переговоров в соответствии с действующим законодательством.

2.16. Обеспечивают высвобождаемым работникам организаций-банкротов предусмотренные действующим законодательством гарантии и компенсации.

2.17. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения вопросов организации внутрипроизводственного обучения, мер, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

          2.18. Принимают активное участие в республиканских мероприятиях по вопросам занятости: конкурсах, семинарах, круглых столах, опросах, проводимых Правительством для формирования эффективной кадровой политики.  

          2.19. Своевременно и в полном объеме представляют в службу занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, должностей.

 

Профсоюзы:

 

          2.20. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в области занятости населения, предоставлением гарантий при высвобождении работников.

          2.21. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения вопросов развития внутрипроизводственного обучения персонала, опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, предоставления дополнительных компенсаций и льгот для привлечения молодых специалистов, высококвалифицированных работников.

          2.22. Предоставляют бесплатную правовую и консультативную помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов в вопросах условий труда и занятости.

          2.23. Принимают участие в работе координационных комиссий (советов) содействия занятости через своих представителей.

 

III. В сфере регулирования оплаты труда,

доходов и уровня жизни населения

 

Стороны совместно:

 

3.1. Осуществляют  совместную деятельность по решению проблем:

повышения реальных доходов населения;

обеспечения соответствия оплаты труда его результатам и сложности, последовательного повышения размера минимальной заработной платы в организациях всех форм собственности до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

уменьшения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;

снижения уровня дифференциации населения по доходам.

3.2. Проводят согласованную политику по совершенствованию системы оплаты труда и повышению доходов населения.

3.3. Содействуют росту производительности труда в организациях.

3.4. Контролируют своевременность выплаты заработной платы и принимают меры по погашению долгов по заработной плате в организациях всех форм собственности.

3.5. Содействуют ежегодному повышению средней заработной платы работающих с учетом уровня инфляции, доведению доли оплаты труда по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам в структуре заработной платы до уровня 60 процентов.

3.6. Рекомендуют органам местного самоуправления Чувашской Республики, руководителям бюджетных организаций принимать меры по привлечению молодых специалистов в учреждения бюджетной сферы, в том числе путем введения доплат, надбавок к заработной плате данной категории специалистов.

3.7. Заслушивают на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, территориальных комиссий, комиссий по вопросам ликвидации задолженности по оплате труда, межведомственных отраслевых комиссий руководителей организаций, имеющих задолженность по заработной плате.

3.8. Участвуют в комплексных проверках по вопросам соблюдения трудового законодательства.  

 

Правительство:

 

          3.9. Осуществляет контроль за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов по оплате труда в организациях всех форм собственности. Через своих представителей  добивается погашения задолженности и обеспечения своевременной выплаты заработной платы и пособий в организациях с долями участия государственной собственности.

          3.10. В целях обеспечения социальных гарантий и усиления социальной защиты работников бюджетной сферы обеспечивает выполнение Указа Президента Чувашской Республики от 10 сентября 2004 г. № 101 «О повышении заработной платы работникам бюджетной сферы в Чувашской Республике», предусматривающего увеличение размера оплаты труда работников бюджетной сферы государственных учреждений с 1 января 2005 г. не менее чем на 25 процентов.

          3.11. Принимает меры по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 17 сентября 2004 г. № 104 « О дополнительных мерах по социальной защите и стимулированию оплаты труда работников культуры и искусства».

          3.12. Изыскивает возможность сохранения тенденции опережающего роста заработной платы работников бюджетных отраслей по сравнению с федеральным уровнем.

          3.13. Устанавливает в полном объеме фонд оплаты труда для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений исходя из ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников бюджетных организаций, а также доплат и других выплат стимулирующего характера в размере не менее 25 процентов тарифного фонда оплаты труда.

          3.14. Осуществляет мониторинг основных показателей уровня жизни населения и заработной платы в целом в разрезе районов, городов Чувашской Республики. Ежеквартально публикует результаты мониторинга в средствах массовой информации.

          3.15. Проводит анализ структуры и ежеквартально утверждает величину прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения.

          3.16. В случаях резкого повышения темпов инфляции и снижения в связи с этим уровня реальных доходов населения принимает с учетом мнения сторон и в соответствии с действующим законодательством меры экономического характера по регулированию цен на основные продукты питания, товары повседневного спроса и социально-значимые услуги.

         

Работодатели:

 

          3.17. Обеспечивают выплату заработной платы работникам в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и предусмотренные в коллективных договорах сроки.

Принимают меры по погашению задолженности по заработной плате.

Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен в Чувашской Республике и в соответствии с коллективными договорами.

3.18. Принимают меры в соответствии с Комплексным планом реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 15 апреля 2004 г. № 97 «О Комплексном плане реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года»  в части роста заработной платы работников в 2005 году по сравнению с 2002 годом в 2,2 раза.

3.19. Гарантируют оплату труда работникам при вынужденных простоях в размере не ниже установленного действующим законодательством и долю заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не выше 20 процентов от общей суммы заработной платы.

3.20. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях минимальный размер тарифных ставок и окладов с учетом  прожиточного минимума в Чувашской Республике, общероссийского, республиканского, территориальных и   общероссийских отраслевых и республиканских тарифных соглашений.

          3.21. Обеспечивают полное начисление заработной платы работникам и полное своевременное перечисление единого социального налога и страховых взносов по  обязательному пенсионному страхованию.      

3.22. Принимают меры по предоставлению в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительных, сверх установленных законодательством Российской Федерации, льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

          3.23. При обращении Сторон предоставляют информацию о величине средней заработной платы, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по погашению задолженности в организациях. 

  

Профсоюзы:

 

          3.24. В целях защиты законных прав и интересов работников, в том числе посредством участия своих представителей в примирительных комиссиях, трудовых арбитражах, судебных заседаниях и других инстанциях, осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов по  вопросам оплаты труда.

          3.25. Выступают инициаторами заключения коллективных договоров и добиваются включения в коллективные договоры условий оплаты труда в соответствии с общероссийскими, республиканским, территориальными, отраслевыми тарифными соглашениями, индексации заработной платы и выплаты компенсации в установленном порядке, социальных гарантий и льгот для работников.

          3.26. Контролируют выполнение условий коллективных договоров и соглашений по оплате труда, предоставлению льгот и компенсаций за особые условия труда, социальных льгот и информируют работников о выполнении коллективных договоров.

          3.27. Совместно с работодателями регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития, выполнении коллективных договоров.

          3.28. Информируют Стороны о нарушениях прав работников бюджетной сферы, проживающих в сельской местности, в рамках действующего законодательства о труде.

         

 

 

 

IV. В сфере социальной политики, медицинского обслуживания,

жилищного обеспечения населения

 

Стороны совместно:

 

          4.1. Проводят согласованную политику в области социальной защиты населения, развития здравоохранения,  спорта, семейного и детского отдыха, жилищного обеспечения населения.

          4.2. Принимают меры по повышению обеспеченности населения республики социальными благами и услугами, сохранению ранее установленных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

4.3. Принимают меры по развитию массового спорта и укреплению материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, спорта высших достижений, обеспечению и проведению на должном уровне международных соревнований.

          4.4. Принимают меры по повышению благоустройства и  озеленения населенных пунктов в рамках мероприятий по проведению в 2005 году в Чувашской Республике Года парков и садов.

          4.5. Разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на решение проблем обеспечения доступности дошкольных учреждений, развитие новых форм организации дошкольного образования.

          4.6. Рекомендуют органам местного самоуправления Чувашской Республики изыскать возможность сохранения компенсационных выплат на питание учащимся общеобразовательных учреждений.

          4.7. Продолжают совершенствовать механизмы реализации молодежной политики, в том числе путем создания механизмов помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, проведения мероприятий по поддержке рабочей молодежи, формирования советов молодых специалистов на предприятиях.

          4.8. Рекомендуют государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, руководителям отраслевых министерств, бюджетных организаций изыскивать возможность выделения денежных средств на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы.

          4.9. Информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о поступлении и реализации страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

 

Правительство: 

 

          4.10. Обеспечивает доступность, оптимизацию механизмов мер социальной поддержки социально незащищенных слоев населения.

          4.11. В целях недопущения ухудшения условий социальной защиты льготной категории граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от  политических репрессий) принимает меры по сохранению в 2005 году действующей системы натуральных льгот, полномочия по социальной поддержке которых отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, и их возможному сохранению в последующие годы. 

          4.12. Выступает гарантом сохранения в 2005 году отмененных на уровне Российской Федерации мер социальной поддержки сельской интеллигенции: льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, надбавок и доплат в размере 25 процентов отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, и принимает меры по их возможному сохранению в последующие годы.  

          4.13. Принимает меры по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 22 января 2005 г. № 5 «О мерах по дополнительной социальной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории  Чувашской Республики».

4.14. Принимает меры по реализации Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 46 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». 

          4.15. Разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на решение проблем повышения уровня развития инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

4.16. Обеспечивает реализацию мероприятий по реформированию государственной пенсионной системы.

4.17.  Содействует своевременной выплате пенсий и пособий. 

4.18. Принимает меры по совершенствованию системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике, в том числе по:

          устойчивому функционированию учреждений здравоохранения за счет средств бюджета, фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, платных медицинских услуг;

          обеспечению доступности медицинской помощи гражданам республики, гарантированного государством объема и перечня видов медицинских услуг;

          сохранению ведущей роли государственного и муниципального секторов здравоохранения;

          стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации в республике.

          4.19. Принимает меры по сохранению в 2005 году и в последующие годы в полном объеме гарантии государства в области вакцинопрофилактики детей и подростков, лекарственного обеспечения при лечении и профилактике социальных болезней (ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета и др.), софинансирование которых ранее осуществлялось из федерального бюджета, по финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики расходов по оказанию специализированной медицинской помощи (кожно-венерологической, противотуберкулезной, наркологической и др.).  

4.20. Обеспечивает доступность качественной медицинской помощи в сельской местности.

4.21. Принимает меры по внедрению новых технологий обучения, развитию единой образовательной информационной среды, оснащению образовательных учреждений современной компьютерной техникой, школьными автобусами.

4.22. Принимает меры по сохранению льготного проезда на городском транспорте для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, студентов дневной формы обучения.

4.23. Организует отдых и занятость детей и подростков в летнее время.

4.24. Реализует мероприятия, направленные на решение проблемы социальной защиты детей и детей, нуждающихся в социальной поддержке.

4.25. Принимает меры по повышению уровня обеспеченности населения жилищно-коммунальными услугами, уровня развития инфраструктуры населенных пунктов республики.

4.26. Устанавливает республиканские стандарты на оплату жилья и коммунальных услуг согласно федеральным стандартам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, с учетом  уровня доходов населения Чувашской Республики.

          4.27. Продолжает работу по повышению уровня газификации жилья в сельской местности и улучшению газоснабжения населения.

4.28. Создает условия по обеспечению граждан доступным жильем и развитию в Чувашской Республике эффективного рынка недвижимости.

4.29. Проводит активную инвестиционную политику по привлечению в жилищную сферу внебюджетных источников финансирования, в первую очередь средств коммерческих банков и международных финансовых займов.

4.30. Обеспечивает поэтапную реализацию Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2005-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 октября 2004 г. № 250.

4.31. Содействует дальнейшему развитию ипотечного кредитования.

4.32. Продолжает предоставление в установленном порядке гражданам, проживающим в жилых помещениях всех форм собственности, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.  

4.33. Создает условия для приостановления роста злоупотребления нар-котическими средствами и психотропными веществами, незаконного оборота их на территории  Чувашской Республики.

 

Работодатели:

 

          4.34. Обеспечивают полное своевременное перечисление страховых взносов по пенсионному страхованию в Пенсионный фонд Российской Федерации, соблюдение законодательства по ведению персонифицированного учета в системе пенсионного обеспечения, предоставление индивидуальных сведений о трудовом стаже, заработке и страховых взносах на граждан, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования.

          4.35. Содействуют включению в коллективные договоры и соглашения положений по ведению профессионального пенсионного страхования лиц, занятых на работах с особыми условиями труда.

          4.36. Обеспечивают отчисление профсоюзам денежных средств для проведения культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы в трудовых коллективах в порядке и на условиях, установленных статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», коллективными договорами и соглашениями.

4.37. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях выделение денежных средств на организацию отдыха детей и подростков во время школьных каникул, приобретение новогодних подарков для детей работников, санаторно-курортное лечение сотрудников, частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях и дополнительных денежных выплат неработающим пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и неполным семьям и др.

4.38. Принимают меры по сохранению и развитию, хозяйственному обслуживанию организаций социально-культурной сферы, в том числе детских оздоровительных лагерей, осуществляют их своевременную подготовку к оздоровительному сезону.

          4.39. Предусматривают в коллективных договорах возможность выделения денежных средств на строительство или приобретение жилья, предоставление льготных ссуд и кредитов работникам организаций, состоящим на учете по улучшению жилищных условий.

     

Профсоюзы:

 

          4.40. Инициируют в организациях развитие социально-культурной сферы.

          4.41. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением действующего жилищного законодательства, формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, учетом и распределением жилья, построенного или приобретенного за счет средств организаций.

          4.42. Участвуют в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» через своих представителей в управлении внебюджетными социальными фондами.

          4.43. Осуществляют контроль за своевременным и полным перечислением средств в Пенсионный фонд Российской Федерации.

          4.44. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения положений, пунктов, предусматривающих дополнительные социальные льготы и компенсации неработающим пенсионерам, ветеранам труда, работающим гражданам, многодетным и неполным семьям, в том числе частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

                  

V. В сфере защиты трудовых прав, охраны труда,

промышленной и экологической безопасности

 

Стороны совместно:

 

          5.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.

          5.2. Повышают эффективность государственного и общественного контроля в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности.

           

Правительство:

 

          5.3. Реализует государственную политику и осуществляет управление охраной труда на территории Чувашской Республики. Обеспечивает  реализацию Республиканской программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. № 7.

          5.4. В соответствии с Законом Чувашской Республики «Об охране труда в Чувашской Республике» принимает меры по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в рамках федеральных, отраслевых и республиканских, территориальных программ улучшения условий и охраны труда из средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.  

          5.5. Содействует реализации мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда.

          5.6. Развивает и совершенствует систему обучения и проверки знаний по охране труда, охране окружающей среды руководителей, специалистов, уполномоченных по охране труда организаций.

5.7. Содействует проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда в организациях.

5.8. Обеспечивает государственный контроль за соблюдением работодателями природоохранных требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

          5.9. Совершенствует систему экологического мониторинга, обеспечивает реализацию первоочередных мер по улучшению экологической обстановки в Чувашской Республике.

          5.10. Принимает меры по повышению эффективности функционирования аварийно-спасательных служб Чувашской Республики. 

         

Работодатели:

 

          5.11. Принимают меры по выполнению требований законодательства по охране труда, создают службы, вводят штатные должности специалистов по охране труда, организуют обучение и проверку знаний работников, уполномоченных по охране труда в области безопасных методов и приемов работ. Обеспечивают реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях,  предусматривают их  финансирование.

          5.12. Обеспечивают работников средствами индивидуальной защиты за счет средств организаций в соответствии с установленными нормами.  

          5.13. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в соответствии с действующим законодательством.

          5.14. Обеспечивают производственный экологический контроль за выполнением природоохранных мероприятий, соблюдением нормативов качества окружающей среды, выполнением требований природоохранного законодательства, рациональным использованием и восстановлением природных ресурсов.

          5.15. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах  и обеспечивают условия для осуществления общественного контроля уполномоченными по охране труда. Совместно с Профсоюзами создают в организациях комитеты (комиссии) по охране труда.

          5.16. Обеспечивают за счет средств организаций проведение общих предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.

          5.17. Обеспечивают расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

          5.18. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные,  сверх установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, льготы и компенсации работникам, занятым на производствах с вредными и опасными условиями труда.

 

 

 

 

Профсоюзы:

 

5.19. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в области охраны труда, экологической безопасности, соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, окружающей среды силами собственных инспекций, уполномоченных (доверенных лиц) профсоюзных комитетов.

          5.20. Защищают права и интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, в том числе и в судебных органах.

          5.21. Вносят предложения в органы управления организаций, органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления Чувашской Республики по совершенствованию действующего законодательства об охране труда и социальной защите работающих,  пострадавших на производстве.

          5.22. Добиваются включения в коллективные договоры организаций мероприятий по охране труда, охране окружающей среды, осуществления контроля за их выполнением.

          5.23. Оказывают бесплатную консультационную помощь по вопросам охраны труда и охраны окружающей среды.

 

VI. Социальное партнерство и координация действий

 Сторон Соглашения

 

Стороны совместно:

 

          6.1. Осуществляют меры по реализации Закона Чувашской Республики «О социальном партнерстве», признают территориальные и отраслевые тарифные соглашения, коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания на местах социальной стабильности. 

          6.2. Проводят трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации основных направлений социально-экономического развития  республики, а также  предварительное обсуждение проектов республиканских законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, республиканских программ в сфере труда, занятости и социального обеспечения.

          6.3. Продолжают работу по совершенствованию законодательной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства.

          6.4. Принимают на себя обязательства по соблюдению всех условий настоящего Соглашения и несут предусмотренную действующим законодательством ответственность за нарушение и невыполнение его положений.

          6.5. Признают необходимым обеспечить соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, право профсоюзов и их объединений на уплату членских взносов в безналичной форме в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», перечисление добровольных платежей и добровольных взносов одновременно с заработной платой. 

          6.6. Способствуют:

заключению и реализации отраслевых (межотраслевых) тарифных, территориальных соглашений и коллективных договоров;

образованию и эффективной работе в районах и городах республики территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению республиканских, отраслевых (межотраслевых) тарифных, территориальных соглашений, коллективных договоров;

развитию связей Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, территориальными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений;

улучшению информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства.

6.7. Правительство привлекает Стороны к участию в проводимых совещаниях, заседаниях, конференциях, переговорах и встречах, затрагивающих интересы Сторон, включает их представителей в соответствующие организационные комитеты, коллегии, комиссии, делегации, консультативные и экспертные советы при органах исполнительной власти Чувашской Республики.  

6.8. Правительство предоставляет другим Сторонам Соглашения на бесплатной основе текущую информацию по вопросам занятости, доходов и уровня жизни населения, использованию средств государственных внебюджетных фондов, охране труда, соблюдению трудового законодательства и другую информацию, необходимую для контроля за выполнением настоящего Соглашения.

6.9. Проводят заседания Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не реже одного раза в квартал.

          6.10. В целях освещения деятельности Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и хода реализации настоящего Соглашения обеспечивают:

          регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию системы социального партнерства в Чувашской Республике;

          членов комиссии информационно-аналитической информацией по основным социально-экономическим показателям;

          в 10-дневный срок после подписания публикацию текста Соглашения в средствах массовой информации.

          6.11. В двухмесячный срок после подписания настоящего Соглашения каждая сторона разрабатывает мероприятия, необходимые для его реализации, по полугодиям информирует Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о ходе их выполнения.

          6.12. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон.

          6.13. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», Законом Чувашской Республики «О социальном партнерстве» и Положением о Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

          6.14. Настоящее Соглашение заключено на 2005-2007 годы, вступает в силу с 1 января 2005 г. и действует до принятия нового Соглашения.

          6.15. Организации профессиональных союзов, объединения работодателей, работодатели, не имеющие своих представителей в составе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение срока его действия.

          6.16. Настоящее Соглашение рассматривается как основа для ведения переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений в отраслях и  организациях. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан. В ситуациях, когда на работников распространяется действие различных соглашений, применяется соглашение с наиболее благоприятными условиями. 

          6.17. В течение срока действия Соглашения Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в сфере социально-трудовых отношений.

 

 

За Кабинет Министров Чувашской Республики:

Президент Чувашской Республики                                                   Н.Федоров

 

За объединения работодателей

Чувашской Республики:

президент Торгово-промышленной

палаты Чувашской Республики                                                       И.Кустарин

 

За  Чувашское республиканское объединение

организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф»:

и.о. председателя Чувашского республиканского объединения

организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф»                            А.Щербаков