Основные итоги первого Межрегионального
форума
«Российские высокие технологии» (22-23
июня
и приоритеты межрегионального
сотрудничества по инновационному развитию Чувашской Республики
Слайд 1
Уважаемые
участники Межрегионального совещания! Уважаемые коллеги!
Можно уверенно отметить, что первый Межрегиональный
форум «Российские высокие технологии», состоявшейся в июне текущего года в
Чувашии, дал импульс развитию межрегионального сотрудничества в сфере
инноваций, привлек всеобщее внимание к этой проблеме. И это неудивительно, ведь
речь идет о развитии и реализации имеющегося в России интеллектуального
потенциала, вхождении нашей страны на равных в высокотехнологическое сообщество
и, в итоге, о новом уровне и качестве жизни.
При
этом исхожу из того, что реализовывать эти начинания будут собравшиеся в этом
зале люди неравнодушные, инициативные,
творческие, ответственные, деятельные. «Возьмемся за руки,
друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Мне кажется, что эта фраза имеет непосредственное отношение к сегодняшнему
мероприятию и рассматриваемым задачам.
Правительством
определены
основные направления политики Российской Федерации в области развития
национальной инновационной системы. И российским регионам, их согласованным,
консолидированным и инициативным действиям, принадлежит значительная роль в их
реализации.
Поэтому основными задачами первого Межрегионального
форума «Российские высокие технологии» стали:
изучение инструментария, подходов и опыта российских регионов в
реализации инновационных стратегий;
выработка комплексного подхода к
формированию инновационной системы России;
координация
действий всех участников этого процесса - государства, науки, бизнеса,
образования, финансовых институтов и общественности.
За два июньских дня представители из 29 регионов
России и зарубежных стран (всего более
400 человек) на 9 тематических площадках эти задачи Форума выполнили.
Какие
были выработаны решения?
Первое. Признать
целесообразным проведение на регулярной основе Межрегионального форума
«Российские высокие технологии» и проводить его ежегодно в различных регионах
Российской Федерации с участием представителей федеральных и региональных
органов власти, союзов и ассоциаций, представляющих интересы
высокотехнологического комплекса страны.
Второе. Сформировать для этих целей постоянный
организационный комитет – Межрегиональный совет по инновационному развитию в
составе ответственных представителей органов исполнительной власти
заинтересованных субъектов Российской Федерации.
Чем будет заниматься
совет? Спектр вопросов очень широк – от взаимного информационного обмена до
кадровой подготовки. Они отражена на слайде,
поэтому не буду их
перечислять, а несколько более подробно остановлюсь на информационном
взаимодействии и предлагаемом в этом направлении проекте «База знаний».
Инициатором и главным руководящим звеном выступает Российский фонд развития
высоких технологий во главе с Павлом Михайловичем Провинцевым.
Главной целью этого проекта является создание условий
для инновационной активности в экономике. Это должно быть достигнуто за счёт
радикального снижения трансакционных издержек инновационной активности с
помощью межрегиональной информационной системы поддержки и развития.
В России уровень трансакционных издержек
в инновационном процессе высок. Здесь и
издержки:
по работе на рынке инноваций (поиск
заказчика, покупателя или инвестора, поиск исполнителя, анализ рынка),
по ведению переговоров и внедрению
(нехватка инновационных менеджеров, аналитиков, экспертов, венчурных инвесторов),
по взаимодействию с различными
государственными и муниципальными властями.
Современные компьютерные
и мультимедийные технологии, Интернет предлагают возможности нового уровня
взаимодействия, хранения, поиска и анализа информации, управления инновационными
процессами. Проект ориентирован на реальные потребности участников и
использование проверенных технологических и организационных решений.
Информационную систему будет сформирована
из 4 составляющих (они перед Вами на слайде).
Основные этапы инновационного процесса, которые
должна поддерживать система, это: поиск, выбор через анализ информации, ее
сортировку, визуальное представление альтернатив, экспертную поддержку и внедрение через управление проектом.
Что касается
информационного взаимодействия,
хочу поделиться имеющимся у Чувашии примером
такого межрегионального и даже межгосударственного сотрудничества. Развиваемые с 2002 года экономические и
научно-технические связи между Чувашской Республикой и Республикой Беларусь,
установленные в ходе официальных визитов и деловых встреч, позволили в 3 раза увеличить внешнеторговый оборот
и найти стратегических партнеров. Одним
из них стал Белорусский инновационный
центр. Акцентировали мы наше сотрудничество на взаимовыгодном информационном
обмене. Базы данных, новостная лента и полезная информация из Беларуссии
автоматически поступает на сайт
Минпромэнерго Чувашии и наоборот. Мы не только постоянно в курсе инновационной жизни друг друга, это помогает
и развитию межрегионального инновационного бизнеса. Например, чувашские
инновационные проекты фирм «Санфарм», «Тесс-инжиниринг», «Элара» заинтересовали
белорусских инвесторов и потребителей, и наоборот белорусские разработки новых образцов ресурсосберегающих
комплексов многооперационной сельскохозяйственной техники и агрегатов
предполагается внедрять в АПК Чувашии.
Продолжая тему сотрудничества и инновационного развития Чувашской
Республики, хочу остановиться на тех наших приоритетах и подходах, которые отвечают направлениям деятельности
Межрегионального совета по инновационному развитию и высоким технологиям.
Первое, на чем будет акцентироваться
деятельность Совета - это комплексный подход в развитии. Он также является главным безусловным принципом модели инновационного развития Чувашской Республики
Мы
рассматриваем инновации во всех сферах жизнедеятельности республики, начиная от
производства и заканчивая социальной сферой.
Учитывается
комплексность инновационного развития всей территории республики, городов,
районов, поселений.
С нашей точки
зрения достичь этого невозможно без единой для всех идеологии инновационной культуры. Инновационность в
Чувашии становится стилем жизни не только бизнеса, государственных служащих, научных деятелей и новаторов, но и
каждого жителя республики.
Второе
направление - это совместная реализация перспективных инновационных проектов.
Что здесь.
Правительство республики
инициирует инновационные процессы, стимулируя их. В
2005 году создана правительственная комиссия по отбору на конкурсной основе
приоритетных инновационных проектов. Ежегодно на их поддержку безвозмездно
выделяются бюджетные ассигнования в
размере более 33 млн.рублей. Кому-то эти объемы покажутся незначительными, но
для нашего дотационного бюджета это приличная сумма. К рассмотрению принимаются
разработки как созданные в Чувашии, так и за ее пределами. Предусмотрены три
вида государственной поддержки. Это специальное вознаграждение в размере до
пяти с половиной миллионов рублей, субсидирование процентных ставок по кредитам
и предоставление субсидий из республиканского бюджета на создание полезной
модели или промышленного образца.
Главное условие такой государственной поддержки – это
социально-экономическая эффективность инновационного проекта, приоритетность
его реализации для республики, создание нового
высокотехнологичного бизнеса.
Сегодня из 50 представленных
к рассмотрению проектов 10 признаны приоритетными (на общую сумму 46 млн.рублей).
Специализация проектов самая разнообразная –
производство новой конкурентоспособной продукции, высокотехнологичных
медицинских изделий, нанотехнологии, внедрение энергосберегающих технологий,
альтернативные источники энергии и другие.
Важной финансовой
составляющей является созданный в конце 2006 года венчурный фонд Чувашии.
Сегодня в портфеле
фонда более 30 проектов различных направлений, в том числе и по
нанотехнологиям. Причем, практически
все они межрегиональные, с привлечением разработок Москвы, Московской области, Пермского края.
16 октября 2007 года в Чувашии стартовал
первый «Интеллектуальный аукцион», целью которого является вовлечение в
хозяйственный оборот научно-технических идей и разработок для нужд экономики
республики. Девиз этой акции выбран следующий: «Наука пришла на производство!».
По итогам презентаций и защит
инновационных проектов и НИОКР в течение этого месяца будут отобраны три
наиболее востребованных проекта по следующим номинациям: «Перспективная идея»
(НИОКР на ранней стадии разработки, требующие проведения дополнительных
исследований) и «Инновационный коммерческий проект» (проект с высокой степенью
готовности НИОКР, наличием опытного образца продукции). Победители получат
возможность дополнительного бюджетного либо венчурного финансирования.
В августе текущего года Чувашия первой среди регионов России разработала
и приняла республиканскую целевую
программу «Развитие био- и нанотехнологий». Причем программу можно считать не
только республиканской, но и межрегиональной. Она будет и уже начала
реализовываться с участием наших партнеров и друзей – Российским фондом
развития высоких технологий, Обществом биотехнологов России,
Санкт-Петербургским физико-технического института имени Иоффе, Институтом
биоорганической химии имени Щелякина, Пущинским научным центром РАН и другими.
В подтверждение
тому, буквально вчера состоявшаяся презентация инвестором совместно с Обществом
биотехнологов проекта «Биофабрика
(биокластер) по производству биодизеля». Предусматривается создание в одном из
районом Чувашии агропромышленного
комплекса по выращиванию рапса и его переработка на биодизель мощностью 100
тысяч тонн топлива в год.
Примером сотрудничества с иностранными партнерами по пространственному
развитию территорий является проект Биопарк. Его реализация началась с конца
2005 года. В текущем году на территории одного из районов республики будет
введена в эксплуатацию пилотная установка первого пускового комплекса. Завод
будет производить кормовой кристаллический лизин и белково-витаминные добавки
для нужд животноводства и птицеводства. Строительство комплекса ведется за
счет инвестора из Нидерландов. Республика построила транспортную и
инженерную инфраструктуру. Общая сумма инвестиций двух очередей проекта
составит 150 млн. долларов США. Объем инвестиций первого этапа составил
23 млн. долларов США.
Важность проекта
заключается в том, что это наукоемкое производство объединит вокруг себя
фермерские хозяйства, поставляющие фуражное зерно для производства лизина, и
предприятия животноводства и птицеводства, потенциальных потребителей
выпускаемой продукции.
Отдельным
направлением отмечена необходимость изучения лучшей практики, примеров успеха,
развитие межрегионального бенчмаркинга.
Республика
активно внедряет новые прогрессивные управленческие технологии, апробирует
новейшие разработки и технологии в управлении общественными финансами,
ипотечном строительстве, экологии, модернизации системы образования, здравоохранения,
культуры.
Инновационное мышление руководителей
разного уровня стало решающим фактором стабильно динамичного роста отраслей
экономики и катализатором прогрессивных перемен. Только за прошлый год на 42 процента увеличилось количество организаций,
внедривших международные стандарты ИСО 9000. На первое сентября 22 процента от
количества крупных, социально и экономически значимых организаций республики
имеют такие сертификаты качества.
Начали внедрять
международные стандарты качества организации образования, здравоохранения,
строительного комплекса.
Управлять эффективно учатся
и органы государственной власти республики.
Министерство промышленности
и энергетики Чувашской Республики в этом стало первым. Наша система менеджмента
качества прошла сертификационный аудит Ассоциации по сертификации «Русский
Регистр» и признана соответствующей стандарту ИСО 9001:2000 (в отношении разработки проектов нормативных
документов и предоставления услуг как органа исполнительной власти Чувашской
Республики) и международной сети
сертификации IQNet (ай кью нэт).
Сегодня мы ведем речь о создании единой системы управления на основе стандартов.
Как отмечал Эдвард Деминг, 85
процентов проблем с качеством могут появляться за счет недостатков системы и
только 15 - за счет работников. Мы предлагаем
в отличие от единичных примеров комплексный республиканский подход. Повсеместное внедрение ИСО во всей системе
государственного и муниципального управления. Это 18 органов исполнительной
власти и 26 муниципальных образований.
Президентом поставлена
задача сертифицировать в 2008 году системы менеджмента качества всех органов
исполнительной власти и муниципалитетов республики.
Речь идет о кардинальном повышении
эффективности процессов управления, в десятки или даже в сотни раз.
Конечно, не все
просто и даже очень не просто. Дорогу
инновациям приходиться пробивать, менять и ломать старые устои, стереотипы,
косность мышления. Это и понятно.
Сегодня главное придать импульс развитию.
Особенно приятно,
что результаты есть, и не только у нас. Заинтересовались и перенимают наш опыт
коллеги из Республики Татарстан, Самарской области, Марийской Республики.
И еще на
одном направлении мне бы хотелось остановиться. Это проблемный и актуальный для
всех кадровый вопрос.
Кадровый блок модели инновационного
развития Чувашии предусматривает создание системы
подготовки кадров в области инновационно-технологического бизнеса.
В ВУЗах республики и расположенных на ее территории
филиалах московских ВУЗов открываются новые специальности, в том числе по
инновационному менеджменту, био- и и нанотехнологиям.
К 2010 году более 200 специалистов смогут пройти
специализированные курсы профессиональной переподготовки и повышения
квалификации.
Для «несырьевой» республики человеческий
потенциал является стратегическим ресурсом. Поэтому в
числе приоритетов нашей модели мотивация населения к инновациям, формирование и
развитие его инновационной культуры.
Ключевым фактором успеха сегодня являются
интеллектуальные способности не только руководителей предприятий, но и всего
персонала. Зарубежные исследования показывают: для постиндустриального общества
необходимо, чтобы не менее 30 % взрослого населения имело высшее образование. В
Чувашской Республике этот показатель пока составляет 13 процентов.
Сегодня наиболее
востребованы специальности, связанные с конструкторско-технологическим
обеспечением производств (ежегодная потребность
– более 90 человек). Среди рабочих
специальностей – токарь, фрезеровщик, сварщик (ежегодная
потребность более 200 человек). По
оценке работодателей учебные заведения
готовят специалистов-интеллектуалов в недостаточных объемах, качество их
подготовки не соответствует предъявляемым требованиям. Особенно это касается
основных рабочих, готовых трудится на новом технологическом оборудовании по
современным технологиям. Проведенное Торгово-промышленной палатой
Чувашской Республики в 2005-2006 годах
исследование показало, что руководители предприятий, имеющих современную
технологическую базу, оценили уровень подготовки выпускников как низкий.
Для решения
проблемы предлагается комплекс мер. Начиная от мониторинга прогнозирования
потребностей в квалифицированных кадрах и корректировки учебных программ
профилирующих дисциплин, до развития системы целевой подготовки специалистов по
заказам промышленных предприятий и разработки программ адаптации вновь
поступивших специалистов на предприятия, программ стимулирования творческой
активности специалистов.
Одна из задач –
создание республиканской научной и конструкторской школы подготовки
специалистов, способных эффективно работать в условиях рынка. И здесь также не обойтись без межрегионального
партнерства, постоянного взаимодействия, в том числе с высшими учебными
заведениями.
Так, на базе двух акционерных обществ («Химпром» и «Элара») в Чувашии созданы базовые кафедры ведущих российских вузов -
Московского государственного химико-технического университета имени Менделеева
и Казанского государственного технического университета.
Другое направление сотрудничества -
договора о совместной деятельности, по которым на предприятиях созданы филиалы
кафедр. Они также успешно функционируют на заводах республики («Завод «Чувашкабель», «Промтрактор», «ВНИИР»,
«Чебоксарский электроаппаратный завод», Чебоксарской ГЭС). Здесь проводятся учебные лабораторные и практические
занятия на действующем оборудовании,
проходят производственные практики и научно-исследовательские работы. Топ-менеджеры
предприятий являются руководителями филиалов кафедр, ведут лекции, спецкурсы,
дипломное проектирование.
Другой акцент в
этой работе – это проведение коммуникативных мероприятий, развитие
корпоративного и внутрифирменного обучения, нахождение форм реального
взаимодействия, обеспечивающего решение обсуждаемой проблемы.
С 1999 году в
Чувашии ежегодно проходят республиканские мероприятия, посвященные Всемирному
дню качества, с 2005 года – посвященные Международному дню интеллектуальной
собственности. На них совместно с научной общественностью, предприятиями,
студенческой молодежью обсуждаются вопросы повышения качества и
конкурентоспособности всех сфер деятельности, создания творческой атмосферы для
инновационных процессов, стимулирования изобретательства, развития творческой
индустрии.
С самого своего
начала мероприятия, посвященные вопросам качества, проходят при личном участии
Президента Чувашской Республики. Это наша политика в области качества. И как
того и требует стандарт ИСО 9000 «лидирующая роль руководства» строится
непосредственно Президентом, который в послании
Государственному Совету отметил: «Чувашия – уникальная часть цивилизации,
которая стремиться к лучшим стандартам качества и культуры во всех сферах жизни и поведения ее
граждан, к формированию высокообразованной
и технологически развитой, инновационной экономике».
Приглашаю Вас всех
к нам в республику. Традиционно в декабре состоится форум, посвященный
Всемирному дню качества. Уверен, что на 9 его
тематических площадках каждый найдет интересные для себя темы, направления
развития и партнеров.
И завершить свое выступление мне бы
хотелось, вспомнив замечательный обычай чувашского народа, который
называется НИМЕ. Когда кто-то из сельчан начинает строить дом,
к нему на помощь приходит вся деревня. Всем миром, всем народом и за один
день хороший, добротный дом
готов.
Вот так и мы, представители российских
регионов, все вместе, как чувашское
всенародное «ниме», объединившись,
сможем достичь тех целей, которые ставит перед нами время.
Слайд 31
Спасибо за
внимание.