Лесникам предложили четыре сценария

О том, как будет решаться судьба отрасли, рассказывает руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин

 

Юрий Звягин, "Российская газета"

Дата публикации 19 октября 2004 г.

Четыре сценария возможного развития лесопромышленного комплекса России были представлены на Международном лесопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.

Какой из них наиболее реален и что собираются предпринять федеральные власти, чтобы отрасль не замерла в своем развитии? Об этом мы беседуем с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ Валерием РОЩУПКИНЫМ.

- Поиск ответов на вопрос: "Куда и как должен идти российский лесопромышленный комплекс?" продолжался весь последний год. В этой работе принимали активное участие как ученые, так и бизнесмены. Каков же ее итог?

- Как вы знаете, было предложено несколько сценариев развития лесного комплекса. Выделю три основных.

Сценарий роста, первоначально именовавшийся "низким стартом", предполагает в течение 1,5-2 лет существенное улучшение инвестиционного климата и защиты инвестиций, рост мировых цен на древесину, переход к долгосрочной аренде лесных участков на аукционной основе, как это обозначено в новом проекте Лесного кодекса. Эти благоприятные условия обеспечат приход иностранных инвестиций в строительство четырех ЦБК, а также российского и зарубежного капитала в производство лесоматериалов и лесозаготовки.

В рамках такого сценария темпы роста отрасли достигнут 7,5 процента уже в 2007 году; к 2010 году будет иметь место максимальный рост - 19 процентов. Доля России в мировом производстве достигнет к 2015 году 6 процентов.

Сценарий отложенного роста (первоначально именовавшийся "высоким стартом") по сути дела предполагает ту же цепочку событий, но растянутую на 5-7 лет. В этом случае темпы роста более 10 процентов в год ожидаются после 2010 года.

При этом доля России в мировом производстве должна возрасти до 5 процентов.

Наконец, сценарий инерционного развития исходит из того, что рост мировых цен на древесину не будет сопровождаться существенным улучшением инвестиционного климата, а решение вопросов прав собственности и долгосрочной аренды лесных участков затянется. В этих условиях темпы роста лесного комплекса до 2013 года будут ниже темпов роста экономики в целом. Даже весьма скромные 5 процентов удастся достичь только в 2013 -2015 годах. Доля России на мировом рынке к этому времени останется на отметке 3,5 процента - практически на нынешнем уровне.

- Но выбрать предстоит один сценарий.

- Я не хотел бы выставлять окончательные оценки. Ограничусь лишь комментариями, исходя из здравого смысла и интересов лесного хозяйства.

Разумеется, мы заинтересованы в реализации самого энергичного сценария. Мы исходим из того, что недоиспользование расчетной лесосеки приводит к негативным последствиям в плане избыточных затрат на лесное хозяйство и экологии.

Сценарий инерционного развития нам представляется чрезмерно пессимистичным: даже сегодня значительная часть бизнеса вовсе не живет одним днем.

Первые два сценария, напомню, называются сценариями низкого и высокого старта. Как человек, много лет занимавшийся спортом, отмечу: с низкого старта на дальние и даже на средние дистанции, увы, не бегают! Полноценных комплексных решений за 1,5- 2 года трудно ожидать в любом сегменте экономики. Кстати, за 2003 год, первый год реализации "Основных направлений развития лесной промышленности", вместо ожидаемых темпов в 6 процентов мы имели всего 1,5 процента.

- Что произойдет с экспортом?

- По любому сценарию доля России на мировом рынке вырастет. Есть мощные сегменты потенциального спроса: и на Западе, и в быстро растущем Китае. Только надо постепенно избавляться от психологических комплексов: мол, экспорт круглого леса - удел экономически отсталых стран. Надо уходить от надуманных противопоставлений: мол, глубокая переработка древесины - хорошо; сложившаяся структура экспорта - плохо.

Мы двумя руками за глубокую переработку. Более того, преференции переработчикам уже включены в новую редакцию Лесного кодекса. Но при всем при том опыт ведущих лесных держав подсказывает: выходить на мировой рынок нужно с той структурой продаж, которая обеспечивает гарантированный спрос, конкурентные преимущества.

- В последнее время много разговоров о том, что ставки лесных податей будут резко повышены.

- Никакого решения по этому поводу не принималось. И не будет принято, пока вопрос этот не будет обсужден лесопромышленниками и наукой и после такой общественной экспертизы нам не будет представлено экономическое обоснование попенной платы.

- Как вы оцениваете последнюю редакцию Лесного кодекса?

- Это уже 17-й вариант, что по-своему свидетельствует о предельно тщательной работе над законопроектом и широком учете мнений. Новая редакция ориентирована прежде всего на стабильного и экологически ответственного лесопользователя, обладающего надлежащим технологическим и инвестиционным потенциалом. Приоритет отдается долгосрочной аренде с обременениями в части восстановления, защиты и охраны лесов. При этом мы исходим из общепринятого в мире принципа "пользователь платит". Лесопользователи будут отбираться на основе открытых аукционов, проводимых местными администрациями.

Хотел бы подчеркнуть: тезис "платит пользователь" вовсе не означает, что мы намерены возложить на лесопромышленников всю сумму затрат на ведение лесного хозяйства. Пользователь платит за потребляемые лесные ресурсы, и это справедливо. Затраты на поддержание невесомых полезностей леса должны быть учтены в бюджетном планировании. Полагаю, что уже в недалеком будущем наши экономические ведомства научатся это делать.

Предусмотрен отказ от так называемых льготных рубок с разрешения местных властей. В проекте кодекса сделана попытка дебюрократизации лесопользования, в том числе при использовании лесорубочных билетов.

Отмечу также, что новый Лесной кодекс создает предпосылки для приведения норм национального законодательства - лесного, бюджетного, административного, уголовного - в соответствие с наиболее продвинутыми нормами, принятыми в лесных странах.

Стержневой вопрос - о праве собственности на лесные ресурсы. Ввиду его исключительной важности принято решение этой проблему отразить в специальном законе об обороте земель лесного фонда.

Кроме того, мы ставим перед законодателями ряд ранее нерешенных вопросов. Прежде всего речь идет о закреплении в законодательстве принципа целевого использования лесных платежей для финансирования государственного сектора лесного хозяйства, об участии государства в строительстве лесных дорог (во всяком случае, в зонах пионерного освоения). Мы уже внесли предложение на этот счет. Специалисты нашего агентства считают, что государство должно строить по крайней мере 3 тысячи километров лесовозных дорог в год. Уже это позволит вовлечь в оборот до 60 миллионов кубометров леса из тех регионов, где сейчас из-за трудности доставки его рубить невыгодно.

Серьезнейшая проблема - незаконные вырубки леса. Мы предлагаем отнести лесные ресурсы к предметам кражи, ввести правовые нормы, позволяющие привлекать к уголовной ответственности по фактам приобретения, хранения, перевозки и сбыта незаконно заготовленной древесины, запретить нахождение в лесу лесозаготовительных механизмов без разрешительных документов.

- В последнее время лесной комплекс России стал предметом международного внимания.

- Особенно то, что связано с предотвращением нелегальных рубок и торговли незаконно заготовленными лесоматериалами. Наши данные по масштабам заготовки и переработки древесины включены в официальные бюллетени ООН по лесоматериалам. Одобрены наша работа и намеченные планы по борьбе с хищениями древесины. Прежде всего - это комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества и полноты системы учета в лесном секторе. Имеется в виду проведение в полном объеме лесоустройства, а также мониторинга за пользованием лесными ресурсами. В том числе благодаря широкому внедрению дистанционных методов оценки состояния мест рубок. Должен значительно увеличиться объем контроля за отводом лесосек в рубку. В течение нескольких лет появятся новые региональные регламенты рубок с учетом принципов устойчивого интенсивного лесопользования и опыта модельных лесов.

В рамках пилотного проекта по устойчивому лесоуправлению в 2004 - 2005 годах будет создано около 30 региональных центров по переподготовке и обучению всех работников лесного хозяйства, а также правоохранительных органов, таможни и других ведомств методике контроля за качеством рубок и оборотом древесины и продукции из нее.

Во-вторых, речь идет о мерах, обеспечивающих прозрачность продвижения лесной продукции как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Имеются в виду внедрение национальной системы добровольной лесной сертификации, создание единой базы учета и контроля заготовки и перемещения лесных ресурсов, создание единой электронной базы лесорубочных билетов, учреждение электронной биржи с обязательной фиксацией всех сделок купли-продажи.

Кроме того, мы рассчитываем на реализацию мер прямого государственного регулирования, в том числе введение дифференцированных экспортных пошлин в зависимости от сортности лесоматериалов.

Кстати

За девять месяцев нынешнего года объем производства в лесопромышленном комплексе России вырос на 7,3 процента. Это неплохой результат, учитывая, что среднемировые показатели за этот период составляют только 2 процента, считает выступивший на пленарном заседании международного форума "Лесопромышленный комплекс. XXI век" полпред президента Илья Клебанов. Он достигнут прежде всего за счет роста целлюлозно-бумажной промышленности (106,3 процента), производства древесно-стружечных (113,3 процента) и древесно-волокнистых плит (109,9). Российский лесопромышленный комплекс в среднесрочной перспективе ориентирован в большей степени на удовлетворение внутреннего спроса. Вместе с тем доля экспорта в 2003 году составила 54,8 процента.