ТЕЗИСЫ
выступления
на XVIII сессии
Госсовета Чувашии,
6 октября
2004 года
В первую очередь – информация о
состоянии дел по госудаственному заказу на поставку ГСМ.
В начале года Министерством промышленности
и энергетики Чувашской Республики был
проведен открытый конкурс на поставку автомобильного бензина и дизельного
топлива для государственных и муниципальных нужд. Победителем по всем лотам
признано ОАО «Чувашнефтепродукт». Установлены следующие цены за 1 литр ГСМ: на
автобензин марки Нормаль-80 – 8,9 рублей; АИ-92 – 10,9 рублей; Премиум-95 –
12,9 рублей и на дизельное топливо – 8,9 рублей. По договору цены на протяжении
всего срока выполнения контракта не меняются, за исключением случаев повышения
общего уровня инфляции более чем на 15 %.
В сентябре 2004 года в связи с
ростом отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов ОАО «Чувашнефтепродукт»
обратилось в Минпромэнерго Чувашии с просьбой пересмотреть фиксированные цены на период до декабря 2004
года. Оператор предлагал повысить цены на 17-37 % от установленных конкурсом
(таб.1).
Таблица 1
Динамика роста цен на январь – октябрь 2004г.
ОАО «Чувашнефтепродукт»
Виды бензина |
Фиксированные цены по протоколу № 2 от 26.01.2004
г. |
Фиксированные цены, предлагаемые ОАО «Чувашнефтепродукт» до декабря
2004 г. |
Премиум – 95 |
12,90 |
15,20 |
АИ – 92 |
10,90 |
14,20 |
Нормаль – 80 |
8,90 |
12,20 |
Диз. топливо |
8,90 |
11,20 |
Учитывая, что с начала года уровень инфляции составил 106,78 %, конкурсная комиссия отклонила
просьбу поставщика. ОАО «Чувашнефтепродукт» продолжает отпускать ГСМ по ценам,
зафиксированным в январе 2004 года.
На сегодня потребителями получено
702 тыс. тонн топлива, что составляет 45 % от государственного заказа.
Иная картина на свободном рынке
нефтепродуктов.
В настоящее время на территории
республики более 100 операторов осуществляют реализацию ГСМ. Адресная работа,
проводимая министерством с основными операторами нефтепродуктов, - ОАО
«Чувашнефтепродукт», Чувашским филиалом ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ООО
«Волганефтьсервис» позволяет удерживать их цены ниже, чем у остальных
операторов.
По статистическим данным на начало
октября повышение цен на бензин зафиксировано во всех региональных центрах
Приволжского федерального округа, кроме Чебоксар, Казани, Кирова, Самары,
Саратова. В то же время снижены цены на бензин марки АИ-95 и дизельное топливо
в Ульяновске.
Наиболее высокие цены на бензин
марки АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо сложились в Саранске (15,44; 16,15;
12,10 рубля за литр
соответственно). Самый дешевый бензин марки АИ–76, АИ–92 – в Самаре (10,57;
13,55 рублей за литр соответственно) (таб.2).
Таблица 2
Средние
потребительские цены
на бензин автомобильный и дизельное топливо
в центрах субъектов Приволжского федерального округа
на 27 сентября
2004г. (розничная торговля)
|
Бензин
марки А-76 (АИ-80) |
Бензин
марки |
Бензин
марки |
Дизельное топливо |
||||
на |
на |
на |
на |
на |
на |
на |
на |
|
Чебоксары |
12,20 |
12,20 |
14,20 |
14,20 |
15,30 |
15,30 |
11,37 |
11,37 |
Ижевск |
12,60 |
12,73 |
14,60 |
14,73 |
15,60 |
15,73 |
11,69 |
11,78 |
Йошкар-Ола |
11,69 |
11,69 |
14,00 |
13,99 |
15,29 |
15,29 |
11,50 |
11,54 |
Казань |
12,19 |
12,19 |
14,19 |
14,19 |
15,20 |
15,20 |
11,20 |
11,20 |
Киров |
11,95 |
12,00 |
14,00 |
14,50 |
15,00 |
15,50 |
11,20 |
11,50 |
Нижний
Новгород |
11,16 |
11,16 |
13,69 |
13,70 |
15,10 |
15,10 |
11,01 |
11,16 |
Оренбург |
11,00 |
11,50 |
13,80 |
14,00 |
14,80 |
15,00 |
11,00 |
11,50 |
Пенза |
11,19 |
11,19 |
13,97 |
13,97 |
15,49 |
15,49 |
11,12 |
11,12 |
Пермь |
11,71 |
11,72 |
13,81 |
13,82 |
15,17 |
15,18 |
11,11 |
11,13 |
Самара |
10,57 |
10,57 |
13,55 |
13,55 |
14,85 |
15,03 |
10,56 |
10,56 |
Саранск |
12,51 |
12,51 |
15,44 |
15,44 |
16,15 |
16,15 |
12,10 |
12,10 |
Саратов |
10,87 |
11,03 |
13,70 |
13,83 |
15,27 |
15,33 |
10,85 |
11,10 |
Ульяновск |
11,36 |
11,36 |
13,81 |
13,87 |
15,23 |
15,30 |
11,34 |
11,38 |
Уфа |
11,50 |
11,50 |
13,50 |
13,50 |
14,50 |
14,50 |
10,30 |
10,30 |
Как видно из таблицы, розничные
цены на ГСМ в Чебоксарах примерно такие же, как в других городах ПФО. Более
того, нам удалось стабилизировать ситуацию, несмотря на общую тенденцию роста в
целом по России. А в сентябре - добиться снижения общего уровня цен на топливо
на 20-30 копеек за литр (таб.3)
Таблица 3
Динамика изменения цен по Чувашской Республике
Марка бензина |
Сентябрь 2004 года, руб./литр |
Октябрь 2004 года, руб./литр |
Премиум – 95 |
15,50 |
15,30 - 15,00 |
АИ – 92 |
14,40 |
14,20 |
Нормаль – 80 |
12,50 |
12,20 |
Цены на бензин Премиум – 95 на
уровне 15,50 – 15,30 рублей за литр держит на сегодняшний день Чувашский филиал
ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», остальные операторы – на уровне 15,20 рублей за
литр.
Нефтяная лихорадка будоражит
практически все регионы России. Одной из причин являются картельные соглашения
нефтяных монополий, которые просто договариваются согласовывать между собой
цены на внутреннем рынке.
В сложившейся ситуации федеральное
правительство предпринимает следующие шаги.
24 августа 2004 года Минпромэнерго
России совместно с Минэкономразвития России предложили ввести меры
государственного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов. Монополизацию
на внутреннем рынке предлагается ослабить с помощью биржевой торговли
нефтепродуктами. А стимулировать приток нефти на внутренний рынок - с помощью
повышения экспортных пошлин на сырье. Предусматривается также отменить
зависимость налога на добычу полезных ископаемых от уровня мировых цен.
Что можем сделать мы, как субъект
Российской Федерации? В Чувашии основные операторы по реализации нефтепродуктов
являются филиалами нефтяных компаний российского масштаба – это ОАО «Татнефть»
и ОАО «ЛУКОЙЛ». Естественно, что вопрос формирования цены на ГСМ находится в их
епархии. Операторы, работающие в республике не имеют право самостоятельно
определять ценовую политику.
Учитывая это, Министерство
промышленности и энергетики Чувашской Республики совместно с Министерством
экономического развития и торговли Чувашской Республики, Республиканской
службой по тарифам и Управлением Федеральной антимонопольной службы по
Чувашской Республике предлагает:
Первое - возобновить практику
заключения соглашений хозяйственного сотрудничества с нефтяными компаниями,
являющимися потенциальными поставщиками нефтепродуктов в Чувашскую Республику с
целью упорядочивания цен на фиксированный промежуток времени. Это позволит не
допустить необоснованного резкого повышения цен на нефтепродукты.
Второе - активизировать работу в
Республике по переводу автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники
на альтернативный вид топлива. Это послужит сдерживающим фактором роста цен на
ГСМ и улучшит экологическую обстановку в Республике. Сегодня на газовое топливо переведен транспорт лишь в ОАО «Чувашэнерго»
и муниципальных предприятий г. Новочебоксарска.