Проект

Концепция

инновационного развития Чувашской Республики

 

I. Обоснование необходимости решения проблемы

программными методами

 

Цели, поставленные в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики абсолютно ясны – это высокий уровень жизни и значимый рост благосостояния граждан путем удвоения ВРП к 2010 году. Для удвоения ВРП к 2010 году среднегодовой темп развития экономики должен составлять 19%.

С учетом социально-экономической ситуации в республике и исполнения поставленных задач Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики роль государственного управления в инновационном развитии республики выходит на новый качественный уровень. Ее суть определяется целями, которые устанавливает само общество:

ускоренный переход к инновационной экономике, экономике знаний;

технологический прорыв в производстве уникальных изделий и захват соответствующих сегментов мирового и российского рынков сбыта;

лидерство в предоставлении образовательных услуг;

принципиальное расширение возможностей  для людей (выбраться из бедности, переквалифицироваться, найти высокооплачиваемую работу и т.п.).

 

Одной из особенностей национальной экономики (но не ее преимуществом), поддерживающей конкурентоспособность российских производителей, является дешевый труд. Доля заработной платы в российском ВВП всего 30% (по Чувашской Республике доля заработной платы в ВРП – 8,8%), тогда как в развитых странах – 70-75%.

Помимо достаточно низкого уровня жизни населения республики сегодня остро складывается демографическая ситуация. Ежегодно численность населения Чувашии сокращается на 6,8 тыс.человек. В 2003 году число умерших на 51,5 % превысило число родившихся, в сельской местности это соотношение составило в 2 раза. Средний возраст населения составляет 36 лет. 33 % от общего числа занятого населения имеют среднее профессиональное образование, среднее общее -19,4 %, высшее образование - ___%. В 2003 г. 31,5% населения имели доходы ниже прожиточного минимума (в 2002 г. - 42,2%).

Вследствие бедности существует опасность  втягивания общества в порочный круг: низкая покупательская способность населения – низкий спрос на товары и услуги – сокращение внутреннего рынка – снижение доходов предприятий и населения. Разорвать этот круг без увеличения доходов населения практически невозможно. Не менее значимо бедность отражается на мотивации труда и социальной активности населения, без которых экономический рост не реален. Таким образом, дешевый труд, который до определенного времени был конкурентным преимуществом  Чувашской Республики,  сейчас таковым уже не является, поскольку за низкой оплатой идет снижение качества труда, сокращение внутреннего рынка.

В результате стремительной экспансии производительных сил на волнах инноватики изменилось соотношение между производством и спросом, основной головной болью экономики становится уровень платежеспособного спроса.

Современный этап мировой экономики характеризуется развитием информации и знаний, которые становятся непосредственной производительной силой. Наряду с привычными структурами повседневности, проступает феномен, связанный с заметно иным жизненным целеполаганием, с гораздо более высоким уровнем информационно-коммуникационных возможностей, с системной модификацией социальной и экономической среды обитания. Все это, несомненно, влияет на организацию человеческой деятельности, на ее актуальные формы и механизмы управления.

Возрастает значение нематериальных «невидимых» факторов и активов:

человеческого капитала - и, прежде всего, суммы контрактов ведущих сотрудников предприятий, фирм и компаний;

интеллектуальной собственности - и, прежде всего, центрального бренда, «Продается продукт, покупается бренд» - может стать лозунгом стратегического планирования Чувашии как новой  инновационной территории;

качества цифровых массивов - и, прежде всего, уникальной эксклюзивной информации;

суммы компетенций - и, прежде всего, умения управлять невидимыми ресурсами;

корпоративной культуры в целом.

Возникающий ресурс, отличается неизвестными прежде качествами и характеристиками: усвоение знаний служит предпосылкой производства нового знания, формируется новая система мотивов деятельности. Доступ к этому ресурсу требует максимального развития каждой личности, открывает перед людьми новые горизонты, превращая человека из «винтика» индустриальной машины в свободного индивида, и делает прогресс общественного целого производной от индивидуальных достижений, составляющих его граждан. Возникающая в результате социальная система оказывается наиболее динамичной из всех известных истории.

Возрастает роль стратегических перспектив, - то есть все чаще учитывается  не столько текущее, сколько ожидаемое состояние дел, степень влиятельности и включенность в значимые коалиции (не обязательно чисто экономические), признание и авторитет, лидерство на рынке, творческий подход, способность кардинально пересмотреть ситуацию, устойчивость по отношению к текущим и будущим рискам.

Таким образом, ни естественные ресурсы, ни дешевый труд не способны стать основой прорыва к высокоразвитому обществу, поскольку обеспечиваемое ими ускоренное накопление имеет естественный предел и не носит самоподдерживающего характера.

Только инновационное развитие способно вывести Чувашию на уровень высокоразвитого общества, на уровень экономически развитых стран. При этом следует иметь в виду, что сегодня речь идет уже не только об инновационном развитии в привычном понимании (как правило, технологические новации), но и о кардинальном изменении в умах людей, возможности по-новому взглянуть на привычные вещи, при этом, в основу формирования принципов инновационного развития республики заложен оригинальный подход – формирование инновационной культуры в целом.

 

II. Понятие инновационности

 

Существует два определения понятия «инновация» - в узком и широком смысле слова. Любая инновация – это механизм развития, начиная с нового взгляда, с новой идеи, с допущения новой возможности и заканчивая  конкретным результатом.

Инновация в традиционном понимании идентифицирована с промышленным производством, новой техникой, технологией, изделиями.

«Инновация (нововведение)» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

«Инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновационное развитие – это, прежде всего, в комплексе цепь реализованных новшеств. Инновация – это новый способ думать и делать. Всякая инновация начинается с нового взгляда, с допущения новой возможности, это механизм развития.

В широком смысле инновация – синоним успешного развития социальной, экономической, организационной, образовательной, научно-исследовательской, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.

Главный отличительный признак инновационной территории - целенаправленное расширение пределов собственной компетенции, синтетический подход к человеческой деятельности, совмещение экономических, политических, культурных и идеологических задач, что позволяет решать каждую из них в отдельности гораздо эффективнее за счет достигаемого синергетического эффекта.

В сущности, речь идет уже не о хозяйственной активности, а о становлении новой системы управления, о решениях, касающихся стратегий развития человеческих сообществ, а также о властных импульсах, формирующих сам контекст принятия подобных решений.

Ядро инновационного развития общества, стратегический ресурс нового века – это инновационная культура. «Инновационная культура» – реальная степень восприимчивости человека, группы, общества к новшествам, способность и готовность превратить их в свою продукцию, услуги, методы.

 

III. Общие положения

 

Концепция инновационного развития Чувашской Республики (далее по тексту - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание понятия инновационность и роли государства, социальных институтов в формировании устойчивой мотивационной конкурентной экономической среды на национальном и международном рынках.

Развитие общества на современном этапе, включая и производство материальных благ, все больше зависит от социальных, информационных, культурных, политических и т.п. технологий и инноваций. Таким образом, в исходной точке технологического трансферта оказываются социальные и гуманитарные науки, науки о поведении, точнее междисциплинарные пулы, в которых перечисленные сферы находятся на первых ролях.

Инновации должны охватывать все сферы жизнедеятельности человека:

стратегические технологические инновации и ноу-хау;

инновации в сферах государственной власти и управления;

инновационная культура как новое явление образования, гуманитарных наук и социальной практики;

инновации в финансово-экономической сфере;

инновационная безопасность.

Отсутствие инновационной культуры общества – одна из главных причин инновационной стагнации. Попытки преодолеть инновационный застой в обществе с помощью одних лишь инвестиционных мер и волевых решений не могут дать желаемого результата.

Современные условия требуют системное решение ключевых задач развития инновационной культуры в содружестве научных, образовательных и культурных учреждений при поддержке государственных, общественных и коммерческих структур.

Новый век требует новой идеологии, принципы которой формулируются четко и внятно. Для формирования принципов инновационной политики нужен оригинальный подход, в том числе оригинальные политические решения и быструю обучаемость. И главным источником стабильного процветания республики является интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан, основной производственный ресурс – знания и технологии.

Чувашская Республика, будучи включена в общероссийские и общемировые преобразования, должна активно развиваться в русле глобальных процессов, а именно: стать новой инновационной территорией, которая в центр своей активности ставит нематериальную цель (модель), серьезно понятую миссию, идею специфического типа развития, собственное, оригинальное прочтение топологии реальности и горизонтов бытия.

Инновационное развитие предполагает системный подход, направленный, прежде всего на создание такой атмосферы в обществе, в которой конструктивное отношение к новой идее, нововведению было бы не только потребностью каждого гражданина, но и одной из наиболее значимых общественных ценностей.

Коренные преобразования необходимы в образовании и воспитании школьников, студентов, специалистов. Ребенок, продуцирующий новые идеи, должен встречать понимание и поддержку со стороны педагогов и сверстников, а для этого требуются определенные методики оценки и развития инновационного потенциала личности. Университетское, последипломное, непрерывное образование взрослых одной из основных  целей должны иметь воспитание инновационно активной личности.

Особо тщательного изучения и распространения заслуживает позитивный опыт формирования корпоративных культур, базирующихся на инновационной основе. Заложенный в них инновационный потенциал, став реальной моделью деятельности компаний, способен дать существенный экономический и социальный эффект.

Гуманитарным наукам, особенно социологии и психологии, надо глубже исследовать феномен инновационной культуры, его организационную компоненту, искать эффективные средства против косности, консерватизма, трусости, лености мысли и других пороков, препятствующих нововведениям.

Средствам массовой информации предстоит формировать у людей установку на то, что отношение каждого гражданина к нововведениям есть отношение к своему будущему, будущему своих детей, к богатству и достоинству государства.

В производственной сфере (как в крупном, так и в малом бизнесе) важно формировать конструктивное, уважительное отношение к новшествам, их носителям, создавать обстановку здоровой состязательности, морально и материально стимулировать новаторские предложения, помогать доводить их до внедрения. Особенно тщательного изучения и распространения заслуживает позитивный опыт формирования корпоративной культуры, базирующий на инновационной основе. Заложенный в ней инновационный потенциал, став реальной моделью деятельности компании,  способен дать существенный экономический и социальный эффект.

Основной целью инновационного развития агропромышленного комплекса является создание технической инфраструктуры АПК, внедрение новых информационных  на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством, способствующих повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса.

Для развития инновационной идеологии, привлечения новых идей и инвестиций в новое инновационно настроенное поколение необходимо усиление пропаганды здорового образа жизни. Инновационный подход в системе здравоохранения – это, прежде всего, предотвратить возникновения и рост заболеваний.

Как показывают исследования, инновационный процесс зависит не только от уровня экономического и социального развития территории, от особенностей национального менталитета и национальной культуры (в том числе культуры предпринимательства), но и от государственного стимулирования. Сегодня, прежде всего, государство способно приостановить разрушение и стимулировать дальнейшее развитие накопленного научно-технического потенциала, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

 

Внедряя те или иные новшества, следует учитывать и культурные традиции республики и сферы деятельности, уделять особое внимание использованию экологически чистых, энерго- и ресурсосберегающих технологий в целях укрепления здоровья людей и сохранения среды их обитания.

Для обеспечения устойчивого развития, безусловно, важное значение приобретает внедрение экологических инноваций. Речь идет о внедрении системы экологического менеджмента, экологического маркетинга, экотехнологий, позволяющих обеспечить взаимодействие между экономическим развитием и защитой окружающей среды на уровне республики. Перед обществом встала задача экологизации техники и технологий, согласования ее с природными процессами. Возникают необходимые технические предпосылки обеспечения нового характера отношения к природе, согласования производственных и природных процессов в единую систему, регулируемую человеком. Это потребует перестройки науки и техники в их отношении к природе, тем самым, обеспечивая экологизацию общественного развития.

Одновременно невозможно преодолеть экологический кризис чисто техническими средствами: необходима качественная перестройка основ цивилизации путем перестройки сознания людей, иным должен стать духовный мир человека, его потребности, его ментальность. 

Необходимо содействовать  развитию правовой культуры в части поддержки и охраны авторских прав, интеллектуальной собственности, стимулирования инновационной активности и повышения ответственности за препятствия ей.

 

IV. Основные этапы инновационного развития

 

Путь развития экономики Чувашской Республики к высокоразвитому обществу лежит через:

ускоренную модернизацию,

усовершенствование индустриального потенциала,

формирование саморазвивающейся экономической системы

и человеческого капитала.

На первом этапе развития (до 2010 года) необходимо построение систем позволяющих привлекать умеренный импорт технологий, развивать свою технологическую и научно-исследовательскую базу, осуществлять наполнение и импортозамещение внутреннего рынка и экспорта производимой продукции, что в свою очередь позволит привлекать валютные поступления и способствовать поддержанию хозяйственного роста.

Основой построения подобной системы будет:

широкое информирование общественности и граждан республики об идее, целях и результатах инновационного пути развития Чувашии, как наиболее характерного и перспективного для республики, провозглашение позитивной политики роста;

формирование и развитие основ инновационной культуры;

обеспечение анализа и долгосрочных прогнозов перспектив развития по нескольким основополагающим отраслям (в том числе анализ тенденций развития знаний, развития рынков – ресурсных, рынков рабочей силы, рынков потребления);

выработка программы роста производительности труда;

выбор приоритетов развития сферы науки и высоких технологий для экономики республики (перечень «прорывных» технологий);

акцент на развитии внутреннего рынка;

поиск лидеров, заинтересованных в создании большого проекта (во всех сферах государства: национальной, экономической, идеологической);

оптимизация и реинжиниринг систем государственного управления и социальных институтов, кадровое  оздоровление системы государственного управления в Чувашской Республике;

развитие строительного комплекса, обеспечение граждан доступным жильем, развитие инфраструктуры и культуры сервиса;

построение системы беспрерывного образования, развитие вузовской науки и научно-образовательных центров, создание устойчивой и целостной системы «технологических коридоров», обеспечивающих продвижение научных знаний к рынку;

формирование промышленной и инновационной инфраструктуры, в том числе с привлечением частных инвесторов;

рост культурного и духовного самосознания граждан республики.

 

Указанные преобразования позволят приблизить основные источники технологического прогресса находящиеся за пределами республики. Только приобщение к ним может сделать регион промышленно развитым, так как естественные богатства, такие, как земельные и природные ресурсы, сегодня утрачивают свою значимость и не могут придать их обладателям нового статуса.

Прогресс первого этапа обуславливает непрерывный, ускоряющийся рост потребности в квалифицированных работниках и способствует гражданам добиваться наилучших результатов. Преобразования в образовании выводят на новую ступень взаимодействия предприятий с наукой. Специалисты подобного уровня стремятся не только к большим доходам, но и к собственному развитию, что  формирует иную мотивационную систему, изменяя социальные, информационные и культурные институты, делая преобразования необратимыми.

Переход ко второму этапу инновационного развития (2010-2015 гг.) возможен после увеличения валового национального продукта в Чувашской Республике более 300 долларов на человека в год. При этом формируется достаточно емким внутренний рынок, позволяющий развиваться среднему классу, являющемуся основой для формирования социального слоя, в котором образование и пакет знаний, воспринимается в качестве определенной ценности, а стремление к культуре и творчеству становится настоящей потребностью.

Переход ко второму этапу развития начинается с устойчивого роста информационного сектора экономики, становящегося основой хозяйственного прогресса.

Подобная экономическая ситуация характеризуется рядом принципиально новых обстоятельств:

снижением сырьевых и ресурсных ограничителей хозяйственного роста (технологии глубокой переработки вторичного сырья, позволяют контролировать не меньший объем ресурсов);

хозяйственный рост приобретает новое качество, когда наиболее эффективной формой накопления становится развитие людьми собственных способностей, а наиболее выгодными инвестициями – инвестиции в человека, его знания и таланты.

Превращение знаний в непосредственный производственный ресурс порождает новые модели воспроизводства, ускоряющие процессы укрепления и развития общества и подталкивает к максимальному расширению потребления и снижению нормы накопления.

Построение общества по данному типу становится привлекательным объектом для инвестиций.

 

V. Заключительные положения

 

Построение инновационного развитого общества в Чувашской Республике позволяет создать хозяйственную систему, для которой основным ресурсом становится информация и знания, на этой основе сокращается негативное воздействие хозяйственного процесса на среду обитания, в обществе утверждается система социальных гарантий.

Ответственность государства – государственная инновационная политики - это сохранение и поддержание интеллектуальной среды, создание адекватной инновационной инфраструктуры, выбор и развитие приоритетов сферы науки и высоких технологий, а также обеспечение и поддержка примеров успеха.

Судьба республики во многом зависит от того, сумеют ли согласованно социальные, образовательные, культурные, экономические, научные и информационные институты, на базе многовекового культурного наследия и технологического  потенциала сделать прорыв в использовании интеллектуального богатства для блага и процветании Чувашии.

Усилия - соединенные в хорошо темперированном порыве – должны преобразоваться затем в стратегический прорыв, который позволит начать преобразование будущего уже сейчас.