(Слайд 1)

Выступление Волошина Ю.П.

на совещании у Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова

по вопросам стратегии развития

предприятий легкой промышленности

Чувашской Республики

27 апреля 2004 года

 

 

Уважаемый Президент, участники совещания!

 

(Слайд 2) Легкая промышленность – эта отрасль, с которой знаком практически каждый. Мы одеваемся в одежду, носим обувь, спим на постели – все это настолько проникло в наш быт, что без изделий легкой промышленности существование человека просто немыслимо. И это придает отрасли особую значимость, как выполняющей не только экономические функции, но несущей и социальную нагрузку.

В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с конечным результатом работы отрасли, и я думаю, не погрешу против истины, не всегда бываем им довольны. У российского потребителя к отечественному легпрому достаточно претензий. Как же сделать так, чтобы не только российский неизбалованный покупатель выбирал наши товары, но и заграничный отдавал бы предпочтение изделиям с пометкой «Сделано в Чувашии»? Как нам реформировать отрасль, чтобы продукция, выпускаемая чувашскими товаропроизводителями, не только удовлетворяла запросам потребителей, но и предвосхищала их? Мы здесь собрались, чтобы постараться ответить на эти вопросы.

(Слайд 3) Но для начала я кратко обрисую, что представляет собой легкая промышленность Чувашской Республики. Это 287 предприятий (включая малые, совместные и промышленные производства), на которых занято 18,5 тыс.человек, или 13,6 % промышленно-производственного персонала республики. На долю отрасли приходится 6,8 % производства промышленной продукции (это самый высокий показатель среди регионов Приволжского федерального округа),  4,6 % налоговых поступлений по промышленному комплексу.

(Слайд 4) Легкая промышленность республики представлена практически всеми подотраслями, из них ведущая роль принадлежит текстильной промышленности. 70 % продукции отрасли выпускают четыре предприятия – акционерные общества «Корпорация «Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат», «Чебоксарский трикотаж», «Новочебоксарская фабрика «Пике», «Лента».

(Слайд 5) Территориально основная часть предприятий отрасли сосредоточена в городах Чебоксары и Новочебоксарск. В районных центрах легкая промышленность представлена небольшими швейными и валяльно-войлочными предприятиями. Кроме этого в г.Шумерля расположена кожгалантерейная фабрика, в Ядринском районе есть меховая фабрика, в г.Алатырь сохранилась обувная фабрика.

(Слайд 6) Спектр выпускаемой продукции очень разнообразен. По отдельным видам изделий республиканские товаропроизводители занимают ведущие позиции в общероссийских масштабах, обеспечивая выпуск 26 % ленточных изделий России, свыше 14 % трикотажного полотна и трикотажных изделий, 13 % постельного белья, около 9 % чулочно-носочных изделий.

(Слайд 7) С 1999 года легкая промышленность республики – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. В 2003 году предприятиями отрасли выпущено продукции на 2,8 млн.рублей. Индекс физического объема составил 106,1 % (на протяжении последних шести лет превышает аналогичный российский показатель). Предприятия отрасли – активные участники внешнеэкономической деятельности. Наиболее крупные экспортные  поставки (хлопчатобумажные ткани и нитки, гобелены, готовые текстильные изделия) осуществлялись в Латвию, Данию и Германию. Ведущими экспортерами являются акционерные общества «Корпорация «ЧХБК» и «Лента». Экспорт в 2003 году составил 3,6 млн.долларов США – это примерно на уровне 2002 года, но в первом квартале текущего года экспортные поставки упали почти на треть и составили 0,4 млн.долларов США.

(Слайд 8) По уровню оплаты труда в отрасли (3087 рублей) Чувашская Республика обгоняет Кировскую (2544 рубля), Ульяновскую (2344 рубля), Самарскую области (2192 рубля), Республику Мордовию (1997 рублей).

(Слайд 9) Стабилизация отрасли стала возможна благодаря комплексному решению вопросов с участием Кабинета Министров Чувашской Республики. Были приняты постановления «О положении дел на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и в продолжение ему в 1999 году – «О мерах государственной поддержки предприятий текстильной и легкой промышленности Чувашской Республики». Кроме этого предприятиям оказывалась адресная государственная поддержка: ссуды, отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в республиканский бюджет, освобождение от уплаты налога на законсервированное имущество, передача в муниципальную собственность объектов соцкультбыта и жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Эти меры позволили не только сохранить производственный потенциал отрасли, но и вывести ее на лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации.

Вместе с тем, это благополучие весьма относительно. Несмотря на наращивание объемов выпуска продукции, прибыль предприятий падает, каждое третье предприятие отрасли – убыточно, снижается рентабельность производства.

(Слайд 10) У каждого предприятия есть свои «болевые» точки. Одних сдерживает большой износ основных фондов (ОАО «Лента»), других - балластом тянут площади, не вовлеченные в хозяйственный оборот (ОАО «НФ «Пике», ОАО «Корпорация «ЧХБК»), третьи испытывают трудности с привлечением заказов и вынуждены работать через посредников (швейные и обувные предприятия). Есть у предприятий и проблемы с сырьем (ОАО «НФ «Пике», ОАО «Корпорация «ЧХБК», ОАО «Культбыттовары»). Даже такое устойчивое предприятие как ЗАО «Чебоксарский трикотаж» не первый год «страдает» от снижения потребительского спроса на чулочно-носочные изделия. Об уязвимости чувашских производителей легкой промышленности говорит и тот факт, что ценовые колебания хлопковолокна – основного сырья текстильных предприятий в IV квартале прошлого года сразу дестабилизировали работу предприятий отрасли. Результат не замедлил сказаться - индекс физического объема производства в январе 2004 года составил 93,7 %, феврале – 100,5 %, I квартале - 101 %.

(Слайд 10) Такая «чувствительность» на внешние негативные воздействия лишний раз подтверждает неустойчивость финансово-экономического положения предприятий и параллельно высвечивает еще одну немаловажную проблему – отсутствие четкой системы управления бизнесом и стратегического менеджмента. Как подтверждение сказанному – пассивность, инертность мышления, неумение ориентироваться на внутреннем рынке отдельных руководителей. Напомню последний пример. Ведущие предприятия отрасли проигнорировали конкурс, проводимый Минобразованием Чувашии на поставку в 2004 году обмундирования для нужд школ-интернатов и детских домов на сумму 10,5 млн.рублей. Упускать из-под носа местные заказы недопустимо.  

Или другая яркая иллюстрация неумелого руководства – ситуация на Новочебоксарской фабрике «Пике», где просчеты в решениях привели предприятие к предбанкротному состоянию.

Можно много говорить о трудностях и проблемах отрасли, но в рамках действующих структур эти вопросы не решаются. «Плач» пора заканчивать и переходить к современным и активным действиям. Надо концентрировать свое внимание не на том, что мешает, а учиться работать и принимать правильные решения в тех условиях, которые есть. И выполнять те задачи, которые перед руководством предприятия ставят не только собственники, но и общественность. Активнее осваивать современные методы ведения социально-ответственного бизнеса. Ведь стабильное производство – это достойные доходы у населения, это высокие налоговые отчисления, а значит социальное благополучие всех живущих в Чувашии.

(Слайд 11) Как подчеркнул Президент в Стратегии социально-экономического развития до 2010 года, в ближайшие годы усилия правительства и бизнеса будут сосредоточены на решении двух ключевых по актуальности проблем развития экономики Чувашии – обеспечении достойного уровня жизни населения и создании эффективной, конкурентоспособной, инновационно восприимчивой экономики, обладающей диверсифицированной структурой производства и значительным экспортным потенциалом. А если перевести на язык цифр, то это означает ежегодный прирост промышленного производства в отрасли должен быть не менее чем на 9-13 % .

            (Слайд 12) Реализация поставленных задач позволит достичь базовых индикаторов и в результате проведенных преобразований:

доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства вырастет с нынешних 6,8 % до 7 %  в 2007 году,

объемы промышленного производства в отрасли к 2007 году по сравнению с 2003 годом увеличатся на 9-12 % и достигнут 5,6 млрд.рублей,

среднемесячная заработная плата работающих в отрасли составит 5,1-5,8 тыс.рублей или 185-210 долларов США.

(Слайд 13) Те методы управления, которые применяются сегодня, зачастую безнадежно устарели. Речь идет не только об обычном наращивании мощностей. В условиях вступления России во Всемирную Торговую организацию необходимо делать упор на формирование политики опережающего комплексного развития предприятий отрасли с учетом мировых тенденций промышленного производства. Уже сейчас надо определить место Чувашии в мировом распределении труда – или это конкурентоспособный производитель или просто пассивный потребитель. Заявить о себе, как достойном участнике мировой экономики, не опоздать и занять выгодную позицию – вот наши приоритеты, пока процессы глобального экономического реструктурирования еще не завершились.

(Слайд 14) Показателен в этом плане опыт Китая и Турции. В сжатые сроки здесь смогли перейти от практически кустарного производства к созданию мощного, современного и легко перестраивающегося производства товаров народного потребления, ориентированного на выпуск продукции массового спроса. Высокая производительность труда, мобильность, дешевая рабочая сила по сравнению с индустриально развитыми странами – вот основные козыри, которые привлекли западных инвесторов и производителей. И именно в эти страны направлен вектор мировых экономических преобразований и перетекают капитал, технологии, производства. (Слайд 15) Неслучайно весь мир говорит об экспансии китайских товаров, которые захватили примерно 20 % американского рынка одежды, 50 % российского рынка обуви. В настоящее время объем импорта трикотажных и швейных изделий, обуви в России превышает собственное производство в 4-5 раз.

В последнее время появилась новая тенденция - перемещение производств из стран Юго-Восточной Азии в Россию для того, чтобы быть ближе к своим потребителям (Слайд 16). Отечественным товаропроизводителям надо смелее отвоевывать рынки сбыта, поскольку даже в перспективе ситуация не улучшится. Прогноз развития отрасли к 2010 году показывает, что дисбаланс сохранится.

Конкуренция за рынки сбыта обострится еще больше. Поэтому надо быть на шаг впереди. Конечно, в одиночку, с теми стартовыми условиями, какие есть сегодня у предприятий, с такой задачей не справиться. Выпуск конкурентоспособной продукции требует концентрации капитала и объединения усилий всех производителей, входящих в единую технологическую цепочку, начиная от моделирования до реализации продукции конечному потребителю.

(Слайд 17) Сотрудничество, партнерство, консолидация – вот слагаемые нашего успеха. И это не теорема, которую надо доказывать, а уже сложившаяся аксиома. Именно по такому пути идут во всем мире. В Италии в различных ассоциациях и союзах состоят почти 17 тысяч предприятий, на которых работают 53 тысячи человек. Известный производитель прядильного и трикотажного оборудования швейцарская фирма «Ритер» включает в себя 16 заводов по Европе, плюс к ним еще должны присоединиться Индия и Китай.

(Слайд 18) Есть и российские примеры. По информации агентства «Анитекс», в настоящее время до 90 % отечественных прядильно-ткацких производств объединены в крупные холдинги. Так, альянс «Русский Текстиль», на долю которого приходится до 20 % от общего объема реализации хлопчатобумажных тканей в России, объединяет более 20 разнопрофильных предприятий.

С 2001 года успешно функционирует холдинговая компания «Парнас», взявшая под свое крыло крупнейшего в России петербургского производителя корсетных изделий фирму «Трибуна», производителя аналогичной продукции «Волховчанка» и торговый дом «Бриз», который внедряет на рынок выпускаемые изделия. Работа в альянсе построена оптимально – торговый дом разрабатывает ассортимент, обеспечивает сырьем производство, проводит маркетинг и дает заказы. «Трибуна» и «Волховчанка», в свою очередь, используя наработки в технологии, изготавливают качественную продукцию, с которой «Бриз» выходит на рынок.

В Нижегородской области создано Некоммерческое партнерство «Нижегородское объединение текстильной и легкой промышленности».

В конце 2003 года ряд малых предприятий республики объединились в Ассоциацию производителей одежды г.Чебоксары (о деятельности своей организации руководитель Ассоциации еще подробно расскажет).

(Слайд 19) Это не первый опыт создания подобных интегрированных структур в Чувашии. Они существуют и довольно успешно работают в таких отраслях промышленности, как машиностроение, электротехника и приборостроение. Яркий тому пример – «Автохолдинг», ядром которого стало акционерное общество «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие «Элара». На орбите холдинга – целый ряд других средних и малых предприятий, объединенных одной целью – выпуском изделий автомобильной электроники. Отличительная особенность созданной структуры – возможность осуществления комплексных поставок, что существенно расширяет границы рынка. Другой пример - холдинг «Союзэлектроавтоматика», решающий проблемы автоматизации энергообъектов. Он объединил вокруг Чебоксарского электроаппаратного завода малые научно-производственные предприятия с огромным научным потенциалом. Их высокоинтеллектуальная продукция и традиционный номенклатурный ряд электроаппаратчиков, объединяясь, дают кумулятивный эффект, позволяющий решать проблемы в комплексе, создавать единую техническую политику.

(Слайд 20) Имеющийся наработанный опыт говорит о необходимости интеграции. Формы интегрированных структур могут быть разные - ассоциация, союз, некоммерческое партнерство, холдинг и т.д. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы (их можно посмотреть в раздаточном материале, который предложен вашему вниманию). Здесь выбор за вами, уважаемые руководители.

Интеграция должна происходить постепенно, в несколько этапов, и строится на принципах равенства всех участников, добровольности, сохранения имущественной независимости и юридической самостоятельности.

Консолидация предприятий легкой промышленности должна произойти уже в текущем году. В случае жизнеспособности, действенности и эффективности новых отраслевых объединений одним из последующих возможных этапов может стать взаимопроникновение бизнесов и создание холдинговых структур.

(Слайд 21) Объединение производственного, технологического и экономического потенциалов позволит добиться синергетического эффекта в области политики закупок и продаж, появится ощутимая экономия затрат на маркетинг, рекламу, исследования рынков, продвижение продукции, построение своих сбытовых структур. То, что вы делали каждый самостоятельно, можно будет реализовать сообща с большим эффектом и меньшими затратами. Согласованная финансовая политика – реальный шанс повысить эффективность управления активами предприятий.

(Слайд 22) Одно из перспективных направлений деятельности интегрированной структуры - инновационная деятельность и наукоемкое производство. Мы не привыкли в таком ключе рассматривать легкую промышленность, поэтому поясню, о чем идет речь. Например, выпускать не просто хлопчатобумажное полотно, а так называемые «умные» ткани, наделенные необычными свойствами: с применением микрокапсулирования для ароматизации, или витаминизированные (биоткань с витамином С), или улучшающие физическое состояние и самочувствие человека («аминоджинсы», являясь источником аргинина, способствуют омолаживанию кожи и оздоравливающий эффект сохраняется не менее двух лет при регулярной стирке).  И это не миф, а реальность – мировым лидером создания «интеллектуальных» тканей является Япония. Десятки, сотни фирм наиболее развитых стран занимаются разработками новых видов суперволокон, «умного» текстиля. Так, фирма Дюпонт работает над тканью для обмундирования. Ткань может передавать сигналы о местнонахождении и самочувствии солдат, а в случае перелома образует на руке или ноге подобие гипсовой повязки. Британская компания Quest  International  разработала ткани для производства «охлаждающих» спортивных костюмов, рубашек, отталкивающих запахи. Подобных примеров в мировой практике немало.

Конечно, для нашей легкой промышленности это пока отдаленная перспектива. Но уже сейчас надо производить продукцию для людей с разным материальным достатком, от простой до класса «люкс». Тогда продукция будет востребована всегда.

(Слайд 23) Отдельные попытки в этом направлении делаются. «Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат» делает ставку на элитное постельное белье из жаккардовых тканей, лентоткацкая фабрика в свое время выпускала ленты для космической промышленности, «Чебоксарский трикотаж» создал коллекцию ночного женского белья, обувная фабрика «Яхтинг» единственная в России освоила производство спецобуви литьевого метода крепления. Но в целом по отрасли таких «изюминок» у нас маловато. Основной массе производителей легкой промышленности зачастую это просто не по карману, да и нет специалистов требуемой квалификации. Все эти вопросы эффективно решаются корпоративными структурами, где есть возможность сконцентрировать финансовые потоки, научную и творческую мысль.

(Слайд 24) Объединенной отраслевой организации проще получить государственную поддержку. Легче вести конструктивный диалог с одним представителем, а не решать проблемы каждого предприятия в отдельности. В какой плоскости может вестись сотрудничество? Это может быть содействие в организации прямых поставок хлопковолокна в республику за счет заключения межправительственных соглашений со странами СНГ, выращивающими хлопок. Другое направление - осуществление государственного маркетинга и развитие межрегионального сотрудничества с учетом объединенных отраслевых интересов. Крайне важна подготовка профессиональных и управленческих кадров в рамках принятых республиканских программ в сфере образования, где нужны совместные усилия государства и самих производителей.

(Слайд 25) Неоспоримы плюсы вхождения в состав интегрированных структур и для представителей малого бизнеса. Неповоротливый крупный бизнес крайне неохотно идет на аутсорсинг с использованием сети малых и средних предприятий, отсечение профильного и непрофильного бизнесов, выделение и создание узкоспециализированных, вспомогательных производств. До последнего затягивает проведение реструктуризации, хотя мобильность и оперативность малой бизнес-единицы очевидна. Процесс реструктуризации идет параллельно интеграции. Они настолько взаимосвязаны, что без одного из компонентов требуемого эффекта не добиться.

Поле деятельности для малого бизнеса обширно. Это может быть центр колористики и дизайна, центр технологий (например, на базе дизайн-центра хлопчатобумажного комбината). Или создание так необходимых предприятиям отрасли товарных сырьевых складов на территории республики. Или дилерская сеть по сбыту продукции. Этот перечень можно продолжать и дальше. Главное – осознать, что это настоятельное требование времени, той реальной жизни, которая стремительно идет вперед. Нужно менять свои взгляды и подходы к делу, иначе нет развития.

Но ни одно начинание не будет реализовано и доведено до конца без эффективных управленцев, без высокопрофессиональных специалистов. Кадровый ресурс – наиболее важная составляющая в производственном процессе. Неутешительным итогом прошедшего десятилетия стал дисбаланс кадров, когда при острой нехватке рабочих специальностей в промышленности наблюдается переизбыток экономистов, бухгалтеров, юристов.

Ситуация в подготовке кадров для предприятий легкой промышленности неравноценная. Более-менее благополучно обстоят дела с текстильными профессиями - техников по специализации «прядильное» и «ткацкое» производство готовит Чебоксарский механико-технологический техникум. Швейное производство тоже не страдает от нехватки специалистов. 16 из 31 профессиональных училищ республики ежегодно выпускают 600 портных. Есть учебные заведения, где учат на операторов вязального и швейного оборудования, закройщиков (в среднем по 30 человек ежегодно), и даже кружевниц и модисток головных уборов. Но впору кричать караул предприятиям по производству обуви и работе с кожей - обувщиков и кожевенников не найдешь днем с огнем.

Острый дефицит испытывают все предприятия без исключения в специалистах высшего звена, технологах. Очень неохотно идут технологи в легкую промышленность. Кадры стареют, молодежь долго не задерживается и, научившись азам,  уходит в частный бизнес или переквалифицируется.

Решение кадровой проблемы – одна из первостепенных задач в отрасли. И опять-таки, объединившись в единую организационную структуру, утолить «кадровый голод» будет проще.

Как видите, вопросы эффективного ведения бизнеса и грамотной кадровой политики на предприятии тесно взаимосвязаны. Там, где предприятие стабильно работает, где высокий уровень оплаты труда, кадровые вопросы решаются без проблем. И мы в очередной раз подошли к тому, что проблемы должны решаться в комплексе.

Резюмируя, еще раз акцентирую ваше внимание на основных стратегических направлениях развития отрасли:

1.  Реструктуризация бизнеса

2. Проведение организационных преобразований через создание интегрированных структур

3. Развитие кадрового потенциала

К этим трем основополагающим идеям следует добавить освоение новых конкурентоспособных видов продукции. Мы видим «точки роста» в выпуске широких хлопчатобумажных тканей 240-260 см взамен узких 110-140 см, переходу от производства суровой пряжи к крашеной, расширении выпуска лент для производства автомобильных ремней безопасности. Особую актуальность приобретает такое направление, как выпуск комплектов индивидуальных средств защиты (спецодежды и спецобуви), форменной одежды для «силовых» структур с использованием новых технологий и новых материалов.

Большие надежды возлагаются на развитие и продвижение брендов.  Пионером в деле создания и продвижения собственного бренда в республике является акционерное общество «Промтрактор». Одна из последних его разработок - торговая марка «Четра», объединяющая семейство тракторов малого класса, стала в 2003 году серебряным лауреатом национального конкурса «Бренд года 2003». «Промтрактор» стал первой компанией в российском тракторостроении, которая вывела на рынок свой собственный бренд. 

Уже в ближайшие год, два бренды чувашских производителей - «Хлопковый рай» от Чебоксарского ХБК, бренд льняного трикотажа «Линум» («Linum») от Новочебоксарской фабрики «Пике», бренд «Чудесная вышивка» от фирмы «Паха тере» - должны зазвучать!

Чувашия должна стать узнаваемой не только по тракторам и хмелю, но и элитному постельному белью, качественному трикотажу, автомобильным ремням безопасности, швейным изделиям, неповторимой национальной вышивке и другой продукции, объединенных единым брендом «ЧувашЛегПром». Для этого у нас есть все предпосылки, а будем мы процветать или нет, зависит только от нас!

И в завершение. Добиться устойчивого развития - непростая задача. Потребуются существенные перемены в принятии решений и на высшем уровне и в повседневной работе каждого работника и специалиста отрасли.

Спасибо за внимание.