Выступление министра промышленности и энергетики

Чувашской Республики ЮПолошина

«Перспективы привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики»

 

 

Уважаемый Председатель Кабинета Министров!

Уважаемые гости республики, уважаемые коллеги – участники круглого стола!

 

 

Президентом Российской Федерации, а еще раньше для Чувашии Президентом Чувашской Республики поставлена задача по двукратному увеличению объемов валового внутреннего продукта к 2010 году. Как было указано, для этого необходимы  политическая, экономическая и законодательная стабильность, снижение налогового и административного бремени, стимулирование перерабатывающих отраслей, разбюрокрачивание экономики и другие. Это есть составляющие инвестиционного климата страны в целом и каждого российского региона в отдельности.

Сегодня инвестиционный климат Чувашской Республики, выражаясь языком синоптиков -  «умеренно-континентальный». Или согласно оценке и терминологии российского рейтингового агентства «Эксперт» среди 89 российских регионов Чувашия входит в категорию 3В1 («средний класс») – регионы с умеренным риском и пониженным потенциалом.

Наш инвестиционный рейтинг колеблется в пределах 45-го - 50-го места по потенциалу и 15-го – 20-го места – по риску. Ежегодно инвестиционный потенциал республики растет на 3-6 рейтинговых пункта. В 2003 году удалось подняться на более высокую ступень по социальному риску - с 52-ого на 48 место,   криминальному риску - с 10-го на 6, экологическому риску - с 9-го на 5-ое. Эти достижения особенно важны, так как показывают реальное движение вперед. В последние годы для инвесторов возрастает значимость этих «субъективных» рисков, особенно криминального и  социального.

По инфраструктурному потенциалу мы прочно удерживаемся в первой двадцатке рейтинга, за прошлый год перейдя с 15 на 14 место.  

И это движение уже сегодня  оценивается инвесторами. Конкурируя с 50-ю регионами России, мы вошли в восемь проектов мировых финансовых институтов по реформированию системы здравоохранения (объем инвестиций – 10 миллионов долларов США), выиграла в шести крупнейших конкурсах по развитию системы образования с привлечение 23 миллионов долларов США, включилась в выполнение уникального, пилотного для России, проекта по реформированию системы управления финансами. Что касается последнего, то сумма полученного республикой гранта в 7,3 миллионов долларов США уже направлена на социальные проекты, в том числе на охрану материнства и детства, энергосберегающие технологии, для больниц, школ и других социальных объектов, на информатизацию. Эффективность этих инвестиций оценивается в 826 миллионов рублей  или почти десятую часть объема республиканского бюджета республики.

В последние годы сохраняется устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с темпами роста в целом по России.

До 30 процентов  инвестиций в основной капитал  привлекается в жилищное хозяйство, 24 процента в  промышленность, 10 процентов – в транспорт, 9 – в  коммунальное хозяйство и до 8 процентов - в сельское хозяйство. (Структурное распределение инвестиций перед вами на слайде).

Историческим достижением нашей финансовой и экономической политики можно считать тот факт, что в прошлом году Чувашская Республика впервые вышла на биржевой рынок ценных бумаг. Ценным бумагам Чувашии в России по выгодности оказали большее доверие, чем ценным бумагам богатых областей с высоким рейтинговым потенциалом. Впервые республике в числе 5 субъектов Российской Федерации «Интерфаксом» был  присвоен кредитный рейтинг, отражающий высокое качество администрирования, финансовую открытость,  а также стабильный и высокий экономический рост на протяжении последних  лет.

К сожалению, по наличию природных ресурсов мы не можем прыгнуть выше 83-го места в общероссийском рейтинге  - у нас практически нет разведанных полезных ископаемых, кроме гипса. Так что единственный выход для республики - нахождение убедительных аргументов для привлечения в экономику республики инвестиций, и таковые у нас есть.

Среди таких аргументов или ресурсов  инвестиционной привлекательности республики я бы выделил следующие:

Первое, удобное географическое положение и развитая транспортная инфраструктура.  В области дорожного строительства республика уверенно входит в число лучших регионов России - по плотности дорог с твердым покрытием мы занимаем 4-е место среди регионов с наиболее развитой транспортной инфраструктурой. Здесь, как говорится, положение обязывает. Причем, в самом прямом смысле - Чувашия занимает наиболее выгодное географическое положение, находясь в самом сердце России, на пересечении главных транспортных артерий Север-Юг (речная и автомагистраль), Восток-Запад (железная дорога).

Второе, пожалуй, наиболее важное – людские ресурсы. Особенность Чувашии в том, что она трудоизбыточна – мы по плотности населения находимся на 3-м месте в России с плотностью населения почти 74 человека на один квадратный километр.  Причем, 40 процентов – это сельское население. А это очень серьезный фактор! В этих условиях Чувашии необходимо «развивать мозги» и можно сказать, новые «человеческие технологии».

Третье - свободные производственные площади,  сопутствующие бытовые помещения и  территории, которые могут быть переданы в аренду или проданы  для организации и размещения производства, сервисных услуг, торговой сети.  Министерства и администрации городов и районов республики создали банки данных по таким неиспользованным площадям. В частности на нашем сайте размещен банк предложений от промышленных предприятий, которые могут быть востребованы как инвесторами, так и малым бизнесом республики.

Эти площади исчисляются десятками тысяч квадратных метров. А главное,  это все обустроенные участки с  подготовленными инженерными сетями и коммуникациями, с подъемно-транспортным и другим оборудованием, подъездными путями, в том числе железнодорожными.

Республика интересна также инвесторам, занимающимся строительством инфраструктуры.

Четвертое -  уровень формирования законодательного и административного поля - эти составляющие - гарантия стабильности и    отсутствие административных барьеров для предпринимательской деятельности. В республике регистрация предприятий осуществляется по принципу «одного окна». В 2003 году зарегистрировано 267 предприятий малого бизнеса, из них около 40 процентов производственной сферы, с начала этого года уже 276.   Причем законодательно закреплены жесткие сроки прохождения документов – регистрация за 5 дней, не более месяца в получении разрешения на организацию производства, строительства. Указом Президента Чувашской Республики минимизированы возможные проверки контролирующими органами, введен в практику журнал регистрации проверок. Введена персональная ответственность чиновников за препятствование предпринимательской деятельности.

Законодательно созданы и действуют системы налоговых и инвестиционных льгот  (они  перед Вами на слайде).

Вся система взглядов и руководящие идеи  республики направлены на то, чтобы в обозримом будущем Чувашия заняла достойное место среди действительно сильных, экономически и технологически передовых регионов России и мира.

Стратегией социально-экономического развития республики до 2010 года определены два варианта базовых индикаторов развития Чувашии. По первому  варианту все ясно, мы уже по нему развиваемся (результаты отмечены в выступлении Президента Чувашской Республики Н.Федорова).

Но расчеты показали, что именно  второй, более амбициозный, позволит вывести республику  на новый конкурентоспособный уровень. Перейти в категорию регионов-лидеров – средний потенциал с умеренным риском, не взирая на отсутствие нефтедолларов. По этому сценарию к 2010 году валовой региональный продукт должен возрасти к 2002 году в 3,6 раза, рост валового регионального продукта на душу населения составит до 7 тысяч долларов на человека, а  инвестиции в основной капитал по отношению к 2002 году возрастут  практически в 5 раз.

Как этого достичь. Какие механизмы должны быть созданы и «запущены», чтобы система заработала и дала желаемые результаты?

Отмечу некоторые реперные точки осуществления  этой задачи.

Перспективы развития единственного в России и странах СНГ завода тяжелой тракторной техники (Промтрактор) связаны с реализацией проекта «Организация серийного производства нового модельного ряда промышленных тракторов». По единой комплексной инновационной схеме создан типоразмерный и модульный ряды промышленных тракторов (колесных погрузчиков грузоподъемностью от 6 до 12 тонн и гаммы бульдозеров от 9 до 50 тонносилы), составляющих реальную конкуренцию известным мировым фирмам «Катерпиллер» и «Комацу». Уже сейчас в категорию успешных российских брендов вошла торговая марка «Четра». ОАО «Промтрактор» стал первой компанией в тракторостроении, которая вывела на рынок свой собственный бренд. Теперь задача сделать этот  бренд глобальным, так же как КАМАЦУ или КАТЕРПИЛЛЕР, известным во всем мире.

Политический вес Президента Чувашии и авторитет республики позволили осуществить судьбоносный для завода и экономики Чувашии прорыв по «завоеванию» в качестве стратегического партнера Министерство путей сообщения России (в настоящее время акционерное общество «Российские железные дороги»). Масштабный проект «Реконструкция литейно-прокатного комплекса» ОАО «Промтрактор» нацелен на создание  первого   в России и крупнейшего в Европе металлургического завода  по производству непрерывно-литых заготовок. Предлагаемое производство должно обеспечить получение около 90 тысяч тонн литых заготовок в год уже к 2005 году. Объемы гарантированных закупок крупного литья только для российской железной дороги составят около миллиарда долларов США.

Причем, именно в этом направлении перспективы инвестиционных вложений могут быть просто грандиозными для экономики республики.  На сегодняшний день в число поставщиков продукции для железнодорожного транспорта России  входят около 20 предприятий республики, среди которых акционерные общества «Чебоксарский агрегатный завод», «АББ Автоматизация», «Чебоксарский электроаппаратный завод», «Текстильмаш», «Корпорация «ЧХБК». По оценке Минпрома Чувашии, потенциал развития их сотрудничества с российскими железнодорожниками – более 12 миллиардов рублей ежегодно.

Совсем недавно состоялась очень плодотворная встреча-презентация акционерных обществ «Российские железные дороги» и  Чебоксарского «АББ Автоматизация». В рамках визита в Чебоксары 24 июня текущего года генерального директора Российских железных дорог Геннадия Матвеевича Фадеева  мы очень надеемся на получение новых контрактов.

Большие перспективы по созданию в Чувашии новой отрасли промышленности – электроники имеют проекты акционерного общества «Контур». Проект «Организация производства силовых модулей» финансируется по федеральной целевой программе «Национальная технологическая база». Согласованный в настоящее время общий объем инвестиций из федерального бюджета только на выполнение научно-исследовательских и опытно конструкторских работ  составляет  28 миллионов рублей.  Это позволит обеспечить выпуск импортозамещающей продукции. Прогнозируемая цена отечественных силовых модулей будет на 20% ниже цены западных аналогов. Срок окупаемости проекта  5 лет. Объем привлекаемых инвестиций составляет около ста миллиона рублей.

Одними из «точек роста» в промышленности являются производства:

печатных плат  акционерным обществом «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие «Элара» (Президент Николай Федоров привел на пленарном заседании некоторые проекты сотрудничества с Японией);

гипсо-стружечных плит на базе Ядринского машиностроительного завода;

трихлорсилана полупроводникового качества в ОАО «Химпром». Этот проект имеет еще одну перспективу. В рамках Соглашения между Чувашской Республикой и Ханты-Мансийским автономным округом прорабатывается вопрос использования полярного кварца Ханты-Мансийского округа для получения в Чувашии технического кремния с последующей переработкой в трихлорсилан полупроводникового качества. В конечном итоге речь идет о возрождении электронной промышленности России и такая федеральная  программа готовится. Мы очень надеемся на успешное продвижение этого проекта.

Особое внимание проектам, направленным на развитие легкой и деревообрабатывающей промышленности республики. Мы видим «точки роста» в выпуске широких хлопчатобумажных тканей 240-260 см взамен узких 110-140 см, переходе от производства суровой пряжи к крашеной, расширении выпуска лент для производства автомобильных ремней безопасности. Особую актуальность приобретает такое направление, как выпуск комплектов индивидуальных средств защиты (спецодежды и спецобуви), форменной одежды для «силовых» структур с использованием новых технологий и новых материалов. Большие надежды возлагаются на развитие и продвижение брендов чувашских легковиков - «Хлопковый рай» от Чебоксарского ХБК,  льняного трикотажа «Линум» («Linum») от Новочебоксарской фабрики «Пике», «Чудесная вышивка» от фирмы «Паха тере». Они должны зазвучать!

Агропромышленный комплекс Чувашской Республики остается одним из приоритетов социально-экономической политики Правительства. Только за 2003 год прямая финансовая поддержка от государства АПК составила  402 миллиона рублей, что  в  почти  2 раза  больше чем в 2002 году, привлечено льготных кредитных ресурсов в размере более миллиарда (1127,4 млн.) рублей, в 1,6 раза превышающих уровень 2002 года.  

На смену неэффективно работающим хозяйствам приходят  агрохолдинги, имеющие мощный ресурс и для внедрения новаций, и для обеспечения качества выпускаемой продукции. Среди них акционерное общество «Слава картофелю», торгово-промышленный комплекс «Березка». За последних 3 года зарегистрировано 103 агропромышленных формирования, в том числе 30 инте­грированных структур с участием перерабатывающих, обслуживающих и промышленных предприятий. Но пока еще никто из них всерьез не взялся за разработку своего брэнда? Ставится задача формировать и развивать брэнды чувашского картофеля, качественного чувашского хмеля!

Мы считаем, что значительные инвестиционные и административные ресурсы будут вкладываться  в дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры.  Чувашия должна стать логистическим центром через создание соответствующей логистической инфраструктуры по всем четырем направлениям – автотранспорт, железная дорога, речной и воздушный транспорт.

Я остановился только на отдельных проектах. Всего программой предусмотрена реализация 66-ти проектов промышленных предприятий республики.

Цена вопроса или общий размер инвестиций в реализацию проектов составит более 25 миллиардов рублей, из которых: 38 % - за счет собственных средств, 18,8 % - бюджетных,  43,2 % привлекаемых кредитных и инвестиционных ресурсов.

Прогноз эффективности этих вложений – это создание дополнительно к 2010 году – боле 20 тысяч новых рабочих мест, социальный эффект - более 1,6 миллиардов рублей,  увеличение платежей в бюджеты всех уровней  на 2,5 миллиарда рублей.

Это наш экономический базис. Но, говоря о перспективах не могу не остановиться на особых  стратегических задачах инвестиционной политики Правительства республики, на то, на чем основывается базис не только экономики, но и всей нашей социальной жизни.

Это инвестиции в развитие интеллектуального и  инновационного потенциалов. 

Инвестиции в человека намного эффективнее, чем вложения в нефть или  газ. Проблема инвестиций в человека тесно увязана с понятием «качество жизни». Это - обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, медицинского обслуживания, образования и основных социальных услуг. Люди - наш золотой запас, наш капитал, вложения в который окупятся сторицей.

В настоящее время в республике отмечается наличие острого дефицита в высококвалифицированных специалистах, прежде всего, в малых городах и на селе; существенное снижение профессионально-квалифицированного уровня рабочих; зачастую неэффективный менеджмент.  В 2003 году количество вакансий в целом по республике составило 4,5 тысяч единиц, из них 84 процента составляет потребность в высококвалифицированных рабочих. В то же время из выпущенных в 2002 году республиканскими училищами с дневной формой обучения направления на работу получили всего 56 процентов выпускников. Неутешительным итогом прошедшего десятилетия стал дисбаланс кадров, когда при острой нехватке рабочих специальностей в промышленности наблюдается переизбыток экономистов, бухгалтеров, юристов. Причем, количество не значит качество. Да, экономистов много, но попробуйте найти  квалифицированного, и не просто «экономиста-статиста», а аналитика, способного   творчески подходить к даже такой точной науке, как экономика.

Поэтому, главное – наши избыточные трудовые ресурсы сделать высококвалифицированными.

Механизмы работы в этом направлении перед Вами. Я позволю остановиться  только на одном - создание  предпосылок для развития системы непрерывного образования на территории республики. В современных условиях невозможно выучить все, что называется, раз и навсегда. Показательно, что на смену принципа «образование на всю жизнь» приходит принцип непрерывного образования – «образования через всю жизнь». Профессиональные знания вообще имеют свойство стареть, сегодня  они стареют очень быстро. Не стоят на месте педагогическая наука и практика. Растут запросы учащихся. Но нельзя научить тому, чем сам не обладаешь. Должен расти в профессиональном отношении и современный преподаватель. Пожалуй, именно к нему больше всего применим тезис о непрерывном образовании.

И такие проекты уже «запущены» в дело. Например, создается система непрерывного образования по подготовке специалистов для химической промышленности на базе города Новочебоксарска. Складывается цепочка образовательного процесса. Это начальная специализированная по этому профилю школа (в дальнейшем возможно школа-интернат с привлечением одаренных  детей из районов республики). Это профессионально-технические учебные заведения, высшая школа, производственная база – акционерное общество «Химпром» и научные учреждения. Создание такой системы с одной стороны позволит утолить «кадровый голод» одной из наиболее перспективных отраслей промышленности.  И с другой стороны эта система станет основой для формирования мощного научно-технического комплекса на базе муниципального образования с последующим  получением статуса наукограда.  Причем, это практическая  инновационная деятельность,  с реальным воплощением  научных исследований в технологии, патенты, конкурентоспособные изделия, что действительно перспективно и для города и для республики. И именно такая «практичность» может стать «изюминкой» чувашского наукограда (в отличие от уже созданных по России на базе фундаментальной науки).   Инвестиции могут быть привлечены за счет освоения и максимальное вовлечение в хозяйственный оборот пустующих земельных территорий, производственных объектов. 

Мы говорим о глобализации в промышленности, но уже назревает вопрос  о глобализации в системе образования. Высшая школа станет частью глобальной сети, и дальнейший прогресс в этой области зависит от того, как будут развиваться традиционные университеты, которым всегда будет принадлежать центральное место.

Мы перешли ко второму приоритету инвестиционной стратегии – инновациям. Сегодня инновационный путь декларируют все, но пока ничего не сделано реально. Пока доля инновационного потенциала Чувашии от российского уровня  – 0,3 процента. Предпринимательский сектор никак не найдет общего языка с наукой. Вместе с тем, по задачам Стратегии  социально-экономического развития республики в 2005 году в общем годовом объеме производства удельный вес новой продукции должен составить до 20 процентов, и хотя эти показатели почти в два раза превышают уровень 2003 года, они достижимы.  

Для активизации инновационных процессов, вовлечения в них все новых и новых участников я бы особо выделил создание и развитие инновационной инфраструктуры. Мы радеем за создание в каждом крупном городе республики мини-технопарков, бизнес-инкубаторов.

Одной из стратегических перспектив является развитие информационных технологий (о них уже отметил в своем выступлении Президент Чувашии). Практически все районы республики обеспечены телефонной мобильной связью. Создается единая база инновационных проектов соединяющая запросы бизнеса и разработки лучших умов России. В проекте до 2010 года требуется создание сети беспроводных информационных ресурсов.

Формирование инновационной республики невозможно без активного государственного маркетинга. Как отметил старейший и самый последовательный теоретик менеджмента Питер Друкер: « У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное - затраты».  Поэтому инновационная стратегия  республики будет строиться,  прежде всего, на анализе рынка и поиске тех инноваций, которые республика ждет, которые, возможно, кардинально изменят существующий промышленный образ, которые  создадут инновационную экономику в республике.

По реализации этих приоритетных направлений  мы сейчас работаем. Прогресс в экономике наметился. Это создает необходимую базу для того, чтобы реально начался подъем  уровня  образования, улучшения  здравоохранения, сферы культуры и социальной защиты. Наша общая задача в этом процессе – не отставать с нашими подходами. Как говорится «Самый лучший вид слова – это дело», поэтому реализация прозвучавших предложений требует, в первую очередь, нашей воли и усилий.

Завершая свое выступление, я еще раз хочу поблагодарить Вас за возможность участия в  работе нашего круглого стола. Надеюсь, что она будет плодотворной.

Спасибо за внимание.