Тезисы выступления Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова

на Правлении ОАО «РЖД», госква, 11 июня 2004 года

 

Уважаемый Александр Дмитриевич!

Уважаемый Геннадий Матвеевич!

Уважаемые г-да члены Правления!

Уважаемые г-да присутствующие!

        

Благодарю за предоставленную возможность представить Вашему вниманию первые результаты и главное – реальные перспективы плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества крупнейшей транспортной компании – ОАО «Российские железные дороги» и субъекта Российской Федерации – Чувашии.

Российская промышленность нуждается в стратегическом взаимодействии с компаниями-лидерами.

За время, прошедшее с конца 90-х годов, наше  машиностроение, и Чувашия здесь хороший пример, так как основа её экономики – машиностроение смогло провести практически полный реинжиниринг своих бизнес-процессов. Это было вызвано целой гаммой причин, поставивших нас с нашими предприятиями перед выбором «думай или умирай». Мы в Чувашии выбрали - «думать».

И это, что бывает не так часто, оценили в России. И не только Президент России В.В.Путин, который два раза приезжал в Чувашию посмотреть на наш опыт не просто выживания, а развития темпами выше российских, несмотря на отсутствие газа, нефти, металлов и другого российского сырья, как особо подчеркнул Владимир Владимирович в Чебоксарах в феврале этого года.

Начав процесс централизации закупочной деятельности ещё два года назад, Министр путей сообщения  Геннадий Матвеевич, я думаю,  безусловно, решал, прежде всего, проблемы отрасли.

Но, как и всякое глобальное управленческое решение, оно привело к синергетическому эффекту для экономики в целом. Централизация закупок позволила МПС, а теперь ОАО «РЖД», вести реальную, а не декларированную промышленную политику, которая, по моему мнению,  состоит в создании долговременных стратегических альянсов между ОАО «РЖД» и его крупными системными поставщиками.

Геннадий Матвеевич в мае 2002 года посещая Чебоксарский завод ОАО «Промтрактор», производителя тяжелых уникальных тракторов для системы обеспечения безопасности движения железных дорог, на ходу, осматривая тракторы, которые мы хотели ему продать, высказал озабоченность жизненной необходимостью производства тяжёлого литья для нужд МПС.

Мы и руководство завода серьёзно отнеслись к вопросу Министра. Завод, инвестировав более 5 млн. долларов собственных средств в реконструкцию производства смог уже с ноября начать производство отливок «рама боковая» и «балка надрессорная», а уже в начале 2003 года Геннадий Матвеевич был в Чебоксарах, где вручал сертификат, дающий право на массовое производство этой железнодорожной продукции.

В 2003 году завод прошел большой путь от начинающего до крупного поставщика МПС и главное – поставщика, обеспечивающего качество мирового класса.

Что такое качество вагонного литья? Это, прежде всего, спасенные человеческие жизни, предотвращенные экологические катастрофы, о которых мы в Чувашии знаем не понаслышке (до сих пор страдаем от аварии вагона, перевозивший опасный груз).

Кроме того, это экономика. Поскольку переход от коэффициента запаса прочности 1,4, который обеспечивают обычные поставщики, к коэффициенту 2,06, которого добились на нашем «Промтракторе», означает увеличение межремонтного пробега вагона в 10 раз от 100 тысяч до 1 млн. километров, что существенно снизит затраты нашего «кормильца» ОАО «Российские железные дороги». Но и это еще не все – это позволит создать и главное реально производить вагоны нового поколения с более высокой грузоподъемностью и возможной скоростью движения, а без этого решение задачи, поставленной Президентом РФ В.В.Путиным перед отраслью – удовлетворение потребностей экономики без существенного увеличения тарифов, невозможно, не говоря уже об удвоении ВВП.

В 2003 году ОАО «Промтрактор» поставил сети железных дорог около 24 тысяч рам и балок, что позволили отремонтировать и запустить более 6 тысяч вагонов. В конце 2003 года только созданное ОАО «РЖД» заключило с ОАО «Промтрактор» контракт до 2010 года на рекордную для республики сумму в 1 млрд. долларов.

         Со своей стороны ОАО «Промтрактор» инвестировал в дальнейшее развитие производства около 40 млн. долларов и в этом году заработает новая производственная линия , не только позволяющая утроить выпуск до 150 тысяч отливок «рама боковая» и «балка надрессорная»  в год , но и сделать следующий шаг по повышению надёжности литья.

Это самая передовая в мире технология производства крупного литья, которая позволит перейти на новый уровень не только ремонту и производству вагонов, но, в будущем производителем двигателей, тракторов, грузовых машин.

И, наконец, Чувашия получила уникальный заказ, созданы 4 тысячи новых рабочих мест. Заработная плата у людей выросла в 2 раза, налоговые отчисления выросли более чем в 2 раза. За 5 месяцев этого года ОАО «Промтрактор» поставил уже более 20 тысяч рам и балок, став крупнейшим поставщиком крупного стального литья на нужды железных дорог, обеспечив около 50% от общего объёма поставок. Освоено производство корпуса буксы, крышки крепительной, крышки боковой, корпуса поглощающего аппарата, в ходе сертификации тяговый хомут, готовиться корпус автосцепки.

         В процесс поставок литья включился еще один крупный --Чебоксарский агрегатный завод, освоивший всю литую номенклатуру буксы и клин Ханина.

         К концу года ОАО «Промтрактор» и ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» будут производить 100% номенклатуры вагонного литья.

         За счет поставок литья резко, почти в 2 раза, увеличил объемы  еще один важный -- «Канашский вагоноремонтный завод».

         2003-2004 гг. в Чувашии создан новый кластер транспортного машиностроения с объемами больше «Уралмаша», который ежегодно удваивает объемы производства. Стали возможны самые современные технологии, рост заработной платы, налогов и, что самое важное стратегического значения -- произошел резкий рост конкурентоспособности чувашских машиностроительных предприятий, которые сегодня, подняв уровень технологий, поставляют свою продукцию крупнейшим мировым компаниям и странам, таким, например, как «Caterpillar», «Fiat», «Даймлер-Крайслер» и многим другим.

И поэтому  тоже Чувашия, не имеющая ни нефти, ни газа, ни производства металлов, а основу экономки которой составляет машиностроение, смогла добиться в первом квартале 2004 года  темпов роста промышленного производства в 2 раза больше общероссийских.

(О попытках «Элары» войти в нефтегазовый комплекс России.)

В качестве следующего шага в развитие сотрудничества с РЖД мы предлагаем вовлечь в стратегию развития РЖД наши предприятия высокотехнологичных отраслей, в том числе и электротехники, на которые приходится значительная часть промышленного производства Чувашии.

Электротехнические предприятия Чувашской Республики являются признанным в России лидером в области автоматизации электроэнергетики различных отраслей промышленности. Специалисты и в России, и в мире знают, что Чебоксары с советских времен – центр электротехнического релестроения, а это не только промышленное производство, но и развитая наука, ВУЗовская подготовка, инжиниринговые фирмы.

Привлекательным фактором для российского Заказчика стало и то, что в Чувашии главными ориентирами новой промышленной политики в высокотехнологичных отраслях стал курс на инновационный путь развития, создание конкурентной импортозамещающей продукции с полным (по западным критериям) циклом работ по проектам «под ключ». Вновь разрабатываемые устройства прошли испытания в лабораториях, как  на базе Государственных НИИ, так и в собственных лабораториях предприятий.

Промышленный потенциал Чувашии позволяет решить задачу автоматизации объектов электроэнергетики железной дороги. Все компоненты поставляемых систем изготавливаются на наших предприятиях, либо в тесной кооперации с другими предприятиями различных отраслей промышленности, и обеспечивают полную совместимость друг с другом в составе систем. Плодотворное сотрудничество с более чем 10 монтажными и наладочными предприятиями в разных регионах страны помогает обеспечить совместную поддержку заказчика в монтажных, шеф-монтажных и наладочных работах по установке оборудования.

В настоящее время в ОАО «РЖД» завершается работа над Энергетической стратегией железнодорожного транспорта на перспективу до 2020г. Энергетической стратегией предусматривается создание в ближайшие годы корпоративной Автоматизированной Системы Управления топливно-энергетическими ресурсами ОАО «РЖД», включая корпоративную Автоматизированную систему управления приобретением и потреблением электроэнергии.

Мы посчитали своевременным внести свои предложения по участию в реализации этих важных эффективных проектов. Группа наших специалистов представила в ходе рабочей встречи, которая состоялась в мае этого года, так же под руководством Г.М.Фадеева, обширный материал.

Практика внедрения систем управления энергоснабжения показывает, что максимальный эффект достигается именно при большом масштабе внедрения системы. Для реализации проекта корпоративной Автоматизированной Системы Управления топливно-энергетическими ресурсами ОАО «РЖД» это имеет решающее значение. По экспертной оценке ведущих специалистов РАО «ЕЭС», сегодня в России среди аналогичных проектов, проходящих экспертизу и согласование в Некоммерческом Партнерстве «Администратор торговой системы» практически нет аналогов предлагаемому предприятиями Чувашии решению «под ключ».

По результатам нашей встречи в мае была создана рабочая группа структурных подразделений ОАО «РЖД» и предприятий Чувашии для разработки бизнес-плана. Мне доложили, что проведено три совещания рабочей группы, в ходе которых обсуждались вопросы пока только по частному, изолированному проекту на участке Александров-Ярославль-Данилов Северной железной дороги.  Этого нам мало. У нас другой потенциал и поэтому и другие амбиции, которые больше соответствуют потребностям РЖД. Мне представляется, что динамичный процесс реструктуризации электроэнергетики России и развития рынка электроэнергии требует от хозяйствующих субъектов масштабности в принятии решений. А учитывая наиболее эффективную отдачу от внедрения системы при значительном охвате отрасли, разработка целостного бизнес-плана по внедрению проекта Автоматизированной системы управления покупки и потребления электроэнергии ОАО «РЖД» представляется актуальнейшей задачей. Предприятия Чувашии готовы реализовывать частные задачи, такие как установка интеллектуальных контроллеров на 11 тяговых подстанциях опытного участка Александров–Ярославль–Данилов и установка и поверка измерительных трансформаторов тока и напряжения, но мы хотим, нам интересно и всем выгодно это делать одновременно с разработкой стратегического бизнес-плана полноценного масштабного проекта на уровне всей РЖД.

Естественно, что для внедрения проекта на уровне всего РЖД требуется объединенная и сплоченная высокопрофессиональная команда специалистов ОАО «РЖД» и предприятий Чувашии. Принципиально важно обеспечить грамотное управление и координацию проектов, а также сервисное обслуживание поставляемых систем. Наши предприятия, как обычно, предлагают ведение совместной работы на всех стадиях реализации проектов: проектирование, монтажные, пуско-наладочные работы, обучение специалистов и обслуживание систем.

Подготовку таких специалистов необходимо вести одновременно с разработкой комплексного бизнес-плана, поскольку именно наличие квалифицированных кадров явится залогом успешной реализации организационно и технически сложных проектов.

Уверен, что создаваемая нашими предприятиями конкурентная импортозамещающая продукция, использование их промышленного потенциала и передовых технологий позволят «РЖД» достойно справиться со своей Миссией.

Мы хорошо понимаем, что право стать соисполнителем этой Миссии надо заработать лучшим качеством продукции и оптимальной ценой. Только тогда мы станем стратегическими партнерами РЖД. Но Миссия РЖД стоит этих стараний.

Тем более, что за таким сотрудничеством также успех и процветание экономики  всей России!

 

Спасибо за внимание.