Ценностные ориентации учащейся молодежи

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Роль ценностей в жизни человека

2. Ценностные ориентации учащейся молодежи на примере старшеклассников

         2.1. Современный тип личности глазами старшеклассников.

         2.2. Проблемы личного характера.

         2.3. Жизненные ориентации старшеклассников.

2.4. Материальный достаток (отношение к труду, деньгам) в системе ценностей старшеклассников.

2.5. Досуговые предпочтения старшеклассников.

2.6. Профессиональная ориентация старшеклассников.

2.7. Духовные ценности старшеклассников.

3. Рекомендации по формированию ценностных ориентаций старшеклассников

Приложение

Список литературы


Введение.

Развитие нашей страны, ее будущие перспективы и основные направления деятельности всецело зависят то того, каким будет подрастающее поколение, будущие политики, ученые, рабочие. К сожалению, в современном обществе происходит «размывание» понятий социальных норм, переосмысление ценностных ориентаций. Смена общественных парадигм ведет к росту числа молодых людей с девиантным поведением. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование ценностных ориентаций молодежи.

Ценностные ориентации человека определяют его мировоззрение и поведение, цель и смысл жизни. Знание ценностной ориентации учащейся молодежи позволяет не просто констатировать их, но и предложить рекомендации по закреплению одних ценностей и направленных в русло гуманизма, других. Все это делает тему данного исследования актуальной.

В настоящее время российское общество быстро меняется, меняются и ценности молодежи. Какие ценностные ориентации превалируют у старшеклассников сегодня – вот основная проблема нашего исследования.

Цель работы – Дать характеристику ценностных ориентаций старшеклассников. Для достижения цели важно решить следующее задачи:

1)          дать определение ценностных ориентаций;

2)          выявить особенности ценностных ориентаций старшеклассников;

3)          разработать рекомендации по формированию ценностных ориентаций старшеклассников.

Поведение человека, его устремления, поступки определяются его мировоззрением. Под мировоззрением в философии принято понимать совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также  обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Мировоззрение отдельного человека зависит от иерархии ценностей, которые складываются в его сознании в процессе социализации.

Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира. Выявляющие их положительное значение для человека и общества. Принято различать социальные ценности как общественные идеалы, выступающие эталоном должного для всех членов сообщества, и личностные ценности, как идеалы отдельной личности, служащие фундаментом того или иного поведения человека.

Для определения ценностных ориентаций современных старшеклассников мы провели анкетирование среди учеников 10 и 11 классов гимназии при Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова, школы №2 и Моргаушского лицея. Всего было опрошено 279 учеников, среди них 134 – юноши (48%) и 145 девушек (52%).

Для выяснения истоков формирования ценностных ориентаций мы выясняли происхождение респондентов по месту рождения и их жилищные условия. 178 респондентов (64%) – выходцы из города, 101 (36%) – из сельской местности. 75% опрошенных проживают вместе с родителями остальные снимают квартиру или живут в общежитии.

Таким образом, среди респондентов – выходцы из различных слоев населения. Это позволяет нам считать, что выявленные ценностные ориентации носят обобщающий характер для всех старшеклассников. Однако специфику нашему  исследованию придает тот факт, что опрошенные старшеклассники – это и ученики обычной общеобразовательной школы, и гимназисты, ориентированные на поступление в высшие учебные заведения.

Вопросы анкеты связаны с ценностными ориентациями, здесь предложенные ценности представляется возможным проранжировать в зависимости от воззрений респондентов. Чем большее количество опрошенных выбрало определенную ценность, тем выше ее ранг. Ранги будут присваиваться от 1 до 5. Соответственно, 1 – высший ранг, 5 – низший.

Как следует из таблицы, по мнению старшеклассников, современный человек – это прежде всего человек, добивающийся в жизни своего, культурный и образованный, квалифицированный, способный обеспечить свое благосостояние и создать крепкую семью. В значительно меньшей степени школьники ценят романтиков и энтузиастов, критически мыслящих, ответственных людей. Менее значимы для молодежи эстетические идеалы, принципиальность и бескомпромиссность. Требует определенной корректировки в воспитательной работе тот факт, что добросовестность и дисциплинированность, как качества современной личности, отметили лишь 26 опрошенных.

Таблица 1

Каким Вы представляете

себе современный тип личности

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Культурный образованный

человек

63

52

41

156

2

2) Добросовестный

дисциплинированный работник

6

9

11

26

 

3) Романтик и энтузиаст

12

12

9

33

 

4) Тот, кто способен создать

крепкую семью

25

27

41

93

3

5) Человек, добивающийся

в жизни своего

72

41

52

165

1

6) Творческий

квалифицированный специалист

42

7

26

75

5

7) Принципиальный человек,

не идущий на компромиссы

8

7

8

23

 

8) Критически мыслящий,

берущий на себя ответственность

14

11

13

38

 

9) Надежный защитник

своей страны

11

6

30

47

 

10) Человек, тонко чувствующий

прекрасное

9

1

9

19

 

11) Человек, способный обеспечить

свое благосостояние

29

22

26

77

4

12) Нравственного идеала нет

3

8

1

12

 

13)  Другое

6

 

2

8

 

 

Согласно рангам, более всего в личности респонденты ценят взаимопомощь, отзывчивость, потом справедливость, скромность, честность и самостоятельность, далее образованность, воспитанность, личную ответственность и предприимчивость соответственно.

Обращает на себя внимание тот факт, что качества личности, выделяемые учащимися в большой степени соответствуют таким традиционным чертам русского менталитета как коллективизм, широта души, справедливость и скромность. Небольшое число респондентов, отметивших терпимость и трудолюбие, говорит о том, необходимо обратить внимание на воспитание толерантного сознания молодежи и развитие трудолюбия.

 

Таблица 2

Какие качества личности Вы

 цените больше всего

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Справедливость, скромность, честность

23

21

40

84

2

2) Образованность, воспитанность

24

10

31

65

3

3) Взаимопомощь, отзывчивость

37

20

35

92

1

4) Самостоятельность, личную ответственность

16

13

14

43

4

5) Терпимость, самоконтроль

6

2

8

16

 

6) Трудолюбие

6

2

14

22

5

7) Предприимчивость

11

2

6

19

 

8) Свой вариант

7

0

1

8

 

 

Личная проблема, беспокоящая молодежь прежде всего – это возможность получения образования. Данный результат вполне закономерен, если учитывать, что респонденты – ученики выпускных классов, ориентирующиеся на поступление в вуз.  Дополнительного исследования требует тот факт, что третья по значимости проблема – это состояние здоровья. Это может свидетельствовать как об общем ухудшении здоровья подрастающего поколения, так и о высоких нагрузках в выпускных классах. Наши респонденты стремятся к самостоятельности и, прежде всего, материальной. Об этом свидетельствует высокий процент выбора 5 и 13 пунктов таблицы 2. Стремление сделать карьеру несколько превалирует над проблемами проведения досуга, взаимоотношений с друзьями и любовью.  Интересно, что в числе аутсайдеров проблемного списка две противоположности: молодежь не очень тревожат проблемы религиозного характера и покупка вещей.

 

Таблица 3

Какие проблемы личного характера

доставляют Вам наибольшее беспокойство

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Здоровье

43

26

45

114

3

2) Возможности получения образования

63

54

61

178

1

3) Взаимоотношения с друзьями

21

13

25

59

 

4) Возможность для отдыха, проведение

22

10

16

48

 

5) Деньги

25

30

48

103

4

6) Карьера

30

15

54

99

5

7) Возможность потерять работу

8

1

2

11

 

8) Проблемы секса

10

2

27

39

 

9) Взаимоотношения с родителями, родственниками

23

14

28

65

 

10)Взаимоотношения с близким человеком

16

8

7

31

 

11) Жилищная проблема

11

10

33

54

 

12)Любовь

22

22

42

86

 

13) Материальная зависимость от родителей

35

43

42

120

2

14) Проблема нравственного характера

20

10

14

44

 

15) Проблема религиозного характера

1

0

5

6

 

16) Покупка тех или иных вещей

4

7

24

35

 

17) Меня ничего не беспокоит

5

3

6

14

 

18) Что-то еще

5

0

3

8

 

 

В данном вопросе анализировать отдаленные, стратегические цели, которые ставит перед собой молодежь. Если в ближайшей перспективе респонденты стремятся к получению образования, то в отдаленной перспективе для них наиболее желательно семейное счастье и удачная карьера. Это связано с возможностью реализовать свой талант и стать квалифицированным специалистом. 47 респондентов больше всего в жизни хотели бы принести пользу человечеству и своей стране. Чуть менее значима для молодых свобода. Лишь 73 опрошенных в качестве основной цели выделяют богатство, 24 человек – власть и всего 10 – славу.

 

Таблица 4

Чего бы Вы больше всего хотели бы

добиться в жизни ?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Семейного счастья

59

58

87

204

1

2) Богатства

12

23

38

73

5

3) Власти

5

4

15

24

 

4) Славы

2

1

7

10

 

5) Покоя и возможности

ни во что не вмешиваться

7

2

7

16

 

6) Иметь возможность

реализовать свой талант

37

18

30

85

3

7) Быть свободным и независимым

в своих решениях

20

18

34

72

 

8) Сделать карьеру

55

39

44

138

2

9) Стать квалифицированным

специалистом

35

16

34

85

4

10) Принести пользу человечеству

 и своей стране

29

12

6

47

 

11) Что-то еще

3

0

1

4

 

 

Среди выбранных жизненных девизов с ведущие положения занимают «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» и «Счастье есть дело судьбы, ума и характера!», что говорит о том, что большая часть опрошенных занимает активную жизненную позицию и намерены сами прокладывать себе дорогу жизни. Однако, для 20 респондентов девизом является гедонистический принцип «Наслаждайся жизнью!».

Таблица 5

Ваш жизненный девиз

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1)Бороться и искать, найти и не сдаваться!

28

13

33

74

1

2) Всегда вперед!

15

6

22

43

4

3) Спешите делать добро!

5

5

9

19

 

4) Оставь после себя хорошее!

12

16

14

42

5

5) Век живи, век учись!

7

8

26

41

 

6) Счастье есть дело судьбы, ума и характера!

23

12

18

53

2

7) Наслаждайся жизнью!

20

13

11

44

3

8) Ищи место под солнцем!

2

1

4

7

 

9) Все ниже тебя, каждому – свое.

1

1

0

2

 

 

Богатство в жизни учащейся молодежи значимо в средней степени. Количество ответов «мало значимо» и «совсем не значимо» настолько незначительно, что можно сделать вывод о том, что богатство является неотъемлемой частью жизни молодежи.

Таблица 6

В какой степени для Вас

значимо быть богатым?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Очень значимо

12

4

19

35

3

2) Значимо

71

39

68

178

1

3) Мало значимо

13

19

9

41

2

4) Совсем не значимо

3

0

0

3

4

 

Среди перечисленных в анкете ценностей лидируют «верные друзья», что говорит о коллективизме учащихся. Далее по рангу следуют счастье в семье и любовь, что позволяет сделать вывод о традиционных семейных ценностях опрошенных. Здоровье и высокооплачиваемая работа стоят на 3 и 4 рангах соответственно. Настораживает небольшое число ответов «процветание страны, республики, города», что свидетельствует о необходимости патриотического воспитания учащихся. О недостаточном экологическом образовании говорит малая ценность чистоты окружающей среды. Интересно, что взаимопомощь, лидировавшая среди качеств личности в ответе на данный вопрос, выступает менее значимой.

 

Таблица 7

Какие из перечисленных ниже ценностей

являются для Вас наиболее значимыми

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Власть, авторитет, лидерство

9

8

27

44

 

2) Любовь

47

38

40

125

5

3) Счастье в семье

57

48

73

178

2

4) Стабильность

11

5

21

37

 

5) Карьера

32

19

44

95

 

6) Здоровье

42

38

69

149

3

7) Высокооплачиваемая работа, прибыльный бизнес

38

30

64

132

4

8) Интересная любимая работа, пусть и малооплачиваемая

9

4

22

35

 

9) Профессионализм

11

3

13

27

 

10) Процветание страны, республики, города

15

8

10

33

 

11) Религия

2

0

12

14

 

12) Верные друзья

62

49

70

181

1

13) Уверенность в завтрашнем дне

30

17

45

92

 

14) Взаимопомощь

8

6

11

25

 

15) Равенство

4

5

6

15

 

16) Уважение окружающих

23

15

1

48

 

17) Чистота окружающей среды

7

6

12

25

 

18) Свобода и независимость

20

15

15

50

 

 

Анализ досуговых предпочтений молодежи, принявшей участие в анкетировании говорит о том, что большинство предпочитает заниматься своим увлечением в свободное время. Почти таким же успехом пользуются прогулки и посещение развлекательных мероприятий. Огорчает небольшое число любителей театра и полное отсутствие желания заниматься общественной работой.

 

Таблица 8

Как проводите свой досуг?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Хожу в гости, принимаю гостей

29

15

32

76

5

2) Гуляю по городу, езжу за город

34

23

42

99

2

3) Читаю газеты, книги

39

13

32

84

4

4) Смотрю телепередачи

28

20

41

89

3

5) Посещаю развлекательные мероприятия

34

11

29

74

 

6) Посещаю театр, выставки

4

2

5

11

 

7) Занимаюсь своим увлечением

37

34

34

105

1

8) Занимаюсь общественной работой

0

4

3

7

 

9) Занимаюсь домашним хозяйством

15

13

22

50

 

10) Занимаюсь спортом

20

19

25

64

 

11) Играю на компьютере

17

17

19

53

 

12) Ничего не делаю.

3

2

4

9

 

 

Абсолютное большинство опрошенных (90,7 %) считает необходимым получение высшего образования. Это говорит о зрелых воззрениях молодежи на этот вопрос. Скорее всего, практически все опрошенные в будущем будут поступать в вузы. Эти данные позволяют сделать вывод о «взрослом» отношении молодежи к собственному будущему. Однако необходимо отметить, что здесь сказалась специфика контингента опрашиваемых. Возможно в среде старшеклассников обычной школы значимость высшего образования будет иной.

 

Таблица 9

Как Вы считаете, есть ли сегодня

необходимость получения высшего образования

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

%

от общего

числа

1) Да

97

57

99

253

90,7

2) Нет

5

5

7

17

9,3

 

Мотивация к учебной деятельности опрошенных также позволяет сделать вывод о позитивном и осознанном стремлении к знаниям. Наибольший ранг у предложенного варианта ответа «желание овладеть новыми знаниями». «Долг и ответственность, понимание социальной значимости учения» - немного меньше. Таким образом, из приведенной таблицы ясно, что стремление учеников к знаниям осознано и не выходит за рамки нормы. Напротив, этот вопрос еще раз демонстрирует серьезность и ясность понимания респондентами своего выбора на данном этапе жизни.

 

Таблица 10

Какие мотивы Вас побуждают к учебе?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Стремление получить одобрение окружающих

16

13

23

52

4

2) Желание построить свою программу образования

19

9

16

44

 

3) Долг и ответственность, понимание социальной значимости учения

47

27

63

137

2

4) Желание овладеть новыми знаниями

55

36

56

147

1

5) Стремление к контакту с другими людьми

38

32

28

98

3

6) Желание усвоить способы добывания знаний

15

9

22

46

5

7) Ничто особо не побуждает

3

5

3

11

 

8) Другое

12

5

21

38

 

 

По мнению молодежи, участвовавшей в опросе, наиболее популярными профессиями на данный момент являются (в порядке убывания ранга): предприниматель, программист, экономист, юрист, инженер. Среди указанных профессий фигурируют самые престижные и высокооплачиваемые на сегодняшний день. Это говорит о том, что респонденты вполне владеют настоящей ситуацией на рынке труда. Но эта ситуация не вполне совпадает с фактической занятостью лиц перечисленных специальностей именно своей профессией. То есть в данный момент фактическая занятость чаще всего не совпадает со специальностью по образованию. Это, в свою очередь говорит о некоторой отдаленности знаний опрошенных учеников от реальной жизни. Так, по данным Чебоксарского центра труда и занятости, наибольшее число зарегистрированных безработных – это бухгалтеры, менеджеры, экономисты и юристы. Значит, необходима профориентационная работа среди старшеклассников.

 

Таблица 11

Какая профессия, по Вашему мнению,

наиболее популярна у молодежи?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Предприниматель

35

24

49

108

1

2) Врач

5

1

2

8

 

3) Учитель

1

0

0

1

 

4) Экономист

31

24

24

79

3

5) Инженер

3

3

8

14

5

6) Юрист

17

13

18

48

4

7) Фермер

0

1

0

1

 

8) Военный

2

1

3

6

 

9) Рабочий

0

0

1

1

 

10) Программист

30

16

37

83

2

11) Другая

2

3

6

11

 

 

Определяющим фактором при выборе профессии для участников анкетирования является, с достаточно большим интервалом, большая зарплата. На втором месте следует большая зарплата, далее – престижная организация и т.д. Простоты и легкости в работе практически никто из опрошенных не ищет, равно как свободного графика работы. Смотря на популярность ответа «большая зарплата» можно считать, что молодежь понимает значимость денежных средств в самостоятельной жизни, что свидетельствует о достаточно хорошей подготовке к реальной, взрослой жизни.

 

Таблица 12

Что является для Вас решающим при

выборе профессии?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Престижная организация

22

10

17

49

3

2) Интересная работа

51

23

31

105

2

3) Простая и легкая работа

2

3

5

10

 

4) Соответствие содержания работы полученной квалификации

11

2

18

31

5

5) Комфортные условия труда

7

7

20

34

4

6) Большая зарплата

35

31

78

144

1

7) Свободный режим работы

1

1

6

8

 

 

Ответы на вопрос о вероятности достигнуть успеха в обществе благодаря честному, добросовестному труду не столь однозначны, как предыдущие. Большинство опрошенных учеников настроены на этот счет более позитивно и оптимистично, но количество отрицательных ответов (48%) позволяет говорить о том, что среди молодежи школьного возраста есть и более реалистично настроенные, предпочитающие не обольщаться касательно жизненных перспектив простого труда.

 

 

Таблица 13

Можно ли сегодня достичь успеха в обществе благодаря честному,

 добросовестному труду?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

%

от общего

числа

1) Да

61

34

50

145

52

2) Нет

42

31

56

129

48

 

Интересны данные представленной ниже таблицы. Из нее следует, что большинство опрошенных считает, что труд – это главный путь к успеху. Но  разница в количестве голосов еще двух позиций анкеты позволяет говорить о популярности других положений «это средство к жизни, способ добывания денег» и «это условие самореализации человека». Из этого можно сделать вывод о почти равном положении данных утверждений в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи.

 

Таблица 14

Как Вы относитесь к труду?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) Это средство к жизни,

способ добывания денег

35

24

34

93

2

2) Неприятная, жизненная необходимость

5

4

6

15

4

3) Это главный путь к успеху

34

29

56

119

1

4) Это условие самореализации человека

40

10

17

67

3

 

Представление о законе и законопослушании у респондентов соответствует ценностным ориентациям большинства граждан. Надо сказать, что первый ранг данного ответа «когда за несоблюдение закона могут наказать» не вписывается в понятие гражданского общества, когда большинство членов общества должно принимать закон как должное и необходимое условие человеческого общежития. Но наличие второго ранга «при всех обстоятельствах» говорит о том, что сознание опрошенной молодежи находится в рамках нормы.

 

Таблица 15

Когда надо соблюдать законы?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

когда законы согласуются с традициями общества

24

6

6

36

4

 когда они соответствуют представлениям Вашего круга, семьи, друзей

7

6

17

30

5

 когда они соответствуют Вашим личным убеждениям

17

20

34

71

3

4) когда за несоблюдение закона могут наказать

53

39

44

136

1

5) при всех обстоятельствах

46

25

46

117

2

6) что-либо иное

4

0

1

5

 

 

Настроенность на дальнейшее обучение проявилось и в данном вопросе. Об этом говорит первый ранг пункта о необходимости помощи взрослых детям в возможности получения образования. О зрелом отношении к воспитанию детей говорит тот факт, что дальнейшие пункты содержат важные установки воспитания и ответственности о здоровье и передачи жизненного опыта детям. Интересно, что нравственные ориентиры впервые выходят в этом вопросе на ведущие позиции.

 

Таблица 16

Что наиболее важно из того, что могут

сделать взрослые для своего ребенка?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) вырастить по возможности здоровым

51

29

47

127

3

2) помочь получить образование

65

39

43

147

1

3) помочь получить профессию

20

3

24

47

 

4) передать жизненный опыт

47

30

59

136

2

5) научить различать добро и зло

24

16

27

67

 

6) научить принимать решения

47

31

34

112

4

7) обеспечить материальное благополучие

19

27

29

75

5

8) что-либо иное

4

1

1

6

 

 

В конце анкеты был предложен вопрос о литературных пристрастиях. Кроме познавательной значимости, это позволило снять возможное напряжение после серьезной части анкеты. Полученные ответы в принципе, соответствуют возрасту опрошенных. Такое разнообразие ответов, вместе с малым числом тех, кто не любит читать позволяет говорить о том, что опрошенные имеют склонность к чтению, что в наш век всеобщей компьютеризации является очень хорошим показателем.

 

Таблица 17

Какую литературу Вы любите читать?

Гимназия

ЧГУ

Школа

№2

Морга-

ушский

лицей

Всего

Ранги

1) классика (до ХХ века)

29

8

8

45

 

2) литература ХХ века

23

7

15

45

 

3) современная литература

31

13

22

66

5

4) поэзия

12

2

8

22

 

5) приключенческая литература

35

15

48

98

1

6) фантастика

31

20

46

97

2

7) детективы

23

20

37

80

3

8) что-либо другое

19

17

32

68

4

9) вообще не люблю читать

7

12

0

19

 

 


Заключение.

Обобщая все полученные данные в результате анкетирования ценностных ориентаций учащейся молодежи можно сделать следующие выводы. Ценности респондентов характеризуют их как самостоятельных и взрослых личностей, нацеленных на независимость и самореализацию в процессе дальнейшей деятельности. Абсолютное большинство опрошенных нацелены на дальнейшее получение образования в вузах. Это стремление вполне осознано, многие желают этого и своим детям. Это подтверждает то, что все реально видят необходимость высшего образования в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Отношение к семейным ценностям также говорит о том, что школьники в целом готовы к самостоятельной семейной жизни, по крайней мере в моральном плане. Большая часть адекватно оценивает роль родителей в получении образования и воспитании ребенка.

Опрошенные представители учащейся молодежи настроены на квалифицированный и профессиональный труд, который поможет им найти свое место в обществе. Кроме интересной работы, практически всем необходима и достойная зарплата, что еще раз подтверждает наш тезис о самостоятельности респондентов.

Отношение школьников к основным жизненным ценностям находится в рамках норм гражданского общества. То есть, полученные ответы характеризуют их как зрелых, самостоятельных личностей, четко представляющих свое место в окружающем мире и обществе, настроенных на позитивные ценности, труд, содержание семьи и детей, уважающих закон.

Сопоставляя личностные ценности учащихся и социальные ценности, значимые для общества, можно предположить следующие рекомендации по формированию ценностных ориентаций старшеклассников:

- необходимо усилить патриотическое воспитание молодежи;

- разработать программу по воспитанию толерантного сознания;

- необходимо  обращать внимание учащихся на значимость таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность личности;

- нуждается в дальнейшем изучении вопрос о состоянии здоровья учащихся и причинах, по которым эта проблема так волнует респондентов;

- необходимо обратить внимание на экологическое воспитание учащихся;

- полезно провести встречу с представителями Чебоксарского центра труда и занятости с целью корректировки профориентационных предпочтений учащихся;

- необходимо чаще организовывать культпоходы в театры и на выставки.

 


Литература

 

1.                 Аверьянов А.А.  Искусство задавать вопросы:  Заметки социолога. .,1987.

2.  Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1998.

3.                 Бессонов Б.Н. Общество. Политика. Мораль. - М., 1995.

4.                 Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. - М., 1996.

5.                 Бердыклечева Н.М. Ценностный подход. - Ашхабад, 1987.

6.                 Блинов Н.М., Титма М.Х. Нравственные ориентации молодежи // Социологические исследования. - 1985. - № 3.

7.                 Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М., 1985.

8.                 Введение в социологию: Учебное пособие / Под ред. М.А. Крашенинникова, А.О. Салагаева. - Казань, 1995.

9.                 Викторов О.Н., Изратова М.Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи: Опыт работы. Чувашский государственный университет, 2002.

10.         Вишневский Ю.Р., Шапко В.Г. Социология молодежи. -   Екатеринбург, 1995.

11.         Высшие ценности / Сост. Гусейнов А.А. - М.: Молодая гвардия, 1971.

12.         Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании. - М., 1974.

13.         Давыдов А.А Респондент как источник информации. - М., 1994.

14.         Зборовский Г.И., Орлов Г.П. Социология: Учебник для гуманитарных вузов. - М., 1995.