Информация
управления профессионального образования и науки
об итогах развития системы начального профессионального
образования за 2004/2005 учебный год
Основными направлениями работы управления профессионального образования и науки в 2004-2005 учебном году являлись:
создание необходимых условий для реализации государственных образовательных стандартов профессионального образования;
обеспечение влияния работодателей и других социальных партнеров на развитие системы профессионального образования;
апробация процедуры аттестации деятельности средних специальных учебных заведений;
решение организационных вопросов по участию средних специальных и высших учебных заведений в эксперименте по введению единого государственного экзамена;
формирование республиканского заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями отраслей экономики региона;
формирование здорового образа жизни и патриотического воспитания учащейся молодежи;
Начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование республики располагает достаточно разветвленной сетью образовательных учреждений, которые в достаточной мере обеспечивают доступ молодежи к получению образования и подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности.
В 29 учреждениях начального профессионального образования в 2004/2005 учебном году по 57 профессиям широкого профиля на бюджетной основе обучалось 15916 человек (в 2003/2004 учебном году-16108 чел.). Коэффициент фактической загрузки учреждений НПО равен 1,1 при существующей мощности 14790 мест. На 10 тыс. населения Чувашской Республики приходится 123 обучающихся в учреждениях НПО по дневной форме обучения (по Российской Федерации – 108).
Стабильным остается и процент граждан, принимаемых в учреждения НПО. В 2004 году 4197 выпускников основной и 3997 выпускников средней школ продолжили обучение в профессиональных училищах по программам НПО. Анализ выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий за последние 5 лет показывает, что в профессиональные училища для получения образования данного уровня поступают 17,7 процента выпускников 9-х и 27,7 процента выпускников 11-х классов общеобразовательных школ.
В связи с сохранением дефицита квалифицированных рабочих кадров и ростом потребности в них опережающими темпами по отношению к специалистам, имеющим среднее и высшее профессиональное образование, в 2004/2005 учебном году приоритетной задачей министерства стало создание механизма устойчивого развития системы НПО. Особенно актуальна эта задача в условиях передачи профессиональных училищ в ведение субъектов Российской Федерации.
Поэтому в целях удовлетворения потребностей работодателей в специалистах в текущем году совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики продолжено исследование рынка труда. Анализ потребности предприятий и организаций в квалифицированных рабочих на 2005-2015 годы показывает, что спрос на рабочие кадры находится на уровне 8 тысяч человек ежегодно.
Предполагаемая потребность организаций республики в кадрах
и количество выпускников школ, желающих продолжить обучение
в системе НПО
Сегодня на современном рынке труда наиболее востребованы 33 профессии начального профессионального образования. Для решения проблем несбалансированности потребностей экономики в кадрах со структурой подготавливаемых профессий и специальностей в образовательных учреждениях в последние годы Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики предпринят ряд мер по формированию института социального партнерства.
В последние годы для нормального функционирования новой системы отношений между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями, службами занятости в основу положена договорная подготовка кадров. В 2004/2005 учебном году доля обучающихся на основании прямых договоров с предприятиями различных форм собственности составила 64,8 процента (в 2003/2004 уч. г. – 43,4%).
По итогам 2004/2005 учебного года 7362 выпускника учреждений начального профессионального образования направлены на производство в различные сферы экономики, из них 71 процент трудоустроились по полученным профессиям (в 2004 году – 68,9%).
По результатам 2004/2005 учебного года с установленными разрядами выпущено 70,6 процента учащихся, выше установленными разрядами 1593 выпускника или 21,6 процента (в 2004 г. – 1440 (19,0%), дипломы с отличием выдано 503 (6,8 %) выпускникам (в 2004 г. – 478 (6,3%), получили квалификацию по двум и более профессиям 4154 или 56,4 процента в 2004 г. – 3687 (48,5 %). Потери контингента обучающихся по сравнению с предыдущим учебным годом сократились с 5,1 процента до 4,4 процента.
В целях изменения ситуации и формирования кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных рабочих кадрах учреждения НПО совместно с ДФГСЗН по Чувашской Республике, руководителями предприятий и организаций республики и гражданами заключают договора на подготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятого взрослого населения на хоздоговорной основе.
Также в учреждениях НПО ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию более 4 тысяч человек из числа взрослого населения.
Постепенно уменьшается доля выпускников, состоящих на учете в территориальных отделах Управления федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике. По данным этой службы (по состоянию на 15 июля текущего года) 0,8 процента выпускников учреждений НПО приняты на учет в качестве безработных (в 2004 г. – 3,3 %).
LINK Excel.Chart.8 "D:\\Profiles\\obrazov20.CAP\\Мои документы\\ПЕТРОВИЧ\\МОНИТОРИНГ\\Диагр1 занятость.xls" "Диаграмма3" \a \p \* MERGEFORMAT
Используя опыт работы образовательных учреждений стран с развитой экономикой, учебные заведения для обеспечения тесных связей с работодателями начали создавать службы маркетинговых услуг, в функции которых также входит оказание содействия в трудоустройстве выпускников. В целях снижения безработицы среди молодежи и для ее соответствующей подготовки к труду, в профессиональных училищах и лицеях в учебные планы введены специальные курсы «Технология поиска работы» и «Основы малого предпринимательства».
Анализ состава выпускников учреждений НПО, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных в 2004 году, показал, что более 70% имеют профессии, связанные со сферой обслуживания. Наблюдается перепроизводство портных, парикмахеров, продавцов, бухгалтеров и секретарей-референтов. Ориентируясь на потребности рынка труда, учреждения НПО увеличили объемы подготовки по ряду профессий, связанных с металлообработкой, строительством и сельским хозяйством. Одновременно происходит сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли. В 2004/2005 учебном году объем подготовки в разрезе отраслей экономики составил: машиностроение - 15,0%, строительство - 23,5%, сельское хозяйство - 10,9%.
Отрасли экономики |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Деревообрабатывающее производство |
69 |
77 |
88 |
65 |
Должности служащих |
382 |
411 |
323 |
331 |
Легкая промышленность |
995 |
753 |
779 |
616 |
Металлообработка |
551 |
544 |
554 |
758 |
Общественное питание, торговля |
1116 |
1215 |
1174 |
1082 |
Полиграфическое производство |
30 |
26 |
28 |
29 |
Производство радиоаппаратуры и аппаратуры связи |
56 |
54 |
55 |
55 |
Производство художественных и ювелирных изделий |
98 |
92 |
97 |
61 |
Профессии, общие для всех отраслей экономики |
516 |
526 |
555 |
554 |
Реставрационные работы |
24 |
18 |
23 | |
Связь |
32 |
80 |
58 |
47 |
Сельское хозяйство |
676 |
641 |
699 |
720 |
Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы |
1480 |
1473 |
1512 |
1767 |
Сфера обслуживания |
271 |
252 |
227 |
262 |
Транспорт |
1502 |
1282 |
1273 |
823 |
Химическое производство |
22 |
25 |
22 |
24 |
Эксплуатация и ремонт оборудования эл. станций и сетей |
|
26 |
|
29 |
По программам СПО |
59 |
95 |
114 |
116 |
ИТОГО |
7879 |
7572 |
7576 |
7362 |
В настоящее время одной из наиболее важных тенденций развития образовательных систем является регионализация, сущность которой состоит в последовательной ориентации деятельности учебных заведений на нужды региона. Поэтому в условиях передачи учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в рамках модернизации учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется оптимизация перечня подготавливаемых профессий и специальностей и реструктуризация сети образовательных учреждений в соответствии с потребностями экономики региона. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.06.2005 г.№ 139 «О ликвидации учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики» профессиональные училища № 13 с. Порецкое и 26 с. Советское, а также Шумерлинское педагогическое училище ликвидированы.
Из приведенной диаграммы видно, что в 2005 году наибольшее количество рабочих выпущено по отраслям:
строительство – 1767 чел. (в 2004 г. – 1512, 2003 г. – 1473, 2002 г. – 1480),
общественное питание и торговля – 1082 чел. (в 2004 г. – 1174, 2003 г. – 1215, 2002 г. – 1116),
транспорт – 823 чел. (в 2004 г. – 1273, 2003 г. – 1282, 2002 г. – 1502),
металлообработка – 758 чел. (в 2004 г. – 554, 2003 г. – 526, 2002 г. – 516),
сельское хозяйство – 720 чел. (в 2004 г. – 699, 2003 г. – 641, в 2002 г. – 679),
легкая промышленность – 616 чел. (в 2004 г. – 779, 2003 г. – 753, 2002 г. – 995) и другим.
В последние годы начался процесс обновления материальной базы учреждений НПО. Большую роль в нем сыграло участие профессиональных училищ в реализации различных федеральных проектов и программ. За последние 2 года в профессиональные училища республики в рамках проекта «Реформа системы образования» поставлено более 600 единиц компьютерного, офисного и типографского оборудования, 200 единиц оборудования общественного питания, 125 единиц швейного и 218 единиц строительного и деревообрабатывающего оборудования, 17 единиц металлообрабатывающих станков, 3 трактора новой модификации производственного объединения «Минский тракторный завод», 28 автомобилей и 7 комплексов различного тренажерного оборудования. В 2004 году расходы на обновление учебно-технологической базы составили 45,9 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 6,4 млн. руб., что позволило увеличить коэффициент обновления основных фондов от 0,05 процента в 2000 году до 4,7 процента в 2004 году.
Однако, доля учебного и производственного оборудования, эксплуатируемого более 20 лет, составляет 90 процентов и износ основных фондов в настоящее время составляет 38,6 процента. Так, по состоянию на 1 июля 2005 года, технически исправных автомобилей составляет 66,3 процента, тракторов - 61,6 процента, сельскохозяйственных машин - 52,4 процента, а торгового оборудования - всего 21,4 процента. Это существенно затрудняет подготовку рабочих кадров для современного производства.
В последние годы учреждения НПО оснащаются компьютерным оборудованием. Так, по состоянию на 1 июля 2005 года имеется 48 кабинетов информатики и вычислительной техники, в них всего 954 компьютера. 1 персональный компьютер приходится на 20 обучающихся (в 2004 году - на 33 обучающихся). Также имеются электронные учебники в количестве 282 шт. (в 2004 году - 31) и электронные программные продукты в количестве 67 шт. (в 2004 году - 12). Более 39 процентов педагогов владеют компьютерами (в 2004 г.-18,8%), более 10 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения внедряют в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии (в 2004 г. - 4,2%).
В учреждениях НПО на мероприятия по охране труда в 2005 году израсходовано 2315,2 тыс.руб., в том числе на установку пожарной сигнализации - 132,5 тыс.руб., за замену электропроводки и освещения - 176,5 тыс.руб., на текущий ремонт зданий и сооружений - 1560,3 тыс.руб., на текущий и капитальный ремонт оборудования - 59,2 тыс.руб.
Укомплектованность учреждений НПО педагогическими кадрами в 2004/2005 учебном году составила 73,3 процента. Особенно низок уровень обеспеченности профессиональных училищ мастерами производственного обучения, который не превышает 70 процентов. Высокой остается текучесть названной категории (10%), а число педагогических работников пенсионного возраста - 10 процентов от общего количества работающих.
Одной из причин возникновения проблем в формировании кадрового потенциала учреждений НПО является отсутствие стимулирующих факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Сложилась система повышения квалификации педагогических работников учреждений начального профессионального образования. За 2004/2005 учебный год 21,5 процента педагогов повысили свою квалификацию (в 2003/2004 учебном году - 18,8 процента). Более 76 процентов педагогов имеют квалификационные разряды (в 2004 г.-73,8%).