Информация

управления профессионального образования и науки

об итогах развития системы начального профессионального

образования за 2004/2005 учебный год


Основными направлениями работы управления профессионального образования и науки в 2004-2005 учебном году являлись:

  1. создание необходимых условий для реализации государственных образовательных стандартов профессионального образования;

  2. обеспечение влияния работодателей и других социальных партнеров на развитие системы профессионального образования;

  3. апробация процедуры аттестации деятельности средних специальных учебных заведений;

  4. решение организационных вопросов по участию средних специальных и высших учебных заведений в эксперименте по введению единого государственного экзамена;

  5. формирование республиканского заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями отраслей экономики региона;

  6. формирование здорового образа жизни и патриотического воспитания учащейся  молодежи;

Начальное профессиональное образование


Начальное профессиональное образование республики располагает достаточно разветвленной сетью образовательных учреждений, которые в достаточной мере обеспечивают доступ молодежи к получению образования и подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности.

В 29 учреждениях начального профессионального образования в 2004/2005 учебном году по 57 профессиям широкого профиля на бюджетной основе обучалось 15916 человек (в 2003/2004 учебном году-16108 чел.). Коэффициент фактической загрузки учреждений НПО равен 1,1 при существующей мощности 14790 мест. На 10 тыс. населения Чувашской Республики приходится 123 обучающихся в учреждениях НПО по дневной форме обучения (по Российской Федерации – 108).

Стабильным остается и процент граждан, принимаемых в учреждения НПО. В 2004 году 4197 выпускников основной и 3997 выпускников средней школ продолжили обучение в профессиональных училищах по программам НПО. Анализ выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий за последние 5 лет показывает, что в профессиональные училища для получения образования данного уровня поступают 17,7 процента выпускников 9-х и 27,7 процента выпускников 11-х классов общеобразовательных школ.


img1


В связи с сохранением дефицита квалифицированных рабочих кадров и ростом потребности в них опережающими темпами по отношению к специалистам, имеющим среднее и высшее профессиональное образование, в 2004/2005 учебном году приоритетной задачей министерства стало создание механизма устойчивого развития системы НПО. Особенно актуальна эта задача в условиях передачи профессиональных училищ в ведение субъектов Российской Федерации.

Поэтому в целях удовлетворения потребностей работодателей в специалистах в текущем году совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики продолжено исследование рынка труда. Анализ потребности предприятий и организаций в квалифицированных рабочих на 2005-2015 годы показывает, что спрос на рабочие кадры находится на уровне 8 тысяч человек ежегодно.


Предполагаемая потребность организаций республики в кадрах

и количество выпускников школ, желающих продолжить обучение

в системе НПО

img2


     Сегодня на современном рынке труда наиболее востребованы 33 профессии начального профессионального образования. Для решения проблем несбалансированности потребностей экономики в кадрах со структурой подготавливаемых профессий и специальностей в образовательных учреждениях в последние годы Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики предпринят ряд мер по формированию института социального партнерства.

В последние годы для нормального функционирования новой системы отношений между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями, службами занятости в основу положена договорная подготовка кадров. В 2004/2005 учебном году доля обучающихся на основании прямых договоров с предприятиями различных форм собственности составила 64,8 процента (в 2003/2004 уч. г. – 43,4%).


img3




img4






По итогам 2004/2005 учебного года 7362 выпускника учреждений начального профессионального образования направлены на производство в различные сферы экономики, из них 71 процент трудоустроились по полученным профессиям (в 2004 году – 68,9%).


img5



По результатам 2004/2005 учебного года с установленными разрядами выпущено 70,6 процента учащихся, выше установленными разрядами 1593 выпускника или 21,6 процента (в 2004 г. – 1440 (19,0%), дипломы с отличием выдано 503 (6,8 %) выпускникам (в 2004 г. – 478 (6,3%), получили квалификацию по двум и более профессиям 4154 или 56,4 процента  в 2004 г. – 3687 (48,5 %). Потери контингента обучающихся по сравнению с предыдущим учебным годом сократились с 5,1 процента до 4,4 процента.


img6


В целях изменения ситуации и формирования кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных рабочих кадрах учреждения НПО совместно с ДФГСЗН по Чувашской Республике, руководителями предприятий и организаций республики и гражданами заключают договора на подготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятого взрослого населения на хоздоговорной основе.

     Также в учреждениях НПО ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию более 4 тысяч человек из числа взрослого населения.

img7

Постепенно уменьшается доля выпускников, состоящих на учете в территориальных отделах Управления федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике. По данным этой службы (по состоянию на 15 июля текущего года) 0,8 процента выпускников учреждений НПО приняты на учет в качестве безработных (в 2004 г. – 3,3 %).


LINK Excel.Chart.8 "D:\\Profiles\\obrazov20.CAP\\Мои документы\\ПЕТРОВИЧ\\МОНИТОРИНГ\\Диагр1 занятость.xls" "Диаграмма3" \a \p \* MERGEFORMAT


Используя опыт работы образовательных учреждений стран с развитой экономикой, учебные заведения для обеспечения тесных связей с работодателями начали создавать службы маркетинговых услуг, в функции которых также входит оказание содействия в трудоустройстве выпускников. В целях снижения безработицы среди молодежи и для ее соответствующей подготовки к труду, в профессиональных училищах и лицеях в учебные планы введены специальные курсы «Технология поиска работы» и «Основы малого предпринимательства».

Анализ состава выпускников учреждений НПО, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных в 2004 году, показал, что более 70% имеют профессии, связанные со сферой обслуживания. Наблюдается перепроизводство портных, парикмахеров, продавцов, бухгалтеров и секретарей-референтов. Ориентируясь на потребности рынка труда, учреждения НПО увеличили объемы подготовки по ряду профессий, связанных с металлообработкой, строительством и сельским хозяйством. Одновременно происходит сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли. В 2004/2005 учебном году объем подготовки в разрезе отраслей экономики составил: машиностроение - 15,0%, строительство - 23,5%, сельское хозяйство - 10,9%.



Отрасли экономики

2002

2003

2004

2005

Деревообрабатывающее производство

69

77

88

65

Должности служащих

382

411

323

331

Легкая промышленность

995

753

779

616

Металлообработка

551

544

554

758

Общественное питание, торговля

1116

1215

1174

1082

Полиграфическое производство

30

26

28

29

Производство радиоаппаратуры и аппаратуры связи

56

54

55

55

Производство художественных и ювелирных изделий

98

92

97

61

Профессии, общие для всех отраслей экономики

516

526

555

554

Реставрационные работы

24


18

23

Связь

32

80

58

47

Сельское хозяйство

676

641

699

720

Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы

1480

1473

1512

1767

Сфера обслуживания

271

252

227

262

Транспорт

1502

1282

1273

823

Химическое производство

22

25

22

24

Эксплуатация и ремонт оборудования эл. станций и сетей

 

26

 

29

По программам СПО

59

95

114

116

ИТОГО

7879

7572

7576

7362


В настоящее время одной из наиболее важных тенденций развития образовательных систем является регионализация, сущность которой состоит в последовательной ориентации деятельности учебных заведений на нужды региона. Поэтому в условиях передачи учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в рамках модернизации учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется оптимизация перечня подготавливаемых профессий и специальностей и реструктуризация сети образовательных учреждений в соответствии с потребностями экономики региона. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.06.2005 г.№ 139 «О ликвидации учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики» профессиональные училища № 13 с. Порецкое и 26 с. Советское, а также Шумерлинское педагогическое училище ликвидированы.

img8

Из приведенной диаграммы видно, что в 2005 году наибольшее количество рабочих выпущено по отраслям:

В последние годы начался процесс обновления материальной базы учреждений НПО. Большую роль в нем сыграло участие профессиональных училищ в реализации различных федеральных проектов и программ. За последние 2 года в профессиональные училища республики в рамках проекта «Реформа системы образования» поставлено более 600 единиц компьютерного, офисного и типографского оборудования, 200 единиц оборудования общественного питания, 125 единиц швейного и 218 единиц строительного и деревообрабатывающего оборудования, 17 единиц металлообрабатывающих станков, 3 трактора новой модификации производственного объединения «Минский тракторный завод», 28 автомобилей и 7 комплексов различного тренажерного оборудования. В 2004 году расходы на обновление учебно-технологической базы составили 45,9 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 6,4 млн. руб., что позволило увеличить коэффициент обновления основных фондов от 0,05 процента в 2000 году до 4,7 процента в 2004 году.

Однако, доля учебного и производственного оборудования, эксплуатируемого более 20 лет, составляет 90 процентов и износ основных фондов в настоящее время составляет 38,6 процента. Так, по состоянию на 1 июля 2005 года, технически исправных автомобилей составляет 66,3 процента, тракторов - 61,6 процента, сельскохозяйственных машин - 52,4 процента, а торгового оборудования - всего 21,4 процента. Это существенно затрудняет подготовку рабочих кадров для современного производства.

В последние годы учреждения НПО оснащаются компьютерным оборудованием. Так, по состоянию на 1 июля 2005 года имеется 48 кабинетов информатики и вычислительной техники, в них всего 954 компьютера. 1 персональный компьютер приходится на 20 обучающихся (в 2004 году - на 33 обучающихся). Также имеются электронные учебники в количестве 282 шт. (в 2004 году - 31) и электронные программные продукты в количестве 67 шт. (в 2004 году - 12). Более 39 процентов педагогов владеют компьютерами (в 2004 г.-18,8%), более 10 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения внедряют в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии (в 2004 г. - 4,2%).

В учреждениях НПО на мероприятия по охране труда в 2005 году израсходовано 2315,2 тыс.руб., в том числе на установку пожарной сигнализации - 132,5 тыс.руб., за замену электропроводки и освещения - 176,5 тыс.руб., на текущий ремонт зданий и сооружений - 1560,3 тыс.руб., на текущий и капитальный ремонт оборудования - 59,2 тыс.руб.

Укомплектованность учреждений НПО педагогическими кадрами в 2004/2005 учебном году составила 73,3 процента. Особенно низок уровень обеспеченности профессиональных училищ мастерами производственного обучения, который не превышает 70 процентов. Высокой остается текучесть названной категории (10%), а число педагогических работников пенсионного возраста - 10 процентов от общего количества работающих.

Одной из причин возникновения проблем в формировании кадрового потенциала учреждений НПО является отсутствие стимулирующих факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Сложилась система повышения квалификации педагогических работников учреждений начального профессионального образования. За 2004/2005 учебный год 21,5 процента педагогов повысили свою квалификацию (в 2003/2004 учебном году - 18,8 процента). Более 76 процентов педагогов имеют квалификационные разряды (в 2004 г.-73,8%).