[О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ] Письмо Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 03-8ин/22-03/11 Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют для практического использования в работе разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322). Первый заместитель Министра образования Российской Федерации В.А.Болотов Заместитель Председателя Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Г.И.Меркулова Приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 07.02.2003 N 03-8ин/22-03/11 В целях единообразного применения органами управления образованием, образовательными учреждениями Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322) (далее - Положение), Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации разъясняют: 1. В соответствии с пунктом 1.8 Положения не допускается установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации, а также установление иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др. 2. В соответствии с пунктом 2.2 Положения аттестация для каждого педагогического и руководящего работника осуществляется индивидуально согласно графику, утверждаемому соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения. По письменному заявлению работника в случаях его временной нетрудоспособности в период прохождения им аттестации, нахождения в командировке или другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения. 3. Положение определяет единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого. До утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др. 4. Положение не содержит ограничений в прохождении работником аттестации на более высокую квалификационную категорию до истечения срока имеющейся у него квалификационной категории в порядке, установленном Положением. 5. В соответствии с пунктом 2.6 Положения работники (преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием, методических кабинетов и др.), выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, проходят аттестацию на общих основаниях. 6. Порядок формирования аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения. 7. На основании пункта 3.6 Положения представитель соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии любого уровня. 8. В соответствии с пунктом 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений федерального подчинения только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения. Присвоение работникам первой квалификационной категории в указанных случаях осуществляется руководителем образовательного учреждения. 9. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится в исключительной компетенции центральной и главной аттестационных комиссий, а присвоение высшей квалификационной категории - в компетенции соответствующих органов управления образованием, при которых созданы указанные аттестационные комиссии. 10. Проведение аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию центральной, главной и муниципальной аттестационными комиссиями Положением не предоставлено. 11. Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника осуществляется соответствующей аттестационной комиссией в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует. 12. Для педагогических и руководящих работников, достигших пенсионного возраста, Положением не предусмотрено особого порядка аттестации. Аттестация таких работников осуществляется на общих основаниях. 13. В соответствии с пунктом 4.1 Положения на основании решения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника. 14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника (раздел "Сведения о работе") о присвоенной квалификационной категории вносятся следующие записи: в графе 1 - порядковый номер вносимой записи; в графе 2 - дата решения аттестационной комиссии; в графе 3 - "Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности "учитель", "преподаватель" (без указания преподаваемого предмета), "воспитатель" и т.п.; "присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности "директор" (заведующий, начальник) и т.д.; в графе 4 - дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись. Руководителю образовательного учреждения, прошедшему аттестацию по должности руководителя и педагогического работника, в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим должностям. 15. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации, в том числе: при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины); при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе; при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, при условии, если аттестация этих работников осуществлялась в соответствии с Положением; при переходе работников с одной руководящей должности на другую руководящую должность из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение; при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях: ------------------------------------------------------------------ |Должность, по которой присвоена|Должность, по которой может учи-| | квалификационная категория |тываться квалификационная кате- | | |гория, присвоенная по должности,| | |указанной в графе 1 | |-------------------------------+--------------------------------| | 1 | 2 | |-------------------------------+--------------------------------| |Учитель, преподаватель |Воспитатель (независимо от места| | |работы); социальный педагог,| | |педагог-организатор; педагог| | |дополнительного образования (при| | |совпадении профиля кружка,| | |направления дополнительной| | |работы профилю работы по| | |основной должности); учитель,| | |преподаватель, ведущий занятия| | |по отдельным профильным темам из| | |курса "Основы безопасности| | |жизнедеятельности" (ОБЖ) | |-------------------------------+--------------------------------| |Старший воспитатель |Воспитатель | |-------------------------------+--------------------------------| |Преподаватель-организатор основ|Учитель, преподаватель, ведущий| |безопасности жизнедеятельности,|занятия с обучающимися по курсу| |допризывной подготовки |"Основы безопасности| | |жизнедеятельности, допризывной| | |подготовки (ОБЖ) сверх учебной| | |нагрузки, входящей в основные| | |должностные обязанности;| | |учитель, преподаватель| | |физкультуры (физвоспитания) | |-------------------------------+--------------------------------| |Руководитель физвоспитания |Учитель, преподаватель| | |физкультуры (физвоспитания),| | |инструктор по физкультуре;| | |учитель, преподаватель, ведущий| | |занятия из курса "Основы| | |безопасности жизнедеятельности"| | |(ОБЖ) | |-------------------------------+--------------------------------| |Мастер производственного обу- |Учитель труда, преподаватель,| |чения |ведущий преподавательскую работу| | |по аналогичной специальности,| | |инструктор по труду, педагог| | |дополнительного образования (по| | |аналогичному профилю) | |-------------------------------+--------------------------------| |Учитель трудового обучения |Мастер производственного| |(технологии) |обучения, инструктор по труду | |-------------------------------+--------------------------------| |Учитель-дефектолог, учитель-ло-|Учитель-логопед, | |гопед |учитель-дефектолог, учитель| | |(независимо от преподаваемого| | |предмета либо в начальных| | |классах) в специальных| | |(коррекционных) образовательных| | |учреждениях для детей с| | |отклонениями в развитии,| | |воспитатель, педагог| | |дополнительного образования (при| | |совпадении профиля кружка,| | |направления дополнительной| | |работы профилю работы по| | |основной должности) | |-------------------------------+--------------------------------| |Учитель музыки общеобразова- |Преподаватель детской| |тельного учреждения, препода- |музыкальной школы (школы| |ватель учреждения среднего про-|искусств, культуры), музыкальный| |фессионального образования |руководитель, концертмейстер | |-------------------------------+--------------------------------| |Преподаватель детской музы- |Учитель музыки| |кальной, художественной школы, |общеобразовательного учреждения,| |школы искусств, культуры, му- |преподаватель учреждения| |зыкальный руководитель, кон- |среднего профессионального| |цертмейстер |образования | |-------------------------------+--------------------------------| |Старший тренер-преподаватель, |Учитель, преподаватель| |тренер-преподаватель, в т.ч. |физкультуры (физвоспитания),| |ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП |инструктор по физкультуре | |-------------------------------+--------------------------------| |Преподаватель учреждения на- |Учитель того же предмета в| |чального или среднего профес- |общеобразовательном учреждении | |сионального образования | | |-------------------------------+--------------------------------| |Учитель общеобразовательного |Преподаватель того же предмета в| |учреждения |учреждении начального и среднего| | |профессионального образования | ------------------------------------------------------------------ Другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в т.ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника. 16. Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и другие причины) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием. Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории - федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий - местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, орган управления образованием субъекта Российской Федерации может принять общее решение по данному вопросу. Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца. 17. В соответствии с пунктом 4.3 Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Административная процедура рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрена, поэтому вышестоящие аттестационные комиссии или органы управления образованием не могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.