Принцесса
Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает
вечным сном, уколовшись о веретено в день
празднеств по случаю своего совершеннолетия -
такова месть злой феи Карабос, которую
королевский церемониймейстер Каталабют некогда
забыл пригласить среди других фей на крестины
принцессы. Сто лет спустя, с помощью доброй феи
Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в
спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее
поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые
чары феи Карабос.
Замысел постановки и
либретто принадлежали директору Императорских
театров И.А.Всеволожскому. В его интерпретации
направленность сюжета и постановки сводились к
следующему: "Я задумал написать либретто на "La
Belle an bois dormant" по сказке Перро. Хочу
mise en scene сделать в духе Louis XIV - тут
может разыграться фантазия - сочинять мелодии в
духе Люлли, Баха, Рамо и пр. В последнем
действии непременно нужна кадриль всех сказок
Перро - тут должен быть и Кот в сапогах, и
Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода и
др."
Постановочный
план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер
ХIХ века М.Петипа. Получив либретто, Чайковский
дает согласие на сотрудничество со Всеволожским
и Петипа. Сразу же делает первые наброски на
обложке только что полученного журнала "Русский
вестник". Чайковский писал одному из чиновников
конторы Императорских театров: "Относительно
балета скажу Вам, что сюжет его мне очень
нравится и я с величайшим удовольствием займусь
им."
Музыка балета
сочинялась с большими перерывами в период с
октября 1888 г. по 26 мая 1889 г. во Фроловском
(эскизы III д., финала 1 д. были сделаны во
время заграничного путешествия, а также в
Тифлисе). На некоторых фрагментах рукописи
балета есть авторские указания на "Средиземное
море", во время плавания по которому композитор
продолжал делать эскизы балета. Балет был
инструментован в период с 30 мая по 16 августа
1889 г. во Фроловском.
Сценарий Петипа был
весьма ценным для Чайковского, поскольку
содержал не только необходимые для композитора
указания на хореографию танцев, на количество
времени, тактов каждого номера, но также включал
ряд важных замечаний в отношении образности,
музыкальной стороны танцев и отдельных
пантомимных номеров. Как свидетельствует
М.И.Чайковский: "Петр Ильич не только не сетовал
на эти указания, но подчинялся им охотно и
ничего не сочинял быстрее и вдохновеннее музыки
двух последних балетов".
Основной конфликт
сюжета заключен в противопоставлении двух сил:
феи Сирени и феи Карабос. Лейтмотив каждой
героини в целостном виде появляется в сценах,
наиболее сложных в композиционном отношении - в
финалах Пролога I д., в сцене феи Сирени -
Дезире II д., в симфоническом антракте "Сон".
Сюита героев сказок Перро не столько
традиционно-балетный "концерт", сколько цепь
миниатюрных лирико-психологических зарисовок,
мимолетное отражение основных "настроений"
музыки балета ("Кот и кошечка", "Золушка и принц
Фортюне", "Синяя птица и принцесса Флорина").
Музыка стилизованных танцев свидетельствует о
проникновении в стилистику балета
классицистского письма. Сказочный мотив сна -
поиски красоты, пробуждения к жизни - получают в
музыке Чайковского большое развитие. В "Спящей
красавице" использованы жанры "прошлых эпох"
(сюита старинных танцев во II д., сарабанда из
III д.); включение жанровых стилизаций, т. е.
номеров "в стиле XVIII в." (танцы фрейлин и
пажей из II д., финальный Апофеоз).
Поставлен балет
впервые на сцене Мариинского театра в Петербурге
3. 01. 1890 г. балетмейстер М.Петипа, художники
Г.Левот, И.П.Андреев, К.М.Иванов, М.А.Шишков,
М.И.Бочаров (декорации), И.А.Всеволожский
(костюмы), дирижер Р.Дриго; Аврора - К.Брианца,
Дезире - П.А.Гердт, фея Сирени - М.М.Петипа.
Пресса оказалась очень благосклонной к
спектаклю. На генеральной репетиции его
присутствовал Император с семьей. Успех балет
имел безоговорочный. Критики и зрители были в
данном случае единодушны.