МАКСИМ МИХАЙЛОВ

«Большой театр не обеднел... Какой голос у Михайлова! Даже завидую ему» - это слова великого Федора Шаляпина, сказанные в адрес талантливейшего русского певца Максима Дормидонтовича Михайлова.
После отъезда Шаляпина за границу басовый трон Большого театра опустел и «ждал» новое мощное дарование, Новую «звезду». Одним из таких певцов и стал наш земляк М.Д.Михайлов, пришедший в Большой театр в 1932 году. Созданные им на оперной сцене образы сравнивали с шаляпинскими. Его могучий бас можно было услышать в разных городах России, и всегда его выступления заканчивались мощными овациями артисту, щедро отдававшему свой бесценный дар людям.
Он родился в деревне Кольцовка Вурнарского района Чувашской Республики. В семье, состоявшей из пятнадцати человек, не всегда вдоволь было хлеба. Естественно, что в таких условиях не могло быть и речи о развитии чудесного голоса, каким наградила природа самого младшего члена семьи Михайловых – Максима.
Однажды пение мальчика услышал замечательный педагог К.Н.Поливанов. Пораженный красотой и силой голоса Максима, он взял его к себе в Бетьковскую второклассную школу. Это был первый человек, который серьезно стал заниматься с мальчиком музыкой.
Редкой красоты и силы голос, талант и огромное трудолюбие сделали свое дело. В 1930-31 годы М.Д.Михайлов - солист Всесоюзного радиокомитета. Когда Максим Дормидонтович стал солистом Большого, ему было почти 40 лет. Не получив специального образования, начав свою карьеру с исполнения небольших партий, Михайлов вскоре стал исполнителем всего основного басового репертуара: Кончак («Князь Игорь»), Варлаам, Пимен, Митюх («Борис Годунов»), Варяжский гость («Садко»), Гремин, Зарецкий («Евгений Онегин»), Каторжник («Леди Макбет Мценского уезда»), Собакин («Царская невеста»), Дед Мороз («Снегурочка»), Мельник («Русалка»), Монах («Каменный гость»), Зарастро («Волшебная флейта»), Монах («Гугеноты»)...
Примечательно, что, исполняя с большой убедительностью серьезные роли, такие как Пимен или Каторжник, певец успешно выступал и в партиях характерно-комедийных. Навсегда вошел в историю музыкального театра образ костромского крестьянина Ивана Сусанина в интерпретации Михайлова. Редкий по красоте и мощи голос, покоряющее артистическое обаяние, искренность каждой фразы определили успех в этой партии. Более трехсот раз пел Михайлов в Сусанине. За исполнение этой роли певцу было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР. Двадцать пят лет проработал Михайлов на сцене Большого театра.
О творческой разноплановости М.Д.Михайлова говорит и его работа в кино. Особое место в жизни Михайлова занимала концертная деятельность.
Особенно широко концертировал он в годы Великой Отечественной войны. Не раз певец поражал своим великолепным басом слушателей Италии, Индии, Германии, Норвегии, Китая, Кореи.
При всей своей занятости Максим Дормидонтович никогда не забывал о земле, где родился и вырос. Он неоднократно выступал в родной Кольцовке и Чебоксарах. На одном из концертов Михайлов пел специально для него написанную молодым тогда композитором А.Орловым-Шузьм «Песню желанного гостя» на русском и чувашском языках.
В фондах Чувашского радио хранятся записи, где певец исполняет русские народные песни в дуэте с замечательной чувашской певицей А.Г.Казаковой.
Труд талантливого артиста был оценен и государством: Максиму Дормидонтовичу Михайлову было присвоено звание народного артиста СССР. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.