Женат не был. Двое детей от внебрачных отношений. У поэта было
много различных романов, ряд из которых вошли в историю. Состоял
в отношениях Эльзой Триоле, благодаря которой в его жизни
появилась Лиля Брик. Лиля Брик - «муза русского авангарда»,
хозяйка одного из самых известных в XX веке
литературно-художественных салонов. Автор мемуаров, адресат
произведений Владимира Маяковского, сыгравшая большую роль в
жизни поэта. Родная сестра Эльзы Триоле. Была замужем за Осипом
Бриком, Виталием Примаковым, Василием Катаняном. На протяжении
длительного периода творческой жизни Маяковского Лиля Брик была
его музой. Они познакомились в июле 1915 года на даче её
родителей в Малаховке под Москвой. В конце июля сестра Лили
Эльза Триоле привела недавно прибывшего из Финляндии Маяковского
в петроградскую квартиру Бриков на ул. Жуковского, 7. Брики,
далёкие от литературы люди, занимались предпринимательством,
унаследовав от родителей небольшой, но доходный коралловый
бизнес. Маяковский прочитал у них дома ещё не опубликованную
поэму «Облако в штанах» и после восторженного восприятия
посвятил её хозяйке — «Тебе, Лиля». Этот день поэт позднее
назвал «радостнейшей датой». Осип Брик - муж Лили - в сентябре
1915 года издал поэму небольшим тиражом. Увлёкшись Лилей, поэт
поселился в отеле «Пале Рояль» на Пушкинской улице в Петрограде,
так и не вернувшись в Финляндию.
В ноябре футурист переехал ещё ближе к квартире Бриков — на
Надеждинскую улицу, 52. Вскоре Маяковский познакомил новых
друзей с друзьями, поэтами-футуристами — Д. Бурлюком, В.
Каменским, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым и др. Квартира Бриков
на ул. Жуковского становится богемным салоном, который посещали
не только футуристы, но и М. Кузмин, М. Горький, В. Шкловский,
Р. Якобсон, а также другие литераторы, филологи и художники.
Вскоре между Маяковским и Лилей Брик при очевидном
попустительстве Осипа вспыхнул бурный роман. Этот роман нашёл
своё отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек»
(1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916), «Лиличка! Вместо
письма» (1916). После этого Маяковский все свои произведения
(кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») стал посвящать Лиле Брик. В
1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «Закованная
фильмой» по сценарию Маяковского. К настоящему времени фильм
сохранился фрагментарно. Уцелели также фотографии и большой
плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.
С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно, втроём, что
вполне укладывалось в популярную после революции брачно-любовную
концепцию, известную как «Теория стакана воды». В это время все
трое окончательно перешли на большевистские позиции. В начале
марта 1919 года они переехали из Петрограда в Москву в
коммуналку в Полуэктовом переулке, 5, а затем, с сентября
1920-го обосновались в двух комнатах в доме на углу Мясницкой
улицы в Водопьяном переулке, 3. Затем все трое переехали в
квартиру в Гендриковом переулке на Таганке. Маяковский и Лиля
работали в «Окнах РОСТА», а Осип некоторое время служил в ЧК и
состоял в партии большевиков. Поэт Андрей Вознесенский
рассказывал: "Уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким
признанием: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда
запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в
дверь и плакал»... Она казалась мне монстром. Но Маяковский
любил такую. С хлыстом". В то же время по другим свидетельствам
Осип Брик по причинам, связанным со здоровьем, уступил свою жену
Маяковскому — как более сильному и молодому партнёру, который, к
тому же, после революции и до гибели материально содержал всё
семейство. С 1922 года Маяковского стали много печатать в
«Известиях» и других крупнейших изданиях, он мог себе позволить
вместе с семейством Бриков часто и подолгу проживать за
границей. В 1922 году Лиля опубликовала в рижской газете «Новый
путь» большую статью о футуристах и о Маяковском. Она же
организовала ему выступления. Все девять дней они жили в отеле «Бельвю»,
и там же была закончена поэма «Люблю». В конце 1922 года Брик
одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с
руководителем Промбанка А. Краснощёковым. Этот роман едва не
привёл к разрыву отношений с Маяковским. Два месяца Маяковский и
Брики жили отдельно. Эта история нашла своё отражение в поэме
«Про это». В узком кругу Лиля Юрьевна позволяла себе такие
высказывания о Маяковском: "Вы себе представляете, Володя такой
скучный, он даже устраивает сцены ревности"; "Какая разница
между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой —
рифмой". Она заявляла, что видит в его переживаниях пользу:
"Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие
стихи".
В 1923 году, после написания поэмы «Про это», страсти понемногу
улеглись, и их отношения вступили в спокойный, стабильный
период. Летом того же года Маяковский и Брики вылетели в
Германию. Это был один из первых полётов «Дерулюфта» из СССР.
Первые три недели они провели под Гёттингеном, потом отправились
на север страны, на остров Нордерней, где отдыхали вместе с
Виктором Шкловским и Романом Якобсоном. В 1924 году в
стихотворении «Юбилейное» Маяковский писал: «Я теперь свободен
от любви и от плакатов», и ещё: «..вот и любви пришёл каюк,
дорогой Владим Владимыч». Как полагает литературовед
К.Карчевский, эти произведения знаменуют «непоправимый перелом»
в отношениях поэта с Лилей Брик, после которого к прежней
близости они уже не возвращались.
В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке,
в которой они втроём с Бриками жили до 1930 года (ныне переулок
Маяковского, 15/13). В этой квартире еженедельно проходили
собрания участников «ЛЕФ». Лиля, формально не числясь в
сотрудниках, принимала самое деятельное участие в создании
журнала. В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь
втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценарий написал Виктор
Шкловский, взяв за основу хорошо ему известную «любовь втроём»
Маяковского с Бриками. В это время Лиля Юрьевна занимается также
писательской, переводческой деятельностью (переводит с немецкого
Гросса и Виттфогеля) и издательскими делами Маяковского. В 1927
году в 13-14 главах поэмы «Хорошо!» в последний раз в творчестве
Маяковского возникает тема любви к Лиле Брик. В 1928 году, при
публикации его первого собрания сочинений, Маяковский посвятил
ей и все произведения, созданные до их знакомства. Несмотря на
тесное общение с Лилей Брик, личная жизнь Маяковского ею не
ограничивалась. Согласно свидетельствам и материалам, собранным
исследователями, Маяковский является отцом советского скульптора
Глеба-Никиты Лавинского (1921-1986), его мать - художница Лиля
Лавинская. С Лилей Лавинской поэт близко познакомился в 1920
году, работая в Окнах сатиры РОСТА.
В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке,
в которой они втроём с Бриками жили до 1930 года (ныне переулок
Маяковского, 15/13). В этой квартире еженедельно проходили
собрания участников «ЛЕФ». Лиля, формально не числясь в
сотрудниках, принимала самое деятельное участие в создании
журнала. В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь
втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценарий написал Виктор
Шкловский, взяв за основу хорошо ему известную «любовь втроём»
Маяковского с Бриками. В это время Лиля Юрьевна занимается также
писательской, переводческой деятельностью (переводит с немецкого
Гросса и Виттфогеля) и издательскими делами Маяковского. В 1927
году в 13-14 главах поэмы «Хорошо!» в последний раз в творчестве
Маяковского возникает тема любви к Лиле Брик. В 1928 году, при
публикации его первого собрания сочинений, Маяковский посвятил
ей и все произведения, созданные до их знакомства. Несмотря на
тесное общение с Лилей Брик, личная жизнь Маяковского ею не
ограничивалась. Согласно свидетельствам и материалам, собранным
исследователями, Маяковский является отцом советского скульптора
Глеба-Никиты Лавинского (1921-1986), его мать - художница Лиля
Лавинская. С Лилей Лавинской поэт близко познакомился в 1920
году, работая в Окнах сатиры РОСТА.
Интересно, что с Шамардиной и Брюханенко Лиля Брик до конца
своих дней сохранит дружеские отношения. В Париже Маяковский
знакомится с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую
влюбляется и посвящает ей два стихотворения: «Письмо из Парижа о
сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (опубликовано через
26 лет). Вместе с Татьяной Маяковский выбрал Лиле в Париже
подарок — автомобиль Рено. Брик станет второй
женщиной-москвичкой за рулём. По приезде в Москву Маяковский
пытается уговорить Татьяну Яковлеву вернуться в Россию, но эти
попытки не увенчались успехом. В конце 1929 года поэт должен был
приехать за ней, но не смог этого сделать из-за визовых проблем.
Последним романом Маяковского стала молодая и красивая актриса
МХАТа Вероника Полонская (1908—1994). В пору их первой встречи
ей было 21, ему — 36. Полонская была замужем за актёром Михаилом
Яншиным, но не уходила от мужа, понимая, что роман с Маяковским,
характер которого Вероника оценивала как сложный, неровный, с
перепадами настроений, в любой момент может прерваться. Так и
случилось: спустя год точку в их отношениях поставило
самоубийство поэта.
Дети Владимира Маяковского: Сын - Глеб-Никита Антонович
Лавинский (1921-1986). Дочь - Патрисия Томпсон (Елена
Владимировна Маяковская) (1926-2016). Маяковский любил азартные
игры и увлекался игрой на бильярде. Играл он для уровня любителя
очень хорошо, у него был поразительно точный и сильный удар. С
профессиональными игроками он играл редко, так как ему претили
ухищрения профессиональной игры. Но и игры «пустой», то есть без
всякой ставки, он тоже не любил. По его мнению, какой-то, пусть
хоть маленький «интерес» (то есть какая-то материальная
заинтересованность) у игроков должен быть. Исключения он делал
только для партнеров заведомо слабых, так он играл, например, с
Луначарским, который игру очень любил, пользовался любой
свободной минутой, чтобы «покатать шарики», но играл чрезвычайно
слабо.