Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Официальный портал органов власти Чувашской Республики

2013.11.21 Об итогах работы отрасли здравоохранения и социальной сферы за 9 месяцев 2013 года и задачах на 2014 год

Презентация

Декларация целей

Реализация последовательной политики сохранения и укрепления здоровья населения Чувашской Республики осуществляется в соответствии с задачами, поставленными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Главным приоритетом сегодняшнего дня определена профилактическая работа со здоровыми людьми, осуществление скрининга здоровья населения в рамках масштабной диспансеризации. 

Другое важнейшее направление - это охрана материнства  и детства, повышение качества медицинской помощи беременным женщинам, и детям до 18 лет с момента рождения. Особое внимание уделяетсясамой уязвимой группе - детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Эти дети должны быть под нашим самым тщательным контролем и наблюдением.

Дорожная карта

В рамках публичной декларации утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Чувашской Республике»(далее – Дорожная карта).

Достижение целевых значений дорожной карты по демографии

На сегодняшний день достигнуты целевые значения показателей смертности от болезней системы кровообращения, младенческой смертности, которые были обозначены в Дорожной карте.

По данным Чувашстата за январь-сентябрь т.г. всравнении с аналогичным периодом прошлого годакоэффициент рождаемости увеличился на 0,7% и составил 14,0 на 1 тыс. населения (Россия – 13,2, ПФО – 13,2). Естественный прирост населения увеличился до +0,7 на 1 тыс. населения (Россия –0,1, ПФО – минус 0,8).

За январь-сентябрь т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается снижение показателей смертности всего населения от болезней системы кровообращения (на 3,9%) и от внешних причин (7,2%).

На фоне положительной динамики демографических показателей зарегистрирован рост показателя общей смертности на 0,8% (13,3 на 1 тыс. населения, Россия - 13,1, ПФО – 14,0), связанный, прежде всего, с ростом показателей смертности от новообразований (на 4,7%), болезней органов дыхания (на 5,2%) и пищеварения (на 9,6%).

В результате положительной динамики показателей рождаемости и смертности на территории республики увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения до 70,3 лет в 2012 году (Россия – 70,2 лет).

Динамика возрастных показателей смертности

Население стареет, соответственно, наблюдается рост смертности в возрасте старше трудоспособного возраста, прежде всего от злокачественных новообразований.

О реализации мероприятий, направленных на снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в учреждениях здравоохранения  

Число умерших от «внешних» причин смерти в целом по республике в январе-сентябре 2013 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 7,2% (173,6 на 100 тыс. населения, Россия – 118,7, ПФО – 134,7), при этом смертность от ДТП возросла на 8,9%, составив 18,4 на 100 тыс. населения.

Трассовая медицина с планом мероприятий

В целях снижения смертности населения от ДТП реализуется ряд мероприятий:

выстроена маршрутизация пострадавших от ДТП, обеспечивающая оказание необходимой медицинской помощи в течение 40 минут, организована работа травматологических центров I, II и III уровней для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, в том числе пострадавшим в ДТП;

во всех учреждениях здравоохранения республики, участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обеспечена возможность проведения оперативных телемедицинских консультаций с республиканскими и федеральными центрами по травматологии, нейрохирургии и сочетанной травме;

утвержден комплекс мер на 2013 год по снижению количества ДТП, включающий в себя, в том числе и мероприятия, направленные на снижение гибели детей на автодорогах;

планируется дальнейшее укрепление материально-технической базы межрайонныхтравмоцентров в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи.

Карта схема с числом ДТП и ГЛОНАСС

внедрена система электронной регистрации вызовов скорой медицинской помощи с фиксированием параметров работы бригад скорой медицинской помощи и телефонных переговоров диспетчера с использованием технических средств, позволяющих осуществлять проведение телекоммуникационных консультаций с профильными специалистами травмоцентров I уровня;

на всех машинах скорой медицинской помощи установлена бортовая аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС, что дает возможность независимо от территориальной принадлежности мобильно управлять бригадами скорой медицинской помощи при ДТП;

Реорганизация службы скорой медицинской помощи путем объединения станций скорой медицинской помощи гг. Чебоксары, Канаш, Шумерля, Алатырь, Новочебоксарск и Чебоксарского района в текущем году позволила обеспечить функционирование Единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи.  

Мероприятия, направленные на снижение смертности от онкологических заболеваний

Третье место в структуре общей смертности населения Чувашской Республики занимают новообразования, смертность от которых в январе-сентябре 2013 года выросла на 4,7%, по сравнению с этим же периодом 2012 года (152,8 на 100 тыс. населения, Россия – 201,4, ПФО – 191,1), в том числе от злокачественных новообразований - на 5,4% (151,5 на 100 тыс. населения, Россия – 199,3, ПФО – 189,2).

Показатели смертности от новообразований за 9 месяцев 2013 года ниже среднереспубликанских в Канашском, Яльчикском, Моргаушском, Вурнарском и Урмарском районах; выше – в Порецком, Шумерлинском, Мариинско-Посадском, Алатырском районах и в г. Шумерле.

Рост смертности от онкопатологии (выше 25,0%) за январь-сентябрь 2013 года зарегистрирован в Шумерлинском (на 45,4%),Моргаушском (на 43,2%), Красноармейском (на 28,7%), Цивильском (на 26,6%) районах ив г Шумерля (на 29,9%).

В структуре смертности основную долю занимают новообразования бронхов и легкого (18,0%), желудка (11,4%), молочной железы (6,2%), ободочной кишки (5,5%).

В возрастной структуре смертности наибольший удельный вес занимают лица старше трудоспособного возраста (72,7%), в то время как лица трудоспособного возраста – 26,8%.

При этом показатель раннего выявления (I-II стадии) онкологической патологии вырос на 1,8% и составил 48,1% (Россия – 50,5% в 2012 году), пятилетняя выживаемость – на 0,5% (57,9%, Россия – 51,1% в 2012 году). Однако показатель запущенности онкологических заболеваний увеличился на 0,5% (с 21,9% за 9 месяцев 2012 г. до 22,4% за 9 месяцев 2013 г.; Россия – 21,2% в 2012 году), одногодичная летальность – на 1,3% (с 24,8 до 26,7%; Россия – 26,1% в 2012 году).

В целях совершенствования оказания медицинской помощи  больным с онкологическими заболеваниями Министерством проводятся следующие мероприятия:

выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи больным онкологического профиля; на функциональной основе организована работа 6 межтерриториальных диагностических центров в тесном взаимодействии с первичным звеном здравоохранения, система также включает 57 первичных онкологических кабинетов, организованных в рамках региональной программы модернизации здравоохранения;

в рамках Государственной программы планируется дальнейшее развитие инфраструктуры учреждений онкологического профиля, в том числе строительство нового хирургического корпуса БУ «Республиканский клинический онкологический диспансер»;

организованы выездные бригады врачей-онкологов БУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» в районные учреждения здравоохранения для оказания лечебно-консультативной помощи пациентам;

проводятся обучающие циклы по теме «Онкология» и семинары по вопросам «Профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований» с врачами терапевтами, узкими специалистами, врачами общей (семейной) практики.

Вместе с тем, регистрируется отрицательная динамика показателей ранней выявляемости и несвоевременной диагностики онкологической патологии.

Запущенность онкологических заболеваний в разрезе административных территорий

Одним из основных критериев оценки диагностического компонента помощи онкологическим больным в учреждениях общей лечебной сети административной территории является показатель запущенности.

В 2013 году в Чувашии у 22,4% (2012 год РФ – 21,2%, ПФО – 21,0%) больных заболевание диагностировано в IV стадии опухолевого процесса. Его уровень за 9 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2012 года  вырос на 0,5%.

Высокие показатели запущенности зарегистрированы в Шемуршинском (53,3%), Мариинско-Посадском (38,8%), Урмарском (35,3%), Цивильском (34,5%) и Ядринском районах (33,3%).

Смертность от инфаркта миокарда по административным территориям

Несмотря на снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения, четко выстроенную маршрутизацию кардиологических пациентов в республике, отмечается рост показателей смертности от инфаркта миокарда на 6% (38,9 на 100 тыс. населения, Россия – 45,7).

Больничная летальность от острого инфаркта миокарда

Результатом нарушения логистики пациентов с кардиологической патологией является регистрация случаев летальности в ЛПУ пациентов с инфарктом миокарда, что диктует необходимость дальнейших структурных преобразований коечного фонда по профилю «кардиология», усилив мероприятия по диспансеризации и реабилитации.

Младенческая смертность

Внедренная в республике система мониторинга службы охраны здоровья матери и ребенка, предусматривает персонифицированный экспертный анализ каждого случая смерти ребенка и определение степени его предотвратимости. Для повышения качества и доступности медицинской помощи матерям и детям создана трёхуровневая система с централизацией стационарной медицинской помощи в межрайонных и республиканских клиниках.

Показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми снизился на 14,3% (4,8‰, Россия – 8,2, ПФО – 7,6). В структуре младенческой смертности на первом месте находятся врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (23,8%), на втором месте – внешние причины смерти (22,3%), на третьем месте - отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (17,5%).

Анализ причин, приведших к смерти детей от внешних причин, выявил, что все 14 смертей  относятся к категории управляемых и  были предотвратимы в случае правильной организации межведомственного наблюдения за детьми, соблюдения родителями элементарных правил вскармливания и ухода.

В показателях отдельно взятых районов и городов имеются существенные различия. Не имеют младенческую  смертность 8 административных  районов  В 5  территориях младенческая смертность ниже средне республиканского показателя. Выше среднереспубликанского – показатель младенческого смертности зарегистрирован в 12 муниципальных районах и городских округах -  в городах Канаш и Новочебоксарск, а также в Батыревском, Вурнарском, Ибресинском, Канашском, Козловском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Порецком, Чебоксарском и Янтиковском районах.

Диспансеризация населения Чувашской Республики

Серьезным резервом для снижения смертности, особенно в трудоспособном возрасте, является раннее выявление факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет и др.) и их своевременная коррекция.

В 2013 году в республике началась масштабная диспансеризация как взрослого, так и детского  населения.

Ежегодно бесплатным медицинским обследованием будет охвачено все детское население и не менее 23% взрослого населения.

В Чувашии общее число граждан, подлежащих диспансеризации в текущем году составило 231 475 человек взрослого населения и более 240 тысяч детского.  По состоянию на 31 октября диспансеризацию завершили 188,3 тысяч человек взрослого населения, что составляет 81,3% от плана,  и 192,1 тысяч детского населения – это 80% от плана. По темпам выполнения плана диспансеризации Чувашия вошла в число лидеров среди субъектов РФ.

По результатам обследования, первую группу здоровья (низкий и умеренный риск развития хронических заболеваний) имеют 27,9% обследованного взрослого населения, вторую (высокий риск развития хронических заболеваний) –19,1%, третью (заболевания, требующие динамического наблюдения) – 53%.

Факторы риска хронических неинфекционных заболеваний

Необходимо продолжить работу по привлечению внимания граждан к собственному здоровью,  переориентировать жителей республики на профилактику заболеваний и ведение здорового образа жизни, усилить профилактическую работу по предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения.

Итоги диспансеризации детского населения

Итоги медицинских осмотров детей по итогам  за 9 месяцев 2013 года свидетельствуют о том, что лишь 12,1% детей здоровы,  82% детей относятся к II группе здоровья, имеют некоторые функциональные отклонения, которые с лечением со временем пройдут.

Особое внимание уделяется диспансеризации детей-сирот: в стационарных заведениях обследовано 93,2% детей (5498 детей), впервые началась диспансеризация детей в патронатных семьях и находящихся под опекой – 2497 детей (86,1% от плана).

Лишь 2,5% детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях имеют первую группу здоровья, ко второй группе здоровья отнесены 43,9% детей,  III группе – 10,9%,  IV группе з – 10,4%, V группе – 32,3%.

12,5% детей, оставшихся без попечения родителей здоровы, ко II группе здоровья отнесены  69,6% детей, III группе  – 14,5%,  IV группе – 1,5%,  V группе - 1,9%.

О результатах  проведенной диспансеризации  информируются  органы опеки и попечительства. По итогам диспансеризации всем  нуждающимся детям проводятся необходимые лечебно-оздоровительные, корригирующие мероприятия.  

Трехуровневая система оказания медицинской помощи

Достижению целевых показателей способствовалавыстроеннаяв рамках Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики 3-х уровневая модель оказания медицинской помощи с четкой маршрутизацией пациентов по всем профилям заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи,позволившая существенно улучшить материально-техническую базу ЛПУ.

Итоги программы модернизации

Выделенные в рамках Программы модернизации средства позволили закупить 2 тыс. 768 единиц оборудования, отремонтировать 35 учреждений здравоохранения, сформирована единая информационная система, которая объединяет все звенья здравоохранения.Оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием, создание условий благоприятного и комфортного пребывания пациентов в больничных учрежденияхспособствовали увеличению объемов и перечня специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной населению республики по профилям неонатология, акушерство-гинекология, онкология, травматология-ортопедия, абдоминальная, торакальная, сердечно-сосудистая и детская хирургия, в том числе в период новорожденности.

Строительство модульных ФАП

Особое внимание при обеспечении доступности медицинской помощи сельскому населению отводится   фельдшерско-акушерским пунктам, определяющие шаговую доступность медицинской помощи для селян. В этом году уже введены в эксплуатацию в рамках Указа Главы Чувашской Республики от02.11.2012 № 124 «О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике»19 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, которые  оборудованы всем необходимым для удобства работы персонала, приёма пациентов и проведения необходимых медицинских процедур.

Медицинская реабилитация

За годы проводимых преобразований в системе здравоохранения произошло сокращение в 2 раза дефицита Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи,  оптимизированы расходы по видам медицинской помощи с перераспределением финансовых потоков от затратной стационарной помощи на амбулаторную и стационарзамещающую.

Начатые структурные преобразования в системе здравоохранения будут продолжены в 2014 году с развитием паллиативной и реабилитационной медицинской помощи.

В рамках Всероссийского совещания «Медицинская реабилитация как средство снижения смертности  и инвалидизации населения», проводимого в марте текущего года, Министр здравоохранения Российской Федерации дала высокую оценку развития медицинской реабилитации в Чувашской Республике, отметив необходимость дальнейшего развития всех этапов реабилитации, включая санаторно-курортный.

Внедрение современных информационных систем в ЛПУ

Ключевым компонентом, определяющим эффективность отрасли здравоохранения стало использование современных средств информатизации. Создана единая информационная система, которая включает все звенья здравоохранения. Сегодня обеспечено ведение электронной медицинской карты в 43 учреждениях здравоохранения.

В связи с обновлением парка и приобретением современного высокотехнологичного медицинского оборудования с возможностью цифровой обработки медицинских изображений создан новый информационный ресурс – централизованный архив медицинских изображений,  который позволяет осуществлять круглосуточный оперативный обмен медицинскими изображениями между всеми участниками лечебно-диагностического процесса.

Во всех поликлиниках внедрена электронная регистратура. Функционирует единый call-центр, с помощью которого жители смогут не только записаться на прием к врачу, но и получить необходимую справочную информацию по вопросам работы лечебных учреждений,  лекарственного обеспечения, в том числе наличия лекарственных средств в аптечных организациях, а также подать жалобу по вопросам оказания медицинской помощи с последующей передачей их в вышестоящие инстанции.Реализована возможность переадресации телефонного звонка, в случае необходимости,  в службу «03». 

Подпрограмма «Развитие информатизации»

В рамках реализации подпрограммы «развитие информатизации в здравоохранении» Государственной программы «Развитие здравоохранения до 2020 года» будут продолжены мероприятия по дальнейшему внедрению самых инновационных информационных технологий в деятельность как медицинских работников, так и пациентов.

Численность медицинских работников в медицинских организациях всех форм собственности

Создание условий для равного доступа каждого жителя к качественной медицинской помощи может быть реализовано только в условиях эффективности кадровой политики здравоохранения, обеспечивающей не только оптимальное обеспечение медицинскими кадрами всех учреждений здравоохранения, но и их  адекватное распределение ресурсов в городах и на селе, построение современной системы непрерывного профессионального образования и обеспечение привлекательных условий труда специалистам.

Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки медицинских работников, регистрируется уменьшение врачей в учреждениях государственной формы собственности (на 3,5%)  на фоне увеличения их количества в учреждениях частной формы собственности в 1,5 раза.

Возрастная структура врачебных кадров

Впервые за последние пять  лет в возрастной структуре врачебных кадров отмечается тенденция увеличения доли молодых специалистов  в возрасте  до 30 лет, которая составила 17,3% (2012 год – 14,9%). Но вместе с тем, доля врачей пенсионного и предпенсионного возраста остаётся высокой, составляя 35,3% (2012 год – 37,1%).

Заработная плата медицинских работников (тысяч рублей)  и соотношение к средней заработной плате по экономике

Мероприятия по оптимизации отрасли позволили (по итогам 10 месяцев т.г.) обеспечить рост средней заработной платы по всем категориям работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Дорожной картой. При этом фактически достигнутый размер средней заработной платы по всем вышеуказанным категориям работников подведомственных учреждений превысил установленный уровень заработной платы, рассчитанный исходя из представленного Минэкономразвития Чувашии прогноза среднемесячной заработной платы в Чувашской Республике за январь – октябрь 2013 года:

по врачам рост заработной платы по отношению к 2012 г. составил 120,0% (28 294,8 рубля), соотношение к средней заработной плате по республике достигло 148,1%, при установленном целевом значении 129,7%;

по среднему медицинскому персоналу рост заработной платы по отношению к 2012 г. составил 117,9% (15 967,2 рублей), соотношение к средней заработной плате по республике достигло 83,6%, при установленном целевом значении 75,6%;

по младшему медицинскому персоналу, рост заработной платы по отношению к 2012 г. составил 152,8% (9 893,6 рублей), соотношение к средней заработной плате по республике достигло 51,8%, при установленном целевом значении 50,1 процента.

Бюджетная эффективность закупок

В целях эффективного использования средств в 2013 году для обеспечения деятельности стационарных отделений учреждений здравоохранения закупка лекарственных и дезинфицирующих средств осуществлялась в централизованном порядке в форме совместных торгов. Доля закупок в централизованном порядке от всех закупаемых медикаментов учреждениями здравоохранения составляет как правило от 50 до 60 % в зависимости от учреждения.

Так, за 9 месяцев 2013 года по закупке 430 лекарственных препаратов проведено 335 совместных торгов на сумму 449,0 млн. руб. Экономическая эффективность от проведенных торгов составила 15% , или 67 млн. руб.

А в целом по отрасли экономическая эффективность от размещенных заказов составила 10,7% или 267,3 млн. руб.

Опыт работы по организации совместных торгов показал, что высокая эффективность расходования средств достигается за счет формирования большого заказа и, следовательно, снижения закупочной цены при большом объеме предложений.

Мероприятия по оптимизации закупочной деятельности продолжатся. В планах: совершенствование перечня закупаемых лекарственных средств, рассмотрения вопросов по закупке в централизованном порядке химреактивов, расходных материалов и т.д. Медицинским организациям в свою очередь  необходимо принимать активное участие в оформлении заявок для проведения совместных торгов.

Следующим направлением эффективности работы отрасли является аутсорсинг немедицинских услуг в учреждениях здравоохранения. В настоящее время с использованием аутсорсинга выполняется стирка и обеззараживание белья, вывоз мусора и утилизация отходов, метрологический контроль и техническое обслуживание оборудования, охрана, организация питания больных.

Организацию питания больных с использованием аутсорсинга осуществляют 22 учреждения здравоохранения или 40% от общего числа учреждений здравоохранения, имеющих стационарные отделения. Большинством из них проведены или проводятся конкурсные процедуры в рамках действующего законодательства по заключению договоров на 2014-2015 годы с фиксированной ценой стоимости  одного койко-дня питания.

Стратегическое решение о долгосрочном партнерстве со сторонней организацией необходимо для того, чтобы более эффективно использовать финансовые средства, а также сконцентрировать собственные ресурсы на выполнение основных функций, не отвлекаясь на второстепенные.

Независимая оценка учреждений здравоохранения

Одним из индикаторов, отражающих эффективность проводимых преобразований в сфере здравоохранения, является удовлетворенность населения качеством медицинской помощи.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»Минздравсоцразвития Чувашии сформирована независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включающая определение критериев эффективности работы подведомственных организаций и введение публичных рейтинг.  Утвержден состав Общественного Совета при Минздравсоцразвития Чувашии, в состав которого включены в том числе и представители пациентских организаций.

Учреждениями здравоохранения республики проведена самодиагностика  качества предоставления  услуг.

Рейтинг Открытость и доступность

По результатам комплексной оценки  сформированы рейтинги по каждому отдельному элементу качества предоставления услуги: открытости и доступности учреждения,

Рейтинг Комфортность условий предоставления услуг

комфортности предоставления услуг, оценки внешнего благоустройства,

Рейтинг Доброжелательность персонала

общей удовлетворенности качеством предоставления услуг и доброжелательности персонала

Общий рейтинг

по результатам которых  дана интегрированная оценка качества предоставления социальных услуг в сфере здравоохранения  каждому медицинскому учреждению.

Демографическая ситуация в Чувашской Республике

Рост рождаемости – один из критериев стабильного развития общества. Этому во многом способствует социально направленная политика, проводимая в Российской Федерации и Чувашской Республике: государственные пособия, выплачиваемые семьям с детьми, федеральный и республиканский  материнские капиталы, ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет, предоставление земельных участков многодетным семьям.

На 1 ноября 2013 г. выдано 3 850 сертификатов на республиканский материнский (семейный капитал), из них в 2013 году – 1 990 сертификатов.

В целях дальнейшей стабилизации демографической ситуации, Указом Главы Чувашской Республики с 1 января 2013 года введена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения им возраста 3-х лет. По оперативным данным акушерских стационаров, по состоянию на 1 ноября в Чувашии в 2013 году родилось третьими и последующими 2 334 детей, из них 26 – двойни.

В республике увеличилось количество многодетных семей. На 1 ноября 2013 года в Чувашской Республике проживает 9 147 многодетных семей, в которых воспитываются 29 728 детей (на 01.11.2012 г. – 8 289 семья, где воспитывались 26 970 детей).

В республике многодетным семьям, имеющим трех и более детей до 18 лет, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки. На территории Чувашской  Республики в этом году многодетным семьям вручены  сертификаты на 1476 земельных участков.

Портальная система в системе здравоохранения и социального развития

Важным направлением работы также определено обеспечение информированности граждан о тех социальных услугах, которые предоставляются в республике.

В дополнение к уже функционирующему с 2009 года популярному среди населения и медицинских работников Медицинскому порталу «Здоровая Чувашия» разработан социальный портал Чувашской Республики.

Социальный портал

Уникальной разработкой, расположенной на СП, является социальный калькулятор. Воспользовавшись им, любой житель республики может определить,  имеет ли он право  на какой-либо из видов государственной социальной поддержки. В проекте новых услуг с использованием портала – формирование личного кабинета, электронной регистратуры для записи на прием к социальному работнику, а также виртуальная приемная, консультирование в режиме он-лайн.

Структура социальных учреждений

Социальное обслуживание населения, как одно из составляющих социальной поддержки населения, в республике осуществляется 42 многопрофильными учреждениями, предоставляющими стационарное и полустационарное, надомное  социальное обслуживание пожилым гражданам и инвалидам, семьям с детьми.

Карта схема учреждений социального обслуживания

В целях повышения структурной эффективности и оптимизации системы социального обслуживания с 2012 года реорганизовано 17 учреждений социального обслуживания путем их слияния в 7 комплексных центров.

При оптимизационных мерах сохраняется обслуживаемая территория, контингент обслуживаемых, а также персонал, непосредственно занятый предоставлением социальных услуг. 

Применение малозатратныхстационарозамещающих форм социального обслуживания в отделениях временного проживания,  расположенных вблизи мест постоянного проживания, медицинское обслуживание медицинскими работниками лечебных учреждений по участковому принципу привело к снижению расходов на социальное обслуживание граждан в отделениях временного проживания (домах ветеранов) в сравнении с интернатами общего типа в 2 раза, ликвидировать очередность по устройству пожилых граждан и инвалидов в интернаты общего типа.

Динамика средней заработной платы социальных работников

В 2012 году в целом по республике размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 5934,04 рубля, или 34,5 % к уровню среднемесячной заработной платы в Чувашской Республике. Только в первом полугодии 2013 года рост заработной платы социальных работников по сравнению к 2012 году составил 150% (8900,0 рублей), за 9 месяцев т.г. к предыдущему уровню - 6,1 %, к началу 2014 года ожидаемый рост заработной платы к настоящему уровню составит 0,8 %. 

Повышение качества оказания социальных услуг.

Основным из основных направлений повышения качества социального обслуживания является переход на «эффективный контракт». Реализация «дорожной карты» обеспечит максимальную доступность и качество услуг в сфере социального обслуживания населения посредством повышения эффективности их предоставления, в том числе в связи с переходом на оплату труда работников социальной сферы в зависимости от объема и качества предоставляемых ими социальных услуг. 

Не менее важным фактором повышения качества социального обслуживания является переход на участковый принцип оказания социальных услуг. Такая форма работы основана на комплексном подходе к удовлетворению потребности граждан в социальных услугах.

Реализации проекта участковой социальной службы  позволяет создать социальный паспорт обслуживаемых территорий, перейти от заявительной к выявительной системе – доработать текст, мониторировать социальное благополучие зоны обслуживания, прогнозировать расходы на деятельность и структуру социальных учреждений.

Эффективный контракт

Повышение заработной платы социальным работникам влечет за собой изменений требований к выполнению ими профессиональных обязанностей, интенсификации труда, уровню профессионального образования. Ныне действующий норматив нагрузки на социального работника не учитывает степень утраты гражданами способности к самообслуживанию. Переход на «эффективный контракт» предусматривает не простое увеличение количества обслуживаемых клиентов, а в целях обеспечения и улучшения качества обслуживания, нормирования каждой из оказываемых услуг, формирования объема работ и закрепление за социальными работниками клиентов пропорционально в зависимости от их индивидуальной нуждаемости в услугах.

Реализация «дорожной карты» в рамках перехода на эффективный контракт предусматривает также публичность целей и задач сферы социального обслуживания населения, осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг с привлечением общественных организаций, попечительских советов.

Для оценки соответствия качества фактически предоставленных бюджетных услуг стандартам и основным требованиям к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг Минздравсоцразвития Чувашии ежегодно в I квартале проводится  социологический опрос среди граждан, получающих услуги в системе государственного социального обслуживания населения Чувашской Республики.

В целях повышения эффективности деятельности системы предоставления социальных услуг приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 30.07.2013 № 1311 предусмотрено  формирование рейтинга учреждений социального обслуживания в Чувашской Республике с оценкой показателей, характеризующих качество обслуживания в учреждениях, качество социальных услуг учреждений, результативность работы учреждений, информационная открытость их работы.

В дальнейшем учреждениями социального обслуживания населения независимая оценка качества предоставляемых социальных услуг будет проводится с учетом методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 391а.

Модернизация модели предоставления социальных услуг

Основной целью реализации «дорожной карты» является реформирование  сферы социального обслуживания населения с учетом требований современных реалий через:

организацию работы по программно-целевому методу работы в рамках реализации Государственной программы Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан» на 2012-2012 годы, направленную на решение задач по социальной защите и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц старшего поколения, создания доступной среды для моломобильных граждан;

внедрение участкового принципа социальной работы;

модернизацию информационных систем;

привлечение в социальную сферу дополнительных инвестиций через частно-государственное партнерство.

Официальный портал органов власти Чувашской Республики
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 10
Телефон: