Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике

Актуально » Комментарий члена Совета Федерации по законопроекту о региональных уполномоченных

30.05.2019

29 мая Государственная Дума Российской Федерации в первом чтении приняла законопроект «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Решение депутатов было единогласным.

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас поддержал решение парламентариев:

«Законопроектом устанавливаются единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных, а также закрепляются общие основы их взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества. В законопроект включены положения, восполняющие обнаруженные пробелы правовой регламентации и усиливающие гарантии независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время основные положения, регламентирующие деятельность региональных уполномоченных, содержатся в статье 161 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, введённой по инициативе Президента РФ в 2015 году. Закрепление на федеральном уровне основ правового статуса региональных уполномоченных повысило эффективность их работы и способствовало распространению этого института и принятию региональных законов во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем различные подходы в правовом обеспечении деятельности региональных уполномоченных ставят жителей разных регионов в неравные условия получения от них полноценной помощи в защите и восстановлении нарушенных прав. Кроме того, проблема заключается в недостаточности имеющихся у уполномоченных в субъектах Российской Федерации юридических и организационных возможностей для защиты прав и свобод граждан и воздействия на правозащитную обстановку в регионах.

В этой связи только небольшая часть жалоб, поступающих к региональным уполномоченным, решается с положительным результатом. Вследствие этого к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступает большое количество корреспонденции от региональных уполномоченных, в значительной части которых содержится просьба использовать потенциал именно федерального омбудсмена для защиты интересов конкретных граждан ввиду отсутствия необходимого ресурса у уполномоченных на региональном уровне.

Основной запрос на разработку и внесение такого законопроекта и его основные положения исходили от уполномоченных по правам человека. На протяжении последних трех лет авторы законопроекта находятся в постоянном тесном взаимодействии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москальковой, с региональными уполномоченными. Были проведены с участием федерального и региональных уполномоченных ряд заседаний рабочей группы по подготовке законопроекта, а также парламентские слушания на данную тему. Законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях Совета уполномоченных по правам человека, Координационного совета российских уполномоченных, а также Координационных советов в федеральных округах. Поступило более 400-хпредложений и замечаний по тексту законопроекта, которые были учтены при работе над законопроектом.

Наиболее важными положениями законопроекта являются следующие.

В законопроекте установлено, что порядок взаимодействия всех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, в том числе порядок оказания содействия уполномоченному, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. То есть каждое федеральное ведомство должно четко прописать правила взаимодействия, которые будут распространяться на всю территорию РФ.

Сейчас порядок в отдельных случаях регламентируется соглашениями о взаимодействии между региональными уполномоченными и территориальными органами. В отношении же территориальных органов ФОИВов, подчиняющихся Президенту РФ, у региональных уполномоченных полномочия в настоящее время не закреплены в законе.

Также регламентируется порядок рассмотрения жалоб и полномочия уполномоченного в отношении организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями. Это, например, государственные и муниципальные учреждения — больницы, школы, управляющие компании.

Законопроект четко разграничивает формы обращения к региональному уполномоченному и меры его реагирования. Жалобы к уполномоченному рассматриваются в особом порядке, права и обязанности уполномоченного при их рассмотрении четко обозначены.

Определено, что требования, ограничения и запреты для уполномоченного могут быть установлены только федеральным законом.

Законопроектом устанавливаются гарантии деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, в том числе в части обязанности должных лиц предоставлять запрашиваемую информацию и оказывать иное содействие уполномоченному, а также закрепляется право уполномоченного лично представлять ежегодный доклад на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

К тому же предусматривается право регионального уполномоченного использовать правовые средства защиты, принимать меры, предусмотренные законом, не только при рассмотрении жалоб, но и при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение, при защите интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Следует отметить, что принятый 29 мая Государственной Думой в первом чтении законопроект был внесен в пакете с другими проектами, в соответствии с которыми обеспечивается реализация основного закона, в том числе повышаются гарантии независимости уполномоченного.

Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается установить ответственность за вмешательство в деятельность уполномоченного, а также за неисполнение должностными лицами законных требований уполномоченного. Изменениями в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривается, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении регионального уполномоченного будет приниматься руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации. Кроме того, регламентируется право уполномоченного отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному и гражданскому делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе до первого чтения был высказан ряд замечаний и предложений, связанных, прежде всего, с тем, что законопроект носит комплексный характер и включает в себя много новаций. Часть замечаний была уже учтена при внесении новой редакции законопроекта. Одно из них — была исключена статья об обязательности создания аппаратов региональных уполномоченных в статусе государственного органа субъекта Российской Федерации. Вопросы, связанные с созданием и функционированием аппарата, было предложено оставить на усмотрение субъектов Российской Федерации.

Были еще предложения, которые планируется учесть при доработке проекта ко второму чтению в тесном контакте с коллегами из Государственной Думы и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации».

Источник: Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике
юридический адрес: 428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10, фактическое место нахождения: г. Чебоксары, проспект Ленина, 15 (здание Национальной библиотеки Чувашской Республики)
Телефон: (8352) 62-33-80