Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Учебная программа «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (для тьюторов)

Кульева А.Р., к.п.н.

доцент кафедры дошкольного и начального образования

 

Пояснительная записка

Цель: подготовить тьюторов  по вопросам перехода образовательных учреждений республики на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования

Задачи: 1. Выявить и уточнить понимание слушателями курсов концепции нового государственного образовательного стандарта, нормативно-правовой базы внедрения документа

2. Обеспечить практическое освоение слушателями технологии создания основных образовательных программ образовательного учреждения

3. Раскрыть специфику внеурочной деятельности младших школьников в рамках новых требований.

4. Раскрыть сущность оценки достижения результатов обучения в начальной школе.

 

С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения Чувашской Республики начинают осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС). Данный документ утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 06.10.2009 года приказом № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 № 15785.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит четкие требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.  В этих требованиях  (в пункте 23 ФГОС) обозначено:

«Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности».

В соответствии  с вышесказанным  в 2010-2011 учебном году предстоит подготовить руководителей и учителей всех общеобразовательных учреждений Чувашской Республики к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Масштабность предстоящей деятельности системы повышения диктует нетрадиционные, инновационные формы работы.   

Чувашским республиканским институтом образования запланирована подготовка тьюторской команды для дальнейшей консультационной и обучающей деятельности на местах. Программа рассчитана на 72 часа.

Категория слушателей: руководители районных методобъединений учителей начальных классов, заместители директоров образовательных учреждений

 

Учебный план курсов «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

 

Цель: подготовить тьюторов  по вопросам перехода образовательных учреждений республики на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования

Категория слушателей: руководители районных методобъединений учителей начальных классов, заместители директоров образовательных учреждений

Срок обучения: 72 ч.

Форма проведения: очная, с отрывом от производства

 

Учебный план

№№

Наименование модулей

Кол-во часов

Форма контроля

 

 

Всего

Лк.

Пр.

I

Цели и структура стандарта. Нормативно-правовая база внедрения ФГОС.

12/22

6

6/16

 

II.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

24/28

8

16/20

Групповые проекты по основным образовательным программам начальной школы, по направлениям  внеурочной деятельности

III.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

26/30

2

24/28

IV.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

10

4

6

 

Итого

72/90

20

52/70

 


Содержание программы:

 

Модуль 1. Цели и структура стандарта. Нормативно-правовая база внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.

Социально-идеологические и научно-методологические основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Социальные изменения, происходящие в последние годы в обществе. Становление информационной культуры общества. Заказ семьи, общества и государства на образование подрастающего поколения.  Сравнительный анализ стандартов начального образования разных поколений. Цели, задачи, структура стандарта последнего поколения.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных учреждений на федеральном,  республиканском, муниципальном и школьном уровнях.  Осуществление контроля и надзора в сфере образования по выполнению требований ФГОС. Готовность образовательных учреждений к внедрению ФГОС.

Модуль 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требование к результатам обучения в стандартах разных поколений. Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Понятия «результат обучения» и «эффект обучения».

            Содержание образования как основа формирования универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия». Виды универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия. Типовые задачи. Регулятивные универсальные учебные действия. Типовые задачи. Познавательные универсальные учебные действия. Типовые задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия. Типовые задачи. Возрастные особенности развития универсальных учебных действий разных видов. Связь универсальных учебных действий с учебными предметами. Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе. Формирование универсальных учебных действий на основе проектных задач. От действия к мысли. Способы формирования универсальных учебных действий (практика работы учителей-победителей конкурса «Образовательная инициатива» в номинации «Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования»)

 

Оценка достижений результатов обучения. Результаты обучения в трактовке новых образовательных стандартов. Общие подходы к системе оценки. Оценка личностных, метапредметных, предметных результатов. Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе. Портфолио. Итоговая оценка. Измерительные материалы для итоговой оценки. Индивидуальная карта достижений ребенка, как результат формирования внутренней позиции и  самооценки младших школьников. Опыт создания системы оценивания предметных результатов.

            Модуль 3. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Цель, структура основной образовательной программы образовательного учреждения. Готовность общеобразовательных учреждений к введению новых стандартов. Виды программ учебно-воспитательной деятельности. Образовательная программа школы как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса. Функции образовательной программы школы и её структура. Проблема распределения ответственности между участниками образовательного процесса. 

            Учебный план. Программы учебных предметов. Основы и содержание составных частей программы по разным предметам начального обучения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

            Духовно-нравственное развитие и воспитание личности учащихся. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России – идеологическая основа Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Основные понятия концепции. Принципы воспитательной работы. Введение в школах Чувашской Республики предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на экспериментальной основе. Возрастные особенности формирования и развития нравственных ориентиров у учащихся младшего школьного возраста.  Программа духовно-нравственного воспитания школьников: принципы, структура, содержание, особенности реализации. Духовно- нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, семьи и других институтов общества

 Особенности выстраивания внеурочной деятельности младших школьников. Обучение и воспитание – единый педагогический процесс становления развитой личности. Виды и направления внеурочной деятельности, определенные в стандарте 2009 года.   Общественно-полезная деятельность учащихся. Научно-познавательное направление внеурочной деятельности. Военно-патриотическое направление внеурочной деятельности. Проектная деятельность учащихся. Художественно-эстетическое направление работы вне уроков. Оценка уровня развитости и воспитанности учащихся по направлениям внеурочной деятельности.    Модели организации внеурочной деятельности в начальных классах.  Организация внеурочной деятельности по направлениям (практика работы школ-победителей конкурса «Образовательная инициатива» в номинации «Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования»)

             Программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни: принципы составления, структура, основное содержание. Формы и виды работы по профилактике вредных привычек у младших школьников. Сотрудничество с родительской общественностью в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающие технологии.

            Программа коррекционной работы в структуре основной программы образовательного учреждения. Цели и задачи программы коррекционной работы. Структура и содержание коррекционной работы в начальных классах. Планируемые результаты коррекционной работы в образовательном учреждении.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных. Познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

            Модуль 4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Кадровые условия реализации образовательной программы. Системно-деятельностный подход в работе учителя. Понятия «компетентность», «профессиональная компетентность учителя». Изменения в требованиях к профессиональным качествам учителя в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Фиксация требований к условиям организации в основной образовательной программе образовательного учреждения. Интерактивные технологии (и оборудование) в системе работы учителя начальных классов (из опыта работы).

 

 

Используемые материалы:

  1. Нормативно-правовые материалы.
  2. Психолого-педагогическая литература.
  3. Раздаточный материал для проведения практического занятия.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Диски.

Основной список рекомендуемой литературы:

  1. www. standart.edu.ru
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2010.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2009.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Составитель А.Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2010.
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.
  6. Планируемые результаты начального общего образования.  Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.
  7. Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 1. – Москва: ИПЦ «Русский раритет», 1999.
  8.  Образовательные технологии. Сборник материалов. – Москва: Баласс. – 2008.
  9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: издательство «Учебная литература», 2007.
  10. Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. – Москва, 2009.
  11. Воронцов А.Б. Педагогические технологии контроля и оценки в учебной деятельности. – М., Вита-Пресс, 2001.
  12. Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Урок в системе развивающего обучения: планирование и импровизация // Психологическая наука и образование. – 1998. -  №1
  13. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, 2. – Москва, Просвещение. – 2010.
  14.  Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б. Воронцова. Пособие для учителя. – Москва, Просвещение. – 2010.
  15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – Москва, Просвещение. – 2010.

 


 

Учебно-тематический план

курсов повышения квалификации  учителей

 начальных  классов «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

 

Цель: подготовить тьюторов по вопросам перехода образовательных учреждений   к реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Место проведения: ЧРИО

            

Сроки обучения – 2010/2011 уч.год

Учебных часов – 120,25

Количество групп – 4

Количество слушателей –100(25*4)          

Всего часов на 1 слушателя –72                Кураторство – 12

 

 

 

 

№/№

Наименование модулей и тем

ФИО преподавателя

Всего

Лк

Пр.

Экз/тест

Проект

Конс.

Зачет

Курат.

 

Рук

Защ.

I

Модуль 1. Нормативно-правовая база внедрения ФГОС. Цели и структура стандарта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Социально-идеологические и научно-методологические основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Петрова С.В., зам. министра

Данилов В.Д., ректор ЧРИО

Казакова Е.В., проректор ЧРИО

4/12

 

4

4

4

 

 

 

 

 

 

1.2

Осуществление контроля и надзора в сфере образования по выполнению требований ФГОС.

Федотов М.Н.

2

2

 

 

 

 

 

 

 

1.3

Готовность образовательных учреждений к внедрению ФГОС.

Казакова Е.В.

2

2

 

 

 

 

 

 

 

1.5

Начальная школа: первые шаги к новым стандартам.

Новому поколению стандартов – новое поколение ресурсов

Скворцова Т.В. (НОШ №1 г. Чебоксары), Егорова Т.В. (гимназия г. Марпосад) и др.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

1.6

Создание и принятие нового стандарта: революция или эволюция? (дискуссия)

Кульева А.Р.

Панскова Г.В.

2/4

 

2

2

 

 

 

 

 

 

II.

Модуль 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Требования к результатам ООП.

Димитриева С.В., проректор ЧРИО

2

2

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты и эффекты обучения.

Панскова Г.В.

4

2

2

 

 

 

 

 

 

2.3.

Формирование универсальных учебных действий на основе проектных задач

Пелевина Е.П.

Новожилова М.Н.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

2.4

Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования

Кондратьева Е.П.

2

2

 

 

 

 

 

 

 

2.5

Индивидуальная карта достижений ребенка, как результат формирования внутренней позиции и  самооценки младших школьников

 

Краснова Н.М.

МОУ «НОШ №1» г. Чебоксары

2

 

2

 

 

 

 

 

 

2.6

 Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание образования как основа для формирования универсальных учебных действий

Кульева А.Р.

Панскова Г.В.

Рыбакова А.В.

Чернова Н.Н.

4/8

 

4/8

 

 

 

 

 

 

2.7

Опыт создания системы оценивания предметных результатов

Бобовникова В.М.,УВЦ МЖК МОУ «СОШ №61»

2

 

2

 

 

 

 

 

 

2.8

 Международный экзамен как внешняя оценка языкового уровня младших школьников

Белобаева М.Н.

Прохорова В.Б.

МОУ «НОШ №1» г. Чебоксары

2

 

2

 

 

 

 

 

 

2.9

Система оценивания результатов деятельности детей и педагога.

Панскова Г.В.

2

2

 

 

 

 

 

 

 

2.10

Контроль и оценка результатов достижений обучающихся (из опыта работы)

Башкирова И.М.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

III.

Модуль 3. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

Функции и примерная структура образовательной программы школы.

Кульева А.Р.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

3.2.

Учебный план. Составление рабочих учебных программ по предметам.

Рыбакова А.В.

Чернова Н.Н.

Кондратьева Е.П.

Панскова Г.В.

2/4

 

2/4

 

 

 

 

 

 

3.3.

Цели и структура программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Лушина Т.И.

4

2

2

 

 

 

 

 

 

3.   3.4.

Содержание духовно-нравственного воспитания личности.

Кульева А.Р.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

3.5.

Духовно- нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, семьи и других институтов общества

 

 

Тумаланова Ю.В.

МОУ «НОШ №1» г. Чебоксары

2

 

2

 

 

 

 

 

 

         3.6.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Андреева Т.Н.

4

 

4

 

 

 

 

 

 

3.7.

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся. Модели, направления внеурочной работы.

Кульева А.Р.

Чернова Н.Н.

Кондратьева Е.П.

Рыбакова А.В.

2/4

 

2/4

 

 

 

 

 

 

3.8.

Организация внеурочной деятельности по направлениям (практика работы школ-победителей конкурса «Образовательная инициатива» в номинации «Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования»)

 

Работкина С.Г.,

Тихонова Н.Л.,

Анилина И.А.

Обриванова А.А.,

Антонова Е.И.

Степанова В.Н.,

Зверева  Т.Н. и др.

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

3.9

Структура и содержание программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования

Кондратьева Е.П.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

3.10

От действия к мысли. Способы формирования универсальных учебных действий (практика работы учителей-победителей конкурса «Образовательная инициатива» в номинации «Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования»)

 

МОУ «СОШ №10», «НОШ №1» г. Чебоксары, «СОШ №6» г. Шумерля, «Марпосадская гимназия», «Тюрлеминская СОШ» Козловского р-на

2

 

2

 

 

 

 

 

 

3.11

Формирование программы коррекционной работы.

Володина М.А.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

IV

Модуль 4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1.

Требования к условиям реализации ООП. 

Петров К.А.

2

2

 

 

 

 

 

 

 

4.2.

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации ФГОС.

Чернова Н.Н.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

4.3

Интерактивные технологии (и оборудование) в системе работы учителя начальных классов

 

Самакова М.Н.

МОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары

2

 

2

 

 

 

 

 

 

4.4.

Системно-деятельностный подход как важное условие формирования учебной деятельности.

Панскова Г.В.

2

2

 

 

 

 

 

 

 

4.5

Отражение требований к условиям реализации в ООП ОУ

Кульева А.Р.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

итого

 

72/90

20

52/70

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные часы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кураторство.

 

12

 

 

 

 

 

 

 

12

 

Консультация по созданию образовательных программ образовательного учреждения, рабочих учебных программ

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Выпускная работа: групповые проекты по направлениям внеурочной деятельности, проекты программ обучения и воспитания

 

16,

25

 

 

 

15

1,25

 

 

 

 

ВСЕГО:

 

120,25

20

52/70

 

15

1,25

2

 

12

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика