Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Применение НРК в педагогической деятельности в начальной школе. Константинова Роза Ильинична, учитель начальных классов МОУ «Шинерская СОШ» Вурнарского района ЧР

Информационная карта инновационного опыта участника

Приоритетного национального проекта «Образования»

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 

Константинова Роза Ильинична

Чувашская республика

Вурнарский район

деревня Шинеры

ул. Школьная, д.1,

 п/и 429213

 

Учитель начальных классов

 

29 лет

2.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Применение НРК в  педагогической деятельности  в начальной  школе

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)

Противоречие между необходимостью формирования личности, об-ладающей коммуникативными способностями и готовностью к вхож-дению в мировое сообщество, которое деформируется с каждым днем, и близостью синкретического базиса народной  культуры с психоло-го-педагогическим основанием  целостности  восприятия действите-льности детьми младшего школьного возраста. Становление и форми-рование данного инновационного педагогического опыта связано с перспективным направлением в педагогике, как  метаметодика, кото-рое  впервые охарактеризовала  И.М. Титова ( Академические чтения. Выпуск 3. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб, 2002).

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в возможности «вживить» в педагогичес-кий процесс диалог предметных методик, направленный на выявление и продуктивное использование оснований для интеграции – сначала на функционально-целевом и организационно-деятельностном уров-нях, а затем – и на содержательном. Методическими средствами ста-новления личности в ИПО являются этнопедагогическая направлен-ность обучения приемы и техники продуктивного обучения, совре-менные средства образовательной диагностики, активные формы обу-чения (инсценировки, игры, элементы народного фольклора, ситуати-вные диалоги, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-посидел-ки, народные праздники и др.), кружковая работа и факультативные занятия.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает создание на уроках творчески-развивающей образовательной среды за счет насыщения содержания обучения  элементами этнокультуры. Это достигается благодаря ме-таметодики. На уроках происходит познавательно-развивающая и творческая деятельность учащихся, расширение его собственного опыта, обеспечивающая общекультурный рост ребенка, а в результате организации целостного учебно-воспитательного процесса достигает-ся эффективное развитие коммуникабельной личности.Трудоемкость ИПО заключается в разработке новой типологии уроков с метамето-дическим направлением, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения метаметодики в учебный процесс в начальных классах необходимо создать модель эт-нокультуры, систематизировать данный материал в рамках разрабо-танной типологии уроков: по сферам и ситуациям общения, по степе-ни сложности, включить в область дидактического обеспечения уроков информационные технологии. Основным ограничением при внедрении данного ИПО является отношение к уроку, как к стандартной форме обучения.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условиями реализации изменений является изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, приклад-ной направленности учебного материала, адекватных форм его осво-ения и новых способов познания с использованием национально-ре-гионального компонента, создания творческих продуктов ( костюмов, изделий народно-прикладного искусства, проектов),подготовка кадров, обладающих широким кругозором и связанных с художест-венной культурой.

Результат изменений

Дефекты речи к концу 4 года обучения исчезли у всех учеников (при поступлении  в 1 класс – 62%)

Сколиоз – 5% (поступило в 1 класс 24% ученика с нарушенной осанкой).

Положительная динамика учебной мотивации:

                                                   1 класс                  4 класс

Учебный мотив                          24%                       45%

Учебно-внешний мотив            63%                       45%

Внешний мотив                         13%                       10%

 Учащиеся стали активны, не боятся участвовать на различных конкурсах. Количество призовых мест на школьных конкурсах в 1 кл. – 8, в 4 кл. – 15; на районных  1 , 2 кл. -0, 3 кл. – 3, в 4 кл. – 7 учеников; на республиканских – 3 ученика, участие на федеральных конкурсах увеличилось – от 2 во 2 кл. до 8 учеников в 4 кл.

Положительная динамика формирования установки на ЗОЖ:                                       1 кл.                      4 кл.

низкий                                    15%                      5%

средний                                  80%                      55%

высокий                                 5%                        40%,

в том числе рост наблюдается и у родителей.

Качество успеваемости в % составляет:

родной язык  -  89%,    родная литература      – 95%,

русский язык -  83%,    литературное чтение – 65%,

математика    -  87%,   физическая культура  - 100%,

технология     - 100%,  окружающий мир       - 87%,

изобразительное искусство – 100%

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

 

 

3.Описание инновационного опыта учителя

 

 

Языковое образование младших школьников основывается на принципах от общего к частному, от простого к сложному , от знакомого к новому. Малыши легче усваивают тот новый материал, который связан с родной семьей, опирается на  культуру и традиции родного народа. Поэтому очень важно со-здать модель этнокультуры, изучение которой можно построить, применяя метаметодику. Метамето-дика представляет  собой диалог частных методик, который реализуется на уровнях общности целей, близости содержания, тематики, сопоставляемости жизненных и художественных образов, языков культуры, организационно-деятельностных методов, способов и форм обучения. Это м. б. отдельные уроки или циклы уроков внутри традиционных предметов (музыка, литература, изоискусство, художе-ственный труд, физическая культура) или факультативы и кружки, занятия по инновационным предметам, посвященные народной культуре. Их можно охарактеризовать как вертикально-горизон-тальный цикл уроков, в котором школьники обращаются к народной культуре на занятиях по разным предметам  во временной вертикали (в течение учебного дня) и в горизонтали (на протяжении неско-льких дней или недель). В течение  нескольких дней дети погружаются в народную культуру. На уро-ках эстетического цикла в центре внимания – произведения фольклора, осмысление и освоение их ху-дожественного текста, средств выразительности, полиэлементной структуры, разных видов народного творчества. Такие  уроки являются практически интегративными уроками народного искусства. А на уроках математики, родного  и русского языков, окружающего мира фольклорные элементы включаю-тся в тему урока. В комплексе занятий дети постигают этнокультуру в ее целостности через ее различ-ные элементы: язык, формы словесного, музыкального, хореографического, игрового фольклора, деко-ративно-прикладного искусства, народного зодчества; знакомятся с особенностями традиционного бы-та, с проявлениями языческой и христианской религий, с обрядами и этноэтикетом. Ученики постепе-нно «пропитываются» атмосферой этнокультурного поля, и усвоенная часть его входит в структуру культурного поля личности школьника. Завершаются такие циклы уроков фольклорным праздником. Проводится праздник в камерной обстановке, что приближает ситуацию к естественности бытован6ия фольклора. В празднике участвуют все, а старшее поколение  становится соучастниками в виде гостей. На праздниках возникают  аутентичные ситуации, в костюмы детей и педагога, а иногда и гостей  включаются этнографические элементы. Метаметодический подход работы с национально-региональ-ным компонентом позволяет скорректировать содержание  обучения, насытить его новым материалом и способами познания, создать в обучении младших школьников целостную развивающую среду, спо-собствующую освоению учебной программы и решению глубинных задач воспитания – формирование коммуникативной личности.

4.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распро-

странения опыта)

Новизна данного опыта заключается в предложенном способе формирования коммуникабельной личности на базисе этнокуль-туры с помощью метаметодики, обладающей ярко-выраженной социокультурной направленностью в соединении с методами развития творческих способностей учащихся. Предлагаемый метод изучения этнокультуры возможен в рамках уроков по раз-ным предметам в начальной школе, в кружковой и внеклассной работе. Предлагаемые в данном ИПО способы и формы органи-зации уроков изучения этнокультуры с младшими школьниками конкретизируют обозначенные в нормативных документах на-правления формирования здорового образа жизни не только у подрастающего поколения, но и их родителей. Положительная результативность опыта позволяет говорить о возможности его использования в практике образовательных учреждений всех типов и во всех регионах России, опираясь на этнокультуру народов в соответствии с географическим расположением.

Ф.И.О. эксперта,

его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Горбунова Елена Николаевна, председатель ассоциации учителей Вурнарского района.

Адрес: 429220, пос. Вурнары,  ул. К.Маркса, дом 1     

 Телефон : 2-12 – 48        Электронный адрес: vsosh2mou@yandex.ru   vur_vssh2@cbx.ru

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика