Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Новый подход к обучению лёгкой атлетике на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Бекнёв Василий Николаевич, учитель физической культуры МОУ «Лицей-интернат им. Г.С.Лебедева г. Чебоксары»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Бекнёв Василий Николаевич

МОУ «Лицей-интернат им. Г.С.Лебедева г. Чебоксары»; ул. Гражданская 54,  428023 

Учитель физической культуры

24 года

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

«Новый подход к обучению лёгкой атлетике на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

   Несоответствие определяющего значения деятельности в развитие личности и преобладания в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных  или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

   В основе идеи изменений лежит внедрение  нового подхода в обучении для    превращения учащихся из пассивных исполнителей  в активных участников учебного процесса.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений основана на деятельностном подходе, предполагающем организацию специальной работы по формированию деятельности учащихся, обучения их целеполаганию, регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Данная технология помогает найти логическую взаимосвязь в обучении, казалось бы,  разным по структуре и сложным по выполнению, упражнениям. Также предлагаемая методика решает вопрос перехода от внешнего контроля к внутреннему при разучивании техники движений и вооружает учителей современным способом обучения – коллективным (организация самостоятельной работы учащихся в подвижных парах).

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

   Главная цель занятий – овладение  учащимися самостоятельной деятельностью  на уроках физической культурой, повышение интереса к занятиям.

   Начинается изучение с самого простого элемента и, постепенно усложняясь (в логической взаимосвязи), происходит построение целостного действия и системы движений.

   Начальное разучивание проводится в сменных парах, где роли «учителя» и «ученика» постоянно меняются. Ученики проводят анализ движений  по опорным точкам (им понятно что и как делать)  , осуществляют контроль за правильным выполнением  упражнений, а вместе с этим развивается и самоконтроль. При этом качество освоения нового материала значительно повышается, растёт и  интерес к занятиям в целом. На этапе совершенствования проводится тренировка в небольших группах, где в большей степени проявляется самостоятельность ученика.

    Данная технология может быть освоена учителем, владеющим анализом разучиваемых двигательных действий, умеющим подбирать необходимые для данных учеников упражнения, обладать творческим мышлением, хорошо разбираться во всех разделах школьной программы, т. е. быть профессионалом своего дела.

Результат изменений

   В результате работы по предлагаемой технологии учащиеся  овладевают анализом разучиваемых двигательных действий, терминологией, у них вырабатываются более устойчивые умения и навыки разучиваемых движений и развивается интерес к занятиям физической культурой. Самое же главное ребята овладевают умением самостоятельно проводить как отдельные части урока, так и занятие в целом, у них воспитывается уверенность в себе и закладываются  умения к руководящим действиям .

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

«Новый подход к обучению лёгкой атлетике на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» в журнале «Народная школа» № 1  за 2007 год

III. Описание инновационного опыта учителя

    Главная  цель новой технологии – нахождение простейшего движения, присущего всем изучаемым движениям данного раздела, и, на его основе, последовательное построение  более сложных двигательных действий. Также изучаемые движения должны нести информацию о правильном выполнении (опорные точки), чтобы была возможность их использования в коллективном способе обучения.

Многообразие легкоатлетических видов (бег, прыжки, метания) вынуждает учителей заново начинать обучение каждому двигательному действию. Предлагаемая работа помогает найти логическую взаимосвязь в обучении, казалось бы,  разным по структуре и сложным по выполнению, упражнениям. Также технология  решает вопрос перехода от внешнего контроля к внутреннему при разучивании техники движений и вооружает учителей современным способом обучения – коллективным (организация самостоятельной работы учащихся в подвижных парах).

     Умение построить двигательное действие так, чтобы максимально использовать уп­ругие свойства опорно-двигательного аппарата  является главной задачей обучения на уроках физической культуры в разделе «лёгкая атлетика».

      Все виды лёгкой атлетики являются технически сложными (особенно ациклические двигательные действия: прыжки и метания) и требуют больших физических, умственных и временных затрат при разучивании. Отсутствие  системного подхода в обучении выну­ждает учителя заново подходить к разучиванию каждого вида, затрачивая много времени и сил. Затруднения вызывает  определение ключевых моментов техники и оценка  пра­вильного выполнения упражнения (двигательного действия).

Мы попытались решить эти проблемы, поставив себе следующие задачи:

1. Найти наиболее простое движение (общее), которое входит во все виды лёгкой ат­летики, и из которого они строятся (вырастают, как из зерна вырастает целое растение). Это упругие прыжки на двух, стоя на месте.

2.  Построить обучение таким образом, чтобы в каждом новом движении использова­лось ранее изученное и добавлялось новое, на что и обращалось бы основное внимание.

3.  Подбирать такие упражнения, при обучении которым легко организовать внешний контроль (построение движения на опоре или при движении в медленном темпе) для применения коллективного способа обучения.

4.  В каждом новом движении выделить  ключевые моменты (опорные точки) на ко­торых концентрируется внимание учащихся и движение выполняется технически пра­вильно. При этом опорные точки ранее изученного упражнения становятся одной опорной точкой в следующем упражнении. Тем самым поддерживается необходимая достаточ­ность опорных точек, и внимание при контроле не рассеивается.

Основу обучения составляют постепенно усложняющиеся многоскоки, позволяющие заложить координационную и кондиционную базу для освоения техники более сложных видов лёгкой атлетики.

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Опыт распространяется на уровне Республики: проводятся занятия с учителями физической культуры на базе ЧРИО, даются открытые уроки по данной методике.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

Председатель городской ассоциации учителей физической культуры Ливанова Полина Зиновьевна

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика