Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Использование интерактивных технологий на уроках истории и обществознания. Громилова Марина Васильевна, учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №6 имени акад. А.Н.Крылова» г.Алатырь ЧР

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Громилова Марина Васильевна

МОУ «Гимназия №6 имени акад. А.Н.Крылова»,
429820, Чувашская Республика, г.Алатырь, ул.Жуковского, 63

Учитель истории и обществознания

                 18 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

«Использование интерактивных технологий на уроках истории и обществознания»

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Необходимость формирования модели конкурентноспособного ученика, способного применять свои знания, готового к непрерывному образованию.

Идея изменений  (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Формирование у учащихся надпредметных компетенций, психофизиологических,  социально-коммуникативных, личностно-важных качеств, качеств самоуправления через интерактивные формы уроков, создание условий успешности для каждого.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Способы: групповая работа; преимущества: активный тип занятий,  взаимодействие учащихся, существование обратной связи,  активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся, умение целенаправленно добывать информацию; новизна: меняется роль учителя,  он является консультантом, учащиеся учатся добывать знания самостоятельно; ограничения: в групповой работе вклад не одинаков; трудоемкость: временноёмкие; риски: неумение взаимодействовать и общаться, совместно решать коллективные задачи.  

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Урочная (факультативная) и внеурочная  деятельность (на уроках и во внеклассной работе использование различных форм дискуссий, основанных на групповом методе: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы»(панельная дискуссия), «Техника аквариума»).

Результат изменений

Высокая мотивация к учебной деятельности, повышение качества знаний у учащихся, активное участие в исследовательской деятельности, успешные выступления в предметных олимпиадах различного уровня.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 Сборники и методические пособия из опыта работы в гимназии.

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Из всех видов инновационных технологий, которые я применяю в своей деятельности, наиболее успешными, с моей точки зрения, являются интерактивные технологии. В данных технологиях наиболее важным я считаю аспект групповой работы, так как часто учащиеся не умеют взаимодействовать и общаться, совместно решать коллективные задачи, оказываются не способными работать в команде. Другим важным аспектом данной технологии, с моей точки зрения,  является развитие умения добывать информацию, используя при этом различные информационные источники (вариативные учебники, справочники, таблицы, карты, компьютер, Интернет), умения общаться (через обсуждение информации), умения слушать, анализировать, оценивать, систематизировать полученную информацию и концентрироваться на полученных знаниях. Данная работа начинается с осмысления поставленного вопроса, а заканчивается самостоятельным формированием идей. Данные технологии помогают мне создать условия успешности для каждого ученика. Конечно, серьёзно меняется и моя роль, роль учителя. Из субъекта, дающего готовые знания, я превращаюсь в консультанта, ведущего. При этом я организую, контролирую, общаюсь. Моя роль, как учителя на каждом интерактивном занятии сформулировать стратегический вопрос, выделить групповые вопросы, разделить класс на группы, обеспечить информационными источниками, контролировать время, подготовить необходимые тесты. Интерактивные занятия- это активные занятия, где обязательно присутствует обратная связь, налажено взаимодействие учащихся, но для этого мне сначала надо создать все необходимые условия: психологические и материальные. Только тогда станет возможным результат. Как показывает моя практика, у данных технологий есть свои риски и ограничения: в групповой работе вклад не одинаков, кто-то трудится, а кто-то ленится, интерактивные занятия требуют большого количества времени, менее информативны в единицу времени. Передо мною, как учителем, стоят важные задачи: научить каждого ребенка трудится в команде, сделать урок не только информативным, но и практикоориентированным. На занятиях, как правило, я формирую группы от 4 до 7 человек. Формирование групп может происходить и случайным образом (например, по датам рождения), выделяю части урока, которые отличаются от обычного, комбинированного. Это- мотивационная (целеполагающая) часть. Я формулирую цель занятия, вопрос на все занятие, ставлю проблему. На следующем этапе начинается групповая работа. Каждая группа работает над частью центрального вопроса. На третьем этапе каждая группа представляет результаты своей работы. Эти результаты в последующем могут быть оформлены в виде презентации. Можно применить метод тестирования по всей теме с последующей взаимопроверкой тестов.  На уроках и во внеклассной деятельности для старшеклассников я использую различные формы дискуссии, основанные на групповом методе: «Круглый стол»- беседа, в которой на «равных» участвуют все участники небольшой группы (около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией; «Заседание экспертной группы» (панельная дискуссия)- на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (совещание группы экспертов), а затем ими излагаются свои позиции всей аудитории; «Техника аквариума»- дискуссия, используемая при работе с содержанием, которое связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Начальное обсуждение проводится в группах, общая точка зрения предъявляется представителем группы в «аквариуме»- центре аудитории, где собираются представители от всех групп. После «аквариумного» обсуждения проводится его критический разбор всей аудиторией.  Так как я преподаю в старших классах, данные технологии оказываются интересными детям, они учат их мыслить, работать в команде, уметь выражать свою точку зрения, отстаивать её цивилизованным путем, дети получают урок толерантности. С моей точки зрения, использование данных технологий привело к серьёзным результатам: у учащихся повысилась мотивация к учебной деятельности, качество знаний, все большее количество детей вовлекается в научно-исследовательскую деятельность, за последние годы у моих детей очень хорошие результаты в олимпиадах по истории и обществознанию на различных уровнях.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика