ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Листенева Надежда Николаевна |
МОУ «Гимназия №1» г. Мариинский Посад |
Учитель математики |
36 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического
опыта |
Комплексное применения ИКТ на уроках |
Источник изменений
(противоречия,
новые средства обучения,
новые условия
образовательной
деятельности и др.) |
Новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности |
Идея изменений (в чем сущность
ИПО:
в использовании образовательны
коммуникационно-информационных
или других технологий, в изменении
содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО в изменении организации учебного процесса .
Технологии (ИКТ), применяемые на уроке:
- Работа с электронным учебником (в классе и дома);
- Работа с тест-программой, созданной в MS Excel;
- Использование заранее созданной презентации (MS Power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается на большом экране с помощью мультимедийного проектора) и мультимедийного проектора для отображения на экране верно выполненного домашнего задания;
- Использование локальной сети для передачи информации на компьютер учителя;
- Ведение электронного классного журнала (MS Excel).
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Целесообразность проведения уроков с использованием ИКТ заключается в коммуникативности как возможности непосредственного общения, оперативности представления информации и контроле за состоянием процесса.
Интерактивные формы работы, используемые на уроке , позволяют организовать самоаттестацию, т.е. проверить знания учащихся без участия преподавателя. Таким образом, каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний по данной теме. Демонстрация компьютерных программ, подготовленных учителем, обеспечивает высокий уровень наглядности, эффективное использование времени на уроке.
На уроке чередуются самые разнообразные виды и формы активизации деятельности учеников: фронтальные беседы, индивидуальный опрос, тестовая проверка.
Педагогическая культура, такт учителя способствуют созданию благоприятного психологического климата и деловой рабочей обстановки на уроках. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не может быть реализован без интеллектуального контакта между учеником и учителем. Для обеспечения такого контакта учитель обсуждает с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывает гипотезы и пути их проверки, восстанавливаю в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения новых знаний, На уроке используются различные программные продукты: электронный учебнй, тест-программы, электронный журнал, созданные в MS Excel, компьютерная презентация.
Урок соответствут требованиям урока с использованием ИКТ. Следует отметить большой опыт учителя математики при проведении таких уроков. Учитель владеет навыками работы с компьютером, сканером, мультимедийным проектором. На уроке используются собственные программы учителя, предназначенные для работы за компьютером: домашнее задание.хЬ, пристальный взгляд.х^, самостоятельная работа-xls, подсказка.хЬ, электронный журнал.хК Были продемонстрированы умения учителя и учеников работе с информацией в локальной сети. Подтверждением этому является внесение учащимися ответов на задания домашней и самостоятельных работ в книгу учёта выполнения, которая находится на сервер-компьютере |
Результат изменений |
Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний проверяется в ходе проверки домашнего задания (работа одного из учеников сканируется и выводится на экран с помощью мультимедийного проектора), при решении сложной задачи у доски, при выполнении контролирующей самостоятельной работы. Дифференцирование самостоятельной работы осуществляется с помощью программы - подсказки. Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний по данной теме. В течение всего урока используется интерактивные формы обучения, условия которых направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сопоставлять идеи решения неравенств, искать нужную информацию.
Демонстрация компьютерных программ, подготовленных учителем, обеспечивает высокий уровень наглядности, эффективное использование времени на уроке, в результате чего повышается качество знаний обучающихся.
На уроке соблюдаются все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности, воздушно-тепловой режим. В течение урока чередуются различные виды деятельности учащихся. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Брошюра «Использование ИКТ на уроках математики и информатики» 2006г, статья в методическом сборнике ЧГПУ 2007,Электронный диск«Использование ИКТ на уроках математики и информатики» |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не может быть реализован без интеллектуального контакта между учеником и учителем.Для обеспечения такого контакта я обсуждаю с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатываю гипотезы и пути их проверки, восстанавливаю в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения новых знаний, управляю познавательным процессом во время .
На уроках используются технологии:
- Работа с электронным учебником (в классе и дома);
- Работа с тест-программой, созданной в MS Excel;
- Использование заранее созданной презентации (MS Power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается на большом экране с помощью мультимедийного проектора) и мультимедийного проектора для отображения на экране верно выполненного домашнего задания;
- Использование локальной сети для передачи информации на компьютер учителя;
- Ведение электронного классного журнала (MS Excel).
Каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Например, во время проведения устного фронтального опроса по знаниям определения иррациональных неравенств, методам и схемам их решения учитель сопровождал ответы обучаемых компьютерной презентацией, заранее подготовленной к уроку. Проверка домашнего задания осуществлялась путём: 1 Сканирования учителем работ учащихся на сервер-компьютер с дальнейшим проецированием на экран (классную доску) и обсуждением; 2)регистрацией учащихся на компьютерах о факте выполнения заданий по номерам. Варианты ответов обучаемых по решению заданий самостоятельной работы заносились ими в книги (MS Excel) на компьютерах, где они сразу получали информацию о верном (неверном) решении.
На уроке я использовала различные формы применения программного обеспечения. Здесь можно отметить использование составленной мной тест-программы (MS Excel), программы-подсказки (MS Excel), компьютерной презентации (MS Power Point).
Листенёва Н.Н. умело организовала работу учащихся за компьютерами, управляя их учебной деятельностью при работе с электронным учебником по математике, во время регистрации домашнего задания и выполнении самостоятельной работы. Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока обобщения и систематизации знаний обучаемых по решению иррациональных неравенств эффективным было использование презентации, что обеспечило наглядное представление теоретических сведений по данной теме. Согласно содержанию урока все учащиеся немедленно получают сведения о правильности выполнения заданий самостоятельной работы, несмотря на разные индивидуальные варианты. Это достигнуто благодаря использованию тест-программы (MS Excel). При построении данного урока учитываются особенности класса: естественнонаучное направление, уровень пользовательских навыков работы на компьютере. Проведение уроков с использованием ИКТ . является для меня свойственным , соответствует системе моей работы.При организации работы школьников на компьютере, обращаю внимание учеников на главное, ставлю дополнительные вопросы для дальнейшего обсуждения.
При организации учебного процесса я учитываю, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-20 минут. При разработке собственных программных продуктов к уроку учитываю, что возникающие у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения.
Мой педагогический опыт показывает, что наиболее приемлемы уроки, на которых предусматривается смена форм обучения и деятельности обучаемых. Достаточно эффективны на уроках такие из них, как: фронтальная беседа, работа за компьютером индивидуально и в группах, демонстрация презентации всему классу, обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий. |
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Брошюра «Использование ИКТ на уроках математики и информатики» 2006г, статья в методическом сборнике ЧГПУ 2007г, Электронный диск «Использование ИКТ на уроках математики и информатики», мастер-классы районного, регионального, межрегионального уровней. |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Михайлова М.В., методист по информационным технологиям ИМЦ ОО и МП,
8 (835-42) 2-13-03
metodc@cbx.ru
429579, Чувашская Республика, г.Мариинский Посад, ул.Набережная, д.18 |