Трудность обобщения материала – одна из основных трудностей, возникающих при усвоении математики. Вот как описывает их психолог В.А Крутецкий: «Неспособные ученики с большим трудом обобщали предложенный математический материал… Они с трудом перебирались от одной ступени обобщения к другой, причем каждая такая ступень должна была закрепляться значительным количеством упражнений». Таких учеников необходимо тренировать на специально подобранном материале, включающем все возможности и комбинации несущественных признаков. Обратив внимание на то, что основная часть учебного материала практически не находит взаимосвязи между собой, я решила изменить ход уроков итогового тематического повторения. Эти уроки я разработала для дифференцированных, сильных классов. Особенностью таких уроков является то, что на одном уроке повторяется, вспоминается, обобщается огромное количество давно пройденного материала, так как каждый раз мы применяем полученные на раннем этапе знания.
1. Большое внимание уделяется оформлению решения. Оно должно быть кратким, понятным, логически обоснованным.
2. У детей развивается математическая речь.
3. Урок можно организовать как комбинированный, на усмотрение учителя. Например, в виде “мозгового штурма”.
Если урок проводится в виде мозгового штурма, то дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать “нормальные“ задачи, например, уравнения или системы. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Любому ученику приятно почувствовать себя умником или умницей.
По мнению известного психолога А.Н. Леонова, сознательное управление психологическим развитием ребенка совершается, прежде всего, путем управления основным, ведущим отношением его к действительности, путем управления ведущей деятельностью. Если такой ведущей деятельностью является игра - нужно научиться управлять игрой ребенка.
Правила ведения “Мозгового штурма”.
1. Класс делится на 5 групп, шестой выступает учитель.
2. На доске оформляется таблица результатов - ответов учащихся.
3. В целях организованного проведения уроков в каждой группе выбирается руководитель, который отвечает за организацию работы членов группы.
4. Данный урок является подготовкой к уроку – зачету.
5. В помощь учителю выбирается эксперт, который оформляет таблицу результатов, проверяет работы (если это необходимо).
6. Во время подготовки групп в классе звучит классическая музыка
Эти уроки одного уравнения проводятся в серии уроков итогового повторения. Задачи составлены таким образом, что каждое решение предыдущей задачи применяется в решении последующей и происходит экономия времени, и учащиеся лучше видят связь между представленными задачами. В счет экономии времени даже в классах общеобразовательной школы удается решить задачи более высокого уровня, чем в учебнике и удается увеличить количество решаемых задач. |