Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Научно–методические основы углубленного изучения биологии в школе. Фролова Светлана Борисовна, учитель биологии МОУ «Лицей №2» г.Чебоксары

Информационная карта инновационного опыта участника

Приоритетного национального проекта «Образования»

1. Общие сведения.

Ф. И. О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Фролова Светлана Борисовна

МОУ «Лицей №2»

428000 г. Чебоксары

ул. Шевченко д. 2

Учитель биологии

27 лет

2. Сущностные характеристики опыта.

Тема инновационного педагогического опыта:

«Научно – методические основы углубленного изучения биологии в школе»

Источник изменений:

Противоречие между необходимостью обеспечения углубленно подготовки старшеклассников по выбранным им дисциплинам и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации моделей обучения.

Идея изменений:

Профильное обучение призвано обеспечить высокую степень

готовности не сколько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием и приборами, проведения и анализа научного эксперимента. Это обеспечивает расширение возможности социализации учащихся и преемственности между общим и профессиональным

образованием.

Концепция изменений:

Как показывает опыт преподавания биологии в классах с углубленным изучением естественно – научных дисциплин, эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.)

Условия реализации изменений:

Свою цель я определила как совершенствование преподавания биологии по углубленным программам, разработка методических приемов и выработка учебных навыков, направленных на качественное освоение изучаемого курса. Именно в средней школе интенсивно формируются личностные ориентации, ценностные установки, выявляется интерес к выбору профессии. В целях формирования интереса и положительной мотивации к предмету биология разработана система элективных курсов с использованием ЦОР, которые включают оригинальный материал, выходящий за рамки программы.

В изучении биологии имеет место идея деятельного подхода. Данный подход позволяет осуществить переориентацию от превалирующего усвоения знаний – к овладению способами познавательной и практической деятельности. Особенности педагогической деятельности: использую обзорные и установочные лекции – основная форма изложения нового материала. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны, поэтому целесообразно использовать лекцию – беседу. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы может служить важным источником знаний для учащихся. Овладение навыками самостоятельной работы с книгой включает в себя умение читать и вести записи. Учебные тематические конференции проводятся при обсуждении наиболее существенных и обобщающих вопросов по материалам нескольких родственных тем. Написание и защита рефератов с использованием интернет – ресурсов существенно расширяют и углубляют знания, способствуют развитию самостоятельного мышления. Лабораторно – практические занятия проводятся при максимально возможной самостоятельности старшеклассников, используются инструктивные карточки. Научно – исследовательская деятельность позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Научно – практические конференции – заключительный этап многомесячной исследовательской, творческой деятельности.

Методическая база  кабинета представлена дидактическим материалом по каждому тематическому разделу биологии, разработана технология компьютерного тестирования при проведении зачетных работ по завершении изучения каждого программного раздела.

Библиотека кабинета содержит литературу по следующим разделам: учебная, методическая, научная и научно – популярная, справочная.

С накопленным опытом работы в профильных классах систематически делюсь с коллегами, выступая на заседаниях ассоциации учителей биологии города и методического объединения лицея. Участвую в работе республиканских курсов повышения квалификации, повожу практические занятия по теме «Подготовка ЕГЭ по биологии. Трудные вопросы ЕГЭ».

Результат изменений:

Количество учащихся – призеров городской олимпиады по биологии (2003 – 2008 г. г.) – 30 человек; количество учащихся – призеров городской олимпиады по экологии (2003 – 2008 г. г.) -12 человек; количество учащихся – призеров  республиканских олимпиад по биологии и экологии (2003 – 2008г. г.) – 6 человек.

Ежегодно учащиеся биолого-медицинского направления лицея принимают участие в научно – практических конференциях городского и республиканского уровней (2006 – 2008) – 5 призовых мест.

Учащиеся  при поступлении в вузы выбирают специальности биолого-медицинского профиля, и успешно проходят итоговую аттестацию по биологии в форме ЕГЭ.

Публикации о представленном инновационном опыте:

2006 г. «Материалы республиканской научно – практической конференции посвященной 75 – летию ЧГПУ»

3. Описание инновационного опыта.

В целях оптимизации усвоения учащимися программного материала применяю лекционно – зачетную систему, где использую модульную методику. Каждый зачетный раздел (модуль) отвечает следующим требованиям: включает темы структурно и логически связанные между собой; выполняет специфические задачи по развитию у учащихся основных биологических понятий; формирует определенные умения и навыки самостоятельной работы.

Современное обучение отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить», где есть готовая формула. Ученик должен осознать постановку самой задачи, контролировать эффективность собственных действий. Словом речь идет о проектировании решений тех или иных проблем. Как реализацию метода проектов в профильной школе использую проектирования опорных конспектов.

Участвуя, в республиканском эксперименте по введению профильного и предпрофильного образования, разработала программы элективных курсов: «Социальная экология» для 10 – ого класса ; «Растение, как целостный организм», «Многообразие органического мира» для 11 – ого класса; «Регуляторные системы организма» для 9 – ого класса. Элективный курс «Социальная экология» направлен на расширение рамок действующего профильного курса биологии. В программе курса, изучению главных принципов взаимодействия общества и природы, основных законов природы, определяющих устойчивость жизни на Земле, посвящены 3 раздела: организмы и среда их обитания; природные популяции и их свойства; сообщества и экосистемы. В третьем разделе в теме «Типы экологических взаимодействий» урок «Взаимодействие животных» проводится в форме деловой игры. Все экологические проблемы современного человечества – следствие нарушения этих связей на разных уровнях. Перед изучением 4 раздела курса «Биосфера и человек» провожу дискуссию, в которой учащимся предлагается высказать  свое отношение к суждению «Человек – царь природы». Для изучения экологических связей у человечества, провожу урок – конференцию: как все начиналось? ; экологические ниши человека и их эволюция; экологические кризисы и революции в истории цивилизации; есть ли надежда? В завершении курса, проводится семинар «Экологические проблемы современности и пути их решения», на котором рассматриваются темы, по которым учащиеся заранее подбирают материал, проводят исследовательскую работу.

Часто использую на уроках метод тестирования. Тесты используются как для текущего, так и для тематического контроля. На уроках по общей биологии в разделе «Основы генетики и селекции» использую мультимедийное пособие «Открытая биология». В разделе «Основы цитологии» использую электронные учебники, и широко практикую презентации отдельных тем на обобщающих уроках и семинарских занятиях.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика