Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Опыт работы по внедрению и использованию исследовательской деятельности учащихся по биологии. Тимофеева Ираида Александровна, учитель биологии и химии МОУ «Ермошкинская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Тимофеева

Ираида

Александровна

Муниципальное

общеобразовательное

учреждение «Ермошкинская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики 429217,Чувашская

Республика, Вурнарский район,

дер.Ермошкино,    ул.Школьная, д.1а

 

Учитель биологии и химии

28 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Опыт работы по внедрению и использованию исследовательской деятельности учащихся по биологии

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Необходимость изменений была связана с отсутствием информации о нынешнем состоянии местных биоценозов и отсутствием у учащихся целостного восприятия себя и окружающего природного пространства.

Исследовательская деятельность как одна из форм современных педагогических технологий направлена на постижение той территории, где живут наши учащиеся.       

Идеалом цели образовательных систем становится развитая личность, обладающая определённой внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, словах, поступках, которая строит свои отношения с природой и окружающей средой как с целостным  образованием, признавая позицию «человек-мир».

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Те преобразования, которые происходят в обществе, предъявляют новые требования к качеству подготовки выпускника. Общество требует специалистов, обладающих способностью к творческому познанию. Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает больше, чем тот, которому знания преподносят в готовом виде. Главная задача – организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся выработались навыки самостоятельной работы в ходе деятельности исследовательского характера, формирования творческого мышления, стимулирования самостоятельности и потребности в самовыражении и самореализации в ходе применения технологии проектного обучения.

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Теоретико - методологические основания; личностно – ориентировочный подход; методы активизации познавательной деятельности; метод проектов и учебно – исследовательской деятельности. Формы организации исследовательской работы, используемой в урочной и внеурочной деятельности. Проведение конференций внутри школы и участие на районных и республиканских конференциях научно – исследовательских работ учащихся.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Мотивации на повышение уровня педагогической и его ИКТ – компетентности учителя; уровень профессиональной подготовки; готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег.

 Наличие у учащихся мотивации к изучению предмета, ведение исследовательских работ и ориентации на продолжение образования в высших учебных заведениях естественно – научного профиля.

 Выступления на методическом объединении учителей района, заседаниях школьного МО учителей биологии и химии.

 

Результат изменений

Повышение мотивации к изучению предмета, познавательной активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Развитие исследовательской деятельности. За последние три года 13 учеников стали призерами районных  олимпиад по биологии и химии, четыре ученика стали призерами районной конференции НОУ, один – республиканской конференции НОУ, один – региональной. Увеличилось число учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах естественно – научного профиля.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Исследовательская деятельность как одна из форм современных педагогических технологий направлена на постижение той территории, где живут наши учащиеся. Главной задачей учителя является  формирование умений и навыков для проведения самостоятельных работ,  работ исследовательского характера, умение использовать полученные знания для решения практических проблем, значимых для самого ученика и востребованных в повседневной жизни, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья.

  

Ежегодно учитель в конце учебного года проводит летнюю полевую биологическую практику для учащихся 5-7 классов с целью изучения флоры и фауны местных биоценозов                                                                                                                                              закрепления и конкретизации теоретических знаний. В ходе практики учитель закрепляет и углубляет знания учащихся по ботанике, зоологии; с учащимися отрабатывают навыки работы со справочниками, определителями растений и животных; знакомит с приемами сбора, хранения, изготовлением коллекций, гербаризации растений данной местности; воспитывает любовь к малой Родине, природе. Во время практики  под руководством учителя ведутся работы исследовательского характера. Учащиеся в период летних каникул продолжают данные работы по индивидуальным образовательным траекториям. При этом дети выполняют исследовательские задания, пишут исследовательские работы.                                                                                                                                               

Тематика исследовательских работ разная. Например, «Видовой состав и экология лишайников в наших лесах», «Лекарственные растения в близлежащих биоценозах», «Изучение родников», «Изучение гидрофауны реки Малый Цивиль», «Причины засоренности деревенских прудов», «Моя малая Родина и ее экологические проблемы», «Как живешь, переселенец, в наших водоемах» и т.д. Со своими отчетами летних работ учащиеся знакомят на школьной учебно-исследовательской конференции или же на уроках, если темы работ непосредственно связаны с темами уроков.

 Проект  «Моя малая Родина и ее экологические проблемы» был успешно защищен на районном,  республиканском и региональном уровнях.                                           

  Данным видом деятельности учитель стремится сформировать у учеников практические умения и навыки, подготовить старшеклассников к осуществлению исследований в области биологии и экологии, сформировать интерес к исследованию природы, способствует развитию не только практических, но и интеллектуальных способностей учащихся. Создает условия для развития таких качеств личности, как требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, деликатность, коммуникабельность.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Опыт учителя распространяется на муниципальном уровне.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Егорова Галина Ивановна, руководитель районного методического объединения учителей биологии и химии,

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика