Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Формирование речевой компетентности учащихся в условиях расширения информационного пространства. Куракина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Чутеевская СОШ» Янтиковского района

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Куракина Наталья Сергеевна

МОУ «Чутеевская СОШ» 429298 Чувашская Республика, Янтиковский район, село Чутеево,  улица Лесная, дом 9

Учитель русского языка и литературы

26 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Формирование речевой компетентности учащихся в условиях расширения информационного пространства

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Противоречие между усилением личностной ориентации современного образования, основанного на расширении информационного пространства,  и недостаточно разработанной технологией для формирования компетенций, необходимых для успешной реализации личности в социуме. В основе изменений лежит компетентностный подход, главным условием реализации которого является деятельностный принцип, устанавливающий подчиненность знаний умениям; принципы личностно-ориентированного обучения, нацеленный на продуктивность обучения и признающий первичность образовательной продукции учащегося.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в создании технологии формирования речевой компетентности учащихся в условиях безграничного расширения информационного пространства. Реализация данной технологии предполагает изменение содержания следующих направлений образовательного процесса:

- организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, нацеленной на выработку навыков научного исследования: организация эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств; анализ и отбор собранной информации; генерирование способов решения проблемных задач; извлечение выводов инновационного характера

- формирование креативного мышления, способствующего поиску современных способов применения накопленной информации;

- создание условий для реализации культурологического аспекта образования

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений представляет собой обоснование перехода от традиционного преподавания к особой технологии – ценностно-деятельностной, которое связано с изменением функций учителя от преобладания информационных и контролирующих к функциям организации учебной деятельности, её сопровождения  и экспертизы полученных результатов. Соответственно необходимы изменения и преобладающих методов обучения, признание приоритетными исследование и моделирование. Трудоемкость ИПО заключается в трехуровневом планировании результатов обучения на основе построения системы учебных задач, каждая из которых включает, помимо собственно познавательной задачи (то есть содержания-условия и цели-требования) компонентов информационной задачи и указания к практической речевой деятельности, вырабатывающей систему восприятия ценностей (компоненты коммуникативной задачи). Основным ограничением при внедрении данного ИПО является отношение к образовательному стандарту по предмету как к вспомогательной цели, базе для развития речевой компетентности и обретения ценностей.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Ведущим условием реализации ИПО является высокий уровень личного профессионализма педагога, его умение ориентироваться в современном информационном пространстве, использование ресурсов информационных сетей как средства для решения прикладных задач. Специфика опыта заключается в интегрировании всех современных педагогических технологий: ИКТ, проектирования, интерактивного обучения, здоровьесбережения; активное использование регионального компонента образования; разработка новых жанров уроков русского языка и литературы; сочетание урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Результат изменений

Признаками успешности реализации опыта можно считать повышение уровня качества обучения, увеличение победителей и призёров предметных олимпиад: за период с 2003-2008 – 15, победителей и призёров районных научно-практических конференций – 7; победителей и призёров творческих конкурсов по русскому языку и литературе – 18. Мониторинг результатов ЕГЭ также свидетельствует о повышении уровня речевой компетентности учащихся.

Внутренняя результативность ИПО основана на  данных контент-анализа  продуктов деятельности учащихся, констатирующих изменение мотивированности речевой деятельности учащихся от роли воспроизводителя чужой речи к позиции активного речетворчества; от отрицательной личностной самооценки к положительной; от позиции индивидуализма в отношениях с окружающим миром к позиции сотрудничества. Применение метода включенного наблюдения позволило установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии, креативности.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Проблема формирования речевой компетентности продиктована требованиями Государственного стандарта по русскому языку. Она является одной из основных не только в преподавании русского языка, но всего образовательного процесса в целом. Говорить, то есть осуществлять речевую деятельность грамотно, с учётом речевой ситуации, актуализируя необходимую для неё лексику и накопленные сведения, необходимо уметь современному человеку для осуществления успешной реализации себя как личности. Результаты исследований показываю, что текущий момент как никогда характеризуется необходимостью приобретения учащимися именно этим видом компетенции, независимо от конкретного предмета, изучаемого в школе.

Ресурсы современных информационных технологий предоставляют доступ к неограниченному объёму информации, лавировать в которой и пользоваться которой ребёнок должен научиться в школе. Неограниченное информационное поле захлёстывает ребёнка, он теряет ориентиры и в результате перестаёт её воспринимать. Задача педагога состоит в том, чтобы показать приёмы переработки информации, привить навыки её быстрого усвоения, креативного использования для решения образовательных задач. При этом полученную и переработанную информацию необходимо уметь передать, представить, выделив в ней новационную часть. Решить указанную выше проблему возможно при условии, когда учащимся предоставляется максимум возможности для реализации речевой деятельности. Если учесть, что урок ограничен жёсткими временными рамками и процесс обучения носит в основном коллективный характер, то нетрудно представить, насколько ограничены возможности каждой отдельно взятой личности. На помощь приходит технология интерактивного обучения, позволяющая увеличить время речевой деятельности за счёт общения в парах, выступления перед аудиторией. Кроме этого, технология проектирования предоставляет уникальную возможность многократно расширить пределы речевой деятельности за счёт самостоятельной работы с информацией. Таким образом, формирование речевой компетентности в условиях расширения информационного поля при достаточном количестве современных образовательных технологий позволяет комбинировать их в соответствии с поставленными задачами и обеспечивать образовательный процесс таким качеством, как политехнологичность. В целях реализации данной программы использованы как традиционные, так и инновационные средства. Так, в основу обучения в целом была положена технология блочно-модульной организации учебного процесса, которая соответствует основному принципу построения учебного материала

Однако компетентностный подход в образовании диктует необходимость осуществлять речевую деятельность с учётом теоретических сведений о русском языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на русском языке.

Кроме этого, ученик должен овладеть так называемой функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.

Над проблемой формирования речевой компетентности учащихся автор работает несколько лет. Для её реализации была разработана авторская программа, основанная на требованиях Государственного стандарта по русскому языку. В ней дано определение речевой компетентности, изложены цели, задачи и основные принципы её реализации. Программой предусмотрены и расписаны основные направления развития учащихся средствами предмета русский язык. В соответствии с программой разработаны уроки по русскому языку в 5- 7 классах

Особую ценность представляют уроки-мастерские, позволяющие оптимально эффективно организовать речевую деятельность учащихся. Мастерская – относительно молодой жанр современного урока. Авторы идеи, французские педагоги из «Нового образования», отмечают, что именно в мастерской дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме  выражать свои мысли».

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Проблема формирования речевой компетентности продиктована требованиями Государственного стандарта по русскому языку.   ИПО возможен к использованию и внедрению в ОУ любого типа с разным уровнем изучения русского языка.  Если мастерские построения знаний и мастерские творческого письма  довольно часто уже упоминаются в педагогической практике, то мастерская построения мировоззрения является авторской. Особенность этого типа мастерской заключается в том, что она носит философский характер и обладает мощным воспитательным потенциалом.

 

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика