ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
Общие сведения |
ФИО автора работы |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Пигенешева Альбина Алексеевна
|
428009, ЧР, г. Чебоксары, ул. Лебедева, 13 МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Учитель биологии
|
24 года |
II. Сущностные характеристики. |
Тема инновационного педагогического опыта |
Мультимедийные технологии в преподавании биологии и экологии. |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Модернизация систем образования вызвана в настоящее время становлением постиндустриального общества, где современный человек должен не только обладать инициативностью, творчеством, креативностью, коммуникативностью и гибкостью мышления, но должен ещё владеть методикой поиска информации и активно работать с нею. Он должен уметь выдвигать гипотезы, моделировать, экспериментировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. |
Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информативных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
. Информационные технологии – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающие интерактивные, программно – методическое сопровождение (мультимедиа – учебники на основе гипертекста, различные базы данных, обучающие интернет–сайты). Мультимедиа – технологии – это способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски) |
Одним из эффективных методов по формированию самостоятельности у учащихся являются, например, мультимедийные продукты. Они представляют собой серию слайдов с анимациями и звуковыми эффектами, выполненными в программе Power Point. Преимуществом данной компьютерной программы являются эффектность создаваемых слайдов, простота работы (программу легко усваивают и пятиклассники). Информационные технологии, оправданы только тогда, когда повышают скорость усвоения, объём и качество знаний, способствуют более точному формированию понятий.
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
1. Опыт применения слайдов был обобщён на открытых уроках в присутствии учителей биологии в рамках городских и республиканских семинаров зам. директоров и директоров школ; семинаров ЧРИО, открытые уроки в рамках школьных семинаров и творческих отчётов. («Г. Мендель и основные закономерности генетики», «Генеалогия как метод изучения наследственности человека», 11 класс). Уроки эти получили положительную оценку и одобрение коллег и руководителей ГМО и ЧРИО.
2.Создание и внедрение мультимедийных энциклопедий.
3.Выступление на заседании городской ассоциации учителей биологии. Слайдовая презентация по теме: «ЗОЖ школьников». 4.Использование ИКТ для моделирования урока, для индивидуализации траекторий обучения учащихся.
5. Участие в муниципальном конкурсе по внедрению новых информационных технологий в образовательном процессе. «Лучший урок с использованием ИКТ» (Март 2006 год).
|
Результат изменений |
. Продуктный результат –
1. Создание и внедрение мультимедийных энциклопедий по биологии и экологии.(6 – 11 классы);
2. Участие в городском конкурсе «Энциклопедия» в рамках муниципальной целевой программы «Мы - чебоксарцы» (13 апреля 2007г.):
-Номинация «Гуманитарные науки»- энциклопедия «Лента времени» награждены грамотой: 2 место- Трофимов Д., Агельский А., Прядильников А., Рябов А.
-Номинация «Естественные науки»- энциклопедия «Отряд Хищные»: 3 место - Скосырская Е., Егорова Н.
3.Участие во Всероссийском конкурсе «Меня оценят в 21веке» (15.10.07г.) свидетельство «Звание лауреата» удостоена Журавлева Анастасия .-8А класс.
4.Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
«Портфолио» (2006г.):
за работу «Традиции народной медицины в Чувашии»; награждена дипломом Петрова Евгения - 11Б класс
за работу «Изучение стоматологических заболеваний у школьников» награждена дипломом Журина Анастасия - 8Б класс(2007г.)
5.Городской конкурс «Энциклопедия»:
- Номинация «Естественные науки», награждены дипломом за 2-е место, учащиеся 11 «Г» - Исакова Светлана, Паймушина Ольга; за мультимедийную энциклопедию «Грибы средней полосы России»; ученица 11 «Б» - Александрова Ирина - 1место за энциклопедию «Растения садов и парков г. Чебоксары» - (2007 - 2008 уч. год).
Субъектный результат - Результат тестирования учащихся экспериментальной группы, где объяснение нового материала сопровождалось демонстрацией анимационных слайдов, были на 20-30% лучше, нежели у учащихся контрольной группы, где подобного показа не было.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическим опыте |
Сборник педагогический: Пути совершенствования подготовки научно – педагогических кадров по естественно - научным дисциплинам в современных условиях: Материалы региональной научно – практической конференции, посвященной 75 - летию биолого – химического факультета ЧГПУ, 21 апреля 2006г.
|
III. Описание инновационного опыта учителя. |
Я уверена в актуальности и перспективности данного направления и в своей работе использую информационные технологии: применяю мультимедийные методы обучения (анимационные, слайдовые) как других авторов, так и собственных исполнений. Существует ряд направлений применения информационных технологий в образовательном процессе. В школьной практике востребованы, в основном такие, как: контроль знаний, лабораторный практикум, иллюстративное средство при объяснении нового материала, самообразование.
Использование компьютера в преподавании биологии открывает широкие возможности для получения и обработки информации. Мною выбрано направление применения компьютерных технологий при иллюстрировании учебного материала по биологии. В соответствии с избранной темой планирую использование мультимедийных технологий в преподавании биологии в старших классах
Под мультимедиа обычно понимают комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю обращаться с компьютером, используя графику, гипертекст, звук, анимацию и видео. Сегодня имеется множество учебных компьютерных программ.
Поговорим о видах программ. У демонстрационных программ отсутствуют обратная связь (интерактивность). Ученик выступает в роли пассивного слушателя, что снижает эффективность работы. А вот электронные справочники и энциклопедии – хорошее средство для поиска и отбора материалов при подготовке рефератов и индивидуального проекта. Признанным лидером в этой области является компания « Кирилл и Мефодий». Средства моделирования и конструирования позволяют моделировать реальные и абстрактные процессы, думать, размышлять, выбирать варианты.
Электронные учебники имеют большой объём информаций. Они дают возможность протестировать себя, получить справку (например, «1С: Репетитор. Биология»). Автором ведётся работа по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Есть опыт использования электронных учебников, мультимедийных презентаций по определённым темам.
Приведу план реализации по теме: «Мультимедийные технологии в преподавании биологии и экологии в старших классах на 2005 -2008 учебный год:
- Теоретическое изучение темы. Изучение компьютера и его основных программ.
- Изучение и применение электронных учебников по биологии.
- Создание анимационных слайдов по общей биологии. Привлечение учащихся к созданию анимационных слайдов.
- Применение мультимедийных технологий по биологии и экологии (9 – 11 классы).
- Выступление на заседаниях школьного методического объединения, РМО и на заседании городской ассоциации учителей биологии по теме исследования.
- Отчёт об экспериментально-исследовательской работе на заседании педагогического совета школы.
- Выступление по теме исследования на научно-практических конференциях, в конкурсах.
В соответствии с разработанным планом мною изучены основные программы: Microsoft Word, Excel, Power Point, Paint. Проведена серия уроков с использованием электронного учебника «1С: Репетитор. Биология», которых сочетаю с самостоятельно разработанными компьютерными анимационными слайдами. |
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта). |
|
Ф.И.О. Эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес. |
|