Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Мультимедийные технологии в преподавании биологии и экологии. Пигенешева Альбина Алексеевна, учитель биологии МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

Общие сведения

ФИО автора работы

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Пигенешева Альбина Алексеевна

 

428009, ЧР, г. Чебоксары, ул. Лебедева, 13 МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов»

Учитель биологии

 

24 года

II. Сущностные характеристики.

Тема инновационного педагогического опыта

Мультимедийные технологии в преподавании биологии и экологии.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Модернизация систем образования вызвана в настоящее время становлением постиндустриального общества, где современный человек должен не только обладать инициативностью, творчеством, креативностью,  коммуникативностью  и гибкостью мышления, но   должен ещё владеть методикой поиска информации и активно работать с нею. Он  должен уметь выдвигать гипотезы, моделировать, экспериментировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информативных или других технологий,  в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

. Информационные технологии – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающие интерактивные, программно – методическое сопровождение (мультимедиа – учебники на основе гипертекста, различные базы данных, обучающие интернет–сайты).  Мультимедиа – технологии – это способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование.

 

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

Одним из эффективных методов по формированию самостоятельности у учащихся являются, например, мультимедийные продукты. Они представляют собой серию слайдов с анимациями и звуковыми эффектами, выполненными в программе Power Point. Преимуществом данной компьютерной программы являются  эффектность создаваемых слайдов, простота работы (программу легко усваивают  и пятиклассники). Информационные технологии, оправданы только тогда, когда повышают скорость усвоения, объём и качество знаний, способствуют более точному формированию понятий.

 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

1. Опыт применения слайдов был обобщён на открытых уроках в присутствии учителей биологии в рамках городских и республиканских семинаров  зам. директоров и директоров школ; семинаров ЧРИО, открытые уроки в рамках школьных семинаров и творческих отчётов. («Г. Мендель и основные закономерности генетики», «Генеалогия как метод изучения наследственности человека», 11 класс). Уроки эти получили положительную оценку и одобрение коллег и руководителей  ГМО и ЧРИО.

2.Создание и внедрение мультимедийных энциклопедий.

3.Выступление на заседании городской ассоциации учителей           биологии. Слайдовая презентация по теме: «ЗОЖ школьников». 4.Использование ИКТ для моделирования урока, для индивидуализации траекторий обучения учащихся.

5. Участие в муниципальном конкурсе по внедрению новых информационных технологий в образовательном процессе. «Лучший  урок с использованием ИКТ»  (Март 2006 год).

 

 

Результат изменений

. Продуктный  результат

1. Создание и внедрение мультимедийных энциклопедий по биологии и экологии.(6 – 11 классы);

 2. Участие в городском конкурсе «Энциклопедия» в рамках муниципальной целевой программы «Мы - чебоксарцы» (13 апреля 2007г.):

     -Номинация «Гуманитарные науки»- энциклопедия «Лента времени» награждены грамотой: 2 место- Трофимов Д., Агельский А., Прядильников А., Рябов А.

    -Номинация «Естественные науки»- энциклопедия «Отряд Хищные»: 3 место - Скосырская Е., Егорова Н.

3.Участие во Всероссийском конкурсе «Меня оценят в 21веке» (15.10.07г.) свидетельство «Звание лауреата» удостоена Журавлева Анастасия .-8А класс.

4.Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся

«Портфолио» (2006г.):

     за работу «Традиции народной медицины в Чувашии»; награждена дипломом Петрова Евгения - 11Б класс

     за работу «Изучение стоматологических заболеваний у школьников» награждена дипломом Журина Анастасия - 8Б класс(2007г.)

5.Городской  конкурс «Энциклопедия»:   

  - Номинация «Естественные науки»,  награждены дипломом за  2-е место, учащиеся 11 «Г» - Исакова Светлана,  Паймушина Ольга; за мультимедийную энциклопедию «Грибы средней полосы России»; ученица 11 «Б»  -  Александрова Ирина   -  1место  за энциклопедию «Растения садов и парков  г. Чебоксары» -  (2007 - 2008 уч. год).  

 Субъектный результат - Результат тестирования учащихся экспериментальной группы, где объяснение нового материала сопровождалось демонстрацией анимационных слайдов, были на 20-30% лучше, нежели у учащихся контрольной группы, где подобного показа не было.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическим опыте

  Сборник педагогический: Пути совершенствования подготовки научно – педагогических кадров  по естественно - научным дисциплинам в современных условиях: Материалы региональной научно – практической конференции, посвященной 75 - летию  биолого – химического факультета ЧГПУ, 21 апреля 2006г. 

 

III. Описание инновационного опыта учителя.

Я уверена в актуальности и перспективности данного направления и в своей работе использую информационные технологии: применяю мультимедийные  методы обучения (анимационные, слайдовые) как других авторов, так и собственных исполнений. Существует ряд направлений применения информационных технологий в образовательном процессе. В школьной практике востребованы, в основном такие,  как: контроль знаний, лабораторный практикум, иллюстративное средство при объяснении нового материала, самообразование.

            Использование компьютера в преподавании биологии открывает широкие возможности для получения и обработки информации. Мною выбрано направление применения компьютерных технологий при иллюстрировании учебного материала по биологии. В соответствии с избранной темой планирую использование мультимедийных технологий в  преподавании биологии в старших классах

            Под мультимедиа обычно понимают комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю обращаться с компьютером, используя графику, гипертекст, звук, анимацию и видео. Сегодня имеется множество учебных компьютерных программ.

            Поговорим о видах программ. У демонстрационных программ отсутствуют обратная связь (интерактивность). Ученик выступает в роли пассивного слушателя, что снижает  эффективность работы. А вот электронные справочники и энциклопедии – хорошее средство для поиска и отбора материалов при подготовке рефератов и индивидуального  проекта.  Признанным лидером в этой области является компания « Кирилл и Мефодий». Средства моделирования и конструирования позволяют моделировать реальные и абстрактные процессы, думать, размышлять, выбирать варианты.

            Электронные учебники имеют большой объём информаций. Они дают возможность протестировать себя, получить справку (например,  «1С: Репетитор. Биология»).  Автором ведётся работа по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Есть опыт использования электронных учебников,  мультимедийных презентаций по определённым темам.

            Приведу план реализации по теме: «Мультимедийные технологии в преподавании биологии и экологии в старших классах на 2005 -2008 учебный год:

  1. Теоретическое    изучение темы. Изучение компьютера и его основных программ.
  2. Изучение и применение электронных учебников по биологии.
  3. Создание анимационных слайдов по общей биологии. Привлечение учащихся к созданию анимационных слайдов.
  4. Применение мультимедийных технологий по  биологии и экологии (9 – 11 классы).
  5. Выступление на заседаниях школьного методического объединения, РМО и на заседании городской ассоциации учителей           биологии по теме исследования.
  6. Отчёт об экспериментально-исследовательской работе на заседании педагогического совета школы.
  7. Выступление по теме исследования на научно-практических  конференциях, в конкурсах.

            В соответствии с разработанным планом мною изучены основные программы: Microsoft Word, Excel, Power Point, Paint. Проведена серия уроков с использованием электронного учебника «1С: Репетитор. Биология»,  которых сочетаю с самостоятельно разработанными компьютерными анимационными слайдами.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта).

 

Ф.И.О. Эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика