Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Развитие публицистической речи учащихся на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ. Фёдорова Татьяна Трифоновна, учитель русского языка и литературы МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Фёдорова Татьяна Трифоновна

МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики.

Учитель русского языка и литературы

36 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Развитие публицистической речи учащихся на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.

 

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

    Выпускники сдают ЕГЭ по русскому языку. Он уже стал обязательным для всех. Экзамен выявил слабые места в практической подготовке учеников по предмету. Это прежде всего практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.

      В последнее время, когда учащиеся и русских, и национальных школ, независимо от программы, учебного плана, статуса учебного заведения, среды общения, сдают одинаковый экзамен по русскому языку,  учителями неоднократно отмечалось, что учащиеся национальных школ,  в основном сельских школ, менее подготовлены в речевом плане. Это особенно даёт о себе знать при написании рецензий.

      На наш взгляд, одна из причин кроется в том, что учащиеся национальных школ вплоть до 11 класса работают с облегчёнными, адаптированными текстами, снабжёнными притекстовыми словариками. Мы стремимся таким образом экономить время и силы учеников. Но на итоговых испытаниях выпускникам сложно понять обычные тексты, с которыми им приходится встречаться при выполнении задания С на ЕГЭ. Следующей причиной является то, что  наши ученики живут совершенно в другой среде, нежели русские дети. Многие из них по-русски говорят лишь на уроках, а это крайне недостаточно для развития речи. Авторы, как словесники, разделяют чувство тревоги учителей, которое вызывается безликостью и невыразительностью, бедностью языка творческих работ нерусских школьников. Поэтому это и стало одной из причин внедрения инновации по развитию публицистической речи учащихся при подготовке к ЕГЭ.   

    Итак, несоответствие языкового материала, который усваивается школьниками на уроках, с теми требованиями, которые необходимы для успешной сдачи экзамена, и определяет специфику инновации.

 

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

    МЕТОДИЧЕСКАЯ ИДЕЯ  ИПО заключается в том, что учитель-предметник на каждом уроке будет работать с одним текстом в течение 10 -15 минут. Этот текст ученик дома заучивает близко к тексту, сохраняя стиль автора. Он его пересказывает. Учащиеся определяют тему текста,  проблему, выдвинутую автором, комментируют её. Называют фильмы, художественные произведения, исторические факты, жизненные ситуации, где поднимается названная проблема. Далее затрагивают авторскую позицию,  выражают своё отношение к ней и аргументируют её. При правильно организованной работе на это учитель потратит немного времени.           

      Наиболее важными, по мнению автора, для обучения насыщенной, выразительной, образной русской речи  учащихся национальных школ являются эти разговорные «пятиминутки», цель и задача которых продиктованы принципом развития и совершенствования речевой деятельности по определённым темам.

      Тексты-миниатюры – это небольшие рассказы, различного рода короткие  рассуждения, которые глубоки по мысли и совершенны по форме. Они должны быть интересными, содержательными, информативными. Их предназначение – побуждать учащихся к размышлению, способствуя тем самым обогащению речи учащихся, помогать формированию навыков связной речи, воспитывать вкус к точному, лаконичному, образному слову. Поэтому работе над такого рода материалом целесообразно отводить должное место на каждом уроке русского языка.

     Кроме этого, сегодня постоянно и везде говорят о невоспитанности, грубости, жестокости молодого поколения. Поэтому автором выбраны именно те тексты, которые способны затронуть какие-то струны души учащихся, помогут им сделать правильный выбор в той или иной ситуации. Это, конечно, в первую очередь публицистические тексты.

    Чтение образцовой публицистики обогащает речевой опыт и речевые навыки средствами выразительности, обучает важному свойству речи – вызывать в сознании людей живые образы, определённые настроения. Отобранный материал позволяет обратить внимание учащихся на гражданственность позиции авторов высказываний. Они эффективны для «скрытого», «естественного» воздействия содержания на души учащихся.

       Таким образом, работа над текстом будет решать триединую задачу: образовательную, развивающую и воспитывающую.

 

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  Автор ИПО такой формы работы по развитию речи для национальных школ ещё не встречал, хотя в методике обучения неродной речи данная форма использовалась и довольно-таки удачно. Вспомним лицейские годы А.С.Пушкина. Лицеистам приходилось заучивать по 9-10 страниц текстов.

      А заучивание и пересказ прочитанного является очень важным приёмом для приобретения и развития навыков русской речи. При обучении русскому языку нерусских учащихся этот приём даже более важен, чем при обучении русскому языку в русских школах. В то время как для пересказа прочитанного на родном языке у ученика имеется всегда более или менее достаточный запас слов, при пересказе на неродном языке запас слов у ученика всегда будет не вполне достаточным. Учитель должен поощрять учащихся, которые выучили наизусть некоторые слова и выражения, конечно, уяснив их значение самостоятельно. Это предусматривается в данной инновации. Пересказ заученного тем и удобен, что он даёт возможность не только усваивать содержание прочитанного текста, но и запоминать слова и обороты русской речи. Поэтому устный пересказ  на русском языке нужно практиковать в нерусской школе возможно чаще.

        Беседы же по тексту оттачивают речь, способствуют формированию мировоззренческих позиций. В процессе беседы учащиеся получают возможность активно высказываться, отстаивая своё мнение, приводить примеры из прочитанного, услышанного, пережитого, определить своё отношение к нему.

      Автор пришёл к выводу, что надо систематически готовить учащихся к работе с оригинальными текстами. И если учитель проводит эту работу систематически, а не от случая к случаю, он сумеет обеспечить не только обогащение лексического запаса и развитие навыков русской речи учащихся, но и формирование нравственных идеалов. 

   

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условиями развития речи учащихся нерусской национальности, их творческих способностей учащихся на уроках русского языка  являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности данной методики и выбор адекватных форм его освоения с использованием  создания необходимой  речевой ситуации, живой беседы, заучивания наизусть, создания собственного текста и т.д.

 

 

Результат изменений

    По прогнозам авторов, описанная выше работа, во-первых, обогащает словарный запас учащихся, во-вторых, развивает орфографическую зоркость, наконец,  воспитывает душу. Не зря говорил академик Д.С.Лихачёв: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…»  В другой статье он продолжает: «Как научиться писать? Если для того, чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то чтобы научиться писать,- надо писать, писать письма, дневники».     

    При анализе текста, в котором ничего не искажено, не деформировано, у учащихся лучше развивается зрительная память, глубже воспринимается содержание, ощущается гармония графического облика текста и его содержания.

      Итак, правильно проведённая беседа, вытекающая непосредственно из содержания текста, способствует формированию речевой грамотности, активной гражданской позиции, высоких моральных качеств, трудолюбия, целеустремлённости школьников, помогает превращать те или иные нормы морали, нравственные идеалы в личные убеждения, в основу действий, поведения подростков.

   Уже есть результаты ИПО: 1. Положительная динамика учебных достижений . 2. Победы в районных олимпиадах (6 победителей и призёров олимпиад по русскому языку и литературе) 3.Успешное в районных и республиканских конкурсах, конференциях (например, победа в двух номинациях на конкурсе «Лучший урок письма» на республиканском уровне) 4. Повышение мотивации обучения. 5. Помощь в профессиональном самоопределении выпускников, более осознанно связывающих будущую профессиональную деятельность с русским языком языком. 6. Учащиеся неплохо справляются на ЕГЭ с созданием собственного текста.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 Фёдорова Т.Т. имеет авторскую программу элективного курса «Развитие публицистической речи учащихся национальных школ», автор методических пособий «Русский язык в пословицах и поговорках», «Разговорные пятиминутки», которые пользуются успехом среди учителей района.

III. Описание инновационного опыта учителя

   

      Главное в работе  учителя русского языка и литературы – это развитие способностей, творческой самостоятельности каждого ученика, которые что проявляются, прежде всего, в направленности преподавания предмета на речевое развитие учащихся..  

       Как было сказано выше, письменный экзамен по русскому языку (ЕГЭ) – один из самых коварных. И не только из-за известной истины: что написано пером, того не вырубишь топором. Основная причина в том, что многие и многие школьники не только плохо и неграмотно пишут – они плохо умеют думать, у них беден словарный запас. Как развивать творческий потенциал учащихся, чтобы его речь была интересной, чтобы ему самому было интересно создавать текст? Ответ можно найти в словах А.С. Пушкина: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…всякая строчка  великого писателя становится драгоценной   для   потомства.»  Поэтому автором создано методическое пособие, где собраны высказывания великих людей: педагогов, учёных, писателей, общественных деятелей. Это законченные высказывания на какую-либо тему,  имеющие большое воспитательное значение, они хороши тем, что затрагивают проблемы, актуальные на современном этапе, и постоянно освещаются в СМИ.

      Итак учащиеся анализируют выученный близко к тексту законченное высказывание. Определяют тему и основную мысль текста. Находят ключевые слова, предложения. На втором этапе они учатся находить проблему, названную автором. Обычно это даётся трудно. Учитель помогает наводящими вопросами: «Для чего автор написал текст? Что побудило его к этому?» Если ребята правильно ответят на эти вопросы, то они легко называют затронутые проблемы.  Следующим этаном работы является комментарий поставленных проблем. Они вспоминают и называют фильмы, художественные произведения, исторические факты, жизненные ситуации, где поднимается названная проблема. Учащиеся по тексту определяют авторскую позицию и выражают своё отношение к ней. Жизненный опыт детей ещё маловат, поэтому учитель помогает воссоздать логику рассуждения в тексте. Он вместе с учениками прослеживает за ходом развития авторской мысли. Немаловажное значение имеет аргументация своего ответа. Здесь важно подобрать примеры из художественной литературы, различных исторических событий, фильмов, передач и, конечно, жизненных ситуаций. Конечная цел работы – создание собственного текста. Следует отметить, что при работе с текстом большое значение имеет работа над незнакомыми словами. Важным этапом является выступление со своим текстом.

      Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

     Итак, развитие публицистической речи необходимо для ученика. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументированно умеет ее отстаивать. У него формируется собственная гражданская позиция, эмоциональная сфера, его чувства, душа, что очень важно в нашем обществе.

 

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Новизна данного опыта заключается в предложенном эффективном способе развития публицистической речи нерусских учащихся.  Предлагаемый НПО является попыткой дать учителю национальной школы  практический материал для повседневной работы по развитию речи. Ведь вопрос о формировании языковой,  лингвистической, речевой компетенцией у ученика школы – один из самых основных в методике преподавания русского языка. Рассмотрение этого вопроса имеет важное значение для разработки курса методики преподавания русского языка в национальной школе, для приведения в систему языкового материала, необходимого для  повышения языковой компетенции обучающегося.  Эффективность же обучения нерусских учащихся русскому языку находится в прямой зависимости от той учебной и методической литературы, которая имеется в распоряжении учителя и учеников.      

     Данное инновация адресована учителю и его воспитанникам национальной школы.  Авторы  ставят перед собой задачу помочь словеснику развить в первую очередь публицистическую речь учащихся  и этим подготовить к успешному написанию творческой работы (в частности – рецензии).

      

 

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

Захарова Лидия Ивановна, преподаватель русского языка и литературы Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства, заслуженный учитель ЧР

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика