Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Табакова Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Урмарская СОШ № 1 им.Г.Е.Егорова»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Табакова Валентина Михайловна

МОУ «УСОШ № 1 им.Г.Е.Егорова»

429400, Чувашская Республика, п.Урмары, пер.Школьный , д.3

Русский язык и литература

27 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

«Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Создание условий для развития всего потенциала личности.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Идея изменений состоит в том, что меняется способ решения проблем, возникающих в нетрадиционных ситуациях  практики функционирования и развития образовательного процесса

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Данный инновационный процесс призван помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, деятельностный

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Личностно – профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма позволяет распространять созданный инновационным путем опыт на муниципальном и региональном уровнях

Результат изменений

Данный инновационный педагогический опыт позволил повысить качество преподавания предмета, повысить уровень грамотности учащихся, вызвал интерес у учащихся  к осознанному  усвоению учебного материала

0Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Представление опыта на региональном и муниципальном уровнях, на семинарах и круглых столах, в журнале «Народная школа», издание брошюры.

III. Описание инновационного опыта учителя

В основе моей работы по воспитанию интереса к предмету лежит технология «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала», а  постулатом данной идеи являются слова М. Пришвина, записанные в его дневнике « …Отвращение к учительству. Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться». Это высказывание, на мой взгляд, должно стать девизом современной школы.

  

    Основные приемы этой технологии – анализ, синтез. Шаги деятельности ученика:

  - наблюдение – созерцание;

  - анализ явлений языка;

  - образование представлений о явлениях языка;

  - обращение к справочникам, учителю, учебнику в случае затруднений;

  - сопоставление – анализ наблюдений, образование понятий;

  - развитие речи и критической способности ученика;

  - синтез – формулировка логики правила.

    При этом важна не «гладкость» урока, когда ученики безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения и смущения.  При таком подходе знания органически входят в сознание ученика и прочно закрепляются.

Эта технология помогает выработке устойчивых орфографических навыков.

Введение таких понятий, как орфограмма,  тип, вид орфограммы, условия выбора написания, опознавательные признаки, а также введение письменных (графически) обозначений потребовали новых методических поисков и решений подбора соответствующего дидактического материала; поэтому мною созданные концентрические таблицы, по которым процесс усвоения языковых понятий протекает по кругу. Причем усвоение языка идет не от правил, а от слова и текста и обговаривание правила происходит не разрозненно, а на основе обобщения: «ь после шипящих», «правописание приставок».

Что же касается концентрических таблиц, то в них материал расположен так, что подводит учащихся к самостоятельному формулированию правил на основе логики языка.

Здесь, во – первых, усилена наглядность путем более рационального расположения материала на площади табличного листа.

Во – вторых, более широко применены шрифтовые и цветовые выделения.

И самое главное – запечатление в сознании происходит не без усилий ученика.

Вместе  с тем материал на таблицах расположен таким образом, что одна и та же таблица может быть использована при изучении нескольких тем и при обобщении материала

Данные концентрические таблицы способствуют развитию логического мышления, выработке приемов мыслительной деятельности и навыков правописания – учащиеся самостоятельно могут сделать из наблюдения и анализа соответствующий вывод, сформулировать правило.

Современный урок требует того, чтобы 80% на уроке работали, добывали знания, догадывались, ошибались, но приходили к открытию знаний сами дети, конечно же, под непосредственным руководством учителя. И именно технология «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»позволяет добиться мне этого. 

 

 

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Распространение опыта среди учителей русского языка и литературы ЧР (форма – мастер- классы, открытые уроки)

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Домрачева В.А. – зав.кафедрой русского языка и литературы, доцент ЧРИО г.Чебоксары

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика