В основе моей работы по воспитанию интереса к предмету лежит технология «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала», а постулатом данной идеи являются слова М. Пришвина, записанные в его дневнике « …Отвращение к учительству. Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться». Это высказывание, на мой взгляд, должно стать девизом современной школы.
Основные приемы этой технологии – анализ, синтез. Шаги деятельности ученика:
- наблюдение – созерцание;
- анализ явлений языка;
- образование представлений о явлениях языка;
- обращение к справочникам, учителю, учебнику в случае затруднений;
- сопоставление – анализ наблюдений, образование понятий;
- развитие речи и критической способности ученика;
- синтез – формулировка логики правила.
При этом важна не «гладкость» урока, когда ученики безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения и смущения. При таком подходе знания органически входят в сознание ученика и прочно закрепляются.
Эта технология помогает выработке устойчивых орфографических навыков.
Введение таких понятий, как орфограмма, тип, вид орфограммы, условия выбора написания, опознавательные признаки, а также введение письменных (графически) обозначений потребовали новых методических поисков и решений подбора соответствующего дидактического материала; поэтому мною созданные концентрические таблицы, по которым процесс усвоения языковых понятий протекает по кругу. Причем усвоение языка идет не от правил, а от слова и текста и обговаривание правила происходит не разрозненно, а на основе обобщения: «ь после шипящих», «правописание приставок».
Что же касается концентрических таблиц, то в них материал расположен так, что подводит учащихся к самостоятельному формулированию правил на основе логики языка.
Здесь, во – первых, усилена наглядность путем более рационального расположения материала на площади табличного листа.
Во – вторых, более широко применены шрифтовые и цветовые выделения.
И самое главное – запечатление в сознании происходит не без усилий ученика.
Вместе с тем материал на таблицах расположен таким образом, что одна и та же таблица может быть использована при изучении нескольких тем и при обобщении материала
Данные концентрические таблицы способствуют развитию логического мышления, выработке приемов мыслительной деятельности и навыков правописания – учащиеся самостоятельно могут сделать из наблюдения и анализа соответствующий вывод, сформулировать правило.
Современный урок требует того, чтобы 80% на уроке работали, добывали знания, догадывались, ошибались, но приходили к открытию знаний сами дети, конечно же, под непосредственным руководством учителя. И именно технология «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»позволяет добиться мне этого.
|