Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Речетворческая деятельность учителя при объяснении правил по русскому языку. Новизна опыта заключается в способах передачи правил по данному предмету – привнесение поэзии в уроки русского языка, использование разнообразных поэтических форм для понимания сути правил. Элементы занимательности, сотворчества как компоненты успешности усвоения правил учащимися. Преимущества опыта: интерес учащихся к урокам русского языка; создание речевых ситуаций и игровых моментов; развитие образного мышления и долговременной памяти; включение данного опыта на любом этапе урока и внеурочное время. Система представленных правил в поэтических образах находится в полном соответствии изучаемым орфограммам по русскому языку. Трудностей для использования системы поэтических правил учителями и учащимися нет. Ограничений и риска тоже не существует. |
Педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность
самого учителя. Слово «творчество» предполагает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.
Осознавая цель своего творчества, я на протяжении двадцати с лишним лет вырабатывала свою систему работы с детьми и
привносила в уроки элементы творчества.
«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее, а здоровая живая любознательность бывает только при хорошем настроении; когда же насильно забивают голову знаниями, они гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - писал А. Франс.
Эти слова писателя стали моим девизом в работе учителя. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала и живости преподавания. Чувство радости, удовольствия, по словам психологов, у детей связано с удивлением, изумлением. Правила русского языка, преподнесенные в поэтическом варианте, заставляют детей окунуться в атмосферу творчества, почувствовать себя героями сказки, в обычном явлении увидеть необычные вещи, ощутить богатство языка.
Идея инновационного опыта такова: правила русского языка представлены в поэтической форме для учащихся 5 – 9-х классов. Цель учителя-словесника – формирование умений и навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. На первоначальном этапе создана 1 часть учебного пособия «Правила русского языка в поэтических образах», в котором эти правила располагаются в соответствии с правилами учебника по русскому языку (5 класс), а также взяты отдельные трудные темы 6 – 7 классов. Форма поэтического выражения самая разнообразная: стихотворения, сказки, рифмовки, скороговорки. Вот названия некоторых тем: «Безударные гласные, гласные прекрасные», «Симпатичные согласные», «Непроизносимые согласные», «Слова без Т», «Веселые ЖИ – ШИ», «Неразлучные друзья Ъ и Ь», «Лесная школа феи», «Как три поросенка учили волка», «Частицы – сестрицы», «Как поссорился глагол с частицей НЕ», «Существительные с НЕ» и т. д. Вся эта разработка не только дополняет изучаемые научные правила по предмету, но и служит интересным материалом для развития мышления, фантазии, развития литературно-творческих способностей обучающихся. При этом процесс усвоения знаний превращается из репродуктивно-воспроизводящего («ученик должен знать это и делать именно это») в аналитическо-творческий. Живой интерес детей к языковым явлениям усиливается, поглощение знаний идет с нескрываемой радостью, т. е. тем самым «аппетитом». Занимательность поэтического материала, служа первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного эмоционального фона, является опорой для развития памяти учащихся, а значит, условием грамотного письма.
«Хочешь наукой воспитать своего ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят ее, и ты воспитаешь их», - эти слова Л.Н.Толстого как нельзя лучше определяют направление деятельности учителя. Разнообразные же формы и методы преподавания материала, нестандартные приемы в обучении русскому языку воспитывают в детях любовь к предмету, стимулируют творчество самих учащихся «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания» - эти слова Буслаева учат находить нестандартные подходы к самому важному вопросу языка – знанию и применению правил русского языка учащимися. |