Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Изучение правил русского языка в поэтических образах. Смирнова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50» г.Чебоксары

Информационная карта инновационного опыта участника

Приоритетного национального проекта «Образование»

                                                                                      Ι.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

       Стаж работы в должности

Смирнова Людмила Александровна

МОУ «СОШ №50» ,428023 г. Чебоксары, М. Залка, 4/1

учитель русского языка и литературы

24 года

ΙΙ.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного опыта

Изучение правил русского языка в поэтических образах.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)

Методологический подход в изучении правил русского языка в нетрадиционной форме -  поэтической. Цель его -  дополнительный  источник знаний для учащихся по предмету, углубление сведений по русскому языку, развитие литературно-творческих способностей, дара слова учащихся. Противоречия как такового нет.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Использование возможностей поэтического слова в образовательных целях при изучении правил русского языка, их закреплении и применении на практике.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

      Речетворческая деятельность учителя при объяснении правил по русскому языку. Новизна опыта заключается в способах передачи правил по данному предмету – привнесение поэзии в уроки русского языка, использование разнообразных поэтических форм для понимания сути правил. Элементы занимательности, сотворчества как компоненты успешности усвоения правил учащимися. Преимущества опыта: интерес учащихся к урокам русского языка; создание речевых ситуаций и игровых моментов; развитие образного мышления и долговременной памяти; включение данного опыта на любом этапе урока и внеурочное время. Система представленных правил в поэтических образах находится в полном соответствии изучаемым орфограммам по русскому языку. Трудностей для использования системы поэтических правил учителями и учащимися нет. Ограничений и риска тоже не существует.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Основной целью уроков русского языка является формирование умений и навыков грамотного письма, развитие и совершенствование речевых навыков. Изучение грамматики является средством обучения устному и письменному общению. Знание правил русского языка - залог грамотного письма учащихся, а закрепление их происходит не только на уроках, но и во внеурочное время: на факультативах, кружках, при подготовке к ЕГЭ.

Результат изменений

-100% успеваемость учащихся по русскому языку  и ЕГЭ в 9 и 11 классах; качество знаний по этому предмету – 60 – 96%;

-Средний балл по ЕГЭ в 9 А классе МОУ «СОШ №50» - 4,3;

-  - Развитие творчества самих учащихся .

Публикации о представленном

инновационном материале

Учебное пособие «Правила русского языка в поэтических образах»; 84 с.,2008, г. Чебоксары, издательство «Чувашия»

 

                                                                                ΙΙΙ.Описание инновационного опыта учителя

 

         Педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность

 самого учителя. Слово «творчество» предполагает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.

         Осознавая цель своего творчества, я на протяжении двадцати с лишним лет вырабатывала свою систему работы с детьми и

привносила в уроки элементы творчества.

         «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее, а здоровая живая любознательность бывает только при хорошем настроении; когда же насильно забивают голову знаниями, они гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - писал А. Франс.

       Эти слова писателя стали моим девизом в работе учителя. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала и живости преподавания. Чувство радости, удовольствия, по словам психологов, у детей связано с удивлением, изумлением. Правила русского языка, преподнесенные в поэтическом варианте, заставляют детей окунуться в атмосферу творчества, почувствовать себя героями сказки, в обычном явлении увидеть необычные вещи, ощутить богатство языка.

         Идея инновационного опыта такова: правила русского языка представлены в поэтической форме для учащихся 5 – 9-х классов. Цель учителя-словесника – формирование умений и навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. На первоначальном этапе создана 1 часть учебного пособия «Правила русского языка в поэтических образах», в котором эти правила располагаются в соответствии с правилами учебника по русскому языку (5 класс), а также взяты отдельные трудные темы 6 – 7 классов. Форма поэтического выражения самая разнообразная: стихотворения, сказки, рифмовки, скороговорки. Вот названия некоторых тем: «Безударные гласные, гласные прекрасные», «Симпатичные согласные», «Непроизносимые согласные», «Слова без Т», «Веселые ЖИ – ШИ», «Неразлучные друзья Ъ и Ь», «Лесная школа феи», «Как три поросенка учили волка», «Частицы – сестрицы», «Как поссорился глагол с частицей НЕ», «Существительные с НЕ» и т. д. Вся эта разработка не только дополняет изучаемые научные правила по предмету, но и служит интересным материалом для развития мышления, фантазии, развития литературно-творческих способностей обучающихся. При этом процесс усвоения знаний превращается из репродуктивно-воспроизводящего («ученик должен знать это и делать именно это») в аналитическо-творческий. Живой интерес детей к языковым явлениям усиливается, поглощение знаний идет с нескрываемой радостью, т. е. тем самым «аппетитом». Занимательность поэтического материала, служа первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного эмоционального фона, является опорой для развития памяти учащихся, а значит, условием грамотного письма.

         «Хочешь наукой воспитать своего ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят ее, и ты воспитаешь их», - эти слова Л.Н.Толстого как нельзя лучше определяют направление деятельности учителя. Разнообразные же формы и методы преподавания материала, нестандартные приемы в обучении русскому языку воспитывают в детях любовь к предмету, стимулируют творчество самих учащихся «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания» - эти слова Буслаева учат находить нестандартные подходы к самому важному вопросу языка – знанию и применению правил русского языка учащимися.

                                                                            ΙV.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Данная графа заполняется председателем районного методического объединения (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО

Ф.И.О .эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика