Учитель в преподавании литературы одной из главных определяет проблему, связанную с восприятием и анализом художественного произведения, поскольку основная задача изучения литературного текста заключается в достижении адекватного понимания мыслей и чувств автора.
Постижение художественных произведений предполагает метод с использованием конкретных блоков заданий, вопросов, необходимых для определения сущности и уровней читательского восприятия. Эта работа имеет определенные этапы, ступени, на каждой из которых усложняется изучение особенностей формы и содержания художественного произведения.
Началу работы над произведением предшествует знакомство с биографией поэтов и писателей, которая может быть представлена педагогом или заранее подготовленными учащимися. Выступление учащихся может быть представлено в виде интервью, очерка или рассказа в литературном журнале, варианты статей к учебнику литературы. Причем выступление учеников сопровождается мультимедийной презентацией.
Следующий этап работы над произведением - проверка знания содержания литературного произведения. Цель данного этапа - проверить, насколько глубоко учащиеся прочитали текст и прочитали ли вообще. Проверка может производиться в виде теста, в виде отдельных вопросов по содержанию, первичного анализа некоторых сцен и картин.
Основная часть урока имеет три этапа.
1 этап. Обсуждение общих вопросов творчества писателя, поэта: основные темы, мотивы и направления, образы. Учитель может сообщить знания в готовом виде или привести к ним в ходе эвристической беседы.
2 этап. Деление учеников на творческие группы и работа в них по определенным заданиям и темам, данным учителем или выбранным самими учащимися. Деление на группы может происходить по-разному в зависимости от темы исследования: по личным симпатиям, по указанию учителя, по вариантам, по рядам, по жребию и т.д. В каждой группе выбирается (назначается) руководитель из числа сильных учеников, который организует, координирует и направляет работу группы. При работе учащиеся используют ресурсы кабинета литературы, библиотеки, Internet.
3 этап. Выступление творческих групп с сообщениями о результатах исследований по теме. Форму представления результата учащиеся выбирают самостоятельно: лекция, литературно-музыкальная композиция, мультимедийная презентация, театральная постановка, стенгазета, устный журнал и др.
Заключительное слово педагога.
Педагог анализирует ответы учащихся, оценивает работу творческих групп, подводит итог исследованию, результатом которого становится определение характера и качества восприятия художественного произведения.
|