Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Технология организации урока - творческой лаборатории в средних и старших классах. Савина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образование»

 

1. Общие сведения

ФИО автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта

Должность с указанием  преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Савина Татьяна Анатольевна

МОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары

Учитель русского языка и литературы

20 лет

 

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Технология организации урока - творческой лаборатории в средних и старших классах

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)

Противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Концепция изменений основана на личностно – деятельностном подходе, предполагающем проведение специальной работы по организации исследовательской деятельности учащихся, по формированию навыков оформления и представления результатов  и оценке собственной деятельности.

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Трудоемкость ИПО связана с большим количеством времени, которое требуется учителю и ученикам для подготовки и проведения таких уроков.

Риски ИПО сводятся к трудности оформить результат исследовательской деятельности в творческой форме.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма

Предлагаемая технология обеспечивает формирование общеучебных и предметных умений: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, а также формирование критического мышления, навыков работы в команде, навыков работы на компьютере.

При работе  учениками осваиваются исследовательский, творческий и эвристический тип деятельности.

Учащиеся работают как индивидуально, так и в группе. Причем мотивация обеспечивается работой в команде, т.к. конечный результат продукта зависит от участия всех вместе и каждого в отдельности.

В процессе работы учащиеся получают несколько отметок за индивидуальные задания (проверка знания текста произведения, индивидуальные сообщения по представлению биографии и др.) и за работу в составе творческой группы, которая оценивается самой группой и учителем.

При работе учащиеся используют ресурсы кабинета литературы, библиотеки, Internet.

 

Результат изменений

Подготовка призеров городских олимпиад по литературе: Коленов С. - 1 место (2007 г.), Коленов С. - 1 место, Арсентьева В. - 3 место ( 2008 г.)

Победа в окружной олимпиаде по литературе: Андреева Л. - 3 место (2007 г.)

Качество знаний по русской литературе за 2007-2008 уч. г. в старших классах составляет 83%.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Выступление на Республиканском фестивале учителей-словесников «Открытый урок» (2007 г., 2008 г.).

Выступление на заседании ассоциации учителей русского языка  и литературы (2008 г.)

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Учитель в  преподавании литературы одной из главных определяет проблему, связанную с восприятием и анализом художественного произведения, поскольку основная задача изучения литературного текста заключается в достижении адекватного понимания мыслей и чувств автора.  

Постижение художественных произведений предполагает метод с использованием конкретных блоков заданий, вопросов, необходимых для определения сущности и уровней читательского восприятия. Эта работа имеет определенные этапы, ступени, на каждой из которых усложняется изучение особенностей формы и содержания художественного произведения.

Началу работы над произведением предшествует знакомство с биографией поэтов и писателей, которая может быть представлена педагогом или заранее подготовленными учащимися. Выступление учащихся может быть представлено в виде интервью, очерка или рассказа в литературном журнале, варианты статей к учебнику литературы. Причем выступление учеников сопровождается мультимедийной презентацией.

Следующий этап работы над произведением - проверка знания содержания литературного произведения. Цель данного этапа - проверить, насколько глубоко учащиеся прочитали текст и  прочитали ли вообще. Проверка может производиться в виде теста, в виде отдельных вопросов по содержанию, первичного анализа некоторых сцен и картин.

Основная часть урока имеет три этапа.

1 этап. Обсуждение общих вопросов творчества писателя, поэта: основные темы, мотивы и направления, образы. Учитель может сообщить знания в готовом виде или привести к ним  в ходе эвристической беседы.

2 этап. Деление учеников на творческие группы и работа в них по определенным заданиям и темам, данным учителем или выбранным самими учащимися. Деление на группы может происходить по-разному в зависимости от темы исследования: по личным симпатиям, по указанию учителя, по вариантам, по рядам, по жребию и т.д. В каждой группе выбирается (назначается) руководитель из числа сильных учеников, который организует, координирует и направляет работу группы. При работе учащиеся используют ресурсы кабинета литературы, библиотеки, Internet.

3 этап. Выступление творческих групп с сообщениями о результатах исследований  по теме. Форму представления результата учащиеся выбирают самостоятельно: лекция, литературно-музыкальная композиция, мультимедийная презентация, театральная постановка, стенгазета, устный журнал и др.

Заключительное слово педагога.

Педагог анализирует ответы учащихся, оценивает работу творческих групп, подводит итог исследованию, результатом которого  становится определение характера и качества восприятия художественного произведения.

 

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Данная графа заполняется председателем районного методического объединения (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО

Инновационный педагогический опыт Савиной Т.А., учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2», изучен на заседании ассоциации учителей русского языка в апреле 2008 года и рекомендован для распространения на городском марафоне школьных предметов, который будет проводиться в рамках августовской конференции в августе 2008 года.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Созонова Алевтина Кронидовна

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика