Полозина Зинаида Григорьевна |
МОУ «Большеатменская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района
(429051, Чувашская Республика,Красночетайский р-н,
дер. Большие Атмени, ул. Речная, дом 10) |
Учитель русского языка и литературы |
18 лет |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
На уроках предлагаю задания выполнять в группах, состоящих от 2 до 5 человек. Задание дается всей группе, оно выполняется ими сообща, знающий помогает незнающему, подсказывает правильный ответ, объясняет ход рассуждения. |
МОУ «Большеатменская СОШ» является ресурсным центром. В ней обучаются дети из разных деревень района, из семей разного социального и интеллектуального уровня. Различаются наши ученики своими умственными способностями.
Психофизиологические особенности учащихся требуют для обеспечения эффективного учебного процесса каждого ребенка неодинаковых условий обучения. Создать такие условия, как показывает многолетний опыт, возможно, если организовать дифференцированную работу на уроке.
Прежде чем начать дифференцированную работу предварительно делю учащихся (конечно, учитываю при этом и их желание) на группы (варианты) по уровню обученности. В1 группу включаю учащихся с высокими учебными возможностями, умеют обобщать, анализировать, у них гибкий ум, хорошая память, поэтому эти дети легко запоминают учебный материал, им можно на уроке предоставлять наибольшую самостоятельность. С большим интересом, с желанием выполняют задания повышенной трудности.
Во 2 гр. работают дети со средними уч. возможностями. Они медленнее усваивают уч. материал, у некоторых из них нет особого прилежания, не хватает целеустремленности.
3 группа –здесь работают дети с пониженной успеваемостью. Эти дети нуждаются в постоянной помощи учителя. Они с трудом запоминают материал, изученный на уроке, поэтому нуждаются в постоянном повторении и закреплении полученных знаний. Хотя эти школьники тоже активно участвуют в решении общей задачи, но с трудом овладевают приемами распознавания орфограмм, пунктограмм, применением их на практике. Поэтому с ними можно создать опорную таблицу, схему. (Схема рассуждения)
Наиболее широкие возможности для организации дифференцированной работы дает этап закрепления изученного. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера. Здесь необходимо учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Бывает так, что одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление, я думаю, должно осуществляться на разных уровнях и в неодинаковом объеме.
При объяснении же нового материала использую дифференцированные задания только в тех классах, где учащиеся овладели в достаточной степени навыками самостоятельной работы с учебными пособиями. Необходимым такое объяснение, на мой взгляд, становится при изучении сложного для учеников материла. Таким, как показывает практика, является, например, материал по темам «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов», «Виды односоставных предложений», «Тире между подлежащим и сказуемым», « Виды сложных предложений» , « Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, « Обособленные второстепенные члены предложения» и др.
На уроке объяснения нового материала по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» учащиеся 3 группы готовят связное сообщение о случаях постановки тире между подлежащим и сказуемым, ученики же 2 группы подыскивают примеры из предложенных в учебнике упражнений на каждый пункт правила, первая готовит сообщение о трудных случаях постановки тире между главными членами предложения. В ходе выполнения если возникает вопрос, то записывают его в тетрадь и после завершения работы задают остальным ученикам или же учителю. Затем каждая группа выступает с сообщениями.
|